Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного дефицита и профицита в Республике Беларусь, а так же путей его преодоления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд конкретных задач:
- раскрыть причины бюджетного дефицита и профицита;
- охарактеризовать виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита;
- проанализировать концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита;
- выявить причины и виды государственного долга;
- определить последствия государственного долга и способы его управления;
- охарактеризовать проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 4
1 Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования 6
1.1 Причины бюджетного дефицита и профицита 6
1.2 Виды и экономические последствия бюджетного дефицита и профицита 10
1.3 Концептуальные подходы к регулированию бюджетного дефицита и профицита 13
2 Государственный долг: причины, виды, последствия и способы управления 17
2.1 Причины и виды государственного долга 17
2.2 Последствия государственного долга и способы его управления 20
3 Проблемы бюджетного дефицита, профицита, государственного долга в Республике Беларусь 23
Список использованных источников 39
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в I полугодии 2010-2011 гг. 41
Приложение Б Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год млн. долларов США 42
Приложение В Исполнение местных бюджетов в Республике Беларусь 44

Файлы: 1 файл

14439_кр_бюджетный дефицит и профицит Проблемы госдолга_бгэу_0+5_18.11.doc

— 896.00 Кб (Скачать файл)

- по налогу на прибыль 4,1 трлн. руб. (прирост 63,8%, в реальном выражении -34,2%);

- по подоходному налогу 3,8 трлн. руб. (прирост 61,9%, в реальном выражении -32,6%);

- по акцизам 2,3 трлн. руб. (прирост 16,5%, в реальном выражении снижение на 4,6%);

- по налогам на собственность 1,3 трлн. руб. (прирост 47,0%, в реальном выражении - 20,4%).

В структуре консолидированного бюджета 58,9% составляют доходы республиканского бюджета и 41,1% -доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП.

Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

Значительное влияние  на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и  девальвация национальной валюты.

В этих условиях в текущем  году реализуется жесткая бюджетная  политика, направленная на оптимизацию государственных расходов, снижение дефицита консолидированного бюджета и поддержание макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга.

В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале 2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале - на 6,6 п.п. [26]

Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных  валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 3,3% вместо 2,2% в январе-июне 2010 г.

В I квартале 2011 г. в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 13,1 трлн. рублей доходов, что на 26,7 процента больше, чем за январь-март 2010 г. (или 32,6 процента к ВВП против 32,9 процента в I квартале 2010 г.), таблица 1.12. В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 12,6 процента (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Данные об исполнении консолидированного бюджета, млрд. рублей

 

 

Доходы

Из них

Расходы

Профицит (+), дефицит (-)

 

 

налоговые

неналоговые

 

 

I квартал 2010 г.

10 360,0

9 560,9

781,0

11 161,8

-801,8

I квартал 2011 г.

13 129,3

12 101,1

1 10,7

12 817,6

311,7


 

Примечание – Источник: [26]

 

Таким образом, консолидированный  бюджет за январь-март 2011 г. исполнен с профицитом в размере 0,8 процента к ВВП (в январе-марте 2010 г. консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2,6 процента к ВВП).

Приоритетной задачей денежно-кредитной политики в январе-апреле 2011 г. явилась реализация ряда мер, направленных на обеспечение устойчивости белорусского рубля и сохранение ценовой и финансовой стабильности в целом как важнейших условий для экономического развития страны.

Консолидированный бюджет в январе-июне 2011 г. исполнен с профицитом в размере 1,9 трлн. руб., или 1,8% ВВП (в  январе-июне 2010 г. - дефицит - 2,7% ВВП) (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 – Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии                                  2010-2011 гг.

 

Примечание – Источник: [27]

За январь-июнь 2011 года профицит местных бюджетов составил                                             1,1 трлн. рублей. Наибольшее превышение доходов над расходами сложилось в бюджетах г.Минска и Минской области, при этом бюджеты Брестской и Гродненской областей исполнены с дефицитом (рисунок 3.4).

 

 

 

 

Рисунок 3.4 – Дефицит/профицит местных бюджетов в I полугодии                          2010-2011 гг.

 

Примечание – Источник: [27]

 

В Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

Это означает необходимость  в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом  за счет активизации работы таких  финансовых институтов, как центральный  депозитарий и фондовая биржа.

Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой  невыплаченную сумму фактических  текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного  долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

Методологической основой  формирования внешнего долга Республики Беларусь является Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.), Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.).

За период с 1995 по 2010 годы в Республике Беларусь наблюдается двенадцатикратный рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, опережение темпов роста импорта над экспортом, что создает напряженное положение в платежном балансе страны и не позволяет сформировать надежные золотовалютные резервы. Объем экспорта товаров на душу населения в европейских странах, по количеству населению близких к Беларуси, на порядок выше [28].

Анализ показывает, что  современное состояние внешнеторговой деятельности Республики Беларусь не соответствует ее потенциальным  возможностям, многие факторы задействованы не в полной мере, что в конечном итоге сказывается на развитии национальной экономики, создает угрозу экономической безопасности страны.

В данной связи необходимо значительное увеличение темпов роста  экспорта в 2011—2015 годах и достижение положительного значения сальдо торгового баланса, повышение эффективности внешнеторговой деятельности Республики Беларусь, поиск резервов в данной сфере и их увязка с реальными экономическими условиями и задачами.

Рассмотрим динамику внешней торговли Республики Беларусь и факторы, определяющие дисбаланс между экспортом и импортом товаров.

Прирост отрицательного значения сальдо внешней торговли товарами Республики Беларусь за пять лет 2006—2010 гг. составил 8913,6 млн. долл. США (в 2005 г. оно сложилось отрицательным в размере 728,8 млн. долл. США, а в 2010 г. — отрицательным в размере 9642,3 млн. долл. США).

Наибольший вклад в  ухудшение торгового баланса внес импорт сжиженного и природного газа в размере 3113,6 млн. долл. США. В 2005 г. Беларусь импортировала данный вид топлива по ценам ниже мировых. При стабильном физическом объеме импорта на уровне 20—21 млн. м3, обусловленном сложившейся структурой потребления газа для производства и бытовых нужд населения, последовательное повышение цен в 2005—2010 гг. с 47,2 до 187,6 долларов США за 1000 м3 привело к росту его стоимостного объема с 997,9 до 4188 млн. долларов США или в 4,2 раза.

Нефть и нефтепродукты  по итогам 2010 г. имеют наиболее значительный удельный вес в экспорте (26,7%) и импорте (22,2%) национальной экономики, поэтому их динамика во многом определяет показатели сбалансированности внешней торговли.

Несмотря на то, что  в 2010 году нашими торговыми партнерами были 187 стран, внешняя торговля стала в большей мере вновь ориентироваться на страны СНГ. Доля этого рынка в экспорте белорусской продукции составила 53,5%, в то время как в 2009 г. - 43,7%. При этом сократился экспорт в страны ЕС, – его доля упала с 44,1 до 30,1%, главным образом, за счет существенного снижения объемов поставок нефтепродуктов [26].

В 2010 году около 70% товарного  экспорта было сконцентрировано на рынках 11 стран, где удельный вес наибольшего рынка превышает 50%. Такая ситуация сопряжена с высоким уровнем рисков резкого снижения объемов экспорта в случае вытеснения с данных рынков по каким-либо причинам, поскольку для переориентации экспортных потоков и закрепления на альтернативных рынках требуется время и значительные расходы.

По оценкам Всемирного банка в Беларуси имеют место и ряд других негативных тенденций во внешней торговле: снижение внутриотраслевой торговли, по уровню развития которой можно судить о специализации экспортных производств, конкурентоспособности товаров и устойчивости экономики к внешним шокам, а также ослабление сравнительных преимуществ (сравнивается удельный вес товара в экспорте страны с его удельным весом в мировом экспорте). В частности, сократилась доля продукции трудоемкого и капиталоемкого производства, а выросла доля сырьевых товаров и нефтепродуктов.

Отмеченные за прошедшее  пятилетие негативные тенденции  сохранились и в I квартале 2011 г. Экспорт товаров по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. вырос на 46,3%, однако импорт рос опережающими темпами и увеличился на 65,7%. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами за данный период выросло на 1 822,3 млн. долл. (с -1 209,0 млн. долл. в 2010 г. до -3 031,3 млн. долл. в 2011 г.).

Абсолютные и относительные  показатели валового внешнего долга  Республики Беларусь за 2010 – первое полугодие 2011 гг. приведены в                                        таблице 3.3.

Внешний долг Беларуси с 2009 года интенсивно наращивается. За этот период отношение госдолга к ВВП увеличилось в 2,2 раза и составило на                       1 апреля 2011 года 55,4%. При этом в апреле впервые превышено предельное значение этого показателя в размере 55%, как это установлено Концепцией национальной безопасности Беларуси.

 

 

Таблица3.3 – Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь за 2010 – первое полугодие 2011 гг.

Показатели

01.01.2010

01.01.2011

01.07.2011

1. Абсолютные показатели валового  внешнего долга Республики Беларусь

     

1.1. Валовой  внешний долг по всем секторам  экономики

22 060,3

28 401,1

33 101,1

1.2. Обслуживание  валового внешнего долга, в  т.ч.:1

5 822,2

5 165,0

2 958,4

1.2.1. Платежи  по основному долгу

5 346,6

4 563,2

2 489,2

1.2.2. Платежи по процентам

475,6

601,8

469,2

1.3. Внешний  долг органов государственного  управления

8 363,0

10 057,9

12 000,3

1.4. Обслуживание  внешнего долга органов государственного  управления, в т.ч.1

288,7

762,1

259,6

1.4.1. Платежи  по основному долгу

139,4

547,2

81,4

1.4.2. Платежи  по процентам

149,3

214,9

178,2

2. Относительные показатели валового  внешнего долга Республики Беларусь

     

2.1. Валовой  внешний долг на душу населения,  долларов США

2 322,1

2 995,5

3 488,4

2.2. Валовой  внешний долг / ВВП, процентов

44,8

52,0

56,3

2.3. Долгосрочный  валовой внешний долг / ВВП, процентов

24,8

28,8

32,0

2.4. Краткосрочный  валовой внешний долг / ВВП, процентов

20,1

23,3

24,3

2.5. Долгосрочные  заимствования/валовой внешний долг, процентов

55,3

55,3

56,9

2.6. Валовой внешний долг / экспорт товаров и услуг, процентов

88,7

95,0

88,8

2.7. Внешний  долг / поступления по счету текущих  операций, процентов

85,4

90,6

84,1

2.8. Внешний  долг органов государственного  управления / ВВП, процентов

17,0

18,4

20,4

2.9. Резервные активы / валовой внешний долг, процентов

25,6

17,7

12,5

2.10. Резервные  активы / краткосрочный валовой внешний  долг, процентов

57,3

39,6

29,1

3. Относительные показатели обслуживания  валового внешнего долга Республики  Беларусь

     

3.1. Обслуживание валового внешнего долга /экспорт товаров и услуг, процентов

23,4

17,3

14,3

3.2. Обслуживание  валового внешнего долга /ВВП,  процентов

11,8

9,5

10,7

3.3. Обслуживание  внешнего долга органов государственного  управления/ доходы республиканского  бюджета, процентов

1,7

4,5

3,1

Справочно:

     

Население , млн.человек2

9,5

9,5

9,5

ВВП, млн. долларов США3

49 193,2

54 587,4

58 759,8

Валовые международные  резервные активы, млн. долларов США

5 652,5

5 030,7

4 150,9

Экспорт товаров  и услуг, млн. долларов США

24 865,0

29 909,1

37 278,4

Доходы республиканского бюджета, млн. долларов США4

16 723,6

16 800,1

8 459,9

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит: причины, виды, последствия и подходы регулирования