Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель моей работы заключается в том, что бы понять особенность формирования рынка ценных бумаг в России, и пути его развития.
Задача: моя задача узнать сущность и функции рынка ценных бумаг ,участников рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем, историю возникновения и развитие ,общую характеристику и структуру, органы регулирования, соблюдение законодательства ,будущее рынка ценных бумаг в России, влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг, проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России, стратегию и прогнозы развития российского рынка ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………………….…......4
1.1. Сущность рынка ценных бумаг……………………………………………………….... …4
1.2. Функции рынка ценных бумаг………………………………………………………….. ...6
1.3. Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем.........7
2. История возникновения и развития рынка ценных бумаг…………………………...12
2.1. Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг в России………………...…14
2.2 Органы регулирования рынка ценных бумаг………………………………………...…..17
2.3. Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства…..……23
3. Будущее рынка ценных бумаг в России…………………………………………..…......26
3.1 Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг…………..... ………33
3.2 Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России……………………………...37
3.3. Стратегии на рынке ценных бумаг…………………………………………………….....40
3.4. Прогнозы развития российского рынка ценных бумаг………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………………………….47
Список используемой литературы …………………………………………………...……
• осуществляет разработку
основных направлений развития рынка
ценных бумаг и координацию
• утверждает стандарты
эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии
ценных бумаг эмитентов, в том
числе иностранных эмитентов, осуществляющих
эмиссию ценных бумаг на территории
Российской Федерации, и порядок
регистрации эмиссии и
• разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
• устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.
Федеральная служба совместно
с Министерством финансов Российской
Федерации устанавливает
• обязательные требования к порядку ведения реестра;
• порядок и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
• выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий (аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);
• осуществление лицензирования
и ведение реестра
• определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
• осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;
• обеспечение открытости информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
• создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
• утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу
этих организаций, организация исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
• разработка проектов законодательных
и иных нормативных актов, связанных
с вопросами регулирования
• подготовка соответствующих методических рекомендаций по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
• осуществление руководства
региональными отделениями
• ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
• установление и определение порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
• обращение в арбитражный
суд с иском о ликвидации юридического
лица, нарушившего требования законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах,
и о применении к нарушителям
санкций, установленных
• осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
• установление соотношения
между размерами объявленной
эмиссии акций на предъявителя и
оплаченного уставного
Федеральная служба по финансовым рынкам в соответствии с законом вправе:
• выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);
• квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
• в случаях неоднократного
или грубого нарушения
Немедленно после вступления в силу решения Федеральной службы о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен:
• принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;
• по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;
• организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной службы;
• направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
• принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной службы;
6.3. Законодательно-правовые
основы регулирования
• применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
• устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.
Помимо этого, определенные функции по регулированию российского рынка ценных бумаг осуществляют Комитет по имуществу, Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли.
2.3. Соблюдение
законодательства. Контроль за соблюдением
законодательства.
Эффективное
регулирование PUB требует не только активного
правового и институционального регулирования
происходящих в этой сфере процессов,
но и создания системы регулярного контроля,
обеспечивающего соблюдение законодательства
всеми участниками рынка ценных бумаг.
На начальном этапе развития фондового
рынка в России основное значение имели
вопросы создания правил поведения на
рынке. Такой подход был в некоторой степени
оправдан в период становления рынка ценных
бумаг в России. Регулирующие органы -
Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ ежедневно
сталкивались с необходимостью устранения
пробелов и создания минимальных правил
и стандартов деятельности на рынке. По
мере становления правовой базы все большее
значение приобретают процедуры контроля
за соблюдением законодательства. Поэтому
перед ФКЦБ с момента ее создания была
поставлена крайне сложная задача по формированию
правовой среды на российском рынке и
преодолению правового нигилизма, утвердившегося
во взаимоотношениях между его участниками.
ПРАВОВАЯ БАЗА
Существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:
- федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах";
- указы Президента РФ
(Комплексная программа мер по
обеспечению прав вкладчиков
и акционеров, утвержденная Указом
Президента Российской
- нормативные акты ФКЦБ России, в числе которых уже имеются специальные акты по контролю за рынком ценных бумаг и защите прав инвесторов;
- нормативные акты других
органов государственной
Наличие законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления контрольнонадзорных функций.
ФКЦБ России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и принуждения участников рынка к соблюдению законодательства. В настоящее время у нее имеются следующие административные полномочия по принуждению к соблюдению законодательства о ценных бумагах:
- приостановление или
аннулирование лицензии у
- обращение с исками в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным, о ликвидации юридического лица или о признании недействительными сделок с ценными бумагами;
-применение дисциплинарных
мер (включая лишение
Практика работы ФКЦБ России
по регулированию деятельности участников
рынка ценных бумаг и по применению
мер юридической
Регламентация мер защиты и юридической ответственности на рынке ценных бумаг в значительной степени отстает от реалий российского рынка. Большинство общественно опасных деяний, совершаемых в настоящее время на рынке ценных бумаг, не могут быть квалифицированы как правонарушения по причине отсутствия соответствующих норм в действующем законодательстве. Кроме того, по мере усложнения деятельности на рынке требуется создание более надежных механизмов финансовой ответственности и распределения рисков.
Существующая нормативно-
Обеспечение соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг в России, учитывая общероссийские масштабы, является крайне сложной и дорогостоящей функцией, поскольку требует привлечения значительных материальных ресурсов. Ее успешное осуществление во многом будет зависеть от того, насколько ФКЦБ удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные общественные объединения. Подобная система контроля принята и в других странах, создавших механизм саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки государства и одновременно повысить эффективность контроля. С появлением саморегулируемых организаций на российском фондовом рынке система контроля за профессиональной деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку к ней будут привлечены сами профессиональные участники.
3. Будущее рынка ценных бумаг в России.
“Отечественный рынок капиталов, созданный в считанные годы, имеющий единую инфраструктуру в 11 часовых поясах и не уступающий по технологиям другим рынкам, является национальным достоянием, формирует финансовую базу экономического роста наравне с экспортным сектором экономики. Это рынок, приобретающий зрелость, все большую конкурентоспособность, хотя и сохраняющий черты рискованного и проблемного “emerging market.”1