Будущее рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, что бы понять особенность формирования рынка ценных бумаг в России, и пути его развития.
Задача: моя задача узнать сущность и функции рынка ценных бумаг ,участников рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем, историю возникновения и развитие ,общую характеристику и структуру, органы регулирования, соблюдение законодательства ,будущее рынка ценных бумаг в России, влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг, проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России, стратегию и прогнозы развития российского рынка ценных бумаг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………………….…......4
1.1. Сущность рынка ценных бумаг……………………………………………………….... …4
1.2. Функции рынка ценных бумаг………………………………………………………….. ...6
1.3. Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем.........7
2. История возникновения и развития рынка ценных бумаг…………………………...12
2.1. Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг в России………………...…14
2.2 Органы регулирования рынка ценных бумаг………………………………………...…..17
2.3. Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства…..……23
3. Будущее рынка ценных бумаг в России…………………………………………..…......26
3.1 Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг…………..... ………33
3.2 Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России……………………………...37
3.3. Стратегии на рынке ценных бумаг…………………………………………………….....40
3.4. Прогнозы развития российского рынка ценных бумаг………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………………………….47
Список используемой литературы …………………………………………………...……

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 230.90 Кб (Скачать файл)

• осуществляет разработку основных направлений развития рынка  ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка  ценных бумаг;

• утверждает стандарты  эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии  ценных бумаг эмитентов, в том  числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок  регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

• разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления  профессиональной деятельности с ценными  бумагами;

• устанавливает обязательные требования к операциям с ценными  бумагами, нормы допуска ценных бумаг  к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.

Федеральная служба совместно  с Министерством финансов Российской Федерации устанавливает следущие правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг:

• обязательные требования к порядку ведения реестра;

• порядок и осуществление  лицензирования различных видов  профессиональной деятельности на рынке  ценных бумаг, а также приостановление  или аннулирование указанных  лицензий в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации  о ценных бумагах;

• выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление  или аннулирование указанных  лицензий (аннулирование генеральной  лицензии, выданной уполномоченному  органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг);

• осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирование указанных лицензий при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;

• определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных  пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также  страховых компаний на рынке ценных бумаг;

• осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной службой;

• обеспечение открытости информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании  рынка ценных бумаг;

• создание общедоступной  системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

• утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам  и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу

этих организаций, организация  исследования по вопросам развития рынка  ценных бумаг;

• разработка проектов законодательных  и иных нормативных актов, связанных  с вопросами регулирования рынка  ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы;

• подготовка соответствующих  методических рекомендаций по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

• осуществление руководства  региональными отделениями Федеральной  комиссии;

• ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

• установление и определение  порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными  в Российской Федерации;

• обращение в арбитражный  суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям  санкций, установленных законодательством  Российской Федерации;

• осуществление надзора  за соответствием объема выпуска  эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

• установление соотношения  между размерами объявленной  эмиссии акций на предъявителя и  оплаченного уставного капитала.

Федеральная служба по финансовым рынкам в соответствии с законом  вправе:

• выдавать генеральные  лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка  ценных бумаг, а также на осуществление  контроля на рынке ценных бумаг федеральным  органам исполнительной власти (с  правом делегирования функций по лицензированию их территориальным  органам);

• квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка  ценных бумаг (за исключением кредитных  организаций) нормативы достаточности  собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям  с ценными бумагами;

• в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  законодательства Российской Федерации  о ценных бумагах принимать решение  о приостановлении или аннулировании  лицензии, выданной на осуществление  профессиональной деятельности с ценными  бумагами.

Немедленно после вступления в силу решения Федеральной службы о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую  лицензию, должен:

• принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

• по основаниям, предусмотренным  законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

• организовывать или совместно  с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• направлять эмитентам  и профессиональным участникам рынка  ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной службы;

• направлять материалы  в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции  Федеральной службы (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

• принимать решения о  создании и ликвидации региональных отделений Федеральной службы;

6.3. Законодательно-правовые  основы регулирования деятельности  рынка ценных бумаг 

• применять меры к должностным  лицам и специалистам, имеющим  квалификационные аттестаты на право  совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

• устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

Помимо этого, определенные функции по регулированию российского  рынка ценных бумаг осуществляют Комитет по имуществу, Федеральная  антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли.  

 

  2.3. Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства. 
            Эффективное регулирование PUB требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг. На начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход был в некоторой степени оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России. Регулирующие органы - Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ ежедневно сталкивались с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками.

ПРАВОВАЯ БАЗА

Существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов:

- федеральные законы "О  рынке ценных бумаг" и "Об  акционерных обществах";

- указы Президента РФ (Комплексная программа мер по  обеспечению прав вкладчиков  и акционеров, утвержденная Указом  Президента Российской Федерации  от 21 марта 1996 года Na 408; Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года #1008; Указ "О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" от 18 ноября 1995 года #9 1157; Указ "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий"). Отдельные положения по защите инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;

- нормативные акты ФКЦБ  России, в числе которых уже  имеются специальные акты по  контролю за рынком ценных бумаг и защите прав инвесторов;

- нормативные акты других  органов государственной власти.

Наличие законодательной  и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня вопрос об изменении содержания, а также  самих форм и методов осуществления  контрольнонадзорных функций.

ФКЦБ России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и принуждения участников рынка  к соблюдению законодательства. В  настоящее время у нее имеются  следующие административные полномочия по принуждению к соблюдению законодательства о ценных бумагах:

- приостановление или  аннулирование лицензии у профессиональных  участников рынка ценных бумаг  и саморегулируемых организаций;

- обращение с исками  в суд о признании выпуска  ценных бумаг недействительным, о ликвидации юридического лица или о признании недействительными сделок с ценными бумагами;

-применение дисциплинарных  мер (включая лишение квалификационного  аттестата, дающего права на  совершение операций с ценными  бумагами) к должностным лицам,  специалистам и участникам рынка.

Практика работы ФКЦБ России по регулированию деятельности участников рынка ценных бумаг и по применению мер юридической ответственности  к нарушителям показала, что имеющиеся  полномочия по реализации основных государственных  функций на рынке ценных бумаг  должны быть расширены. В частности, большое значение имеет наделение ФКЦБ полномочиями по установлению штрафов иди проведению разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей законодательства о ценных бумагах.

Регламентация мер защиты и юридической ответственности  на рынке ценных бумаг в значительной степени отстает от реалий российского  рынка. Большинство общественно опасных деяний, совершаемых в настоящее время на рынке ценных бумаг, не могут быть квалифицированы как правонарушения по причине отсутствия соответствующих норм в действующем законодательстве. Кроме того, по мере усложнения деятельности на рынке требуется создание более надежных механизмов финансовой ответственности и распределения рисков.

Существующая нормативно-правовая база, предусматривающая ответственность  участников рынка ценных бумаг, фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции, которые могут применяться  в случае безлицензионной деятельности, выпусков суррогатов ценных бумаг (публичное  размещение ценных бумаг, не прошедших  государственной регистрации) и  тому подобное. Но пока созданы юридические  механизмы для установления, предупреждения и пресечения мошенничества. Крайне слабо регулируются отношений, связанные с "инсайдеровскими сделками" и манипулированием ценами на рынке. На начальной стадии находится регулирование сделок между аффилированными лицами. Успешная борьба с данными нарушениями возможна только при помощи мер административной и уголовной ответственности. Следовательно, активная роль в деле поддержания правопорядка на рынке должна быть возложена на правоохранительные органы и, в первую очередь, на Прокуратуру РФ и МВД России.

Обеспечение соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг в России, учитывая общероссийские масштабы, является крайне сложной и дорогостоящей  функцией, поскольку требует привлечения  значительных материальных ресурсов. Ее успешное осуществление во многом будет зависеть от того, насколько  ФКЦБ удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные общественные объединения. Подобная система контроля принята и в других странах, создавших механизм саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки государства и одновременно повысить эффективность контроля. С появлением саморегулируемых организаций на российском фондовом рынке система контроля за профессиональной деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку к ней будут привлечены сами профессиональные участники.

 

3. Будущее рынка  ценных бумаг в России.  

“Отечественный рынок  капиталов, созданный в считанные  годы, имеющий единую инфраструктуру в 11 часовых поясах и не уступающий по технологиям другим рынкам, является национальным достоянием, формирует  финансовую базу экономического роста  наравне с экспортным сектором экономики. Это рынок, приобретающий зрелость, все большую конкурентоспособность, хотя и сохраняющий черты рискованного и проблемного “emerging market.”1

Информация о работе Будущее рынка ценных бумаг в России