Будущее рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, что бы понять особенность формирования рынка ценных бумаг в России, и пути его развития.
Задача: моя задача узнать сущность и функции рынка ценных бумаг ,участников рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем, историю возникновения и развитие ,общую характеристику и структуру, органы регулирования, соблюдение законодательства ,будущее рынка ценных бумаг в России, влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг, проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России, стратегию и прогнозы развития российского рынка ценных бумаг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………………….…......4
1.1. Сущность рынка ценных бумаг……………………………………………………….... …4
1.2. Функции рынка ценных бумаг………………………………………………………….. ...6
1.3. Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем.........7
2. История возникновения и развития рынка ценных бумаг…………………………...12
2.1. Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг в России………………...…14
2.2 Органы регулирования рынка ценных бумаг………………………………………...…..17
2.3. Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства…..……23
3. Будущее рынка ценных бумаг в России…………………………………………..…......26
3.1 Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг…………..... ………33
3.2 Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России……………………………...37
3.3. Стратегии на рынке ценных бумаг…………………………………………………….....40
3.4. Прогнозы развития российского рынка ценных бумаг………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………………………….47
Список используемой литературы …………………………………………………...……

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 230.90 Кб (Скачать файл)

 

3.1. Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг.

Современные сложные и  весьма эффективные рынки ценных бумаг в западных странах - результат  их многовековой стихийной эволюции в рамках принципиально не менявшейся рыночной экономики. Эти рынки и  фондовые биржи, как их важнейший  институт, развивались, отвечая на возникающие  потребности экономики без какой-либо основополагающей концепции плана, программы и государственного руководства. Проблема регулирования рынка ценных бумаг, и биржи в частности, возникла лишь в начале 30-х годов текущего столетия, когда биржевой крах оказался важнейшей составляющей глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 г.г., поразившего западный мир. С 1933 года, когда в США был впервые принят закон о ценных бумагах и создана Комиссия по ценным бумагам и биржам, эта сфера экономической жизни постоянно находится в поле зрения Конгресса и правительства. Однако речь никогда не шла о какой-либо форме прямого руководства со стороны государства.

Косвенное государственное  регулирование состоит, в основном, в разработке законодательной базы и ее развитии. В США Комиссия по ценным бумагам и биржам является независимым органом, который отвечает за общее функционирование рынка, усовершенствование законодательства и его неукоснительное  соблюдение всеми участниками рынка. Каждый штат имеет соответствующие  органы, наблюдающие за функционированием  рынка ценных бумаг в пределах штата.

Институты рынка, и прежде всего биржи, являются саморегулирующимися  организациями. Биржи требуют от всех участвующих в ее операциях  строгого следования предписанным правилам и процедуре, сложившимся традициям, а также регулярно проверяют  фактическую финансовую устойчивость членов биржи через обследования и опросы. Существование арбитража  позволяет не доводить подавляющее  количество конфликтов до суда.

Надежность выпускаемых  ценных бумаг обеспечивается действием  принципа полного предъявления, то есть полного раскрытия всей необходимой  информации эмитентом, выходящим на первичный рынок, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Если бумага попадает на вторичный рынок и обращается на бирже, то проводятся систематические  уточнения кредитоспособности эмитента спустя 1, 2, 3 года после эмиссии7.

Общим принципом является саморегулирование институтов рынка  ценных бумаг под наблюдением  государственных органов. Разрабатывается  и внедряется стандартизация в бухгалтерский  учет, формы отчетов и балансов, процедуру полного регулирования. Высшие регулирующие органы систематически публикуют в специальных изданиях интерпретации законов и распоряжений, запретов и правил. Все регулирование  направлено на создание обстановки законности, честности, открытости, гласности, защиты рынка и инвесторов от возможных  махинаций и мошенничества.

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг  по следующим направлениям:

1. Выступает в качестве  административного органа, издающего законы, которые регулируют:

— порядок и образование  акционерных обществ;

— порядок эмиссии и  виды разрешённых к эмиссии ценных бумаг;

— ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными  бумагами;

— деятельность биржи и  разрешают или запрещают отдельные  виды сделок с ценными бумагами.

2. Выступает на рынке  в качестве субъекта экономических  отношений. В целях мобилизации  финансовых ресурсов оно пускает в обращение государственные ценные бумаги, например, облигации, казначейские векселя (краткосрочная облигация — 90 дней) и т.д.

3. Воздействует на состояние  рынка через кредитно-денежную политику Центрального банка. Другими словами, состояние фондового рынка тесно связано с задачей тесного регулирования денежной массы в обращении и поощрения или сдерживания кредита, для того, чтобы сковать или освободить денежные резервы банков. Центральный банк в соответствии с этим продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.

При выкупе облигаций Центральным  банком резервы банков возрастут. Продажа  или скупка государственных бумаг  обусловливается конкретной экономической  ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и  тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места8.

Фондовый рынок реагирует  также на учетную политику Центрального банка. Центральный банк может предоставлять ссуды другим банкам. Это называется «учетом векселей». Понижая учетную ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышает ее - он ослабляет стремление. В день, когда учетная ставка повышается, другими словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.

Фондовый рынок реагирует  также на изменение обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном  банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или  расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности  денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций  и облигаций, выпущенных под более  высокий процент. Если резервная  норма повышается, то уменьшается  доступность денег, возрастает ссудный  процент и падает курс акций и  облигаций, выпущенных под более  низкий процент. Однако в данном случае следует помнить, что регулирование  обязательных банковских резервов в  Центральном банке является очень  мощным рычагом финансовой политики, и поэтому, в отличие от учета  векселей и продажи краткосрочных  облигаций, к таким действиям  прибегают довольно редко — раз в несколько лет.

Следующий канал воздействия  Центрального банка на фондовый рынок  может состоять в ограничении  на покупку акций. Например, в США  Федеральная Резервная Система  наделена властью устанавливать определенный процент от стоимости акций, который покупатель должен оплатить за счет своих денег; оставшуюся сумму он может внести, пользуясь кредитом.

Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государственного регулирования и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для того, чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация9.

В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.

 

3.2.Проблемы и пути развития рынка ценных бумаг в России.

Приведенные цифры красноречиво говорят о том, что осенью 1998 г. российский рынок ценных бумаг оказался в состоянии глубокого кризиса, что было связано как с влиянием ряда неблагоприятных факторов, так и с ошибочными действиями российского руководства. Кризис фондового рынка способствовал развитию кризиса банковской системы, что в конечном счете способствовало углублению кризиса всей экономики страны.

Для преодоления последствий  экономического и финансового кризиса  требуется прежде всего произвести реструктуризацию внутреннего и внешнего государственного долга, так как осуществлять выплаты по долгу страна оказалась не в состоянии. 30 ноября 1998 г. была достигнута договоренность Минфина о реструктуризации ГКО с так называемым Московским клубом кредиторов (МКК). В МКК, который был создан в октябре 1998 г. для защиты интересов держателей ГКО и субфедеральных облигаций, входят: Национальная ассоциация участников фондового рынка. Профессиональная организация регистраторов и депозитариев, Всероссийский союз страховщиков, Профессиональная лига негосударственных пенсионных фондов. Совет управляющих компаний паевых инвестиционных фондов и Международная конфедерация обществ потребителей. Базовая схема реструктуризации, предложенная банкам и кредитным организациям, предусматривает погашение ГКО и ОФЗ по следующим правилам: 10% — деньгами, 20% — инвестиционными бумагами и 70% — доходными бумагами. Владельцы облигаций, которых государство обязывало хранить часть средств в ГКО, получат вложенные ими средства по схеме: 30% — деньгами, 20% — инвестиционными бумагами и 50% — доходными бумагами. Физические лица и так называемые “социальные инвесторы” (фонды обязательного медицинского страхования, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, все некоммерческие организации) могут делать выбор между схемой полного погашения ГКО по графику или провести реструктуризацию по схеме второй группы инвесторов. Что касается западных инвесторов, то на обмен “замороженных” ГКО на новые бумаги к апрелю 1999 г. дали свое согласие такие крупные держатели, как банк “Лионский кредит”, “Чейз Манхеттен” и “Дойче банк”.

В настоящее время рынок  ценных бумаг в России является еще  довольно аморфным. Нет пока четкого  разграничения между первичным  и вторичным, биржевым рынком. Представлен  он в основном фондовыми и товарными  биржами, которые и поглащают основной поток ценных бумаг.

Развитие первичного рынка  ценных бумаг в структуре всего  рынка возможно лишь при развитии следующих условий:

продуманной процедуре приватизации предприятий, поскольку как отмечалось мною выше, созданные в ее ходе акционерные  общества в большинстве своем  не отвечают обычно предъявляемым к  ним инвесторами требованиям;

создании солидных посредников, которые могли бы осуществлять посредническую деятельность между эмитентами и  инвесторами в том числе в качестве профессиональных консультантов, способных анализировать ситуацию и давать рекомендации, как это принято в мировой практике, в частности США, Канаде, Англии, Японии;

более широкой реализации облигаций компаний и предприятий. На Западе основная часть финансирования (70—95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главным посредником размещения являются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Федерации почти отсутствует;

главным институтом размещения облигаций на первичном рынке  должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в 1991 — 1992 гг. и появились инвестиционные банки, но подлинной своей сущности они не отражают. Характерная черта этих банков — функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг.

В мировой практике сложилось  два типа инвестиционных банков: специализирующиеся на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония); специализирующиеся на предоставлении среднесрочных и долгосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся страны). Но в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки в зависимости от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг осуществляют и тот, и другой вид операций.

• Фондовые биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на "переработке" старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Западной Европы) реализуются новые выпуски акций. Однако это объясняется прежде всего огромным объемом эмитируемых ценных бумаг.

Следует отметить, что фондовые биржи имеют несколько рынков. В будущем при условии создания как крупного акционированного корпоративного сектора, так и мелкого акционированного сектора в российской экономике могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут котироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги средних и мелких компаний, в зависимости от их финансового состояния, — на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности этих ценных бумаг.

Информация о работе Будущее рынка ценных бумаг в России