Ценообразование во внешней торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешней торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.

Содержание работы

1. Основы и особенности ценообразования во внешней торговле 3

1.

2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов 7

3. Практика и методы определения внешнеторговых цен 12

4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16

5. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

итз вэд.docx

— 130.91 Кб (Скачать файл)

 

 При анализе  процессов, связанных с ценообразованием  на мировых товарных рынках, необходимо  внимательно изучать все факторы,  оказывающие влияние на формирование  цен, как общего порядка, так  и чисто прикладные.

 

 

 Государственный Университет  Управления

 

Институт заочного обучения

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Международный менеджмент»

 

На тему: «Ценообразование во внешней торговле»

 

Группа: БуиА6-1-97

 Студенческий билет  № 22

 Тема № 20

 

Москва – 2001

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 стр.

 

1. Основы и особенности  ценообразования во внешней торговле 3

 

1.

 

2. Ценообразование на  мировых товарных рынках различных  типов 7

 

3. Практика и методы  определения внешнеторговых цен  12

 

4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16

 

5. Цены и ценовая политика  в системе международного маркетинга 19

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

 

 Список литературы. 28

 

 Основы и особенности  ценообразования во внешней торговле.

 

 При анализе процессов,  связанных с ценообразованием  на мировых товарных рынках, необходимо  внимательно изучать все факторы,  оказывающие влияние на формирование  цен, как общего порядка, так  и чисто прикладные. От цен  зависит, какие издержки производителей  будут возмещены после продажи  товара, какие нет, каков уровень  доходов, прибыли и куда будут,  и будут ли в дальнейшем  направлены ресурсы, возникнут  ли стимулы для дальнейшего  расширения внешнеэкономический  деятельности (ВЭД).

 

 В условиях рыночной  экономики ценообразование во  внешней торговле, так же как  и на внутреннем рынке, осуществляется  под воздействием конкретной  рыночной ситуации. В принципиальном  плане само понятие цены сходно  для характеристики и внутреннего  рынка, и внешнего. Цена, в том  числе о внешней торговле, - это  денежная сумма, которую намерен  получить продавец, предлагая товар  или услугу, и которую готов  заплатить за данный товар  или услугу покупатель. Совпадение  указанных двух требований зависит  от многих условий, получивших  название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.

 

 Общеэкономические –  действующие независимо от вида  продукции и конкретных условий  ее производства и реализации:

 

. экономический цикл;

 

. состояние совокупного  спроса и предложения;

 

. инфляция.

 

 Конкретно экономические  – определяемые особенностями  данной продукции, условиями ее производства и реализации:

 

. издержки;

 

. прибыль;

 

. налоги и сборы;

 

. предложение и спрос  на конкретные товар или услугу  с учетом взаимозаменяемости;

 

. потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

 

 Специфические – действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

 

. сезонность;

 

. эксплуатационные расходы;

 

. комплектность;

 

. гарантии и условия  сервиса.

 

 Специальные – связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

 

. государственное регулирование;

 

. валютный курс.

 

 Внеэкономические:

 

. политические;

 

. военные;

 

. религиозные;

 

. этнические и др.

 

 Как отмечено выше, цены определяются условиями  конкуренции, состоянием и соотношением  спроса и предложения. Однако  на международном рынке процесс  ценообразования имеет особенности.  С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.

 

 Например, известно, что  соотношение спроса и предложения  в условиях мирового рынка  ощущается субъектами внешней  торговли гораздо острее, нежели  поставщиками продукции на внутреннем  рынке. Участник международной  торговли сталкивается на рынке  с большим числом конкурентов,  чем на рынке внутреннем. Он  обязан видеть перед собой  мировой рынок, постоянно сравнивать  свои издержки производства не  только с внутренними рыночными  ценами, но и с мировыми. Производитель  – продавец товара на внешнем  рынке находится в режиме постоянного  «ценового стресса». Значительно  больше на международном рынке  и покупателей – это во-первых. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.

 

 Под мировыми ценами  понимаются цены крупных экспортно-импортных  сделок, заключаемых на мировых  товарных рынках, в основных центрах  мировой торговли. Понятие мировой  товарный рынок означает совокупность  устойчивых, повторяющихся операций  по купле-продаже данных товаров  и услуг, имеющих организационные  международные формы (биржи, аукционы  и т.д.), или выражающихся систематических  экспортно-импортных сделках крупных  фирм – поставщиков и покупателей.

 

 И во внешней торговле  к факторам, под воздействием  которых складываются рыночные  цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:

 

. платежеспособный спрос покупателя данного товара – наличие денег;

 

. объем спроса – количество  товара, которое способен приобрести  покупатель;

 

. полезность товара и  его потребительские свойства.

 

 На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

 

. количество товара, предлагаемого  продавцом на рынке;

 

. издержки производства  и обращения при реализации  товара на рынке;

 

. цены на ресурсы или  на средства производства, используемые  в производстве соответствующего  товара.

 

 Общим фактором является  замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие как экономические, так и внеэкономические факторы.

 

 На мировом рынке  возможны случаи «искажения соотношения  спроса и предложения». В случае  громадного спроса на товар  может возникнуть ситуация, при  которой на рынок будет выброшен  товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое- то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И, наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.)

 

 При работе с ценами  рынка, в том числе внешнеторговыми,  следует учитывать различия в  них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

 

 В последние два-три  десятилетия важную роль в  ценообразовании на товары, в  особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и  поставщиком какого-либо товара  импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования.

 Известны примеры, когда  стоимость услуг при экспорте  оборудования и машин составляла 60%-ную долю в цене поставки.

 

 Развитие науки и  технологии, оказывая влияние на  совершенствование качественных  характеристик товара, с другой  стороны, воздействует на мировые  цены. Внедрение новых технологий  повышает производительность труда,  эффективность производства, снижает  затраты труда. В условиях НТР  в абсолютном выражении цена  растет практически на всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность, и т.д.) относительная стоимость товара, а значит и его цена для потребителя снижаются.

 

 При анализе цен  следует учитывать и движение  экономического цикла, что в  сфере международных экономических  отношений имеет определенную специфику.

 Так, в стадии депрессии  цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на внешнюю торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.

 

 Современный мировой  рынок товаров и услуг характеризуется  высокой подвижностью цен. Если  в 70-80-е годы наблюдались их  существенные скачки

(например, резкое повышение  цен на нефть в середине 70-х  – начале 80-х годов), то в конце  90-х цены мировых товарных рынков  на многие сырьевые товары  претерпели значительное снижение. Это относится к ценам энергоносителей,  особенно сырой нефти, газа, цветных  металлов. Под воздействием финансового  кризиса за период с конца  1997 по 1998 гг. падение цен на сырую  нефть достигло 32-35%, газ – 18-20%, нефтепродукты – 30%, азотные удобрения  – 37-40%, медь – 21-23% и лес –  27-30%. Достаточно сказать, что цена 1 барреля сырой ближневосточной  нефти с 14-16 долл. снизилась до 9 долл.

 

 В настоящее время,  не без усилий ОПЕК, наметилась  тенденция повышения цен на  сырую нефть: только за январь- март 1999 года они повысились на 20%.

 Подобные изменения  в динамике цен произошли и  по другим товарам. По прогнозу  журнала «Экономист», в первые  годы XXI столетия мировые цены  на сырье несколько повысятся,  но к 2010 году вновь начнется их падение примерно до уровня 1997 года.

 

2. Ценообразование на  мировых товарных рынках различных  типов.

 

 В рыночной экономике  процесс ценообразования в торговле  между внешнеэкономическими субъектами  разных стран осуществляется  в условиях конкурентной среды,  динамичного равновесия между  спросом и предложением, а также  сравнительной свободы поведения  на рынке экспортера и импортера.

 Однако данные постулаты  требуют поправок в зависимости  от типа рынка.

 Главным критерием  классификации рынков, в том числе  и мировых, служат характер  и степень свободы конкуренции.  Экономисты различают по этому  критерию четыре типа рынков:

 

. совершенной (чистой) конкуренции;

 

. чистой монополии;

 

. монополистической конкуренции;

 

. конкуренции немногих  поставщиков – олигополия.

 

 Прежде всего эти рынки различаются количеством субъектов торговли, что очень сильно влияет на механизм ценообразования.

 

 Рынок совершенной  (чистой) конкуренции характеризуется прежде всего очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), который не столь значителен – в пределах 3-5%.

 Выигрыш экспортера – в возрастающих объемах поставок.

 

 Замечено, что на рынке  совершенной конкуренции поставщики  продукции

(ими могут быть как  сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительского спроса.

 Конкурирующие фирмы-поставщики  ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители – на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

 

 На практике к данному  типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления – одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.

Информация о работе Ценообразование во внешней торговле