Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Поэтому в данной курсовой работе будет исследовано такое экономическое явление, как "ценовая дискриминация" и решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие ценовой дискриминации;
- описаны основные принципы реализации ценовой конкуренции;
-охарактеризованы основные виды ценовой дискриминации и ее возможные варианты реализации
- проанализированы положительные и отрицательные стороны ценовой дискриминации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……….……4
1 ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………………5
1.1ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОНЯТИЕ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ.....5
1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ……………………………..6
1.3 МОТИВЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………………………………………………....9
ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………….......11
2. 1СОВЕРШЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ………………….......11
2.2ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ……………...........14
2.3ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ …………………….17
2.4МЕЖВРЕМЕННАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ПАРАДОКС КОУЗА………....21
2.4 РОЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ………………..25
ГЛАВА 3 ПРАКТИКА ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ценовая дискриминация.docx

— 144.64 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

        Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Микроэкономика»

 

 

 

Руководитель

Меркулов С. А.

«____»____________2014 г.

Автор работы

Студент группы ЭиУ-116

Иминова А.А.

«____»____________2014г.

Работа защищена

«____»____________2014 г.

с оценкой ___________

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Иминова А.А. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-116, 2013. -34с., 9 ил., 1 табл., библиографический список – 20 наим., _ прил.

 

      В курсовой работе раскрыта история возникновения и развития ценовой дискриминации, понятие и условие ее возникновения.

     Рассмотрены виды ценовой дискриминации: первая степень(совершенная дискриминация),вторая и третья степень, межвременная дискриминация. Проанализирован парадокс Коуза. Выявлено государственное регулирование ценовой дискриминации, цели и средства государства в регулировании. Узнали положительные и отрицательные стороны ценовой дискриминации.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……….……4

1   ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………………5

1.1ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ  ПОНЯТИЕ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ.....5

1.2 ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ……………………………..6

1.3 МОТИВЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………………………………………………....9

  1. ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………….......11

2. 1СОВЕРШЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ………………….......11

2.2ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ……………...........14

2.3ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ …………………….17

2.4МЕЖВРЕМЕННАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ПАРАДОКС КОУЗА………....21

2.4 РОЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ  В ЭКОНОМИКЕ………………..25

ГЛАВА 3 ПРАКТИКА ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...35

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема ценовой дискриминации интересна и актуальна в настоящий момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевых ее звеньев являются уровень развития производительных сил и товарно-денежных отношений.

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Она является традиционным элементом конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль компании. Поэтому формирование ценовой политики по отношению к товарам и услугам, реализуемым на рынке, является неотъемлемой частью деятельности компаний любой отрасли.

Поэтому в данной курсовой работе будет исследовано такое экономическое явление, как "ценовая дискриминация" и решены следующие задачи:

- рассмотрено понятие  ценовой дискриминации;

- описаны основные принципы  реализации ценовой конкуренции;

-охарактеризованы основные  виды ценовой дискриминации и ее возможные варианты реализации

- проанализированы положительные и отрицательные стороны ценовой дискриминации

         Ценовая дискриминация является  хорошим инструментом вовлечения  в этот процесс тех слоев  населения, которые по каким-то  причинам (в основном из-за низкого  уровня доходов) воздерживаются  от совершения покупок, откладывая  деньги «на завтра». Мне кажется, несмотря на то, что на рынке  с высоким уровнем конкуренции  осуществление ценовой дискриминации  затруднено, ее возможности нельзя  недооценивать. Необходимо подробно  изучать механизмы ее применения  в рыночной экономике, тем более  что уже существует множество  примеров использования ценовой  дискриминации на практике.

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

1.1ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ  ПОНЯТИЕ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

 

1.2ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Для начала хотелось бы показать, как исторически сложилось понятие ценовой дискриминации. Первоначальное представление о ней можно найти в работах Ж. Дюпюи и Д. Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу. 
       Ж. Дюпюи был первым, кто привлек внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности. Что же дает нам право говорить о приоритете этого французского инженера и экономиста в разработке понятия ценовой дискриминации? Прежде всего - это ее определение, вошедшее почти без изменений в экономическую литературу. В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: "Один и тот же товар... продается по разным ценам" разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюпюи, безотносительны к различиям в затратах.  
Помимо определения ценовой дискриминации Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. Он разъясняет, что негоциант (который одновременно является и фабрикантом) может вести такую продажу только в том случае, если он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом. Выполнение этого условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену. Но его еще недостаточно, ибо нельзя понять, откуда вообще берутся две (и более) цены на один и тот же товар, если различия в затратах столь малы, что ими можно пренебречь, или их просто нет.  
Установление цен, уточняет затем Дюпюи, зависит не только от интересов продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупатели. В глазах разных покупателей одна и та же вещь имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить за нее, могут быть разными. И поскольку существуют разные (отдельные) группы покупателей - "богатые, зажиточные и бедняки", констатирует Дюпюи очевидный факт, то монополист, посвященный в хитрости торговли, способен распознать эти группы, учесть разную готовность платить за товар. Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу отделения одной группы от другой - различие эластичности спроса. Оставалось лишь выразить ее в явном виде, и еще одно условие ценовой дискриминации было бы сформулировано полностью.  
           Зачем монополист идет на такую продажу? Дюпюи отвечает: «Чтобы заставить каждого покупателя принести ему как можно больше прибыли». Здесь структура понятия ценовой дискриминации увязывается Дюпюи с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части излишка потребителя, который в противном случае принадлежал бы ему. 
        Почти одновременно с Дюпюи вопрос о ценовой дискриминации ставился еще одним инженером и экономистом англичанином Д. Ларднером. Его анализ и выводы изложены в работе «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных», вышедшей в Лондоне в 1850 г., в которой рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли - железнодорожного транспорта.  
       Подход Ларднера отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы, как теперь сказали бы мы Он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера - это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.

Полвека спустя теория ценовой дискриминации получила дальнейшее развитие и, если не считать незначительные дополнения и уточнения, нашла свою современную форму в работах английского экономиста А. Пигу, ученика и последователя А. Маршалла.  
        В работе "Экономическая теория благосостояния" Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделил три вида (степени) ценовой дискриминации. Согласно Пигу, общие условия, в полной мере благоприятствующие осуществлению ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую единицу товара не зависит от продажной цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого же товара. Предполагается, что:

1) Никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок.

2) Никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок.

При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой идеальной (совершенной) дискриминации (Термин «совершенная дискриминация», по-видимому, впервые употребила Дж. Робинсон в своей книге: «Экономическая теория несовершенной конкуренции». 
       Ценовая дискриминация в интерпретации А. Пигу в настоящее время вошла во все учебники экономики.

 

1.3 МОТИВЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.

1) Если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.

2)Если можно сегментировать рынок — разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).

3)Если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг (медицина, транспорт (авиа - и железнодорожные перевозки, телефонная связь ( различные тарифы в зависимости от времени суток); электро -, водо- и газоснабжение и т.д.) Таким образом, фирма должна быть способна исключить арбитраж - перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража - купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.

 

         Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.  
Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост общей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска

 

ГЛАВА 2 ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

2.1СОВЕРШЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

           Пигу в 1920 г. предложил разделить известные схемы ценовой дискриминации на три типа. Ценовая дискриминация может быть первой, второй и третьей степени.

Ценовая дискриминация первой степени  означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Этот случай иногда именуют случаем совершенной ценовой дискриминации.

Информация о работе Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия