Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Поэтому в данной курсовой работе будет исследовано такое экономическое явление, как "ценовая дискриминация" и решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие ценовой дискриминации;
- описаны основные принципы реализации ценовой конкуренции;
-охарактеризованы основные виды ценовой дискриминации и ее возможные варианты реализации
- проанализированы положительные и отрицательные стороны ценовой дискриминации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……….……4
1 ПОНЯТИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………………5
1.1ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОНЯТИЕ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ.....5
1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ……………………………..6
1.3 МОТИВЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ……………………………………………………………....9
ТИПЫ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ…………………………….......11
2. 1СОВЕРШЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ………………….......11
2.2ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ ……………...........14
2.3ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ …………………….17
2.4МЕЖВРЕМЕННАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ПАРАДОКС КОУЗА………....21
2.4 РОЛЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ………………..25
ГЛАВА 3 ПРАКТИКА ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В РОССИИ……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ценовая дискриминация.docx

— 144.64 Кб (Скачать файл)

Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.

При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рис. 1.1).


 

 

 

 

Рис. 1.1. Ценовая дискриминация 1-й степени

Но в отличие от рынка совершенной конкуренции покупатели не получают потребительских излишков. Заштрихованный на рис. 1.1 треугольник представляет прибыль монополии.

Итак, ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 1.2 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

 

Мп=MR — MC.

 

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.  

MR=P.

         Это означает, что кривая спроса  становится и кривой предельного  дохода, как в модели совершенной  конкуренции. Однако в отличие  от конкурентного рынка, при котором  существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, расширяется до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ'С) включает в себя весь потребительский излишек.

 

Рис. 1.2. Совершенная ценовая дискриминация

 

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

 

    1. ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 1.3.

 

Рис. 1.3. Ценовая дискриминация второй степени

 

На рис. 1.3 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 1.3 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

единую цену, например Р', то его совокупный доход равнялся бы Таким образом, ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р', при объеме от Q* до Q** цена Р''.

Если бы монополист устанавливал произведению соответствующего объема и цены (TR=Р'Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р'ABCQ**.

 

Рис. 1.4 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

 

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

  • скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
  • кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
  • ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

 

2.3 ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста – установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль.

Примером ценовой дискриминации третьей степени может служить то, что в России гостиничные тарифы, входная плата в музеи для иностранцев значительно выше, чем для российских граждан.

Другими примерами может служить различная оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций или различные цены в музеи, кинотеатры для пенсионеров, студентов и других граждан.

Условие максимизации общей прибыли для монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени, вытекает из уравнения:

MR1 = MR2 = ... = MRΣ= MC, то есть предельный доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.

На рис. 1.5 показано положение монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени на основе разделения покупателей на два рынка – А и В, характеризующихся соответственно линиями спроса DA и DB, при этом рынок А меньше по объему, но более эластичен, чем рынок В. МRA и MRB – соответственно линии предельного дохода. Пунктирная линияMRΣ – линия общего предельного дохода монополиста, представляющая горизонтальную сумму МRA и MRB.

Общий объем выпуска Q определяется пересечением MC и MRΣ. Проходящая через точку пересечения Е горизонтальная линия EMR – линия равного предельного дохода. Точки пересечения этой линии с линиями предельного дохода МRA и MRB позволяют определить объемы продаж и цен для каждого рынка. На рынке А будет реализовано QA единиц товара по цене РA, на рынке В – QB единиц товара по цене РB. При таком решении окажется, что МRA = MRB == MRΣ = MC.

Поскольку предельные доходы двух рассматриваемых рынков равны и, как мы уже знаем, можно написать равенство :

 


 

 

Рисунок 1.5 Ценовая дискриминация третьей степени

 

Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса (eA = eB) ценовая дискриминация невозможна (РA = PB). Если же эластичность спроса на разных рынках различна, то там, где она больше, ниже цена (еA>eB, РA<РB).

 

 

Экспорт как метод ценовой дискриминации третьего типа

Важным методом ценовой дискриминации третьего типа является назначение разных цен для покупателей на внешнем и внутреннем рынке. Как правило, на мировом рынке конкуренция гораздо выше, нежели на внутреннем. В ряде случаев можно считать, что фирма-экспортер не обладает возможностью влиять на цену мирового рынка - следовательно, эластичность спроса на ее продукцию на внутреннем рынке стремится к бесконечности. В этом случае для максимизирующего прибыль сочетания цен на внутреннем и мировом рынке должно выполняться условие:

Pw

Pdom = —————

1

1 + —— 

        Edom

где Pdom - цена на внутреннем рынке; Pw - цена мирового рынка, Edom - эластичность спроса на внутреннем рынке. Обладающие монопольной властью экспортеры должны назначать на внутреннем рынке цены, превышающие цену мирового рынка. Причем чем выше концентрация на внутреннем рынке и ниже конкуренция между продавцами, тем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке, тем выше назначаемая фирмами цена на внутреннем рынке по сравнению с мировой ценой товара.

Подтверждением нашего вывода служит динамика цен на многих российских рынках экспортных товаров. Приведем данные о соотношении экспортных цен и цен поставок покупателям на внутреннем рынке для одного из важных экспортных продуктов России - синтетического каучука. В течение 1995 года произошло резкое повышение цены синтетических каучуков на внутреннем рынке одновременно с перераспределением объема производства отечественных предприятий в пользу экспорта (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Период

Цены (долл. за тонну)

Доля в отечественном производстве

 

на внешнем рынке

на внутреннем рынке

продаж на внешнем рынке

продаж на внутреннем рынке

1 кв. 1993 г.

нет данных

нет данных

0,12

0,88

1кв. 1994г.

нет данных

нет данных

0,4

0,6

1кв. 1995г.

1090

1090

0,5

0,5

4кв. 1995г.

1430

2380

0,5

0,5


Факторный анализ зависимости объема продаж на внутреннем рынке от цен внешнего и мирового рынков показал, что динамика мировой цены на синтетический каучук оказывала даже большее воздействие на изменение объема продаж на внутреннем рынке по сравнению с изменением собственно цены внутреннего рынка. Таким образом, в условиях несовершенной конкуренции на внутреннем рынке конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке приводит к повышению Цен внутреннего рынка.

 

2.4МЕЖВРЕМЕННАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. ПАРАДОКС КОУЗА

Фирма, выпускающая товар длительного пользования, сталкивается с проблемой взаимозависимости объема спроса и цен в разные периоды времени. Если сегодня фирма продала ql единиц товара, то завтра эти потребители не будут покупать данный товар, должно пройти какое-то время, чтобы они вновь появились на рынке в качестве потребителей. Остаточный спрос на товар фирмы (завтрашний спрос на товар) зависит не только от цены товара в момент продажи, но и от цены товара, которая была в первый момент времени его выпуска. Но и объем спроса в первом периоде зависит от цены, которую покупатели ожидают в будущем:

Информация о работе Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия