Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить методологические основы концепции человеческого капитала;
- рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала;
- проанализировать инвестиции в человеческий капитал;
Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это так или иначе отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.
Первый фактор - социальное происхождение - объясняет, кто получает высшее образование, но не объясняет, почему заработки этих людей выше. Следующий фактор - различия в уровне здоровья индивидуумов. Состояние здоровья каждого человека трактуется в концепции человеческого капитала как капитал, одна часть которого является унаследованной, а другая - благоприобретенной.
В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда здоровья.) Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлять темп данного процесса. Поток услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к «свободному от болезней времени». Большинство западных исследователей полагают, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.
Вместе с тем высокое образование и хорошее состояние здоровья могут быть независимыми следствиями какой-либо общей для них причины.
На практике это может выразиться в большей склонности к сбережениям, в меньшей склонности к приобретению товаров в кредит, а также в готовности больше инвестировать в человеческий капитал - как в форме образовательных вложений, так и в форме вложений в «запас здоровья».
Как образование, так и деятельность, связанная с поддержанием здоровья, предполагает несение текущих издержек ради будущих выгод, и представляется вполне очевидным, что индивидуумы отличаются друг от друга по степени своей готовности совершать такие дальновидные инвестиции.
Рассмотрим более подробно вопрос о вложениях в образование.
Одним из важнейших факторов роста спроса на образование со стороны потенциальных работников выступает желание получить прежде всего долгосрочные выгоды. Такие выгоды могут быть представлены частично в виде более высоких заработков, частично как более широкий доступ и интересной, перспективной и приятной работе, отчасти в виде престижа или повышения удовлетворения от нерыночной деятельности в будущем.
Затраты на обучение обычно производятся в течение сравнительно короткого промежутка времени и бывают довольно высокими. Как же определить выгодность вложения капитала в образование?
Для расчета выгод от инвестиций в человеческий капитал (в нашем случае - в высшее образование) необходимо провести прогрессивное дисконтирование выгод ожидаемых в будущем. Дисконтирование представляет собой приведение друг к другу потоков доходов (выгод) и затрат на основе ставки дисконта с целью получения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов.
В реальной жизни немногое потенциальные работники при принятии решений прибегают подобным математическим расчетам. Однако если производить и менее формальные оценки, с учетом тех же факторов, то можно сделать ряд предположений относительно инвестиций в высшее образование:
1) вероятность поступления в вузы людей ориентированных на текущий момент меньше, чем ориентированных на будущее;
2) количество обучающихся
в вузах уменьшается при
3) численность обучающихся в вузах возрастает, если различия в заработках выпускников вузов и средних школ увеличивается;
4) выгодность получения
образования в молодом
Суть реформы сводится к введению в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр), создания системы дошкольного образования, сокращению недельной нагрузки на учащихся школ, предоставлению им возможности выбирать те предметы, которые им более необходимы в будущем, и получать дополнительное образования.
В России в последние годы наблюдается бум высшего образования: стремительно росло количество высших учебных заведений – с 1991 по 2011 год более чем в 5,8 раза. В 2007 году произошло незначительное сокращение числа государственных и муниципальных вузов – всего на два. Одновременно добавилось 20 новых негосударственных вузов – их количество увеличилось на 10,5% ( рис 1).
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Одновременно с ростом количества вузов росло и число студентов (рис. 2) – с 1992 по 2011 год оно увеличилось в 3,0 раза. Число студентов увеличивалось как в государственных и муниципальных, так и в негосударственных высших учебных заведениях, достигнув 7,87 млн. человек. Только с 2006 по 2007 год оно выросло на 151,4 тысячи человек - в государственной секторе на 75,3 тысячи (на 1,2%), а в негосударственном – на 76,1 тысячи (на 6,5%).
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Прием в вузы оторвался от демографической динамики. Начиная с 2001 года, он стал стабильно превышать число выпускников средних школ (рис 3).
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Тот факт, что в 2005 и 2006 годах разрыв между числом поступивших в вузы и окончивших среднюю школу вновь стал увеличиваться по сравнению с 2004 годом, свидетельствует, на наш взгляд, о том, что началось интенсивное перераспределение абитуриентов между учебными заведениями СПО и вузами.
В 2008–2010 гг. темпы роста расходов федерального бюджета на образование существенно снижаются по сравнению с 2007 г. Так, в 2008 г. они должны вырасти на 10,7% по сравнению с 2007 г. в то время, как в 2007 г. указанные расходы выросли на 38,3% по сравнению с аналогичными расходами федерального бюджета 2006 г. В 2009 г. прирост расходов федерального бюджета на образование должен составить 1%, что будет заведомо ниже уровня инфляции. В 2010 г. ситуация несколько улучшится – прирост расходов запланирован в 9,3%. Всего за три года прирост расходов на образование планируется в 21,9%. Таким образом, расходы на образование утрачивают в проекте бюджета 2008–2010 гг. тот выраженный приоритетный характер, которым они обладали в 2006–2007 гг. В силу этого можно сделать довольно неприятный вывод: объявление образования приоритетом или обеспечивало только компенсационный рост расходов после значительных спадов (1998–1999 гг.) или было следствием политических решений в рамках избирательного цикла. Ситуация 2008–2010 гг. особенно тревожна, поскольку показывает, что рост расходов на образование не является, вообще говоря, собственно стратегическим приоритетом и носит во многом конъюнктурный характер (рис 4).
Источник: Росстат, Россия в цифрах
Кроме того, несмотря на широкий охват образованием, его уровень по сравнению с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего.
Не исключено, что данные оценки излишне субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.
Инвестиции в образование не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Именно поэтому специалисты считают, что данные о грамотности и уровне образования человека являются одними из важнейших показателей КАЧЕСТВА ЖИЗНИ в стране.
Целый ряд факторов дал импульс
распространению программ непрерывного
обучения. Среди них — осознание
новых социальных проблем, вставших
в центр профессионального и
общественного
внимания; введение в действие новых законодательства,
политики и инструкций; популярность новых
моделей лечения; поиск новых методик
управления и источников развития; появление
оригинальных подходов к сбору и использованию
информации; требования к обновлению системы
лицензирования.
Непрерывное обучение
включает в себя университетские курсы
обучения после получения степени, программы
подготовки штатных сотрудников и повышение
квалификации на курсах по месту работы,
самообразование, консультации сотрудников
с одинаковым уровнем подготовки, контроль.
Программы непрерывного обучения реализуются,
как правило, в форме краткосрочных курсов
в учреждениях, а также на симпозиумах
или конференциях. Подготовка по месту
работы, которая включает в себя ориентационный
курс, курсы усовершенствования и переподготовки,
предполагает обсуждение, рекомендации
и официальную подготовку, направленные
на то, чтобы персонал был способен квалифицированно
решать как существующие, так и новые задачи.
Программы непрерывного
обучения в настоящее время предлагаются
в самых разнообразных вариантах. Университеты
предлагают их на дополнительных отделениях,
в профессиональных школах и на факультетах
непрерывного обучения. Бюро по социальным
услугам, коммерческие фирмы, государственные
программы местных отделений Национальной
ассоциации социальных работников поддерживают
программы непрерывного обучения для
социальных работников. В непрерывном
обучении увеличивается использование
аудио- и видеоматериалов.
Система знаний,
необходимая компетентному социальному
работнику, становится все более сложной.
Профессионалы должны быть в курсе развития
новых знаний в своей области, достижений
науки, техники и изобретений, влияющих
на практическую деятельность. Важно также
знать о появлении новых групп потребителей,
клиентов и пациентов, об изменении законов
и правил, относящихся к профессиональной
практике.
Университеты и многие другие учебные
заведения предлагают целую систему в
качестве продолжения формального образования.
В совокупности это называется непрерывным
образованием, которое в самом широком
смысле предполагает обучение социального
работника в целях успешной деятельности
по обслуживанию клиентов уже после получения
формального образования. В такого рода
систему образования могут входить различного
рода курсы, обучение без отрыва от основной
работы, самостоятельная профессиональная
подготовка.
В период, 2001-2011 годы, экономика Вьетнама сохранил ставку среднегодового роста в 8 %. В 2011 году доход на душу населения достиг 1200 долларов США (57 USD вырос по отношению к плану). Международные резервы достигли $ 20 млрд (выше, чем предыдущие годы). Экономическая структура имеет положительный сдвиг (доля сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в ВВП упала на 20%, доля промышленности и строительства увеличилась на 41,7% (из которых промышленные обработки в промышленном секторе, строительстве составил 24,3%). Это петля имеет важное значение для подготовки к периоду ускоренного процесса индустриализации. Вот некоторые материалы о достижениях и проблемах за человеческие ресурсы во Вьетнаме.
Человеческих ресурсов, науки и техники по-прежнему немногочисленны и ограничены в знаниях, квалификации, навыков и современных методов работы. Квалификация структура, направления научных и технических кадров асинхронный, неуместно и не доступны для соприкосновения интеллектуальной в мире, творческий потенциал ограничен (Вьетнам имеют мало патентов применения организацией интеллектуальной собственности, и очень мало мирового уровня ученые Вьетнам статья, опубликованная в научных журналах с мировым именем признаны мировым (Источник: Стратегическое развитие человеческих ресурсов во Вьетнам в 2020 году, Министерство планирования и инвестиций, 4 / 2007).
Человеческих ресурсов от фермеров:
Пока население страны было 84156 тысяч человек, включая фермеров приходится свыше 61 млн 433 тысячи человек, причем около 73% населения страны. Приведенные цифры отражают тот факт, что фермеры имеют высокую долю рабочей силы. Тем не менее, человеческий ресурс фермеров в нашей стране остается неиспользованным, неорганизованный. Статус земли сельскохозяйственного назначения становится все более сокращается, делающий разделение труда в сельской редкими, без работы. Причиной такой ситуации является политика для фермеров, сельских районов, сельского хозяйства, не ясно.
Человеческих ресурсов от рабочих:
Численность работников Вьетнаме в настоящее время около 5 миллионов человек, что составляет 6% от населения страны, в которой работники государственных предприятий составляли низкий процент, почти в 2 млн. человек, около 40% работников страны, силами негосударственных регионе насчитывается около 2,70 млн., увеличившись почти на 60%. Общая тенденция состоит, чтобы заставить рабочих на государственных предприятиях сокращается, в то время силы негосударственного сектора увеличился. В рабочих отрасли, доля механики и тяжелой промышленности все еще очень низкая, около 20% работников страны, в то время как работники легкой промышленности, пищевой промышленности продукция составляет значительную долю, около 40%. Причиной такой ситуации из-за недостаточного ухода и не имеют эффективной политики в строительстве рабочего класса.