Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия: анализ и пути снижения, на примере ЗАО «БеСТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: на основании исследования и анализа состояния предприятия разработать мероприятия по оптимизации размеров дебиторской и кредиторской задолженностей.
В работе раскрыты основные теоретико-методологические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности. А также дан краткий обзор нормативно-законодательной базы и экономической литературы на рассматриваемую тему. В процессе выполнения дипломной работы описаны основные этапы анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание работы

Введение
1 Теоретико–методологические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Понятие и структура дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Дебиторская и кредиторская задолженности в соответствии с Международными Стандартами Финансовой отчетности (МСФО)
1.3 Показатели, характеризующие состояние дебиторской и кредиторской задолженности
2 ЗАО «БеСТ», его характеристика и анализ работ
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
2.2 Анализ стратегии развития ЗАО «БеСТ»
2.2.1 Основные цели и задачи ЗАО «БеСТ»
2.2.2 Анализ внешней среды функционирования предприятия
2.2.3 Анализ внутренней среды функционирования предприятия
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»
2.3.1 Основные показатели, характеризующие результаты финансово–хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»
2.3.2 Анализ состава и структуры выручки
2.3.3 Анализ состава и структуры себестоимости услуг
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ»
2.3.6 Анализ кредиторской задолженности ЗАО «БеСТ»
3 Внедрение программного комплекса по трансформации данных дебиторской и кредиторскй задолженности национального бухгалтерского учета по стандартам МСФО на базе «Галактика ERP» V.8.1
3.1 Общая характеристика «Галактика ERP» v.8.1
3.2 Описание технологии трансформации данных национального бухгалтерского учета
3.3 Расчет стоимости проекта
3.4 Технико-экономическое обоснование проекта
3.4.1 Расчет стоимостной оценки экономии от внедрения проекта
3.4.2 Расчет показателей эффективности от внедрения проекта
3.5 Разработка печатной платы термостабилизатора
4 Расчет экономической эффективности улучшения условий труда на ЗАО «БеСТ»
Заключение
Список использованных источников
Приложение A «Организационная структура ЗАО «БеСТ»

Файлы: 1 файл

кр2.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

– основной доход операторам сотовой  связи приносит не услуги свзяи предоставляемые  абонентам, а широкий спектр дополнительных услуг (VAS сервисов);

– широкое развитие концепции кастомеризации на рынке услуг сотовой связи Республики Беларусь стандарта GSM;

– развитие технолгогии UMTC и HSPA.

2.2.3 Анализ внутренней среды  функционирования предприятия

Рынок сотовой подвижной электросвязи в Республике Беларусь начал развиваться с 1993 года с появлением первого оператора сотовой подвижной связи ООО СП «БелСел», начавшего работать тогда в аналоговом стандарте NMT-450. До 1998 года только ООО СП «БелСел» обладал лицензией на право предоставления услуг сотовой связи в Беларуси. Рынок развивался медленно, тарифы были высокими, общее количество абонентов достигло всего 12 тыс. чел., что составляло 0,1% от всего населения республики.

В июле 1998 года была выдана первая лицензия на работу в цифровом стандарте сотовой  подвижной связи GSM 900/1800 Мгц СП ООО «Мобильная цифровая связь» («velcom»). Сеть «velcom» была запущена в апреле 1999 года и более трех лет сохраняла монопольную позицию на рынке GSM-услуг, в силу чего рост клиентской базы происходил очень медленно, тарифы оставались довольно высокими, что создавало барьер для подключения. Поэтому к концу 2000 г. общий охват услугами сотовой связи составлял всего 1,3 %.

Однако с приходом в 2002 г. второго  оператора – СООО «МТС» – рынок  сотовой подвижной связи стандарта GSM 900/1800 Мгц получил бурное развитие. Это выражалось в высоких темпах роста клиентской базы у обоих операторов и значительным снижением тарифов. Этот период ознаменовался также и снижением цен на оконечное абонентское оборудование. С приходом на рынок третьего оператора сотовой связи, работающего в стандарте GSM, он стал более конкурентным, что выразилось в дальнейшем снижении тарифов, а также в более выраженной неценовой конкуренции.

В 2002 г. ООО СП «БелСел» также перешел  на работу в цифровом стандарте CDMA со сменой долей собственности, выведя на рынок торговую марку «Diallog». Однако в настоящее время этот стандарт в нашей стране развивается недостаточно быстро из-за ограниченного ассортимента абонентских терминалов, недостатка средств у оператора на маркетинговую поддержку и быстрое развитие инфраструктуры сети. На сегодняшний момент основные рыночные тенденции таковы:

– проникновение сотовой связи  постоянно растет как в крупных, так и в менее крупных городах, агрогородках;

– развитие рынка происходит за счет абонентов, подключающихся к оператору-конкуренту, т.е. налицо тенденция к обладанию двумя или тремя сим-картами с целью удешевления звонков;

– операторы постоянно вводят разнообразные  дополнительные услуги и сервисы;

– операторы сотовой подвижной  электросвязи постоянно делают разнообразные акционные предложения для существующих и потенциальных абонентов;

– операторы-лидеры активно проводят рекламные игры с ценными призами, снижают стоимость абонентского оборудования, что приводит не только к привлечению новых абонентов, но и в целом к снижению тарифов на сотовую связь.

Рыночные доли по размерам активных абонентских баз распределились между участниками рынка следующим  образом Таблица 1, рисунок 6.

Таблица 1 – Распределение абонентских  баз

Оператор

Количество абонентов, млн.

Рыночная доля, %

Велком

4,0

42,2 %

МТС

4,5

47,9 %

БелСел

0,1

1,4 %

БеСТ

0,8

8,5 %


Рисунок 6 –  Рыночные доли операторов Республики Беларусь

Из данной диаграммы можно сделать вывод  о том, что на рынке сотовой  связи сложилась дуополия, рынок поделен между двумя GSM-операторами «velcom» и «МТС».

В таблице 2 отражены основные показатели развития операторов сотовой связи на территории Республики Беларусь.

Таблица 2 –  Развитие инфраструктуры операторов сотовой  подвижной электросвязи

 

velcom

МТС

БелСел

БеСТ

Территория покрытия, %

93,2%

96,5%

56,4%

62,5%

Население на территории покрытия, %

98,2%

99,3%

55,6%

95,2%

Базовые станции

3155

4259

184

1185

Фирменные центры продаж и обслуживания

59

37

1

6

Роуминг, сетей / стран

376/161

361/238

16/3

128/66*


На текущий момент лидером по территории покрытия, количеству базовых  станций и точек оплаты остается СООО «МТС». ИП «Велком» и СООО «МТС»  обеспечили связью территорию страны, на которой проживает 100 % городского населения РБ, и вплотную приблизились к этому же показателю относительно общего количества населения. Касаемо третьего оператора сотовой связи life :), можно сделать следующие выводы:

– Значительный рост количества базовых  станций, свидетельствует о быстром  развертывании сети и как следствие переоснащение оборудования нацеленного на работу в принципиально новых стандартах связи;

– За достаточно короткий промежуток времени сотовый оператор life :) занял  стойкую позицию в глазах конкурента как сильный соперник. Этому свидетельствует  рост абонетской базы и завоевание доли рынка в 8,5 %;

– Исходя из данных таблицы 2 видно, что life :) значительно усилил политику в  области экспорта услуг. В частности  количество заключенных роуминговых  соглашений значительно выросло;

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке сотовой подвижной связи Беларуси может быть использована модель конкурентных сил М. Портера. В соответствии с данной моделью конкурентная ситуация на рынке (в отрасли) может быть охарактеризована следующими факторами – т.н. конкурентными силами:

1)  соперничеством между существующими производителями/ продавцами;

2)  угрозой появления новых продавцов;

3)  угрозой появления товаров-заменителей;

4)  рыночной властью покупателей;

5)  рыночной властью поставщиков.

Рисунок 7 – Схематическое представление взаимодействия конкурентых сил

В результате можно выделить следующие сильные  стороны БеСТ:

- рост знания  и позитивного восприятия бренда  в группах среднего возраста, что ранее было проблематичным;

- высокая  удовлетворенность ценой, особенно стоимостью звонков на другие сети и стационарные телефоны;

- продолжается  позитивная динамика по ведущим  аспектам восприятия бренда –  по характеристикам «креативный,  творческий», «динамичный», «предлагает  новые услуги» показатели БеСТ  достигли уровня МТС и Велком;

- позитивная  динамика выраженности бренда  по аспектам, имевшим низкие оценки  – «престижный», «лидер»;

- наличие  специфических характеристик бренда. БеСТ является первым брендом  для молодежи в восприятии  абонентов;

- достаточно  высокий уровень доверия к точности счетов оператора и оценка оператора как выполняющего обещания;

- выраженная  идентификация с брендом жителей  больших и малых городов.

Среди слабых сторон БеСТ можно выделить:

- снижение  уровня удовлетворенности абонентов  в малых и больших городах, где происходит активное подключение;

- недостаточный  уровень выраженности характеристик  бренда для группы 30-39 лет;

- недостаточный  уровень самоидентификации с  брендом, особенно старше 30 лет.

 

2.3 Анализ финансово - хозяйственной  деятельности ЗАО «БеСТ» 

 

2.3.1 Основные показатели, характеризующие  результаты финансово-хозяйственной  деятельности ЗАО «БеСТ»

В таблице 3 представлены основные показатели характеризующие результаты финансово  – хозяйственной деятельности ЗАО  «БеСТ» за 2008, 2009 факт, 2010 оценка.

Таблица 3 – Основные показатели, характеризующие  результаты финансово-хозяйственной  деятельности ЗАО «БеСТ»

Показатели

ед. изм.

2008 г. (Факт)

2009 г. (Факт)

2010 г. (план)

Выручка от реализации с учетом налогов

млн. р.

2 972

51 943

186 074

Чистая выручка

млн. р.

2 570

47 620

152 709

Себестоимость всего

млн. р.

31 915

171 894

358 082

Прибыль (убыток) от реализации

млн. р.

-29 345

-124 274

-205 373

Рентабельность услуг (убыточность  услуг)

%

- 92%

-72%

-57%

Рентабельность продаж услуг

%

-987%

-239%

-110%

Налоги из прибыли (налог на недвижимость)

млн. р.

104

368

48 950

Чистая прибыль (убыток)

млн. р.

-40 522

-142 383

- 254 323

Просроченная кредиторская задолженность

млн. р.

-

-

-


Далее проведем анализ представленных технико-экономических показателей работы предприятия.

2.3.2 Анализ состава и структуры  выручки

Выручка (объём  продаж, реализации) — бухгалтерский  термин, означающий количество денег  или иных благ, получаемое компанией  за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов. Прирост капитала в результате увеличения по какой-то причине стоимости активов предприятия к выручке не относится. Для благотворительных организаций выручка включает общую стоимость полученных денежных подарков.

При этом деятельность предприятия можно характеризовать  по нескольким направлениям:

– выручка  от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

– выручка  от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

– выручка  от финансовой деятельности.

Рассматривая  структуру выручки ЗАО «БеСТ». Исходя из данных таблицы 4, выручку  от реализации можно разделить на следующие статьи доходов:

– выручка  от оказания услуг связи юридическим  и физическим лицам;

– выручка от операторских соглашений;

– выручка от услуг международного роуминга;

– прочая выручка (аренда сайтов, услуги по оформлению гарантийного оборудования).

Таблица 4 – Динамика выручки ЗАО  «БеСТ»

Показатели

Январь-декабрь, млн. р.

Отклонение

 

2008 г.

2009 г.

млн. р.

%

 

Выручка от реализации (брутто)

2 972

51 943

48 971

1 648

 

Выручка от оказания услуг связи  в том числе:

2 683

51 410

48 727

1 816

 

физическим лицам

1 734

36 332

34 598

1 995

 

юридическим лицам

275

2 530

2 255

820

 

операторские соглашения

324

8 457

8 133

2 510

роуминг

350

4 091

3 741

1 069

Прочие виды услуг

289

533

244

84

Налоги из выручки

396

4 323

3 927

992

Выручка от реализации (нетто)

2 576

47 620

45 044

1 749

                 

Выручка от реализации в целом за 2009 г. составила 51 943 млн. р., что на 48 971 млн. р. больше, чем за предыдущий год.

Графическое представление структуры  выручки ЗАО «БеСТ» (рисунок 8).

Рисунок 8 – Структура выручки  ЗАО «БеСТ»

Основной  удельный вес в полученной за 2009 год выручке занимают выручка  от оказания услуг связи физическим лицам (36 332 млн. р.). Увеличение выручки от оказания услуг связи физическим лицам в 2009 г. по сравнению с 2008 годом произошло вследствие увеличения активности абонентов сети ЗАО «БеСТ», в связи с проведением маркетинговых и рекламных мероприятий по активному привлечению абонентов и стимулированию их активности. К таким мероприятиям следует отнести:

– по голосовым  продуктам стратегия предоставления услуг без абонентской платы;

– предложение  выгодных продуктов для общения  внутри сети по низким тарифам позволяет сэкономить средства на голосовых соединениях и создает благоприятную основу для потребления дополнительных услуг (различные SMS сервисы);

– запуск технологии 3G: высокоскоростной мобильный доступ в Интернет, видеозвонок, мобильное  телевидение (стримминг);

– проведение рекламной компании life:) BTL Expert;

– акционные  предолжения по пакетам Новогодний life:), Семейный пакет life:).

Выручка от оказания услуг связи юридическим  лицам за 2009 год выросла на 2 255 млн. р. Этому свидетельствует появление нового тарифного плана Супер-Бизнес life:). Условиями которого предусмотрено оплаты услуг связи по факту (в международной отчетности таких абонентов классифицируют как POSTPAID). Корпоративными клиентами ЗАО «БеСТ» являются такие известные компании как ЗАО «ВИТЕКС», УП «Деловая сеть», Представительство компании Алькатель Ширкети в г.Минске.

Рост выручки  по операторским соглашениям на 8 133 млн. р. объясняется маркетинговой политикой проводимой ЗАО «БеСТ». Следует отметить, что пользование услугами связи life:), находит все большее распространение у той части населения Республики Беларусь, которые консервативно отвергали пользование услугами вышеупомянутого оператора. Таким образом, сим-карта life:) постепенно становится сим- картой номер один увеличивая тем самым количество исходящих звонков на другие сети.

Увеличение выручки на 3 741 млн. р. от международного роуминга объясняется активными предложениями акционных скидок в зависимости от активности и направлений выездного туризма. За период январь-декабрь 2008-2009 гг. количество роуминговых соглашений увеличилось в 2 раза. Компания Life :) заключила соглашения с такими компаниями как Turkcell A.S. Turkey, Cosmo Bulgaria Mobile EAD, MegaFon OJSC-Russia, Kyivstar G.S.M. Closed Joint Stock Company, Mobile TeleSystems OJSC, Astelit LLC.

Объем выручки от реализации в стоимостном  выражении зависит от показателя ARPU. ARPU (англ. Average revenue per user, средняя  выручка на одного пользователя) —  показатель, используемый телекоммуникационными  компаниями и означающий среднюю выручку (обычно за месяц) в расчёте на одного абонента. Данный показатель является основным фактором определяющим размер выручки от реализации. Условно данный показатель можно предствить формулой:

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия: анализ и пути снижения, на примере ЗАО «БеСТ»