Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия: анализ и пути снижения, на примере ЗАО «БеСТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: на основании исследования и анализа состояния предприятия разработать мероприятия по оптимизации размеров дебиторской и кредиторской задолженностей.
В работе раскрыты основные теоретико-методологические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности. А также дан краткий обзор нормативно-законодательной базы и экономической литературы на рассматриваемую тему. В процессе выполнения дипломной работы описаны основные этапы анализа дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание работы

Введение
1 Теоретико–методологические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Понятие и структура дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Дебиторская и кредиторская задолженности в соответствии с Международными Стандартами Финансовой отчетности (МСФО)
1.3 Показатели, характеризующие состояние дебиторской и кредиторской задолженности
2 ЗАО «БеСТ», его характеристика и анализ работ
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура
2.2 Анализ стратегии развития ЗАО «БеСТ»
2.2.1 Основные цели и задачи ЗАО «БеСТ»
2.2.2 Анализ внешней среды функционирования предприятия
2.2.3 Анализ внутренней среды функционирования предприятия
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»
2.3.1 Основные показатели, характеризующие результаты финансово–хозяйственной деятельности ЗАО «БеСТ»
2.3.2 Анализ состава и структуры выручки
2.3.3 Анализ состава и структуры себестоимости услуг
2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности
2.3.5 Анализ дебиторской задолженности ЗАО «БеСТ»
2.3.6 Анализ кредиторской задолженности ЗАО «БеСТ»
3 Внедрение программного комплекса по трансформации данных дебиторской и кредиторскй задолженности национального бухгалтерского учета по стандартам МСФО на базе «Галактика ERP» V.8.1
3.1 Общая характеристика «Галактика ERP» v.8.1
3.2 Описание технологии трансформации данных национального бухгалтерского учета
3.3 Расчет стоимости проекта
3.4 Технико-экономическое обоснование проекта
3.4.1 Расчет стоимостной оценки экономии от внедрения проекта
3.4.2 Расчет показателей эффективности от внедрения проекта
3.5 Разработка печатной платы термостабилизатора
4 Расчет экономической эффективности улучшения условий труда на ЗАО «БеСТ»
Заключение
Список использованных источников
Приложение A «Организационная структура ЗАО «БеСТ»

Файлы: 1 файл

кр2.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

ВР = ARPU·Nаб., (2.1)

где ВР – результирующий показатель выручки от реализации;

ARPU – средняя выручка с одного  абонента;

N аб. – количество абонентов  сети life:).

Исходные данные для факторного анализа выручки от реализации, приведены  в таблице 5.

Таблица 5 – Исходные данные для  факторного анализа выручки от реализации

Показатель

Условное обозначение

2009 г. (факт)

2010 г. (план)

Абсолютное отклонение тыс.р.

Выручка от реализации, тыс. р.

ВР

47 620

152 709

105 089

Количество абонентов

N аб.

1 200 000

2 100 000

900 000

ARPU, р.

ARPU

39 683

72 719

33 035


Итак, рассмотрим факторный анализ выручки методом цепных подстановок. Первым этапом анализа является расчет планового показателя выручки от реализации:

ВР0=ARRU0·Nаб. 0, (2.2)

где ВР0 – плановое значение выручки  от реализации в р.;

ARRU0 – плановое значение  средней выручки с одного абонента;

N аб.0 – плановое количество  абонентов.

ВР0= 72 719· 2 100 000 = 152 709 млн. р.

Следующим этапом является расчет фактического показателя выручки от реализации. Следовательно, формула примет следующий  вид:

ВР1=ARRU1·N аб. 1, (2.3)

где ВР1 – фактическое значение выручки от реализации в р.;

ARRU1 – фактическое значение средней  выручки с одного абонента;

N аб. 1 – фактическое количество  абонентов.

1) ВР1= 39 683·1 200 000 = 47 620 млн. р.

Следующим этапом анализа будет  выявление основного показателя оказывающего влияние на выручку ЗАО «БеСТ». Т.е. в формулу определения выручки по факту 2009 года, подставить плановое значение показателя ARPU и проанализировать влияние:

ВР1=ARRU1·Nаб.0, (2.4)

2) ВР’= 72 719·1 200 000 = 87 262 млн. р.

ВРarpu= ВР’- ВР1, (2.5)

3) ВРarpu = 87 262 285 714- 47 620 000 000 = 39 642 млн. р.

ВРNаб.= ВР0 - ВР’, (2.6)

4) ВРNаб.= 152 709 000 000 - 87 262 285 714= 65 446 млн. р.

∑ ВР = ВРarpu + ВРNаб., (2.7)

5) Проверка: ∑ ВР = 39 642 285 714+ 65 446 714 285 = 105 089 млн. р.

В результате проведенного анализа  сумма отклонений анализируемых  показателей равна сумме абсолютного  отклонения результирующего показателя, что свидетельствует о правильности расчетов. В пункте 5 факторного анализа, прослеживается четкая зависимость. При использовании фактического показателя по количеству абонентов и планового показателя по средней выручке от одного абонента, объем реализации увеличивается.

Таким образом, приоритетным направлением ЗАО «БеСТ» является стремительный  рост абонентской базы, увеличение количества подписчиков на услуги пакетной передачи данных, пользователей высокоскоростного мобильного интернета. Все эти факторы оказывают прямое воздействие на размер выручки предприятия. Так как именно на основании количества абонентов, планируемого с учетом изменяющихся условий внутренней и внешней среды, а также на основании данных по выручке за предыдущие периоды, происходит расчет планового показателя средней выручки от одного абонента.

2.3.3 Анализ состава и структуры  себестоимости услуг

Себестоимость — это стоимостная  оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Значение показателя себестоимости  конкретных услуг связи состоит  в том, что он является основой  формирования тарифов, от уровня которых  в значительной степени зависит  потребительский спрос, степень  удовлетворения пользователей в  телекоммуникационных услугах, финансовое состояние компаний и их конкурентоспособность. Поэтому себестоимость услуг связи в разрезе товарной номенклатуры следует рассматривать в качестве экономического индикатора, позволяющего позиционировать оператора на рынке с точки зрения эффективности ведения бизнеса.

 

Таблица 6 – Основные статьи затрат в структуре себестоимости

Показатели

по факту за 2008 г.

по факту за 2009 г.

отклонение, +/-

млн. р.

%

Себестоимость реализованных товаров, работ услуг, всего

31 921

171 894

139 973

438

в том числе:

       

Переменные затраты:

1 000

32 778

31 778

3 178

комиссия дилерам

404

9 820

9 416

2 331

Взаиморасчеты

574

22 276

21 702

3 781

комиссия банка и РУП «Белтелеком»

22

682

660

3 000

Постоянные расходы:

30 272

111 752

81 480

269

Расходы на оплату труда (вкл. отчисления с ФОТ)

8 983

22 309

13 326

148

Амортизационные отчисления

7 571

20 965

13 394

177

Расходы по аренде

2 081

14 596

12 515

601

Коммунальные и эксплуатационные платежи расход электроэнергии

1 000

4 851

3 851

385

Техническая поддержка услуг связи

4 919

16 682

11 764

239

Командировочные расходы

203

779

576

284

Прочие

5 515

31 570

26 055

472

Расходы на рекламу

643

27 364

26 721

4 156


Структура себестоимости услуг  ЗАО «БеСТ» за 2008 - 2009гг. изображена на диаграмме (рисунок 9).

Рисунок 9 – Динамика изменения структуры себестоимости за 2008-2009 гг.

Исходя из данных таблицы 6, можно  сделать следующие выводы, что  себестоимость реализованных услуг  ЗАО «БеСТ» за 2009 год составила 171 894 млн. рублей, что на 139 973 млн. р. больше чем за 2008 год.

В 2009 г. существенно изменилась структура  себестоимости по сравнению с 2008 годом, а именно: переменные затраты  возросли на 31 778 млн. р. и составили 32 778 млн. р. (1000 млн. р. в 2008 г.), постоянные расходы выросли на 81 480 млн. р. и  составили 111 752 млн. р. (30 272 млн. р. в 2008 г.) или 65 % от общей себестоимости.

Увеличение расходов по аренде, коммунальных и эксплуатационных платежей, технической  поддержке услуг связи по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года обусловлено, в первую очередь, количественным ростом созданных объектов инфраструктуры сети ЗАО «БеСТ».

Увеличение фонда оплаты труда  по сравнению с 2008 года на 13 326 млн. р., обусловлено главным образом  политикой проводимой головной компанией  по включению ЗАО «БеСТ» в группу компаний Turkcell и приведение всех параметров работы в соответствии со стандартами Turkcell.

Рост амортизационных отчислений на 13 394 млн. р. связан с развитием  и модернизацией сети, увеличением  объемов вводимых основных производственных фондов (вводимых в эксплуатацию базовых станций).

Значительное увеличение расходов на рекламу на 26 721 млн.р. связано  с резким изменением стратегии работы компании, направленной на увеличение клиентской базы, а также в связи  с этим, обострением конкурентной борьбы между основными конкурентами на телекоммуникационном рынке, ЗАО "БеСТ" пришлось серьезно нарастить расходы по рекламе продукции.

Как видно из анализируемых выше данных, себестоимость реализации представлена в виде группировки по статьям  калькуляции. Асбтрогируясь от данной группировки условно себестоимость реализации можно разбить на две группы затрат, а именно:

– переменные затраты;

– постоянные затраты.

Касаемо первой группы затрат, они  характеризуются следующим: при  увеличении темпов роста абонентской базы и активности абонентов переменные затраты возрастают (комиссия дилерам, дилерские вознаграждения, расход сим-карт и т.д.). Cумма же постоянных расходов, при увеличении объема реализации, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий. Все вышесказанное можно представить математической линейной функцией вида:

y = ax + b, (2.8)

где у – результирующий показатель;

a – показатель зависящий от  изменения переменной х;

b – независимый показатель функции.

Введем следующие условные обозначения:

1) Cеб.0, Cеб. 1 – показатель себестоимости  реализованной продукции соответственно  плановый за 2010 и фактический  за 2009 гг. ;

2) Nаб. 0, Nаб. 1 – количество абонентов  соответственно плановый за 2010 и  фактический за 2009 гг. ;

3) Пер. 0, Пер. 1 – уровень переменных затрат на единицу оказываемых услуг в структуре себестоимости соответственно плановый за 2010 и фактический за 2009 гг. ;

4) Пост.0, Пост.1 – уровень постоянных  затрат в структуре себестоимости  соответственно плановый за 2010 и  фактический за 2009 гг.

Используя данные Бизнес плана развития ЗАО «БеСТ» на 2010 год, составим таблицу  для факторного анализа себестоимости. Следовательно:

 

Таблица 7 – Исходные данные для  факторного анализа себестоимости  реализации, млн.р.

Показатель

2009 г. (факт)

2010 г. (план)

Абсолютное отклонение

Себестоимость, в т.ч.

171 894,0

358 082,0

186 188,0

Переменные затраты, на ед.

27,3

32,5

5,0

Постоянные затраты

139 116,0

289 800,0

150 684,0

Кол-во абонентов

1 200,0

2 100,0

900,0


При анализе структуры себестоимости продукции будем использовать метод цепных подстановок. Используя вышеназванные условные обозначения и данные таблицы 7, запишем нашу факторную модель. Она будет иметь следующий вид:

1) исходная факторная модель  себестоимости реализации:

Cеб.=Пер.• Nаб +Пост., (2.9)

Запишем значение результирующего  показателя Cеб. по факту за 2009 г. Следовательно:

2) фактическое значение себестоимости  реализации:

Cеб. 1 =Пер. 1• Nаб. 1+ Пост. 1, (2.10)

Cеб. 1 = 27,3 • 1200 +139 116 = 171 894 млн. р.

Аналогичным образом рассчитаем значение планового показателя себестоимости на 2010 год, согласно БП.

3) плановое значение себестоимости  реализации:

Cеб. 0 = Пер. 0 • Nаб. 0+ Пост. 0, (2.11)

Cеб. 0 = 32,5 • 2 100 + 289 800 = 358 082 млн. р.

4) cледующей стадией анализа  является расчет фактического показателя с использованием планового показателя по переменным затратам на ед.:

Cеб. 1’ = Пер. 0 •Nаб. 1 + Пост. 1, (2.12)

Cеб. 1’ = 32,5 • 1200 +139 116 = 178 134 млн.р.

Как видно из расчета фактическая  себестоимость при использовании планового показателя по переменным издержкам увеличилась на 6 240 млн. р.

5) затем в формулу Cеб.1’ наряду  с плановым показателем по  переменным затратам будем использовать  плановый показатель по количеству  абонентов:

Cеб. 1’’=Пер. 0 • Nаб. 0 + Пост. 1, (2.13)

Cеб. 1’’= 32, 5 • 2 100 + 139 116 = 207 397 млн. р.

На основании имеющихся данных используя метод цепных подстановок  выявим какой из факторов оказывает  наибольшее влияние на себестоимость  оказываемых услуг.

Cеб. пер.. = Cеб. 1’ - Cеб. 1, (2.14)

6) Cеб. пер..= 178 134 - 171 894 = 6 240 млн. р.

Cеб. Nаб. = Cеб. 1’’ - Cеб. 1’, (2.15)

7) Cеб. Nаб. = 207 397 - 178 134 = 29 263 млн. р.

Cеб. пост. = Cеб. 0 - Cеб. 1’’, (2.16)

8) Cеб. пост.= 358 082 - 207 397 = 150 684 млн. р.

∑Cеб.= Cеб. пер.+ Cеб. Nаб + Cеб. пост, (2.17)

9) Проверка: ∑ Cеб.= 6 240 + 29 263 + 150 684 = 186 188 млн. р.

Вследствие того, что сумма отклонений анализируемых показателей равна  сумме абсолютного отклонения результирующего  показателя, в свою очередь свидетельствует  о правильности проведенного анализа. Таким образом, в результате анализа, можно сделать следующие выводы, что себестоимость предоставляемых услуг прямо-пропорционально зависит от изменения количественного показателя по абонентам. Кроме того на себестоимость оказывают влияние и постоянные издержки. Значительное увеличение которых связано с активным строительством сети в 2010 г., которое повлечет за собой рост затрат на ее содержание и эксплуатацию, что значительно увеличит материальные затраты, амортизационные начисления и прочие затраты. Превышение уровня затрат на производство услуг над выручкой от реализации услуг ведет к убыточной деятельности предприятия. Влияние вышеперечисленных показателей на себестоимость услуг, видно на диаграмме. 

 

2.3.4 Анализ прибыли и рентабельности

Прибыль компании – это результат  деловой активности и основной показатель успешности реализации бизнес - стратегии  предприятия.

Рентабельность – относительный  показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Рассмотрим таблицу 8 в которой  отражены основные показатели финансово- хозяйственной деятельности.

Таблица 8 – Результаты финансово- хозяйственной деятельности общества

Показатели

Январь-декабрь, млн. р.

Отклонение

2008 г.

2009 г.

млн. р.

%

Выручка от реализации (брутто)

2 972

51 943

48 971

1 748

Налоги из выручки

396

4 323

3 927

1 092

Выручка от реализации (нетто)

2 576

47 620

45 044

1 849

Себестоимость реализованных услуг

31 921

171 894

139 973

538

Прибыль от реализации

-29 345

-124 274

-94 929

423

Рентабельность (убыточность) по чистой прибыли, %

-92%

-72%

20 %.

78

Прибыль (убыток) к налогообложению

- 40 417

-142 015

-101 598

351

Налоги из прибыли

104

368

264

354

Чистая прибыль (убыток)

- 40 522

-142 383

-101 861

351

Информация о работе Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия: анализ и пути снижения, на примере ЗАО «БеСТ»