Финансирование малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 раскрытие сущности понятия малого предприятия
 рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Современная структура  рыночной экономики в масштабах  России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий  как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и  развития малого предпринимательства  в России.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • раскрытие сущности понятия малого предприятия
  • рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
  • изучение характерных особенностей малых предприятий,
  • анализ проблем становления малого предпринимательства в России,
  • поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.

Предметом выступают  механизмы государственной поддержки  малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Финансовые особенности малого бизнеса.

1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности.

 

Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [7].

Общее число показателей  по данным «Мирового банка», по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

– средняя численность занятых на предприятии работников,

– ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),

– величина активов.

Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения  предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек. В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ 
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

– в промышленности - 100 человек;

– в строительстве - 100 человек;

– на транспорте - 100 человек;

– в сельском хозяйстве - 60 человек;

– в научно-технической сфере - 60 человек;

– в оптовой торговле - 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [7].

Согласно Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ 
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.), малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли [4].

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца [6].

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ 
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.), вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:

  • для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [4].

Таким образом, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ 
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.) вводит понятие средних предприятий, численность персонала которых не должна превышать 250 человек, тогда как численность малых предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости от сферы деятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых не должна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов.

Таким образом, при определении  размеров организаций и отнесении  их к субъектам малого предпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состоянию организации, а не численности персонала.

Характерные особенности  малых предприятий.

Помимо критериев, обозначенных в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.) , существуют характерные особенности данной группы организаций (малых предприятий).

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.

Во-вторых, малые размеры  предприятия позволяют легко  контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и  быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.

В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных  предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу [7].

1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства.

 

Субъекты малого предпринимательства  как  субъекты  рыночной  экономики имеют  как  преимущества,  так  и  недостатки. 

Преимуществами малого предпринимательства является сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

По мнению некоторых  ученых, большие размеры повышают степень формализации организации  и понижают способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

Более низкая потребность  в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на требования местных рынков. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

Относительно более  высокая оборачиваемость капитала малых предприятий. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности. Малое предпринимательство дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупное. Оно обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.

Острая ценовая и  неценовая конкуренция, ведущая, с  одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества [8].

Однако, анализируя предпринимательскую  среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:

  • сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;
  • малые предприятия зависимы от крупных компаний;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой;
  • несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики;
  • малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений [14].

Информация о работе Финансирование малых предприятий