Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55
Те же организации, которые оказывают адресные, но не связанные с рисковым вложением средств меры поддержки (кадровая поддержка, консультации, предоставление информации), практически не отказывают обратившимся к ним предпринимателям.
Для рассмотрения факторов препятствующих получению кредитов малыми предприятиями в банках рассмотрим процесс микрокредитования на примере малого предприятия ООО «БАЗИС».
Рассматриваемое предприятие обращалось для получения кредита в несколько банков города, но так как предприятие к этому времени работало на рынке города 1 год, многие банки давали отказ на выдачу ссуды.
25 декабря 2005 года ООО «БАЗИС» заключило кредитный договор с ОАО «АКИБАНК».
Банк открыл заемщику (ООО «БАЗИС») кредитную линию на полгода, с ежедневным лимитом задолженности не более 1450 тыс. руб., для пополнения оборотных средств предприятия. (Кредитная линия - соглашение между банком и заемщиком о максимальной сумме кредита, которую последний сможет использовать в течение обусловленного срока и с определенными условиями [20].) Оплата за кредит составляла 21% годовых.. каждая отдельно выдаваемая сумма оформлялась заявлением и обязательством-поручением заемщика.
Для получения первой суммы в размере 470 тыс. руб. потребовался залог, стоимостью не менее 550 тыс. руб. В соответствии с кредитным договором, кредит обеспечивался залогом автотранспорта, залоговой стоимостью 560тыс. руб.
Организации малого бизнеса испытывают трудности с получением кредита в банках. Банки предъявляют ряд условий, которым должны соответствовать фирмы при получении кредита, а именно:
– фирма должна иметь свой расчетный счет в банке, в котором она хотела бы взять кредит (чужим организациям кредиты просто не предоставляются);
– 3 месяца подряд у фирмы на этом счете должны быть обороты;
– средний оборот должен составлять не меньше запрашиваемой суммы кредита;
– организация должна предоставить информацию банку о цели кредита, бизнес-план, обоснование кредита и залог (залог оформляется банком с понижающим коэффициентом, т.е. объект залога отражается со стоимостью на порядок ниже, чем реальная) [18].
Также можно перечислить условия выдвигаемые не банковской организацией «Центр микрофинансирования». Компания выдает предпринимателям краткосрочные целевые займы для расширения бизнеса под высокий процент (при декларируемых 4,7% реальная ставка близка к 60% годовых) и наличие ряда условий. Одним из них является срок работы бизнесмена не менее трех лет, деньги выдаются на срок до полугода. Займы обеспечиваются залогом, который должен превышать сумму кредита на 30% [18].
Все это создает неудобства организациям малого бизнеса. Фирмам трудно выполнить эти условия.
На рис. 3. продемонстрировано распределение факторов, определяющих отказ субъектов малого предпринимательства от получения кредитов.
Рисунок 3 Факторы, определяющие отказ малых предприятий от кредитов (% опрошенных).
Диаграмма составлена на основе данных, полученных в результате опроса руководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. Этот рисунок иллюстрирует уже описанную ситуацию. Особенно обращает на себя внимание тот факт, что полное отсутствие «взаимоотношений» малого бизнеса с банками вряд ли возможно. Какой-то минимум сотрудничества банков и организаций существует всегда, хотя бы на уровне обслуживания расчетных счетов. Следовательно, этот фактор следует понимать скорее как невозможность получения от партнерского банка не только кредитных, но и любых других услуг[27].
2. Экономическая характеристика малого предприятия.
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС».
Предприятие «БАЗИС» имеет одну из наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Общество с ограниченной ответственностью «БАЗИС» зарегистрировано постановлением мэра г. Набережные Челны от 14 июня 2003 года. В книге регистрации сделана запись № 2099, получено свидетельство о государственной регистрации товарищества НЧ №196.
ООО «БАЗИС» находится по адресу: г. Набережные Челны, Стройбаза, Промкомзона, ТСТМ.
ООО является юридическим лицом, расчетный счет в банке, печать установленного образца со своим наименованием, иные необходимые печати и штампы, со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Единственным участником общества является Корпусенко Владислав Геннадьевич. Участник общества своим вкладом образует Уставной капитал общества. Размер уставного капитала (номинальная стоимость доли) составляет 10000 (десять тысяч) рублей, размер доли - 100%. Участник общества не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенного вклада.
Миссия ООО «БАЗИС» заключается в удовлетворении потребностей жителей города, а также организаций, учреждений в промышленных товарах и товарах народного потребления, а также в организации новых рабочих мест и создания благоприятной рабочей атмосферы для сотрудников фирмы.
Цели общества:
1 Получение прибыли.
2 Увеличение доли рынка.
3 Увеличение роста объема продаж.
ООО «БАЗИС» имеет гражданские права и исполняет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Что касается, предмета деятельности, то в Уставе перечислено 27 направлений, включающих практически все виды деятельности, которые могут осуществляться на территории Татарстана. Это, по-видимому, сделано с целью избежать различных юридических проблем и волокит, которые имеют место при внесении изменений в Устав, в случае изменения направлений деятельности объединения в будущем.
В качестве видов деятельности были избраны:
Основными объектами торгово-закупочной деятельности общества являются запасные части автомобилей отечественного производства, которые представлены в широком ассортименте.
Объем розничного товарооборота составил в 2007 году 9073 тыс. рублей, что на 47 тыс. рублей выше, чем за аналогичный период прошлого года. За 2007 год ООО «БАЗИС» получило валовой доход в сумме 2041 тыс. рублей, что составляет 22,55% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом уровень валового дохода остался на прежнем уровне.
Сбытовая политика предприятия основывается на двухуровневой системе, когда товар от производителя через оптовика доставляется в розничную сеть фирмы, где и находит своего конечного потребителя. Для транспортировки продукции был выбран автомобильный транспорт, так как он учитывает такие факторы, как: объем отгруженной партии груза, расстояние и срочность доставки. Этот вид транспорта является наиболее эффективным.
У предприятия имеются арендованные склады и офисное помещение. Система распределения и сбыта продукции осуществляется следующим образом: товар поступает на склад фирмы, который находится на территории Промкомзоны. Обслуживают склад 3 рабочих, в функции которых входит погрузка-разгрузка автотранспорта, формирование партии для доставки ее в магазины. Склад оснащен автопогрузчиком «Балканкар». Розничные отделы ООО «БАЗИС» находятся на трех крупных рынках города.
Основные фонды предприятия представлены следующими объектами.
Таблица 1 Состав основных фондов ООО «БАЗИС» на 1.01.2009 г.
Виды основных фондов |
Количество, ед. |
Стоимость, тыс. руб. |
1 Здание магазина (площадью 58,40 м2) |
1 |
600,0 |
2 Здание склада (площадью 120 м2) |
1 |
750,0 |
3 Автомобиль «Газель» |
1 |
125,0 |
4 Автопогрузчик «Балканкар» (3 тн) |
1 |
117,5 |
Итого: |
4 |
1592,5 |
Согласно расчетам экономической службы, коэффициент использования основных фондов на предприятии на 1.01.08 г. составлял 0,7, что говорит о высокой эффективности их использования.
Прибыль, полученная обществом в результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение торгового предприятия.
ООО «БАЗИС» постоянно следит за всеми шагами своих конкурентов. Источниками информации, с помощью которой анализируются конкурирующие фирмы, являются официальные данные о фирмах, данные, публикуемые в периодике, информация непосредственно с рынков сбыта, информация с выставок, ярмарок и презентаций.
Нормальное функционирование предприятия осуществляется с помощью рычагов, ключевое место среди которых занимают цены. Вопросами ценообразования на фирме ООО «БАЗИС» занимается бухгалтер-экономист и менеджер. Ценообразование осуществляется в несколько этапов.
Во-первых, ставится задача ценообразования, при этом исходят из того, какую цель преследует фирма. В данном случае на рынке аналогичных товаров работает достаточно большое количество торгующих фирм. Есть фирмы с лучшими финансовыми показателями и с большим объемом продаж. Поэтому задача ООО «БАЗИС» удержаться на данном рынке, устанавливая достаточно невысокий процент наценок практически на весь ассортимент продукции.
Фирма «БАЗИС» при установлении величины наценок к цене товара исходит из того, чтобы были покрыты все расходы по реализации продукции и получена прибыль. Устанавливая торговую наценку к цене реализуемого товара, фирма учитывает также цены конкурентов на аналогичную продукцию. В ООО «БАЗИС», как правило, при определении конкретной цены используют метод, который заключается в суммировании средних издержек и прибыли, которую фирма хотела бы получить с единицы продукции. Цена товара в значительной мере зависит от покупательского восприятия.
ООО «БАЗИС» использует достаточно гибкую систему ценообразования, используя метод средние издержки плюс прибыль. Однако, ввиду того, что количество конкурентов на рынке достаточное, фирма вынуждена устанавливать невысокий процент наценок на свои товары, что позволяет удержаться на данном рынке.
Общество освобождается от публичной отчетности о финансовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, которая обязательна для акционерных обществ. Если это отличие можно отнести к положительным моментам, то ограниченные возможности финансирования предпринимательства за счет дополнительных эмиссий – существенный недостаток.
Государственная налоговая инспекция следит за правильным и своевременным начислением и уплатой налоговых сумм. Проверяет правильность составления отчетных документов, расчет налогов.
Таким образом, рассмотрев характеристику деятельности ООО «БАЗИС», можно отметить одновременное выполнение четырех условий:
1. Рассматриваемое общество - коммерческая организация.
2. В уставном капитале ООО «БАЗИС» отсутствует доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.
3. В уставном
капитале организации нет доли,
принадлежащей одному или неско
4. Средняя численность работников за отчетный период - 14 человек
Значит, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ООО «БАЗИС», считается малым предприятием.
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса.
Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти [17].
Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам. Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование создания новых предприятий. Согласно исследованиям, проведенным Экспертным советом Комитета по частному предпринимательству, малому и среднему бизнесу Торгово-промышленной палаты РФ, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.