Финансирование малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 раскрытие сущности понятия малого предприятия
 рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

– После подготовки необходимых документов предприниматель обращается в банк за кредитом. Программа предусматривает требование предоставления ликвидного залога в размере лишь 25 % от суммы обязательств по кредиту.

– Банк-участник программы принимает решение о выдаче кредита и обращается в центральный офис Агентства с тем же стандартным комплектом документов.

– Агентство в течение 3 дней рассматривает наличие и правильность заполнения всех форм и дает заключение, по которому Министерство финансов выставляет банку гарантию Республики Татарстан в пределах 75 % от суммы предполагаемого кредита.

– Предприниматель получает кредит. При этом 2% от суммы государственной гарантии удерживается банком в качестве вознаграждения Агентства. В качестве стимулирующего фактора часть вознаграждения направляется Агентством тому Центру, который помог предпринимателю пройти все этапы подготовки документов и бизнес-плана для получения кредита.

– Агентство контролирует целевое использование средств кредитов.

– В случае своевременного возврата кредита государственная гарантия аннулируется.

– В случае невозврата кредита в соответствии с соглашением взамен оплаты государственной гарантии к Агентству переходят права требования возврата предпринимателем суммы кредита. Юридическая служба Агентства занимается судебными процедурами взыскания задолженности [16].

Помимо этого, программа  гарантирования решает следующие задачи: использование стандартных форм позволит стандартизировать и унифицировать процедуру взаимодействия предпринимателей, банков и государственных органов; решается одна из коренных проблем – отсутствие у предпринимателей ликвидного залога в необходимом размере; создается кредитная история предпринимателей и появляется положительный опыт банков по кредитованию малого бизнеса [27].

Центральный офис Агентства, Центр поддержки малого бизнеса, представителей банков-участников программы гарантирования, лизинговую компанию и венчурный фонд, размещены в одном здании с Регистрационной палатой, что позволяет фактически завершить создание уникальной комплексной системы поддержки малого бизнеса по принципу “одного окна”.

Это означает, что предприниматель, не выходя из одного здания, имеет возможность:

– пройти государственную регистрацию в Регистрационной палате;

– получить необходимую информацию, обучение и консультации, в том числе и по вопросам подготовки бизнес-планов и документов, необходимых для получения кредита;

– выбрать один из банков-участников программы гарантирования и предоставить его специалисту подготовленный комплект документов на выдачу кредита, который, в свою очередь, может обратиться в Агентство для оформления гарантии;

– обратиться в лизинговую компанию для получения оборудования;

– обратиться в венчурный фонд для внедрения своих разработок и инноваций [16].

Как было отмечено, выше деятельность Агентства нацелена на оказание помощи вновь создаваемым предприятиям. Рассматриваемое общество ООО «БАЗИС» является уже действующим предприятием, и оно, на ряду с тысячами малых предприятий, не всегда может воспользоваться услугами данного Агентства. Причиной этого является также то, что деятельность Агентства затрагивает в основном организации, расположенные в г. Казань. Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной  поддержки субъектов малого предпринимательства  является микрофинансирование.

 

2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия.

 

Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем  финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами [7].

В условиях либерализации  цен предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в  зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств  и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия [15].

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных  договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.) [2].

Малое предприятие может  заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать  инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов  устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий  подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством [7].

Различные трудности, связанных  с функционированием малых предприятий, обуславливают множество проблем, связанных со становлением малого предпринимательства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса.

 

3.1. Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства.

Для поддержки малого предпринимательства на государственном  уровне следует:

– развить систему бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;

– сформировать законодательную базу для деятельности семейных предприятий, артелей, промыслов, ремесленников (микро-предпринимательство);

– организовать совместную с представителями предпринимателей работу над стандартами исчисления базовой доходности для единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности, что позволит определить размер эффективной налоговой нагрузки;

– использовать возможности социальной рекламы для пропаганды предпринимательской деятельности [20].

Для формирования благоприятных  условий и поддержки институтов микрофинансирования можно предложить:

– разработать законодательную базу для активного развития институтов микрофинансирования в форме некоммерческих организаций и кредитных кооперативов;

– реализовать за счет бюджетных средств программы поддержки организаций микрофинансирования с использованием механизмов гарантирования по кредитам;

– содействовать международным программам поддержки микрофинансовых организаций, в том числе образовательным программам.

– пересмотреть нормативную правовую базу деятельности кредитных организаций с целью формирования оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства;

– сформировать систему распределения рисков, с тем, чтобы для субъектов малого предпринимательства с высокими кредитными рисками таковые могли быть понижены посредством государственной финансовой поддержки и распределения части риска на государство.

Отдельно следует остановиться на выборе оптимальной для малого бизнеса системы банковского кредитования.

Рассматривая «стандартный» российский банк, можно выделить следующие основные проблемы, возникающие во взаимоотношениях банков и малого бизнеса.

Для банков клиенты в  лице предприятий малого бизнеса являются малопривлекательными, так как они представляют для банков достаточно трудоемкий в обслуживании, высокорискованный и относительно низкодоходный бизнес. Тем не менее, в сложившихся условиях функционирования банковской системы наблюдается переориентация банков на кредитование реального сектора, в том числе и малых предприятий. Но для того, чтобы кредитовать данный сектор, банк должен иметь возможность привлечения ресурсов от других источников. Так, в 2005 году Европейский банк реконструкции и развития выделил на эти цели $ 15 млн, в этом году планирует добавить ещё $ 10 млн [16].

Получить кредит в  банке малому предприятию достаточно сложно. Известно, что основными  кредиторами малого бизнеса являются нелегитимные продавцы денег (физические лица). Предприятия предпочитают пользоваться такими займами под более высокие процентные ставки, чем предлагают банки, по причинам, связанным с быстротой получения средств, а также с относительной «легкостью» получения – не требуется залогового обеспечения и др. Эта проблема обусловлена в значительной степени отсутствием у российских банков эффективной технологии кредитования именно малого бизнеса, что усугубляется низким уровнем образования самих предпринимателей и, соответственно, низким уровнем обоснования бизнес-планов. Качественный бизнес-план позволил бы оценить не только эффективность использования заемных средств, но и знания клиента о своем бизнесе.

Большинство малых предприятий  некредитоспособны или недостаточно кредитоспособны. Коммерческие банки расценивают кредитование малого бизнеса как довольно рискованные операции из-за отсутствия у значительной части предпринимательства опыта работы с коммерческими кредитами - кредитной истории. Поэтому условия по процентным ставкам и срокам по кредитам, предлагаемые банком малому бизнесу обычно худшие по сравнению с крупным бизнесом.

У многих банков отсутствует  практика и технология кредитования именно малого предпринимательства. Для  создания и отработки механизма  кредитования требуется определенное время, поэтому даже при переориентации банка на кредитование реального сектора, и малого предпринимательства в том числе, ожидать в ближайшее время высокого уровня предложения кредитных продуктов для рассматриваемой категории вряд ли возможно. По существу для большинства банков направление кредитования малого бизнеса представляет собой лишь одно из направлений диверсификации своих активов, а не приоритет.

В группу наиболее удобных  для малого бизнеса специальных  систем банковского кредитования для  малого бизнеса сами предприниматели включают:

– кредитование по существующим в коммерческих банках процентным ставкам без предоставления залогового обеспечения, при котором государство берет на себя роль гаранта по кредитам;

– кредитование по сниженным процентным ставкам, при котором государство возмещает банку разницу по процентным платежам;

Кроме этого, многие представители  малого бизнеса отмечают, что наиболее удобной для них стала бы система кредитования по существующим в коммерческих банках процентным ставкам с предоставлением последующего возмещения из уполномоченного государственного органа (организации) установленной разницы между процентными ставками.

Информация о работе Финансирование малых предприятий