Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55
Вместе с тем бесприбыльному
бизнесу в большей мере удобны
любые специальные системы
Для улучшения действенности финансово-кредитных механизмов на региональном уровне (в частности в Республике Татарстан) следует изучать и применять практику сотрудничества некоторых регионов России с Всемирным банком.
Всемирный Банк (в обиходе МБРР и MAP) — международная финансовая организация, оказывающая содействие развитию стран мира, которая в настоящее время осуществляет активное кредитование более чем 140 стран.
Займы Всемирного Банка предоставляются правительствам стран-членов Банка (либо под правительственные гарантии) для реализации проектов развития, принятых в странах-заемщиках. Иначе говоря, Всемирный Банк реализует не свои проекты развития, а лишь способствует странам в осуществлении их собственных проектов и программ.
Так, с участием консультационной службы по иностранным инвестициям Всемирного Банка мог бы быть осуществлен анализ административных барьеров и препятствий формированию нового бизнеса, его роста и расширения в конкретных регионах и стране в целом. Эта работа могла бы проводиться в режиме регулярных встреч с лидерами российского бизнеса и представителями региональных администраций. А результатом этих встреч явилась бы выработка совместных программ преодоления и устранения наиболее серьезных барьеров и узких мест, мешающих развитию малого и среднего бизнеса в России.
Консультационная служба
по иностранным инвестициям
Всемирный Банк мог бы выступить одним из организаторов многоаспектной программы по улучшению деятельности российских (местных) коммерческих банков и для содействия местным малым и средним предприятиям в деле привлечения необходимых финансов из частных источников, средств, которые им необходимы для роста и расширения.
Одним из важным компонентов этой программы могло бы стать введение гарантийных инструментов с целым рядом дополнительных механизмов для поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности местных банков и нетрадиционных кредиторов в их финансировании местных предприятий.
Всемирный Банк в рамках стратегии мог бы рассмотреть возможность содействия одному - двум регионам в организации деятельности кредитных кооперативов и запуска муниципальных залоговых механизмов. А также Банк мог бы оказать соответствующую помощь в оценке статуса местных банков, подготовке планов улучшения их деятельности и отслеживании реализации этих планов.
Российское правительство уже проявило интерес и осуществляет совместно с ВБ развитие гарантийных механизмов по привлечению иностранных инвестиций.
Аналогичная работа могла
бы проводиться в отношении
В сотрудничестве и при партнерстве с местными университетами и представителями руководства частных предприятий можно было бы разработать программы обучения/повышения квалификации для представителей местных предприятий в таких областях, как управление качеством, финансами, маркетинг, введение в методы высокоэффективного управления организациями и т.д. по согласованным со всеми заинтересованными сторонами тематикам.
В рамках таких программ можно было бы предусмотреть ознакомление участников программ с образцовыми примерами других стран в деле финансовой поддержки малых и средних предприятий. Это можно было бы сделать в виде ознакомительных поездок или на местах. Работа с местными консультантами по бизнес - тренингу могла бы проводиться с участием специалистов, подготовленных Институтом Всемирного Банка [7].
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что все вышесказанное отражает возможные направления сотрудничества, конкретная реализация которых зависит не только от Всемирного Банка, но и от Правительства России.
Муниципальным органам управления, следует обратить внимание на решение следующих задач способствующих формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства:
– определение и закрепление стабильного источника бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку малого предпринимательства, и разработка рациональных механизмов использования выделенных средств;
– использование в интересах малого предпринимательства принадлежащего муниципалитету имущества производственного назначения и имущественных прав (пакетов акций приватизированных предприятий) в различных формах: выделение объектов собственности (в том числе земельных участков) для размещения объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, рациональное использование свободных производственных мощностей, выделение (разделение) предприятий в процессе санкции и демонополизации;
– активизация деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по правовой защите интересов малого предпринимательства, обеспечению его безопасности и охране прав собственности; улучшение учебной и пропагандистской работы, направленной на стимулирование малого предпринимательства, подготовку людей к занятию собственным бизнесом, формирование соответствующего общественного мнения, переквалификацию муниципальных служащих;
– инициатива в организации диалога с предпринимательскими кругами, установление взаимодействия предпринимательских объединений и властных структур, в том числе на основе специальных договоров и соглашений.
Решение задач поддержки малого предпринимательства напрямую зависит от представительного органа местного самоуправления, к исключительной компетенции которого они относятся. Без убежденности и четкого понимания муниципальными чиновниками роли малых предприятий в развитии территории и решении социальных проблем трудно в условиях формирующегося демократического общества, при ограниченных финансовых возможностях отстаивать интересы малого бизнеса и добиваться положительных результатов.
Разработка и создание
всех элементов системы
Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики и особенно ее почти полной неспособностью обеспечить развитие малого предпринимательства.
Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам – значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из "тени", но и стимулировать появление новых предприятий [25].
В банковской среде распространено мнение, что вложения в малые предприятия рискованны и невыгодны. Это связано, в первую очередь, с отсутствием залогов и гарантий у малых предприятий, кропотливостью и сравнительно низкой рентабельностью проектов. Постепенно банки все больше внимания уделяют сектору малой экономики, однако необходимо и дополнительное по стимулирование этого интереса.
С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства. Это привело бы к снижению рисков реализации проектов в сфере малого бизнеса и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов, повысив их привлекательность для кредитующих организаций.
С другой – необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства. Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенноснижают предпринимательскую активность населения, не стимулируют развитие малых производств [16].
Мировой опыт, опросы предпринимателей и представителей кредитных организаций России, исследования зарубежных и отечественных специалистов, выполненные, в том числе, в рамках международных проектов по оказанию России содействия в становлении рыночных отношений, говорят о необходимости, целесообразности и актуальности создания в стране института (системы) государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства [22].
Анализ проблемы банковского кредитования малого бизнеса существенно дополняет оценка самими банками малых предприятий как клиентов.
Чем меньше бизнес, тем большую изобретательность надо проявить для поиска средств на развитие дела. Тем более что большинство банков не желает рисковать по мелочам, по традиции отдавая предпочтение крупным клиентам. Впрочем, банковский кредит и так не слишком популярен в малом бизнесе.
Заключение
В результате исследования методов финансирования малого бизнеса было выяснено, что проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований. Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права.
Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить «теневой» и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.
Последние решения по малому бизнесу, принятые высшим руководством страны, носят в основном конструктивный и комплексный характер. Сделан существенный шаг вперед в понимании сути экономических проблем малого бизнеса. Основные формы его поддержки выявлены и обозначены, а приоритеты избраны – изменения в налоговой системе, выделение кредитных ресурсов из федерального бюджета, государственное страхование программ с высокой степенью риска, обеспечение гарантий для иностранных инвестиций, использование опыта и привлечение зарубежных специалистов.
Безусловно правильно, что большое внимание в деле поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако в этих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Предполагается, что эта задача как бы тривиальна – иди в банк и бери кредит без проблем. Тем не менее, проблемы есть.
Формирование первоначального капитала для малого бизнеса – проблема номер один. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако, на практике это не так. Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства.
Банки же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции сильно рискуют, давая такие кредиты. Они предпочитают крупных клиентов с государственными гарантиями, играют на ставках кредитов, давая кредит по более низким ставкам постоянным клиентам и получая недостающие в таком случае прибыли за счет более высоких ставок для начинающих.
Выходом из положения могло бы служить создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Эти банки могут быть созданы при участии государства. Это могут быть кооперативные банки, общества взаимного кредита. Во всяком случае, пока эта ниша в финансово-кредитной инфраструктуре малого бизнеса не закрыта.
В соответствии с поставленными задачами было выяснено, что:
1. малый бизнес даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта. Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий. Поддержка малого бизнеса не должна носить субъективный характер. Её объект – не отдельные фирмы, близкие местной администрации, а приоритетные для региона и страны в целом сферы деятельности, связанные с созданием новых рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченной трудоспособностью, развитием нововведений и высоких технологий, экспорта, человеческого капитала, а также с рациональным использованием природных ресурсов и сельскохозяйственного сырья, защитой окружающей среды, энергосбережением.