Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55
Безусловно, что решение проблемы доступа малого бизнеса к источникам финансирования существенно активизирует данный сектор экономики в стране. Уровень его развития, измеряемый по общепринятым в развитых странах показателям, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 - 7 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС - не менее 25 - 35. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры к вложению средств в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту данного сектора экономики.
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки (кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки») [20].
Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.
Меры поддержки «прямого» действия, т.е. меры, прямо определенные самим законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в том, что субъекты малого предпринимательства при государственной регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные требования и условия при регистрации.
Меры поддержки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К данной категории мер
поддержки можно отнести
– обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд.
– учреждение государственных и муниципальных, в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства;
– оказание поддержки в участии субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществление поддержки по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;
– разработка и осуществление комплекса
мероприятий по содействию в обеспечении
субъектов малого предпринимательства
современным оборудованием и технологиями,
в создании сети технопарков, лизинговых
фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-
– обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
– оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства;
– создание советов по развитию малого предпринимательства в регионе;
– меры поддержки, которые отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
– Законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждаются льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В качестве таких льгот можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
– Правительство Российской Федерации утверждает порядок представления малыми предприятиями государственной статистической и бухгалтерской отчетности, предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения [12].
Учитывая большое разнообразие предусмотренных законодательством льгот для субъектов МП, важным становится вопрос об их применяемости, эффективности и полезности для субъектов МП. По оценкам экспертов, получение субъектами малого предпринимательства основополагающих законодательством мер государственной поддержки осуществляется далеко не в полном объеме.
Из основных мер государственной
поддержки субъектам МП доступны
льготы по налогообложению и по применению ускоренной амортизации
основных фондов. Остальные меры государственной
поддержки в основном недоступны предпринимателям,
особенно такие, как льготы приобретения
помещений в собственность, льготное кредитование,
льготное страхование и производственно-
Если рассматривать
действенность мер государствен
– применение упрощенных форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности;
– использование системы налогообложения по принципу вмененного дохода;
– ускоренная амортизация основных фондов (отнесение затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов) [17].
Остальные льготы, такие как: льготные ставки
арендной платы; льготы в приобретении
помещений в собственность; льготное страхование,
льготное кредитование; производственно-
Отсюда, можно сделать вывод, что для большинства малых предприятий остается недоступным финансово-кредитное направление государственной поддержки малого бизнеса. Это утверждение обосновывается и результатами исследования проведенного Автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства».
Для проведения анкетирования субъектов малого предпринимательства и интервьюирования представителей органов власти и организаций инфраструктуры были отобраны следующие субъекты Российской Федерации: Татарстан (Казань), Ростовская (Ростов на Дону), Рязанская (Рязань), Томская (Томск), Новгородская области (Великий Новгород).
Большинство предпринимателей не получают никаких видов поддержки, но имеют свое собственное мнение по тому, на каких направлениях она должны быть сосредоточена в первую очередь. Выраженные предпринимателями предпочтения послужили дополнительной иллюстрацией к широко известным мнениям о болевых точках российского бизнеса. Респонденты отметили наиболее важные непосредственно для их бизнеса направления, в которых они хотели бы получать государственную поддержку.
Первое место заняло
в ответах налоговое
Предприниматели Ростова-на-Дону, Казани и Томска выбирали этот вариант ответа существенно чаще, чем в среднем (99,2, 96,7 и 95,9% ответов, соответственно).
Рисунок 1 Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства
На втором месте по
приоритетности для предпринимателей
оказалось финансово-кредитное
На третьем месте оказалась группа направлений, в которую вошли имущественное направление (42,6%), информационное направление (31,6%), предоставление государственного заказа (31,1%). Здесь обнаружилась значительная разница в представлениях предпринимателей различных регионов.
В отношении информационного направления также существуют различия по приоритетности между регионами. Максимальную важность направление получило от представителей Казани (41,7% респондентов этой группы), а минимальную – от Ростова-на-Дону (10,1%).
Кроме этого, в ходе опроса
предприниматели и эксперты должны
были оценить заинтересованность субъектов
малого предпринимательства в конкретн
Наиболее важным видом
государственной поддержки
На втором месте оказался такой вид поддержки, как упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности – 67,2% от всех ответов по выборке в целом. Шанс на получение такого вида поддержки предпринимателями оценен всего лишь в 7,5%.
На третьем позиции по значимости оказались такие виды, как:
– предоставление помещений в аренду по сниженным ставкам – 52,1%;
– упрощение процедур регистрации, лицензирования, сертификации и иных разрешительных процедур – 51,6 %;
– предоставление целевых кредитов по сниженным процентным ставкам для инвестиционных проектов – 51% [10].
Если взглянуть на оценку предпринимателями шансов получить эти виды поддержки, то ситуация здесь также не очень обнадеживающая.
В то же время наименьший скептицизм субъекты малого предпринимательства питают по поводу получения таких мер поддержки, как консультации, информационная поддержка, кадровая поддержка, которые, как свидетельствуют данные опроса, являются для них менее приоритетными.
Татарстан находится на втором месте в России по объему выделенных на развитие предпринимательства средств. С 2005 по 2007 года в республике было выделено на поддержку малого предпринимательства более 1,5 млрд. бюджетных средств. Ожидается, что около 600 миллионов рублей будут освоены в процессе создания нового регионального венчурного фонда поддержки малых предприятий и бизнес-инкубаторов [22].
В рамках выполнения Указов Президента Республики Татарстан по развитию малого бизнеса в республике проводится активная работа по удалению излишних административных барьеров, как это было сделано, например, в процедуре регистрации предпринимателей, разрабатываются меры по поддержке малого предпринимательства в нефтехимической отрасли, а также по ряду других направлений.
Стратегия развития экономики республики с целью обеспечения достаточного уровня жизни населения предполагает увеличение внутреннего регионального продукта в 2008 году почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Очевидно, что сделать это возможно, прежде всего (не считая направления снижения бюджетных расходов), за счет увеличения добавленной стоимости. В этом контексте огромный резерв заложен в развитии малого предпринимательства. В общем случае функции государственной поддержки можно разделить на 4 основные группы:
1. государственная защита интересов предпринимателей;
2. техническая поддержка, включающая обучение, консультации, тренинги и т.д.;
3. доступ к финансовым ресурсам и содействие в финансировании;
4. Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа, содействие экспорту продукции малого бизнеса.
Для реализации этих функций системы государственной поддержки малого предпринимательства образован государственный орган - Агентства по развитию малого бизнеса Республики Татарстан (далее – Агентство) [10].
Для обеспечения доступа предпринимателей к капиталам и содействия в финансировании Агентством были выполнены следующих мероприятия:
– внедрение программы государственного гарантирования кредитов;
– создание венчурного фонда Республики Татарстан;
– создание лизинговой компании;
– финансовая поддержка существующих и создание новых фондов микрофинансирования малого бизнеса.
Предпочтение при финансировании отдается вновь создаваемым субъектам малого бизнеса. При этом объемы финансирования ограничены 3 млн. руб. и сроком от 1 до 5 лет.
Агентство и различные Центры поддержки малого предпринимательства проводят политику по своего рода рекламе банков, путем предложения предпринимателям, обратившимся в Центры за консультацией, именно этих банков как возможных источников финансирования. Это позволяет обеспечить максимально высокий уровень погашения кредитов и, соответственно, минимальный расход по выплате гарантий и снижения уровня расходов на содержание сотрудников Агентства, занятых оценкой комплекта документов на получение кредитов [16].
Далее процедура выглядит следующим образом:
– Предприниматель, приходя в любой из Центров поддержки малого бизнеса, помимо обучения и тренинга, может получить консультацию по заполнению стандартных форм и подготовке документов для участия в программе гарантирования, а также помощь в подготовке бизнес-плана.