Финансирование малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 раскрытие сущности понятия малого предприятия
 рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Виды и функции малого предпринимательства.

 

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды частного предпринимательства:

  • производственное. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
  • коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
  • финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
  • посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.
  • страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход [10].

Экономические   и   социальные   функции   малого предпринимательства ставят его развитие в разряд  важнейших  государственных задач, делают его неотъемлемой частою экономики России. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый  бизнес  способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие     структурной      перестройке      экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение  личных  средств  населения  на   развитие   производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои  капиталы  в  дело  с  большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;      способствование   более    эффективному    использованию    творческих возможностей  людей,  раскрытию  их  талантов,  развитию   различных   видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую  деятельность  отдельных  групп  населения,  для которых   крупное    производство    налагает    определенные    ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);      формирование    социального    слоя     собственников,     владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;      содействие  крупным предприятиям  путем   изготовления   и   поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных  и  обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды и выкупа.

Сущность малого предпринимательства  проявляется в его экономических и социальных функциях:

– формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

– расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

– приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

– содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

– привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

– создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

– более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

– вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

– формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

– активизация научно-технического прогресса;

– освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

– содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

– освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа [7].

Практика  показывает,  что  технический  прогресс,   наиболее   полное удовлетворение  потребительского  спроса  сегодня  во  многом   определяются эффективностью  работы  небольших  предприятий.  Высокие   темпы   внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый  рост  сферы  услуг  и  занятости,  острая   ценовая   и   неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого  качества,  возможность для государства получать большие средства в форме  налоговых  поступлений  – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

 

 

1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса.

 

Переход к развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки МБ является Закон РФ "О государственной поддержке малого бизнеса", принятый в 1995 году. Многие важные положения этого Закона до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют (например, о муниципальном заказе или порядке финансирования программ поддержки предпринимательства), а ряд положений устарел. Кроме того, некоторые более поздние законы (например, "О банках") не учитывают положения данного Закона.

Продолжается многолетнее противодействие  принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере.

С момента принятия Закон  практически остался неизменным, однако за этот период времени в  экономической жизни страны произошли  серьезные изменения, которые естественно  коснулись и малого предпринимательства. В результате, данный Федеральный закон, по многим позициям вступил в противоречие с принятым после него законодательством, многие его нормы в действующей социально-экономической ситуации стали неэффективными, что обуславливает необходимость внесения в него изменений и дополнений .

Итак, одним из факторов препятствующие финансированию малого бизнеса, является несовершенство законодательства [7].

Также следует отметить, что число субъектов МП, в том  или ином виде заявляющих, что они  заинтересованы в государственной  финансовой поддержке, значительно превосходит число тех, кто действительно получает эту поддержку. Такая ситуация имеет место по нескольким причинам.

Первая причина заключается  в недостаточной развитости самой  системы государственной поддержки, которая в нынешнем виде не способна обеспечить всех желающих субъектов МП качественной поддержкой в нужном объеме. Основную проблему можно увидеть в том, что на государственную поддержку малого предпринимательства выделяется недостаточно средств из государственного и муниципального бюджетов. Вместе с тем есть все основания полагать, что даже при увеличении бюджетного финансирования эти средства будут направлены не на решение основных проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности, а на те направления, которые проще всего организовать и реализовать организациям инфраструктуры поддержки.

Второй причиной являются особенности сектора малого предпринимательства и его отдельных представителей и особенности его взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, отвечающими за государственную/муниципальную поддержку, и организациями инфраструктуры поддержки. В силу ряда субъективных факторов различные субъекты МП находятся в неравных условиях при получении мер поддержки (льгот) [13].

Если выстраивание эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства по большому счету лежит вне возможностей субъектов МП, то необходимый набор факторов для получения преимущества над другими предпринимателями может быть достигнут при определенном желании и условиях. Далее необходимо остановиться на факторах, которые делят сектор малого предпринимательства на тех, кто получает государственную поддержку и льготы, и тех, кто нет [6].

 

Рисунок 2 Оценка степени использования субъектами МП их города личных связей в целях получения льгот и поддержки.

 

 Наличие необходимых  связей с органами власти/организациями  инфраструктуры поддержки предпринимательства. Исследование показало: субъекты МП считают, что достаточно большое количество их коллег используют личные связи для того, чтобы получить те или меры финансовой поддержки (льготы). Решающую роль фактор «личных связей» играет при взаимодействии с местными органами власти, так считают 37% опрошенных предпринимателей, вообще предприниматели скептически относятся к возможности получения каких-либо льгот без соответствующей аффилированности с теми, кто их распределяет. Более 30% опрошенных субъектов МП считают значительной степень использования связей во взаимоотношениях с областными властями, фондами поддержки и организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Высокая степень использования  связей субъектами МП во взаимоотношениях с органами власти или с организациями инфраструктуры поддержки объясняет то, что предприниматели в своих ответах заявляют, что все или большинство льгот предоставляются тем, у кого есть связи. Менее 8% опрошенных предпринимателей считают, что для получения льгот не надо иметь тесные взаимоотношения с областной, муниципальной администрацией, фондом поддержки предпринимательства или другими организациями инфраструктуры. Возможно, 8–10 % – это и есть размер поддержки, которую можно получить абсолютно свободно, не прибегая к неформальному решению вопросов, а вот остальной сегмент «адресной» поддержки базируется на аффилированности с системой. Это еще одно доказательство важности такого фактора, как обладание соответствующими связями в органах власти и организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для получения требуемой помощи и/или льгот[12].

 Экономическое положение  малого предприятия, претендующего на поддержку, его деловая репутация. Фактор экономического положения имеет значение, когда субъект МП претендует на получение каких-либо «адресных» льгот, за которыми обращается в уполномоченный орган и организацию. Как правило, для получения той или иной льготы орган или организация устанавливают свой порядок, в котором прописывают те или иные требования к претендентам, в числе которых и требование обладать устойчивым финансовым положением, отсутствием задолженности и т.д. Кроме этого, при предоставлении кредитов коммерческие банки и фонды проверяют экономическое положение субъекта МП в целях оценки риска невозврата им кредита. Также субъект малого предпринимательства должен обладать соответствующим залоговым обеспечением, как правило, недвижимым имуществом, которое в большинстве случаев свидетельствует об устойчивом финансово-экономическом состоянии и возможности вернуть взятый кредит.

Если субъект малого предпринимательства по каким-то причинам не удовлетворяет предъявляемым требованиям, которые зачастую неформализованы, то ему, естественно, отказывают в предоставлении поддержки [15].

Таким образом, от финансового  блока государственной поддержки, который является одним из самых востребованных в предпринимательской среде, сразу отстраняются те малые предприятия, которые имеют проблемы с финансированием, залоговым обеспечением, а таких субъектов МП достаточно много. В результате фонды поддержки предпринимательства, агентства, лизинговые компании, а также некоторые коммерческие банки предпочитают работать с хорошо знакомыми субъектами МП, которых можно уже назвать «своими».

Информация о работе Финансирование малых предприятий