Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
Введение…………………………………………………………………………2-3
1. Финансовые особенности малого бизнеса…………………………….……4
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности…………………………………………………………………..…4-8
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………8-11
1.3. Виды и функции малого предпринимательства…………………...…11-15
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса…….....15-21
2. Экономическая характеристика малого предприятия ………………...…22
2.1. Характеристика деятельности ООО «БАЗИС»……………………….22-26
2.2. Совершенствование методов поддержки малого бизнеса …………..26-37
2.3. Характеристика экономической деятельности малого предприятия ..37-39
3 Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса……………………………………………………………………………40
3.1 Предложения по изменению системы финансовой государственной поддержки малого предпринимательства………………………………..…40-47
3.2 Развитие механизмов кредитования малого бизнеса…………………47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список используемой литературы………………………………………....53-55
В зависимости от содержания
и направленности предпринимательской
деятельности, объекта приложения капитала
и получения конкретных результатов,
связи предпринимательской
Экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою экономики России. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса; освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Сущность малого предпринимательства
проявляется в его экономически
– формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
– расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
– приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
– содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
– привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
– создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
– более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
– вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
– формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
– активизация научно-технического прогресса;
– освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
– содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
– освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа [7].
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
1.4. Факторы препятствующие финансированию малого бизнеса.
Переход к развитию МП требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки МБ является Закон РФ "О государственной поддержке малого бизнеса", принятый в 1995 году. Многие важные положения этого Закона до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют (например, о муниципальном заказе или порядке финансирования программ поддержки предпринимательства), а ряд положений устарел. Кроме того, некоторые более поздние законы (например, "О банках") не учитывают положения данного Закона.
Продолжается многолетнее
С момента принятия Закон
практически остался
Итак, одним из факторов препятствующие финансированию малого бизнеса, является несовершенство законодательства [7].
Также следует отметить, что число субъектов МП, в том или ином виде заявляющих, что они заинтересованы в государственной финансовой поддержке, значительно превосходит число тех, кто действительно получает эту поддержку. Такая ситуация имеет место по нескольким причинам.
Первая причина заключается в недостаточной развитости самой системы государственной поддержки, которая в нынешнем виде не способна обеспечить всех желающих субъектов МП качественной поддержкой в нужном объеме. Основную проблему можно увидеть в том, что на государственную поддержку малого предпринимательства выделяется недостаточно средств из государственного и муниципального бюджетов. Вместе с тем есть все основания полагать, что даже при увеличении бюджетного финансирования эти средства будут направлены не на решение основных проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности, а на те направления, которые проще всего организовать и реализовать организациям инфраструктуры поддержки.
Второй причиной являются особенности сектора малого предпринимательства и его отдельных представителей и особенности его взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, отвечающими за государственную/муниципальную поддержку, и организациями инфраструктуры поддержки. В силу ряда субъективных факторов различные субъекты МП находятся в неравных условиях при получении мер поддержки (льгот) [13].
Если выстраивание эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства по большому счету лежит вне возможностей субъектов МП, то необходимый набор факторов для получения преимущества над другими предпринимателями может быть достигнут при определенном желании и условиях. Далее необходимо остановиться на факторах, которые делят сектор малого предпринимательства на тех, кто получает государственную поддержку и льготы, и тех, кто нет [6].
Рисунок 2 Оценка степени использования субъектами МП их города личных связей в целях получения льгот и поддержки.
Наличие необходимых
связей с органами власти/
Высокая степень использования связей субъектами МП во взаимоотношениях с органами власти или с организациями инфраструктуры поддержки объясняет то, что предприниматели в своих ответах заявляют, что все или большинство льгот предоставляются тем, у кого есть связи. Менее 8% опрошенных предпринимателей считают, что для получения льгот не надо иметь тесные взаимоотношения с областной, муниципальной администрацией, фондом поддержки предпринимательства или другими организациями инфраструктуры. Возможно, 8–10 % – это и есть размер поддержки, которую можно получить абсолютно свободно, не прибегая к неформальному решению вопросов, а вот остальной сегмент «адресной» поддержки базируется на аффилированности с системой. Это еще одно доказательство важности такого фактора, как обладание соответствующими связями в органах власти и организациях инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для получения требуемой помощи и/или льгот[12].
Экономическое положение малого предприятия, претендующего на поддержку, его деловая репутация. Фактор экономического положения имеет значение, когда субъект МП претендует на получение каких-либо «адресных» льгот, за которыми обращается в уполномоченный орган и организацию. Как правило, для получения той или иной льготы орган или организация устанавливают свой порядок, в котором прописывают те или иные требования к претендентам, в числе которых и требование обладать устойчивым финансовым положением, отсутствием задолженности и т.д. Кроме этого, при предоставлении кредитов коммерческие банки и фонды проверяют экономическое положение субъекта МП в целях оценки риска невозврата им кредита. Также субъект малого предпринимательства должен обладать соответствующим залоговым обеспечением, как правило, недвижимым имуществом, которое в большинстве случаев свидетельствует об устойчивом финансово-экономическом состоянии и возможности вернуть взятый кредит.
Если субъект малого
предпринимательства по каким-то причинам
не удовлетворяет предъявляемым тр
Таким образом, от финансового
блока государственной