Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:37, дипломная работа
Процессы M&A это инструмент реализации стратегических планов компании, один из элементов в арсенале собственников и корпоративных менеджеров. Выбор стратегии интеграции, форм и методов интеграции зависит от структуры рынка, инвестиционных целей участников сделок и многих других обстоятельств. Отказ от эволюционного способа развития, с использованием только внутренних возможностей и ресурсов, в пользу революционного процесса, коим является корпоративная интеграция, обусловлен необходимостью реагировать на изменяющуюся рыночную среду, опережать развитие конкурентов, рынка или, по крайней мере, сохранить текущее экономическое состояние. Приобретение конкурентных преимуществ в лице партнеров по интеграции, их ресурсов и возможностей в совокупности с потенциалом компании может способствовать эффективной деятельности в изменяющихся рыночных условиях.
Введение. 3
Глава 1. Эффективность сделок слияний и поглощений. 6
§1.1. Основные мотивы слияний и поглощений. 6
§1.2. Способы оценки стоимости целевой фирмы 17
§1.3. Эмпирический анализ эффективности сделок 26
§1.4. Методы анализа и критерии эффективности сделок 30
Глава 2. Модель оценки эффективности сделок слияний и поглощений. 42
§2.1. Разработка методологии модели 42
§2.2. Практическое применение модели 45
§2.3. Анализ результатов исследования 51
Заключение 54
Библиография 56
Каждая сделка слияния или поглощения должна оцениваться с точки зрения вероятности достижения предсказанных синергетических эффектов. Для того чтобы оценить стоимость синергии можно воспользоваться следующей схемой:
Рассчитанная данным способом стоимостная оценка основана на предположении, что синергия создается сразу после сделки. Скорее всего, на это потребуется как минимуму несколько лет, поэтому корректнее приводить полученный результат к сегодняшней ценности, используя в качестве ставки дисконтирования стоимость капитала объединенной компании.
Схематично представить связь между различными частями стоимостного подхода к оценке результата от сделки можно следующим образом:
оценка рыночной стоимости компании после слияния |
оценка премии слияния |
|||
- |
- |
|||
оценка рыночной стоимости отдельных участников |
оценка затрат осуществления процесса |
|||
= |
= |
|||
оценка синергии |
- |
оценка экономических издержек |
= |
оценка экономического результата |
Рис.2. Схема оценки экономического результата.
Источник: составлена автором.
Т.к. внутренняя стоимость компании является заданной величиной (хотя и варьируется в зависимости от прогнозов перспектив покупаемого бизнеса), то единственным неизвестным элементом стоимости, который необходимо оценить во время сделки, является уплачиваемая премия. Как свидетельствует практика, разные компании используют разные подходы к оценке справедливого уровня премий для той или иной сделки. По нашему мнению, именно переоценка допустимой величины премии является часто одной из главных причин неудачных слияний/поглощений. Чтобы прояснить вопрос о том, возможно ли вообще достижение общей эффективности в ходе сделки слияния или поглощения, в следующем параграфе обратимся к результатам независимых исследований по вопросу эффективности сделок.
§1.3. Эмпирический анализ эффективности сделок
Как уже было установлено, слияния
и поглощения могут создавать дополнительную
ценность за счет роста операционной и
финансовой эффективности деятельности
компании и на базе предпосылки об эффективности
фондового рынка увеличивать ее рыночную
стоимость. Во многих эмпирических исследованиях
последствий сделок анализ основывается
на измерении стоимости акций до, и после
объявления о покупке. На практике задуманное
слияние или поглощение редко полностью
оправдывает надежды своих инициаторов,
еще реже сделками бывают удовлетворены
простые акционеры. Так в проведенном
KPMG исследовании 700 крупнейших сделок
за 1996-1998 гг11, оказалось, что только
17 % компаний увеличили свою суммарную
стоимость, у 30 % практически не произошло
изменений и 53 % отметили снижение стоимости.
Таким образом, 83% сделок не принесли ощутимой
выгоды своим акционерам.
В качестве переменных, влияющих на эффективность
сделок, были рассмотрены две группы факторов:
1) выбор управляющей
команды, разрешение культурных
противоречий и коммуникация.
2) оценка синергетики слияния на стадии
подготовки, планирование проекта интеграции
и due diligence.
Оказалось, что компании, отдававшие предпочтение подготовительной оценке синергетики слияния, оказались на 28 % более успешными, чем в среднем по всем эффективным сделкам. Вместе с тем, компании, которые сосредоточили свое внимание на приведении в порядок только финансов, оказались на 15 % менее успешными, чем в среднем. Во второй группе факторов наибольшее влияние оказал выбор управляющей команды (происходило повышение эффективности на 26 % относительно среднего уровня). Тот же показатель был получен и для фактора снятия культурных различий между компаниями, участвующими в сделке.
Большинство исследователей
В данном контексте особенный интерес представляет различие в размерах компании-продавца и компании-цели. Обычно покупатели намного крупнее своей цели. Таким образом, даже если денежные выгоды от слияния были поделены поровну между двумя участниками, процентное соотношение выигрыша, который получили акционеры компании-покупателя, будут меньше, чем у второй компании. Asquith, Bruner и Mullins15 (1983) исследовали влияние размера компаний на результат сделки. Оказалось, что в тех сделках, где рыночная стоимость компании-продавца была равна 10% или больше от рыночной стоимости компании-покупателя, доходность покупателя составила 4,1% (t=4.42). Однако в сделках, где размер компании-цели был меньше 10% , доходность для покупателя падала до 1,7%. Многие более поздние исследования подтвердили полученные результаты, показав важность относительного размера компании-цели в объяснение тех или иных результатов.
Анализ эффективности сделок для акционеров компаний-покупателей менее однозначны. Например, Agrawal 16(1992), отметил в своей работе снижение эффективности компаний-покупателей -4,94% через 24 месяца, 7,38% - через 36 месяцев, -10,26% - через 60 месяцев.
Имели место и исследования, анализирующие общую эффективность сделок для обеих компаний на основе относительного или абсолютного изменения доходности. В большинстве работ показан рост общей доходности. Так, например, Lang, Stulz, Walkling 17(1989) проанализировали 87 тендерных сделок, совершенных в 1968-1986 гг., и пришли к выводу, что при сравнении 5 дней до/после сделки, акционеры обеих фирм получали доходность в среднем равную 11,3%. В более позднем исследование Smith, Kim18 (1994) при анализе тендерных сделок, имевших место в 1980-1986 г., получили схожие результаты – рост доходности до уровня 8,88% (в рассматриваемый период 5 дней до/после сделки), или 3,79% (с периодом в 1 день до сделки). Bates и Lemmon19 (2002) исследовали, что происходит с благосостоянием акционеров компании-покупателя и компании-продавца на примере 3037 сделок поглощений. Мерой измерения благосостояния была выбрана CAR (кумулятивная аномальная доходность), в качестве индекса был рассчитан взвешенный по объемам торгов индексы бирж NYSE, AMEX и электронной торговой системы NASDAQ. Колебания цен рассматривались в трехдневном интервале относительно даты объявления о сделке. Результаты исследования показали, что цены акций компании-покупателя в среднем незначительно растут (увеличиваются на 2% при статистической значимости в 10%), а цены акций поглощаемых компаний растут в среднем на 24% при статистической значимости в 1%.
При втором типе анализа на базе изучения финансовой и бухгалтерской отчетности аналитиками чаще всего исследуется величина прибыли, ROA, ROE, P/E и некоторые другие показатели. Так Meeks 20(1977) исследовал 233 сделки в 1964-1971 в Великобритании и рассматривал изменение ROA после слияния в сравнении со средней величиной в отрасли покупателя. В результате своего исследования он отметил снижение величины ROA сразу после проведения сделки по сравнению с динамикой данного показателя в среднем по отрасли и пришел к выводу, что сделки слияний приводят к небольшому снижению рентабельности. Ravenscraft и Scherer21 (1987) исследовали 471 сделку с 1950 по 1977 г. (были рассмотрены изменения в финансовой деятельности компаний а 1974-1977, т.е. в различных сделках рассматривался разный период). Отличительной чертой данного исследования оказалось то, что авторы в своей работе основывались на данных в разрезе отраслей, предоставляемых Федеральной торговой комиссией США, что дало возможность рассмотреть большее количество примеров и более подробно проанализировать влияние стоимости активов и выбор метода учета. Главным открытием было то, что рентабельность у покупателя в среднем ниже на 1-2%, чем у компаний-целей.
Таким образом, на базе рассмотренных эмпирических исследований можно говорить о том, что в среднем заключение сделки приносит акционерам компании-цели дополнительную ценность в виде роста доходности акций, а акционерам компании-покупателя - незначительные положительные или вовсе отрицательные результаты (с равной вероятностью). Подобная практика должна насторожить менеджеров компаний, которые принимают решения о необходимости осуществления той или иной сделки. Кажущиеся выгоды от слияния могут оказаться недостижимыми в ходе объединения в силу множества причин: неправильной оценки возможности консолидации двух совершенно разных видов бизнеса, переоценки ценности компании-цели, неправильному восприятию потенциальных синергетических выгод и т.д. В большинстве рассмотренных исследований эффективность оценивалась с помощью анализа изменения доходности акций компании-цели и акций компании-покупателя, что на наш взгляд, обусловлено легкостью отбора и доступностью данных, а также простотой дальнейшего построения оценки. По нашему мнению подобный анализ хоть и обладает презентативностью, полностью лишен какой-либо гибкости. Кроме того, что он предполагает высокую эффективность рынка, он не позволяет разделить непосредственное влияние сделки на изменение котировок от множества других факторов, таких как изменение в ожиданиях, политические события, рост/падение межстранового риска и т.д. Подобная ограниченность подхода может быть уменьшена путем использования комплексного анализа, включающего и другие методы оценки. Рассмотрим их более подробно в следующем параграфе.
§1.4. Методы анализа и критерии эффективности сделок
В соответствии с классическим подходом к вопросу оценки эффективности слияний и поглощений сделку можно считать эффективной, если в результате ее проведения увеличивается благосостояние акционеров. В дальнейшем мы будем использовать именно этот принцип оценки сделок.
Можно выделить четыре основные метода сбора и анализа информации для оценки эффективности поглощений:
1) Метод анализа финансовой и бухгалтерской отчетности
Этот метод предполагает анализ производственных и финансовых показателей, доступных из финансовой отчетности компании. Исходя из динамики изменения данных показателей, можно сделать выводы об эффективности (или неэффективности) сделки. В качестве необходимых условий применения данного метода можно выделить:
- единые правила ведения бухгалтерского учета, правила налогообложения
- высокий уровень
- достоверная финансовая отчетность
Среди положительных сторон данного подхода стоит назвать доступность и простоту сбора необходимых данных (в рамках достоверности бухгалтерских отчетов), и их достоверность. С другой стороны, среди недостатков данного метода можно отметить, что:
- невозможность эффективного
учета риска деятельности
- сложность исключения
влияния посторонних событий
на изменение финансовых и
производственных показателей
-отсутствие анализа стоимости нематериальных активов
- бухгалтерская отчетность базируется на данных прошлых периодов, часто игнорируются текущие события на рынке
- значимость инфляции/дефляции,
поскольку используется учет
активов по первоначальной
- отсутствие данных связанных с будущими событиями, которые могут оказать значительное влияние на финансовое положение компании, однако никак не отражены в отчетности (подобная информация по требованиям US GAAP предоставляется компанией только в сопроводительных документах, которые не используются при данном методе сбора информации)
- сложность оценки
2) Метод изучения событий
При использовании данного метода сравниваются котировки акций компаний до и после сделки. Обычно сравниваются доходности, которые получают акционеры в период до и после сделки, за вычетом того, что потенциально могли бы получить акционеры (чаще всего используются крупные биржевые индексы, такие как, например S&P500). При этом предполагается, что цены акций представляют собой текущую стоимость ожидаемых акционерами денежных потоков в будущем. Во многих исследованиях, начиная с 1970-х годов господствует именно такой способ анализа. Данный метод не применим на неразвитых рынках капитала.
Положительные стороны данного метода:
- ориентация на будущее изменение стоимости.
- наиболее прямой метод оценки стоимости, зарабатываемой инвестором
Отрицательные стороны:
- велик риск смешивания «смешивания» эффектов от разных событий, что ведет к усложнению анализа.
-предполагает значительные
допущения: эффективность рынков, рациональность,
отсутствие арбитражных
3) Опрос менеджеров
Данный способ широко используется консалтинговыми агентствами для анализа сделок слияний и поглощений. Путем опроса руководства компаний (заполнения анкет, устных бесед и т.д.), дальнейшего обобщения результатов формулируются определенные выводы исследования. Наиболее частые вопросы: 1) назовите основные мотивы для проведения сделки, 2) считаете ли Вы сделку успешной, если да, то почему. Слабость данного метода в том, что он предоставляет результаты оценки менеджеров, которые часто носят субъективный характер и могут основываться не на росте экономической ценности.
4) Обобщенный способ исследования
В случае обобщенного способа исследования используются все или несколько из перечисленных выше методов для более детального анализа. В качестве минусов данного подхода можно отметить то, что небольшое количество рассматриваемых сделок делает невозможным качественный статистический анализ.
Информация о работе Финансовая эффективность сделок слияний и поглощений компаний