Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:22, дипломная работа
Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.
Введение
1. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
1.1 Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны
1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета
2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003-2005 гг.)
2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития
2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь
3. Основные направления увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь
3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой
3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц.
Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.
Государственные доходы как
экономическая категория
Государство для образования
доходов своего бюджета вступает
в финансовые взаимоотношения с
отдельными звеньями хозяйства, гражданами,
взимая на общегосударственные и
региональные нужды часть созданного
или полученного ими
Формы и методы образования
доходов бюджета
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:
1.Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.
2.Платежи за государственное
имущество и
3. Привлеченные ресурсы
в форме государственных
Дореволюционная Беларусь, входившая в тот период в состав России, участвовала в формировании доходов ее государственного и местных бюджетов. Формирование доходной части государственного бюджета России на территории Беларуси осуществлялось за счет прямых и косвенных налогов, доходов от государственных имуществ, лесного дохода, пошлин, выкупных платежей, прочих доходов. Основную часть доходов государственного бюджета, поступающих из пяти белорусских губерний, составляли доходы от государственных имуществ и, в частности, от железных дорог (в 1913 году соответственно 59,7 и 49,4 процента). При этом следует заметить, что в целом по России наибольший удельный вес в государственном бюджете занимали доходы от казенной продажи водки, что объясняется с одной стороны более высокой насыщенностью Беларуси железными дорогами, а с другой - поступлением акцизов по многим товарам в бюджеты территорий по месту производства подакцизных товаров.
Значительные поступления в государственный бюджет из Беларуси обеспечивались за счет казенной винной монополии (24,2 % в 1913 году). Доля косвенных налогов, в т.ч. налогов на спички, на табачные изделия, на напитки и др. составляла 6,8 процента, а прямых (поземельный, с недвижимости, квартирный, промысловый и с денежных капиталов) - 4,2 процента.
В отношении прямого
Роспись государственных доходов и расходов России состояла из двух частей: обыкновенной сметы и чрезвычайной. Средства обыкновенной сметы (бюджета) направлялись на финансирование расходов, обусловленных осуществлением основных функций государства. Темпы роста доходов обыкновенного бюджета на территории дореволюционной Беларуси, в силу отсутствия крупных оборотов в промышленности и торговле, были ниже, чем в целом по России.
Главным источником формирования
доходов чрезвычайного бюджета
являлись внутренние и внешние займы,
выпуски билетов
Наряду с государственными входящие в бюджетную систему России местные бюджеты, в свою очередь были представлены земскими (губернскими), городскими и мирскими (волостными и сельскими) бюджетами. Доходы земских бюджетов согласно бюджетной классификации, подразделялись на окладные и неокладные. Окладные платежи были основным источником доходной части земских бюджетов и поступали с недвижимого имущества, главным образом, с земель. Неокладные доходы формировались за счет пошлин, платежей с документов на право занятия торговлей, процентов на различные капиталы и др. Величина этих поступлений была незначительной. Кроме того, некоторые губернии получали правительственные субсидии, достигавшие в отдельные годы четвертой части всей суммы земских доходов. На долю доходов земских бюджетов в 1913 году в Беларуси приходилось 62 процента от доходов местных бюджетов.
Городские бюджеты были весьма скромными. Основная часть их доходов формировалась за счет внутригородских доходов от имущества (земли, зданий), коммунального хозяйства, сборов с недвижимого имущества и др. Медленное развитие экономики белорусских городов вплоть до конца XIX столетия непосредственным образом отразилось на доходах городских бюджетов. Большинство городских бюджетов сводилось с дефицитом, который покрывался за счет займов. На 1913 год удельный вес доходов городских бюджетов составлял 23 процента от доходов местных бюджетов Беларуси.
Низшим звеном системы местных бюджетов были мирские бюджеты, доходная часть которых формировалась в основном за счет сборов с крестьян.
После Октябрьской революции и образования БССР, республика получила право на формирование своего бюджета. Его развитие в значительной мере определялось законодательными актами Советского Союза.
В годы перехода к социализму в БССР, как и во всем СССР, налоги оставались основным источником формирования бюджета, поскольку многоукладная экономика давала возможность сбора налогов.
В результате сплошной национализации
и коллективизации
Действовавшая система финансовых
взаимоотношений бюджета с
Важными источниками бюджета являлись также привлеченные средства: займы, остатки вкладов населения в сберегательном банке, кредитные ресурсы и эмиссия денег.
С распадом СССР, социалистической системы хозяйствования, образованием самостоятельных суверенных государств произошло существенное изменение содержания и структуры бюджетов, расширение их доходной части. Все они характеризовались множеством источников поступлений.
Уже с первых лет существования независимого государства, заявившего о построении рыночной экономики, бюджет Республики Беларусь получает новое назначение, происходят некоторые изменения в структуре и содержании его доходов. В доходную часть бюджета Республики Беларусь стали полностью зачисляться такие крупные поступления, как налог с оборота и подоходный налог с граждан, которые до этого времени считались общегосударственными доходами бюджета СССР и поступали в бюджет БССР только в виде ежегодно утверждаемых отчислений. Наряду с увеличением вышеназванных источников существенно возросли платежи из прибыли, которые также полностью зачислялись в бюджет республики. Впервые в доходную часть бюджета Республики Беларусь были включены поступления от чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, средства от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности. Вводится механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционирует система косвенных налогов. В 1992 - 1994 годах в республике введены такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость и акцизы. Поступления от этих источников составили около половины всех доходов бюджета. Кроме этого, в доходы бюджета были введены налоги за пользование природными ресурсами, налог на недвижимость, платежи за землю, образованы республиканский и местные дорожные фонды и др.
Введение новых более прогрессивных налогов, отвечающих требованиям рыночной экономики, предполагало также отмену ряда действовавших налогов и отчислений в бюджет. В частности, с 1992 годе отменяется налог с оборота, ориентированный на применение фиксированные розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. Не предусматривалось также поступление части амортизационных отчислений на полное восстановление в фонд финансирования республиканских и региональных социальных программ и др.
В условиях перехода к рыночной экономике, как было отмечено выше, удельный вес налоговых поступлений в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает и занимает доминирующее положение. Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50 процентов доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). [21, c.8-11]
С целью обеспечения унификации учета доходов бюджетной системы применяется классификация доходов Республики Беларусь.
Классификация доходов представляет
собой систематизированную
Доходы бюджетов делятся на следующие категории: текущие, капитальные и безвозмездные, состоящие из групп доходов. Группы доходов состоят из видов доходов. Доходы по видам объединяются в разделы и подразделы доходов в зависимости от источников их получения.
Категория «Текущие доходы» включают все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающие в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафы и санкции, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций.
Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы - текущие налоговые доходы, социальные отчисления и текущие неналоговые доходы и обязательные платежи.
В группу «Текущие налоговые
доходы» включаются следующие виды
доходов, взимаемые в бюджет и
классифицируемые в зависимости
от объекта налогообложения или
в соответствии с источником возникновения
налоговых обязательств: прямые налоги
на доходы и прибыль; налоги, взимаемые
с фонда заработной платы; внутренние
налоги на товары и услуги; налоги на
собственность; доходы от внешней торговли
и внешнеэкономических
В свою очередь данные виды доходов включают следующие доходные источники (разделы):
прямые налоги на доходы и прибыль - подоходный налог; налог на прибыль; налог на доходы; прочие налоги на доходы и прибыль;
налоги, взимаемые с фонда заработной платы - чрезвычайный налог;
внутренние налоги на товары и услуги - налог на добавленную стоимость; налоги с продаж; налог на приобретение автотранспортных средств; прочие налоги на товары и услуги; акцизы и др.;
налоги на собственность, налог на недвижимость за незавершенное строительство; земельный налог; налог на недвижимость;
доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций - таможенные пошлины, прочие доходы;
Прочие налоги, сборы и платежи.
Информация о работе Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь