Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, бюджетов зарубежных стран и на его основе выработка механизма их увеличения и укрепления в условиях рыночных отношений.

Содержание работы

Введение

1. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

1.1 Сущность и содержание бюджета, его значимость в реализации социально-экономической политики страны

1.2 Состав и классификация доходов бюджета. Налоги как основа доходной части бюджета

2. Исследование формирования и использования доходной части республиканского бюджета Республики Беларусь (2003-2005 гг.)

2.1 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

2.2 Анализ формирования доходов республиканского бюджета Республики Беларусь

3. Основные направления увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

3.1 Формирование доходной части бюджета стран с рыночной экономикой

3.2 Пути увеличения доходной части бюджета Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ипломная работа.docx

— 123.10 Кб (Скачать файл)

 

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

 

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

 

Единство бюджетной системы  основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование  регулирующих доходов, создание целевых  бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

 

Республиканский бюджет и  местные бюджеты всех уровней  являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются  соответствующие государственные  органы.

 

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы  заключается в том, что утверждение  республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных  бюджетов - решениями соответствующих  местных Советов депутатов, а  их исполнение возлагается на Правительство  Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. [6]

 

Таким образом, государственный  бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права  и обязанности участников бюджетных  отношений.

 

 

Государственный бюджет служит основным инструментом государства  в централизации и перераспределении  валового общественного дохода. Государственный  бюджет - основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Государственный бюджет страны - основная форма планомерного образования  и использования централизованного  фонда денежных средств в целях расширения производства, эффективного развития экономики, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

 

На современном этапе  развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать необходимые темпы  и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной структуры, формировать  в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные  социальные преобразования. Благодаря  финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального  развития, подготавливая условия  для успешной реализации экономической  и социальной политики государства.

 

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет  специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных  потребностей.

 

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной  стоимости - национального дохода, распределяемого  и используемого в соответствии с рыночными законами общественного  развития для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

В условиях рыночных отношений  распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования  денежных доходов и накоплений. К  числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

 

Значительная часть национального  дохода поступает в бюджет путем  прямого распределения - налогообложения  государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

 

Распределение части национального  дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства  и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения  средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности  общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования  денежных накоплений в отдельных  отраслях народного хозяйства, отдельных  предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в  торговле и т.д. [20, c.14-15]

 

Перераспределение национального  дохода между отраслями, организациями  через государственный бюджет обусловлено  главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального  развития страны, с программами радикальных  экономических преобразований общества, для осуществления перестройки  структуры общественного производства и т.д.

 

Перераспределение национального  дохода как между отраслями, так  и внутри отраслей происходит посредством  государственных инвестиций и приоритетного  финансирования отдельных видов  производств, высоких технологий, инновационных  процессов. Важным направлением перераспределения  национального дохода является выделение  большей части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В  условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

 

Пропорции национального  дохода, распределяемого через государственный  бюджет, не были постоянными, поскольку  определялись достигнутым уровнем  развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.

 

Рассмотрение проблем  рациональной взаимосвязи воспроизводства  рабочей силы с бюджетным процессом  позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные направления  расходования бюджетных средств с точки зрения качественного воспроизводства рабочей силы.

 

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что  бюджет создает финансовую базу, необходимую  для финансового обеспечения  деятельности государственных органов  и органов местного управления и  самоуправления.

 

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в  жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

 

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета  реализуются общегосударственные  и региональные программы народнохозяйственного  и социально-экономического характера.

 

Роль государственного бюджета  в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем.

 

Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального  дохода и тем самым изменяет структуру  общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство  усиливает свои позиции в экономике  путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет  формы прямого и косвенного воздействия  на экономику - предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные  инвестиции, осуществляет бюджетное  финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь  в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. [25, c.46-48]

 

Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - образование, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного  строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено  это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень  социального обслуживания населения  страны. Кроме того, государственный  бюджет обеспечивает нивелирование  социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

 

На современном этапе  развития экономики государственный  бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в  своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

 

Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное  финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита  на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве  объектов (предприятий) культурно-бытового назначения - магазинов, предприятий  общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

 

Основная роль бюджета  состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций  и населения в централизованном государственном фонде для финансирования социально-культурных мероприятий  народного хозяйства, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной  власти и образования резервов. Роль государственного бюджета заключается  также в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение  научно-технического прогресса при  умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической  политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения  страны. [31, c.13-15]

 

Роль государственного бюджета  проявляется через его функции: распределительную, контрольную и  функцию по обеспечению существования  государства.

 

Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что  в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения  является чистый доход, получаемый в  обществе. Между тем, это не исключает  возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта (подоходный налог  с граждан), а иногда и национального  богатства. Благодаря распределительной  функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов - государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

 

Распределительная функция  бюджета используется также для  вмешательства государства в  процесс общественного производства - регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета  государство воздействует не только на перераспределение национального  дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу  потребления, процессы демонополизации  экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

 

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых средств между различными подразделениями общественного  производства и слоями населения. Важно  отметить, что ни одно из звеньев  финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской  бюджет и др.) перераспределения  денежных средств, как бюджет.

 

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование денежных средств государства - отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

 

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и  потреблением совокупного общественного  продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального  дохода.

 

Функция обеспечения существования  государства ставит своей задачей  создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской  власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. [55, c.350-358]

 

Таким образом, государственный  бюджет играет главенствующую роль в  решении социально-экономических  задач страны. От оптимальности его  структуры и эффективности исполнения зависит достижение основных макроэкономических параметров развития государства.

 

 

 

1.2 Состав и классификация  доходов бюджета. Налоги как  основа доходной части бюджета

Информация о работе Формирование доходов республиканского бюджета Республики Беларусь