Формирование и функции ФПГ в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы образования и функционирования ФПГ………….4
1.1. Понятие ФПГ и основы функционирования……………………………..4
1.2. Классификация финансово-промышленных групп……………………12
2. Формирование и функции ФПГ в современной экономике…………………..16
2.1. Участники финансово-промышленной группы……………………….16
2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация………..20
2.3. Управление финансово-промышленной группой…………………….22
2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы…………………………..23
2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы……26
3. Экономические предпосылки и перспективы формирования ФПГ в Республике Беларусь……………………………………………………………….28
3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси…………………………28
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси…………………………………...29
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси……………………………….30
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси………………………………..31
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовик по ФПГ.docx

— 161.90 Кб (Скачать файл)

В качестве перспективных для создания ФПГ  были определены следующие сферы  деятельности:

добыча  и переработка российской нефти  на базе нефтедобывающих предприятий  в Западной Сибири Российской Федерации  и нефтеперерабатывающих заводов  в Республике Беларусь;

сооружение  транзитного магистрального газопровода  в Западную Европу;

производство  крупногабаритных шин;

создание  новых конструкционных материалов;

производство  транспортных средств и двигателей к ним;

производство  тракторов и других машин и  оборудования для сельского хозяйства  и двигателей к ним;

производство  технологического оборудования для  перерабатывающих отраслей агропромышленного  комплекса;

производство  диагностического и другого медицинского оборудования;

радиоприборостроение  и оптико-электронное приборостроение, производство изделий электроники, ракетно-космической техники и  спецтехники.

Несколько позднее в целях повышения  эффективности многосторонней интеграции в рамках СНГ был разработан рекомендательный законодательный акт Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств "О финансово-промышленных группах".

В рекомендательном акте заинтересованным государствам предложена модель для формирования единообразного подхода к правовому регулированию создания, функционирования и ликвидации ФПГ, а также механизмы государственной регистрации и государственной поддержки их деятельности.

В рекомендательном акте под ФПГ понимается группа юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ для интеграции технологически и (или) организационно связанных организаций. Указанным актом определено, что участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, а также центральная компания указанной группы. В состав ФПГ могут входить любые юридические лица, которым это не запрещено законом, в том числе и иностранные.

Рекомендательный акт выделяет две категории обязательных участников ФПГ: организации, действующие в сфере производства товаров и услуг; финансово-кредитные организации.

Часть 1 ст. 13 рекомендательного акта под деятельностью ФПГ понимает только такую деятельность, которая направлена непосредственно на выпуск конечной продукции группы.

Из числа транснациональных финансово-промышленных групп выделяет особую категорию - межгосударственные ФПГ. К их числу относятся группы, создаваемые на основе соответствующих межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют особый порядок создания, деятельности и ликвидации таких групп.

В отличие  от транснациональных ФПГ для  участников межгосударственных (международных) ФПГ национальный режим устанавливается  межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Республика  Беларусь заключила целый ряд  дву- и многосторонних соглашений о  создании транснациональных ФПГ.

В качестве примера можно привести:

Соглашение о создании и деятельности Межгосударственной финансово-промышленной группы "Гранит", подписанное 18.10.1996 в г. Москве Республикой Беларусь, Республикой Армения, Кыргызской Республикой, Российская Федерацией, Республикой Таджикистан;

Соглашение о создании транснациональной финансово-промышленной группы по обеспечению эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиации государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанное 18.10.1996 в г. Москве Республикой Беларусь, Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Грузией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной;

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании межгосударственной финансово-промышленной группы "БелРусАвто" (заключено в г. Минске 01.10.1997);

Соглашение  между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о создании межгосударственной финансово-промышленной группы "Аэрокосмическое оборудование";

Соглашение  между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о создании межгосударственной финансово-промышленной группы "Интерагроинвест";

Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственной финансово-промышленной группы "Электронные технологии";

Соглашение  между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации  о создании межгосударственной финансово-промышленной группы "Межгосметиз".

Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Региональная интеграция проходит при этом ряд  этапов, каждый из которых имеет  свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные, барьеры и создаются предпосылки  для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между  странами. В результате идет процесс  создания целостных региональных хозяйственных  комплексов с общими национальными  и межгосударственными органами управления.

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ  И ФУНКЦИИ ФПГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Участники финансово-промышленной группы

Участники финансово-промышленной группы - юридические  лица, осуществляющие любые виды хозяйственной  деятельности, не запрещенные законодательством  Республики Беларусь, и производящие товары (работы, услуги), а также банки  и (или) небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками финансово-промышленной группы могут быть иные организации, участие которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь обусловлено их ролью в  обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности - резиденты  и нерезиденты Республики Беларусь, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная  ими центральная компания.

Участники финансово-промышленной группы для  координации своей хозяйственной  деятельности и ведения дел учреждают  центральную компанию, являющуюся юридическим  лицом, либо с согласия всех участников финансово-промышленной группы наделяют полномочиями по координации их хозяйственной  деятельности и ведению дел финансово-промышленной группы одного из участников этой финансово-промышленной группы (далее - головное предприятие). В этом случае головное предприятие, кроме своей деятельности как  субъекта хозяйствования, обладает полномочиями центральной компании.

Участие юридического лица более чем в  одной финансово-промышленной группе не допускается.

Государственные предприятия и организации или  предприятия и организации, в  уставном фонде которых имеется  доля государственной собственности, могут быть участниками финансово-промышленной группы с согласия республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного  органа, в ведении которого находятся эти предприятия и организации [19, с. 54].

Дочерние  предприятия могут входить в  состав финансово-промышленной группы только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной финансово-промышленной группы.

Республиканские органы государственного управления, Национальный банк Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы не могут быть участниками  финансово-промышленной группы.

Запрещаются создание и деятельность на территории Республики Беларусь финансово-промышленных групп в случаях, если это может  иметь целью или результатом  монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемление законных интересов потребителей, а также в других случаях, когда  создание и деятельность финансово-промышленной группы противоречат законодательству Республики Беларусь, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан.

Выделяется три группы потенциальных участников ФПГ:

- производители  товаров (работ, услуг);

- банки  и (или) небанковские кредитно-финансовые  организации;

- иные  организации, участие которых  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь обусловлено  их ролью в обеспечении инвестиционного  процесса в финансово-промышленной  группе.

Такое положение  не случайно, поскольку именно объединение  промышленного потенциала предприятий-производителей и финансового потенциала банков как никакая другая форма интеграции способно повысить эффективность взаимодействия участников и обеспечить развитие экономики.

Участниками ФПГ могут являться только юридические  лица. В соответствии со ст. 44 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.

Кроме того, в ФПГ могут участвовать как  резиденты, так и нерезиденты. Таким  образом, в качестве возможных участников ФПГ рассматриваются резиденты и нерезиденты. Отметим, правда, что филиалы и представительства сами по себе не являются субъектами гражданских правоотношений, поэтому в случае заключения ими соответствующего договора участником ФПГ будет являться юридическое лицо, от имени которого действует филиал (представительство).

Как отмечалось, участниками ФПГ могут являться банки. Исходя из положений ст. 8 и 70 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) банк - это юридическое лицо, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством, и имеющее на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение  денежных средств физических  и (или) юридических лиц во  вклады (депозиты);

- размещение  привлеченных денежных средств  от своего имени и за свой  счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие  и ведение банковских счетов  физических и (или) юридических  лиц.

На основе легального определения банка и  иных положений банковского законодательства и доктрины можно выделить следующие  признаки банка:

1) банк  является юридическим лицом, коммерческой  организацией, т.е. основная цель  его деятельности - извлечение прибыли;

2) среди  других коммерческих организаций  он выделяется видом деятельности: банк - это организация, созданная  в целях осуществления сделок  определенного типа (банковских  операций), более того, только банк  может в совокупности осуществлять  определенные законодательством  банковские операции;

3) банк  действует на основании лицензии, выданной Национальным банком  Республики Беларусь;

4) банк, являясь элементом денежно-кредитной  системы, наделен определенными  властными полномочиями по отношению  к клиентам, т.е. его статус  сочетает черты субъекта частного  и публичного права.

Банк  вправе осуществлять банковские операции, указанные в лицензии на осуществление  банковской деятельности, и иные виды деятельности, предусмотренные статьей 14 БК:

  • поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
  • операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
  • лизинговую деятельность;
  • консультационные и информационные услуги;
  • выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;
  • иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Указанные виды деятельности могут осуществляться и иными юридическими лицами. Однако банки осуществляют такие сделки "в непосредственной связи с  банковскими операциями либо с помощью  банковских операций" [2].

Одной из особенностей правового положения  банков является прямой запрет на осуществление  определенных видов деятельности:

Информация о работе Формирование и функции ФПГ в современной экономике