Формирование и функции ФПГ в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы образования и функционирования ФПГ………….4
1.1. Понятие ФПГ и основы функционирования……………………………..4
1.2. Классификация финансово-промышленных групп……………………12
2. Формирование и функции ФПГ в современной экономике…………………..16
2.1. Участники финансово-промышленной группы……………………….16
2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация………..20
2.3. Управление финансово-промышленной группой…………………….22
2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы…………………………..23
2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы……26
3. Экономические предпосылки и перспективы формирования ФПГ в Республике Беларусь……………………………………………………………….28
3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси…………………………28
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси…………………………………...29
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси……………………………….30
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси………………………………..31
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовик по ФПГ.docx

— 161.90 Кб (Скачать файл)

2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы

Обеспечение государственной поддержки организации  и деятельности финансово-промышленных групп подразумевает комплексную  деятельность, осуществляемую государственными органами. К числу основных направлений  государственной поддержки формирования и деятельности ФПГ относят нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение, организационное, финансово-инвестиционное и внешнеэкономическое содействие.

В настоящее  время порядок осуществления  государственной поддержки определен Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям", которым установлено, что государственная поддержка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям может быть оказана индивидуально:

- по решению  Президента Республики Беларусь  в виде:

  • изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;
  • нормативного распределения выручки;
  • предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи;
  • полного или частичного освобождения от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на счета плательщиков;
  • предоставления дополнительного по отношению к установленному актами законодательства отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;
  • освобождения от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности;

- по решению  Правительства Республики Беларусь, согласованному с Президентом  Республики Беларусь, в порядке,  установленном Указом N 182, в виде предоставления бюджетных займов и бюджетных ссуд в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год;

- по решению  Правительства Республики Беларусь  в порядке, установленном в Указе N 182, в виде:

  • возмещения в пределах средств, определенных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, юридическим лицам Республики Беларусь части процентов за пользование банковскими кредитами;
  • понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;
  • отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию.

По решению  Президента Республики Беларусь государственная  поддержка может быть оказана  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в ином виде.

Подготовка  центральной компанией отчета о  деятельности финансово-промышленной группы осуществляется в соответствии с предписаниями.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская  отчетность составляется центральной  компанией по установленным для  юридических лиц формам.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская  отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • аудиторского заключения;
  • пояснительной записки.

Сводная (консолидированная) бухгалтерская  отчетность отражает имущественное  и финансовое положение финансово-промышленной группы, а также результаты ее инвестиционной деятельности.

Ведение сводной (консолидированной) бухгалтерской  отчетности осуществляется с учетом принятой участниками финансово-промышленной группы учетной политики при соблюдении следующих условий:

  • показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участников финансово-промышленной группы складываются;
  • в указанной сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности отражается инвестиционная деятельность финансово-промышленной группы в целом. Инвестиции, направленные участниками финансово-промышленной группы в центральную компанию, и средства, внесенные ими в ее уставный фонд, в сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности не отражаются;
  • показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками финансово-промышленной группы в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность не включаются;
  • прибыль и убытки каждого участника финансово-промышленной группы показываются в сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности в развернутом виде;
  • показатели бухгалтерской отчетности участников финансово-промышленной группы включаются в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность с даты регистрации финансово-промышленной группы;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций в сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность не включаются. При наличии в составе финансово-промышленной группы двух и более банков и (или) небанковских кредитно-финансовых и (или) страховых организаций составляется отдельная сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность по видам деятельности этих организаций. При этом отдельная сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность по деятельности банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций - участников финансово-промышленной группы составляется с соблюдением условий, указанных в пункте 5 Порядка ведения сводного (консолидированного) учета, баланса и отчетности в части деятельности финансово-промышленной группы, утвержденного постановлением N 255.

Центральная компания придерживается принятой формы  бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к  ним от одного отчетного периода к другому [8, с. 82].

В пояснительной  записке к сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности центральная  компания указывает наименование участников финансово-промышленной группы, их местонахождение, размер их уставных фондов, долю каждого  участника при объединении активов.

Детально  порядок ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в ФПГ определен Инструкцией о порядке ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в центральной компании финансово-промышленной группы, утвержденной постановлением N 42/73/33.

Все операции по расчетам участников ФПГ и центральной  компании в части деятельности ФПГ  проводятся через расчетный счет центральной компании. Центральная компания аккумулирует доходы от деятельности в рамках ФПГ в порядке, установленном законодательством.

Потребители конечной продукции ФПГ оплату за продукцию перечисляют центральной  компании, которая ведет расчеты  со всеми участниками деятельности ФПГ. Составление и соблюдение порядка  представления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель центральной компании. До составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности необходимо выверить все взаиморасчеты и  иные финансовые взаимоотношения центральной  компании с участниками, входящими  в ФПГ, а также между самими участниками ФПГ.

Ежегодно  проводится обязательный аудит достоверности  годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, например: открытых акционерных  обществ; банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; коммерческих организаций  с иностранными инвестициями; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

По результатам  аудита составляется аудиторское заключение - официальный документ, составленный и предназначенный для пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы

Прекращение деятельности ФПГ означает прекращение  ее как юридически оформленной группы хозяйствующих субъектов, совместно  осуществляющих производственную и (или) иную деятельность. Прекращение деятельности ФПГ само по себе не является основанием для ликвидации какого-либо из юридических  лиц, являвшихся ее участниками.

Юридическое оформление прекращения ФПГ заключается  в исключении сведений о ней из Государственного реестра финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь.

Основания прекращения деятельности ФПГ можно  сгруппировать следующим образом  в зависимости от волеизъявления определенных субъектов: волеизъявление участников группы; решение суда; решение  Правительства Республики Беларусь.

ФПГ прекращает свою деятельность в соответствии с  волеизъявлением участников в тех  случаях, когда договор о создании ФПГ расторгается по решению всех участников группы в порядке, предусмотренном  этим договором, либо срок действия указанного договора истек и он не был продлен  ее участниками.

Прекращение деятельности ФПГ может явиться  следствием решения суда. Основанием для такого решения может быть недействительность договора о создании ФПГ на территории Республики Беларусь либо установление нарушения законодательства Республики Беларусь при создании ФПГ или в процессе ее деятельности [13, с. 47].

Правительство Республики Беларусь может принять  решение о прекращении деятельности ФПГ только в случае, определенном частью четвертой ст. 14 Закона, если к нему обратился республиканский орган государственного управления, объединения (учреждения), подчиненный Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ. Основанием соответствующего обращения должны являться обнаружение недостоверной информации в представленных документах, выявление какого-либо несоответствия в деятельности ФПГ договору о ее создании и организационному проекту ФПГ, несоответствия деятельности центральной компании ее уставу, нарушения законодательства Республики Беларусь.

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФПГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси.

Республика  Беларусь обладала достаточно мощным по валовым объемам производства и техническим возможностям промышленным комплексом. Однако уже в условиях переходного к рыночной экономике периода стало очевидным, что этот комплекс не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, потерей части внутреннего рынка и рынков стран Содружества, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.

Наряду  с общеизвестными предпосылками формирования ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях промышленности существуют и более конкретные. К ним относятся:

  • острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
  • возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
  • наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
  • необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперированных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их обновления на иной основе;
  • сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
  • потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний.

Создание  финансово-промышленных групп в  отраслях, тяготеющих к концентрации факторов производства, представляются одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем [4, с.92].

Формирование  ФПГ будет способствовать реализации имеющихся преимуществ и потенциалов промышленности Беларуси и преодолению ее недостатков. Государственная промышленная политика должна быть нацелена на защиту промышленных предприятий в сферах производства с высоким уровнем риска и неопределенности хозяйственной деятельности и, напротив, на расширение конкуренции и стимулирования там, где это способствует совершенствованию производства.

Важной  отличительной характеристикой  многих белорусских предприятий  является широкое развитие экспорта-импорта. Интернационализация рынков, приспособление к новым методам организации, знание проектов и затрат конкурентов приобретает столь же важное значение, как и внедрение новых технологий и совершенствование производств посредством реструктуризации.

Ряд предприятий  могли бы составить ядро международной  группы, созданной на основе металлургии, химической промышленности, машиностроения и электромеханического производства компонентов.

Отношение к программе содействия формированию финансово-промышленных групп определяется тем, что они рассматриваются  двояко: как одна из мер преодоления  кризиса в промышленности и как "несущая конструкция" современной развитой экономической системы.

Информация о работе Формирование и функции ФПГ в современной экономике