Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы образования и функционирования ФПГ………….4
1.1. Понятие ФПГ и основы функционирования……………………………..4
1.2. Классификация финансово-промышленных групп……………………12
2. Формирование и функции ФПГ в современной экономике…………………..16
2.1. Участники финансово-промышленной группы……………………….16
2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация………..20
2.3. Управление финансово-промышленной группой…………………….22
2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы…………………………..23
2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы……26
3. Экономические предпосылки и перспективы формирования ФПГ в Республике Беларусь……………………………………………………………….28
3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси…………………………28
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси…………………………………...29
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси……………………………….30
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси………………………………..31
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..40
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси.
Создание ФПГ в Республике Беларусь возможно осуществить в рамках общей программы выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования финансово-промышленных групп основывается на существующих в республике экономических реалиях, анализе рынков поставок и сбыта, сложившихся связях предприятий внутри страны и с иными регионами, общегосударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими программами — структурной перестройки, антимонопольной политики, развития мелкого и среднего бизнеса, конверсии и т.д.
Для ускоренного формирования ФПГ в экономике Беларуси целесообразно реализовать следующие меры:
Программа
содействия формированию финансово-промышленных
групп могла бы обеспечить изменение
сложившейся ситуации, "паче решение
структурных проблем может
Вместе с тем анализ положения дел в экономике Республики Беларусь свидетельствует о том, что для некоторых подотраслей организация нескольких ФПГ не целесообразна [3, с. 62].
Процессы создания финансово-промышленных групп в Республике Беларусь, как инструмента реализации приоритетов структурной политики и концентрации инвестиционных ресурсов, должны основываться на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе проектов организации совместного использования промышленного потенциала и банковского капитала, направленных на стимулирование развития в областях, имеющих решающее значение для преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси.
В качестве приоритетных направлении для проектирования финансово-промышленных групп целесообразны следующие:
При создании финансово-промышленных групп с участием фирм Запада акцент целесообразно делать на их высокие технологии с дальнейшей продажей готовых товаров первоначально на рынках стран Содружества. К участникам таких ФПГ следует отнести предприятия республики, наиболее готовые к внедрению передовых технологий. Для подобных предприятий характерно наименьшее отставание в организации и технологии производства от западных фирм. При незначительных инвестициях на них возможно внедрение современных технологий. Это предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности, не требующие больших затрат энергосырьевых ресурсов ("Интеграл", БелОМО и др.).
При образовании ФПГ с участием предприятий стран СНГ, прежде всего России, Украины и Казахстана, следует ориентироваться на их сырьевые ресурсы при обработке и производстве конечных изделий на предприятиях Беларуси. К этим предприятиям можно отнести предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и сельхозмашиностроения, которые требуют больших затрат энергосырья.
При образовании
национальных ФПГ основной задачей
является повышение
Существенную роль в формировании ФПГ следует сыграть предприятиям, НИИ и КБ оборонного комплекса. Необходимым условием их широкого вхождения в состав ФПГ должна стать четкая регламентация особенностей объединения неприватизируемых предприятий, их взаимоотношений с генеральными заказчиками и государственным бюджетом [10, с. 68].
Стремление банковского капитала выйти за рамки депозитно-ссудного обслуживания промышленных предприятий, подключиться к операциям по мобилизации, перераспределению и управлению капитальными потоками широко распространится и на другие отрасли, обладающие высоким экспортным потенциалом. Так, становление финансово-промышленных групп топливно-энергетического комплекса сопровождается повышенной конкуренцией коммерческих банков. инвестиционных компаний.
Среди диверсифицированных групп, объединяющих предприятия отраслей, находящихся на разных этапах жизненного цикла, финансово-промышленные группы будут располагать большими возможностями для перераспределения ресурсов из сворачиваемых производств в новейшие.
При погашении акциями предприятий части их задолженности поставщикам из других государств Содружества ускорится формирование ФПГ из предприятий этих стран.
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси.
За счет тщательно продуманного создания конкретных финансово-промышленных групп следует устранять потенциальные возможности появления негативных тенденций, чему должны способствовать объективная экспертиза проектов ФПГ, систематический анализ их деятельности и введение специальных регулируемых мер (договорные соглашения между участниками группы, присутствие представителей органов государственного управления в наблюдательных советах). Как любое новое явление, финансово-промышленные группы, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для создания, выступают инородным образованием в экономике республики. Для становления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благоприятную среду (правовую, экономическую, информационную и др.) для образования и функционирования этих групп.
Учитывая темпы реформирования экономики в республике, создание финансово-промышленных групп необходимо перевести на уровень государственной политики. Государственные органы управления должны ускорить обобщение имеющегося в других странах опыта и учитывать его при подготовке нормативно-правовых документов.
Главные усилия при этом следует сосредоточить па разработке системы нормативно-методических документов, определяющих основные положения научно-технической, финансово-инвестиционной, внешнеэкономической деятельности ФПГ, ориентированные, прежде всего, на использование органами государственного управления и субъектами хозяйствования.
Для предприятий, организации и учреждении необходимо разработать методические материалы, отражающие практические вопросы создания и функционирования ФПГ, такие, как нормативно-законодательные акты, регулирующие порядок создания и функционирования финансово-промышленных групп; требования к проекту группы; рекомендации по созданию проекта; порядок прохождения экспертизы проекта и регистрации группы.
Следует предусмотреть проведение ряда работ на предприятиях в целях создания условий, отвечающих требованиям, изложенным в нормативно-правовых документах, регламентирующих создание и функционирование ФПГ, а также требованиям зарубежных партнеров и инвесторов, если предполагается их привлечение.
Необходимо организовать обучение кадров органов государственного управления, подготовку менеджеров высшего и среднего звена предприятий, подбор специалистов. Для этого может быть использовано проведение семинаров, консультаций, выпуск информационно-методических материалов, издание тематических сборников и т.д. Обучение и подготовка кадров должны быть первоочередным этапом работы на предприятиях в рамках создания ФПГ.
Потребуется
создание комплексной информационно-
Приоритетным
направлением формирования ФПГ в
Беларуси сегодня является организация
производства изделий микроэлектроники,
дизельного машиностроения, продукции
химической промышленности, комплексного
сельскохозяйственного
Первая в Беларуси аграрно-финансово-промышленная группа - АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" создана в Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".
Аграрная ФПГ предполагает координацию хозяйственной деятельности в рамках агропромышленного производства, формирование рациональных экономических связей, реализацию совместных инвестиционных проектов. Объединение производителей позволит рационально использовать сырьевые ресурсы, сокращать повторяющиеся затраты, рационально распределять доходы от совместной деятельности.
АФПГ
является коммерческой структурой, имеющей
право заниматься управлением холдинг-
Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты:
Для Беларуси все вышесказанное означает, что развитие национальной экономики и ее конкурентоспособность ключевым образом зависят от того, насколько эффективно будет происходить включение страны в процессы информатизации мировой экономики.
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп
В формировании действенных корпоративных структур с участием финансового капитала обнаружились серьезные проблемы, без решения которых трудно рассчитывать на устойчивую и эффективную работу финансово-промышленных групп. Эти трудности связаны как со слабостью механизмов государственного регулирования, так и с отсутствием должных условий для повышения управляемости внутри групп. Основные усилия целесообразно сосредоточить на следующих направлениях:
Информация о работе Формирование и функции ФПГ в современной экономике