Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы образования и функционирования ФПГ………….4
1.1. Понятие ФПГ и основы функционирования……………………………..4
1.2. Классификация финансово-промышленных групп……………………12
2. Формирование и функции ФПГ в современной экономике…………………..16
2.1. Участники финансово-промышленной группы……………………….16
2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация………..20
2.3. Управление финансово-промышленной группой…………………….22
2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы…………………………..23
2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы……26
3. Экономические предпосылки и перспективы формирования ФПГ в Республике Беларусь……………………………………………………………….28
3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси…………………………28
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси…………………………………...29
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси……………………………….30
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси………………………………..31
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..40
Следует провести на уровне Минэкономики Республики Беларусь, серьезную аналитическую и практическую работу по выработке и жесткому установлению приоритетов промышленной и социальной политики, пользующихся государственной ресурсной поддержкой. В этой связи формулировка бюджетных промышленных приоритетов может иметь следующий вид:
1) технологическое перевооружение промышленного комплекса на основе новых технологий (соответствующих мировому уровню или превышающих его);
2) прогресс принципиально новых энерго- и ресурсосберегающих технологий;
3) наращивание промышленного экспорта;
4) создание
экологически чистых
5) развертывание
наукоемких и
6) восстановление и развитие производств, обеспечивающих социально значимые потребности населения и удовлетворяющих платежеспособный спрос (жилищное строительство, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, выпуск товаров народного потребления длительного пользования);
7) совершенствование
инфраструктуры промышленного
8) развитие производства медицинского оборудования и лекарственных препаратов;
9) производство систем жизнеобеспечения, включая системы энерго-, тепло-, водоснабжения и т.д.
Направления государственной инвестиционной политики:
— организация инвестиционных конкурсов в рамках приоритетов;
— соответствующий отбор объектов для включения в федеральную инвестиционную программу;
— разработка федеральных целевых программ под реализацию установленных приоритетов.
2. На основе требовательной экспертизы бюджетных заявок ФПГ следует оперативно определить объемы ресурсной поддержки деятельности групп. С учетом масштабов и приоритетности их деятельности было бы целесообразно предусмотреть в бюджете следующего года выделение не менее 15-20% общих централизованных ресурсов для поддержки проектов ФПГ. Необходимо определить объемы и формы государственных гарантий для привлечения группами средств сторонних инвесторов (бюджетное страхование рисков, залог акций, закрепленных в федеральной собственности, залог государственного имущества через закрепление в государственной собственности эмитируемых ценных бумаг и т.д.).
3. Совершенствование законодательных основ формирования ФПГ, в том числе в направлении учета специфики этих организационно-хозяйственных структур. Учитывая тот факт, что мощных финансово-кредитных учреждений, способных вкладывать собственные средства в промышленные проекты пока не так много, для коммерческих банков следует сделать исключение, разрешив вхождение в несколько ФПГ. Иначе процесс формирования дееспособных групп будет резко замедлен.
4. Активизация процессов создания транснациональных (межгосударственных) ФПГ. Успех здесь определяется двумя факторами: 1) взаимной заинтересованностью в сохранении и развитии сложившейся кооперации отечественных и зарубежных предприятий; 2) согласованным на уровне правительств разных стран СНГ решением правовых вопросов, определяющих правила формирования и функционирования подобного рода групп. Также важно добиться существенного сближения национальных экономических систем, улучшить условия совместной инвестиционной деятельности и реализации совместно управляемой собственности.
Развитие процесса создания в рамках СНГ транснациональных экономических структур сопряжено с преодолением таможенных барьеров, а также с решением комплекса вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования (в частности на кооперируемую продукцию), налогообложения и других экономических условий взаимодействия хозяйствующих субъектов стран Содружества.
5. Создание ФПГ с гораздо более высокой степенью концентрации капитала в рамках центральных компаний, позволяющей руководству группы реально влиять на экономическое поведение каждого участника в аспекте реализации общей стратегии совместной деятельности. Направления концентрации собственности зависят от специфики статуса и экономического положения входящих предприятий, здесь возможны различные варианты:
— получение
центральной компанией в
— внесение акций (вплоть до контрольных пакетов) в уставной капитал центральной компании при ее образовании или в последующий период;
— проведение спланированных совместных эмиссий акций центральной компании и предприятий-участников с целью взаимного обмена ими;
— использование трастовых механизмов на уровне группы и т.д.
Выявив сильные и слабые стороны ФПГ, взвесив все факторы по степени их важности, ее руководство способно определить «болевые точки», требующие немедленного вмешательства, а также потенциалы, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации. Эти аспекты являются основополагающими при формировании и практической реализации политики поведения ФПГ на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что ФПГ экономически целесообразны: они обеспечивают своим участникам свободный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль использования этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.
В экономическом пространстве Республики Беларусь финансово-промышленные группы дают возможность значительно расширить спектр услуг для:
1. Финансовых структур
— увеличение финансовой базы за счет расширения клиентуры;
— расширение финансовых услуг и операций;
—повышение уровня «кредитопреемственности» и, как следствие, кредитоспособсти;
— ускорение обращения финансовых потоков и прохождения платежей в рамках «системы»;
— разработка и введение компенсационных механизмов, обеспечивающих устойчивость развития и защиту от дестабилизирующих факторов.
2. Производственно-
— диверсификация производства в зависимости от конъюнктуры спроса на рынке;
— льготное финансирование производственных и инвестиционных программ;
— ускорение
выпуска конкурентоспособной
— введение вертикальной структуры организации управления, обеспечивающей полный и замкнутый цикл расширенного воспроизводства;
— использование оптимальных схем взаиморасчетов;
— снижение налогооблагаемой базы результатов финансовой деятельности;
— контроль и управление прибылями;
— целенаправленный технологический трансферт, расширенный доступ к инновациям и перспективным разработкам.
Критически оценивая все аспекты создания и деятельности финансово-промышленных групп в реформируемой экономике, следует подчеркнуть, что хотя ФПГ не являются единственным «спасительным» средством, панацеей от всех бед кризисного состояния экономики, они могут стать мощной «несущей конструкцией» ее стабилизации и развития.
ФПГ как перспективные многоотраслевые вновь образуемые комплексы имеют не только все преимущества крупномасштабного бизнеса, но и способы организовать его по-новому, на самой современной основе, задействовать все те возможности, которые открывает применение форм и методов управления, вобравшего в себя весь опыт менеджмента, накопленный за тысячелетия, и ориентированного на будущее, на перспективу.
В практике управления ФПГ в последнее время имеет место все более тесное переплетение различных моделей управления: американской, японской, западноевропейской.
Происходит процесс интернационализации и производства, и современного менеджмента, замена жесткого управления гибким, эластичным, что связывается со стремлением эффективно использовать человеческий потенциал, накопленные знания, навыки, творческие возможности. Этому направлению развития и отвечает идеология построения и работы финансово-промышленных групп.
Концентрацию капитала и эффективное управление ФПГ на Западе обеспечивают пенсионные фонды, страховые, инвестиционные компании, которые привлекают средства миллионов вкладчиков. Акциями транснациональных корпораций владеют немало и физических лиц. Высокая концентрация собственности является основой эффективного контроля собственников над управляющими.
Жизнь убеждает, что с радикальными преобразования в системе менеджмента на уровне предприятий и их объединений (в частности ФПГ) открывается возможность широкого использования новых инструментов менеджмента, таких как стратегическое управление (прежде всего стратегическое планирование), антикризисное управление, инновации, реинжиниринг, контроллинг и др.
Применительно к специфике ФПГ, сегодня в Беларуси из новейших управленческих инструментов на первый план выходят: стратегическое планирование, контроллинг, инновационный подход, современный менеджмент кадров, реинжиниринг.
В настоящее время имеются немалые проблемы в организации управления финпромгруппой как целостным образованием. В принципе, всем управлять обязана центральная компания ФПГ. Но право на управление обусловлено правом собственности. В собственности же центральных компаний ФПГ нет таких пакетов акций участников. Исключением могут служить отдельные ФПГ, в которых головные компании получили в траст пакеты акций некоторых предприятий. Перспектива ФПГ — глубокое взаимопроникновение капитала участников группы и придание центральной компании реального статуса управляющей. Эффективна была бы вертикальная холдинговая структура с единой учетно-финансовой политикой. Но это реально лишь в отношении производственных структур. Банки, страховые инвестиционные компании обособлены.
В ФПГ создаются особенно благоприятные условия для разработки и внедрения самых разнообразных нововведений. Это обусловлено тем, что данный процесс происходит не только в финпромгруппе в целом по единому плану, но и в каждом ее звене, причем при этом учитываются интересы и потребности в инновациях всех членов группы. Инновации выступают сердцевиной стратегического планирования в ФПГ.
Таким образом, применительно к белорусским ФПГ все более эффективные инструменты управления, использованные с учетом специфики условий, могут дать отличные результаты. Уже имеющийся опыт свидетельствует о том со всей очевидностью.
Опыт показывает, что наиболее значительных успехов добиваются те ФПГ, которые, выпуская несколько продуктов, концентрируют свое внимание на одном главном или которые специализируются в одной обширной отрасли производства или торговли. Хуже обычно идут дела у тех объединений, которые занимаются самой разнообразной деятельностью, не связанной между собой ничем, кроме финансов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Формирование и функции ФПГ в современной экономике