Формирование и функции ФПГ в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы образования и функционирования ФПГ………….4
1.1. Понятие ФПГ и основы функционирования……………………………..4
1.2. Классификация финансово-промышленных групп……………………12
2. Формирование и функции ФПГ в современной экономике…………………..16
2.1. Участники финансово-промышленной группы……………………….16
2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация………..20
2.3. Управление финансово-промышленной группой…………………….22
2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы…………………………..23
2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы……26
3. Экономические предпосылки и перспективы формирования ФПГ в Республике Беларусь……………………………………………………………….28
3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси…………………………28
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси…………………………………...29
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси……………………………….30
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси………………………………..31
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовик по ФПГ.docx

— 161.90 Кб (Скачать файл)

Следует провести на уровне Минэкономики Республики Беларусь, серьезную аналитическую и практическую работу по выработке и жесткому установлению приоритетов промышленной и социальной политики, пользующихся государственной ресурсной поддержкой. В этой связи формулировка бюджетных промышленных приоритетов может иметь следующий вид:

1) технологическое перевооружение промышленного комплекса на основе новых технологий (соответствующих мировому уровню или превышающих его);

2) прогресс  принципиально новых энерго- и  ресурсосберегающих технологий;

3) наращивание  промышленного экспорта;

4) создание  экологически чистых производств  и расширение выпуска экологически  безопасных видов продукции; 

5) развертывание  наукоемких и высокотехнологических  производств, сохранение и развитие  научного потенциала;

6) восстановление и развитие производств, обеспечивающих социально значимые потребности населения и удовлетворяющих платежеспособный спрос (жилищное строительство, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов, выпуск товаров народного потребления длительного пользования);

7) совершенствование  инфраструктуры промышленного комплекса; 

8) развитие производства медицинского оборудования и лекарственных препаратов;

9) производство  систем жизнеобеспечения, включая  системы энерго-, тепло-, водоснабжения и т.д.

Направления государственной инвестиционной политики:

— организация  инвестиционных конкурсов в рамках приоритетов;

— соответствующий  отбор объектов для включения в федеральную инвестиционную программу;

— разработка федеральных целевых программ под реализацию установленных приоритетов.

2. На основе требовательной экспертизы бюджетных заявок ФПГ следует оперативно определить объемы ресурсной поддержки деятельности групп. С учетом масштабов и приоритетности их деятельности было бы целесообразно предусмотреть в бюджете следующего года выделение не менее 15-20% общих централизованных ресурсов для поддержки проектов ФПГ. Необходимо определить объемы и формы государственных гарантий для привлечения группами средств сторонних инвесторов (бюджетное страхование рисков, залог акций, закрепленных в федеральной собственности, залог государственного имущества через закрепление в государственной собственности эмитируемых ценных бумаг и т.д.).

3. Совершенствование законодательных основ формирования ФПГ, в том числе в направлении учета специфики этих организационно-хозяйственных структур. Учитывая тот факт, что мощных финансово-кредитных учреждений, способных вкладывать собственные средства в промышленные проекты пока не так много, для коммерческих банков следует сделать исключение, разрешив вхождение в несколько ФПГ. Иначе процесс формирования дееспособных групп будет резко замедлен.

4. Активизация процессов создания транснациональных (межгосударственных) ФПГ. Успех здесь определяется двумя факторами: 1) взаимной заинтересованностью в сохранении и развитии сложившейся кооперации отечественных и зарубежных предприятий; 2) согласованным на уровне правительств разных стран СНГ решением правовых вопросов, определяющих правила формирования и функционирования подобного рода групп. Также важно добиться существенного сближения национальных экономических систем, улучшить условия совместной инвестиционной деятельности и реализации совместно управляемой собственности.

Развитие процесса создания в рамках СНГ транснациональных экономических структур сопряжено с преодолением таможенных барьеров, а также с решением комплекса вопросов, касающихся собственности участников, расчетно-платежных отношений, различий в системах ценообразования (в частности на кооперируемую продукцию), налогообложения и других экономических условий взаимодействия хозяйствующих субъектов стран Содружества.

5. Создание ФПГ с гораздо более высокой степенью концентрации капитала в рамках центральных компаний, позволяющей руководству группы реально влиять на экономическое поведение каждого участника в аспекте реализации общей стратегии совместной деятельности. Направления концентрации собственности зависят от специфики статуса и экономического положения входящих предприятий, здесь возможны различные варианты:

— получение  центральной компанией в доверительное управление пакетов закрепленных в государственной собственности акций участников;

— внесение акций (вплоть до контрольных пакетов) в уставной капитал центральной компании при ее образовании или в последующий период;

— проведение спланированных совместных эмиссий  акций центральной компании и  предприятий-участников с целью  взаимного обмена ими;

— использование  трастовых механизмов на уровне группы и т.д.

Выявив  сильные и слабые стороны ФПГ, взвесив все факторы по степени их важности, ее руководство способно определить «болевые точки», требующие немедленного вмешательства, а также потенциалы, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации. Эти аспекты являются основополагающими при формировании и практической реализации политики поведения ФПГ на рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что ФПГ экономически целесообразны: они обеспечивают своим участникам свободный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль использования этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.

В экономическом пространстве Республики Беларусь финансово-промышленные группы дают возможность значительно расширить спектр услуг для:

1. Финансовых  структур 

— увеличение финансовой базы за счет расширения клиентуры;

— расширение финансовых услуг и операций;

—повышение  уровня «кредитопреемственности» и, как следствие, кредитоспособсти;

— ускорение обращения финансовых потоков и прохождения платежей в рамках «системы»;

— разработка и введение компенсационных механизмов, обеспечивающих устойчивость развития и защиту от дестабилизирующих факторов.

2. Производственно-технологических  структур 

— диверсификация производства в зависимости от конъюнктуры  спроса на рынке;

— льготное финансирование производственных и  инвестиционных программ;

— ускорение  выпуска конкурентоспособной продукции;

— введение вертикальной структуры организации управления, обеспечивающей полный и замкнутый цикл расширенного воспроизводства;

— использование  оптимальных схем взаиморасчетов;

— снижение налогооблагаемой базы результатов  финансовой деятельности;

— контроль и управление прибылями;

— целенаправленный технологический трансферт, расширенный доступ к инновациям и перспективным разработкам.

Критически оценивая все аспекты создания и деятельности финансово-промышленных групп в реформируемой экономике, следует подчеркнуть, что хотя ФПГ не являются единственным «спасительным» средством, панацеей от всех бед кризисного состояния экономики, они могут стать мощной «несущей конструкцией» ее стабилизации и развития.

ФПГ как  перспективные многоотраслевые  вновь образуемые комплексы имеют  не только все преимущества крупномасштабного  бизнеса, но и способы организовать его по-новому, на самой современной основе, задействовать все те возможности, которые открывает применение форм и методов управления, вобравшего в себя весь опыт менеджмента, накопленный за тысячелетия, и ориентированного на будущее, на перспективу.

В практике управления ФПГ в последнее время  имеет место все более тесное переплетение различных моделей управления: американской, японской, западноевропейской.

Происходит  процесс интернационализации и  производства, и современного менеджмента, замена жесткого управления гибким, эластичным, что связывается со стремлением  эффективно использовать человеческий потенциал, накопленные знания, навыки, творческие возможности. Этому направлению развития и отвечает идеология построения и работы финансово-промышленных групп.

Концентрацию  капитала и эффективное управление ФПГ на Западе обеспечивают пенсионные фонды, страховые, инвестиционные компании, которые привлекают средства миллионов  вкладчиков. Акциями транснациональных корпораций владеют немало и физических лиц. Высокая концентрация собственности является основой эффективного контроля собственников над управляющими.

Жизнь убеждает, что с радикальными преобразования в системе менеджмента на уровне предприятий и их объединений (в частности ФПГ) открывается возможность широкого использования новых инструментов менеджмента, таких как стратегическое управление (прежде всего стратегическое планирование), антикризисное управление, инновации, реинжиниринг, контроллинг и др.

Применительно к специфике ФПГ, сегодня в  Беларуси из новейших управленческих инструментов на первый план выходят: стратегическое планирование, контроллинг, инновационный подход, современный менеджмент кадров, реинжиниринг.

В настоящее время имеются немалые проблемы в организации управления финпромгруппой как целостным образованием. В принципе, всем управлять обязана центральная компания ФПГ. Но право на управление обусловлено правом собственности. В собственности же центральных компаний ФПГ нет таких пакетов акций участников. Исключением могут служить отдельные ФПГ, в которых головные компании получили в траст пакеты акций некоторых предприятий. Перспектива ФПГ — глубокое взаимопроникновение капитала участников группы и придание центральной компании реального статуса управляющей. Эффективна была бы вертикальная холдинговая структура с единой учетно-финансовой политикой. Но это реально лишь в отношении производственных структур. Банки, страховые инвестиционные компании обособлены.

В ФПГ создаются особенно благоприятные условия для разработки и внедрения самых разнообразных нововведений. Это обусловлено тем, что данный процесс происходит не только в финпромгруппе в целом по единому плану, но и в каждом ее звене, причем при этом учитываются интересы и потребности в инновациях всех членов группы. Инновации выступают сердцевиной стратегического планирования в ФПГ.

Таким образом, применительно к белорусским ФПГ все более эффективные инструменты управления, использованные с учетом специфики условий, могут дать отличные результаты. Уже имеющийся опыт свидетельствует о том со всей очевидностью.

Опыт  показывает, что наиболее значительных успехов добиваются те ФПГ, которые, выпуская несколько продуктов, концентрируют свое внимание на одном главном или которые специализируются в одной обширной отрасли производства или торговли. Хуже обычно идут дела у тех объединений, которые занимаются самой разнообразной деятельностью, не связанной между собой ничем, кроме финансов.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Буторина О.В. Создание экономического и валютного союза — новая ступень европейской интеграции // Деньги и кредит. 2008. № 11. С. 36.
  2. Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации / Я.А.Гейвандов // СС "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства" [Электронный ресурс]. - М., 2011.
  3. Герасимов О.А. Проблемы законодательного регулирования финансово-промышленных групп как субъектов предпринимательской деятельности // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / отв. ред. В.С.Белых. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - С. 234.
  4. И.М.Абрамов, И.А.Михайлова-Станюта, О.С. Булко, Е.В.Васина, А.П.Урбан. «Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования)». Минск., 2007.
  5. Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества // СС "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства" [Электронный ресурс]. - М., 2011.
  6. Лаптев В.В. Правовое положение промышленных и производственных объединений. - М., 2008. - С. 33.
  7. Меланин В. В.  Роль финансово-промышленных и транснациональных структур в производственной кооперации и промышленной интеграции стран СНГ // Промышленность России. – 2009. №7.
  8. Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах". - С. 103.
  9. Мюле М., Вступление в ЕС – вопрос ментальности?, Белорусский рынок. – 2004 - №3.
  10. Мясникович М. В., ФПГ как фактор развития экономической интеграции, Белорусский экономический журнал. – 2008, №2.
  11. Национальная экономическая газета, №29 (847) от 22.04.2005 «Слабые объединились, чтобы стать сильными».
  12. Новик В.В., Государственное регулирование иностранных инвестиций в условиях переходной экономики РБ, Автореферат, Академия при Президенте РБ, - Мн., 2000.
  13. О рекомендательном законодательном акте "О финансово-промышленных группах": постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 7-7: принято в г. Санкт-Петербурге 17.02.1996 // СПС "КонсультантПлюс: Беларусь" [Электронный ресурс]. - Минск, 2011.
  14. Онда Хисао Финансово-промышленные группы: долгосрочные деловые взаимоотношения.// Маркетинг. 2007. № 2. С.3.;
  15. Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. - Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2005. - 336 с.
  16. Петракова Н. Я. Портфель приватизации и инвестирования. М: «Соминтек»
  17. Петухов В.Н. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах" // СС "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства" [Электронный ресурс]. - М., 2011.
  18. Рожков М., Балабаева Н., Международные финансово-промышленные группы в СНГ: проблемы создания. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 2006 г
  19. Рудашевский В. Д. Финансово-промышленные группы: возможности и ограничения // Государство и право. – 2008. № 2.
  20. Хозяйственное право: учебник / В.В.Лаптев [и др.]; отв. ред. В.В.Лаптев. - М.: Юрид. лит., 2003. - С. 58 - 59.
  21. Шевченко И.В., Нарский В.А., Заболоцкая В.В. Проблемы валютно-финансовой интеграции стран СНГ // Финансы и кредит. 2002. № 14 (104).
  22. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 648 с.

Информация о работе Формирование и функции ФПГ в современной экономике