Формирование и функции ФПГ в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Методологические основы образования и функционирования ФПГ………….4
1.1. Понятие ФПГ и основы функционирования……………………………..4
1.2. Классификация финансово-промышленных групп……………………12
2. Формирование и функции ФПГ в современной экономике…………………..16
2.1. Участники финансово-промышленной группы……………………….16
2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация………..20
2.3. Управление финансово-промышленной группой…………………….22
2.4. Государственная поддержка деятельности финансово-промышленных групп и контроль финансово-промышленной группы…………………………..23
2.5. Прекращение деятельности финансово-промышленной группы……26
3. Экономические предпосылки и перспективы формирования ФПГ в Республике Беларусь……………………………………………………………….28
3.1. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси…………………………28
3.2. Стратегия создания ФПГ в Беларуси…………………………………...29
3.3. Основные направления ФПГ в Беларуси……………………………….30
3.4. Особенности создания ФПГ в Беларуси………………………………..31
3.5. Направления совершенствования деятельности отечественных финансово-промышленных групп………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовик по ФПГ.docx

— 161.90 Кб (Скачать файл)

производственной  и (или) торговой деятельности, за исключением  случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных  нужд, а также случаев, предусмотренных  законодательными актами Республики Беларусь;

страховой деятельности в качестве страховщиков.

Допустимость  участия в ФПГ банков не должна вводить в заблуждение относительно возможности льготного финансирования банками участников группы, поскольку  банковское законодательство устанавливает  ряд ограничений в данной сфере  в целях обеспечения стабильности банковской системы. Так, согласно ст. 122 БК банки не вправе предоставлять льготные условия инсайдерам банка.

Сделки  с предоставлением льготных условий, заключенные с инсайдерами, являются ничтожными.

Необходимо  также учитывать, что в законодательстве о банковской деятельности используются термины "банковская группа" и "банковский холдинг". Эти термины характеризуют  степень взаимосвязи определенных юридических лиц, но они совершенно не тождественны понятиям "хозяйственная  группа" и "холдинг" в том  значении, в котором они употребляются  в иных нормативных правовых актах.

Таким образом, банковская группа и банковский холдинг  не создаются и не регистрируются. Эти термины используются в специальных  целях, определенных законодательством  о банковской деятельности.

Среди участников ФПГ Закон выделяет центральную компанию, предусматривая два варианта ее образования:

- участники  создают для этих целей новое  юридическое лицо;

- с согласия  всех участников полномочиями  по координации их хозяйственной  деятельности и ведению дел  ФПГ наделяется один из участников.

Каждый участник какой-либо ФПГ не вправе быть участником других аналогичных групп. Данное ограничение, вероятно, связано с тем, что Закон предусматривает различные виды государственной поддержки ФПГ. Являясь участником нескольких ФПГ, то или иное юридическое лицо могло бы получать необоснованные преимущества. Кроме того, для участника нескольких ФПГ вполне реальна опасность оказаться в составе конкурирующих между собой групп.

Специальные нормы установлены для дочерних предприятий: они могут входить  в состав ФПГ только в случае, если их предприятие-учредитель является участником данной группы.

При буквальном толковании данные нормы относятся  только к дочерним унитарным предприятиям и не распространяются на дочерние общества.

В соответствии со ст. 113, 114 ГК имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности собственника имущества предприятия-учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения [13, с. 47].

Создание ФПГ несет в себе потенциальную опасность монополизации определенного сегмента рынка, запрещает создание указанных групп в тех случаях, когда это может иметь целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Запрещаются и в установленном порядке  признаются недействительными полностью  или частично достигнутые в любой  форме соглашения (согласованные  действия) хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие  соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим  результатом устранение, ограничение  конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

2.2. Договор о создании ФПГ и ее государственная регистрация

Договор о создании ФПГ представляет собой разновидность договора простого товарищества, соединяя в себе элементы организационного договора и собственно договора о совместной деятельности с определением порядка получаемых участниками доходов и механизма ответственности [9].

Так, стороны должны определить наименование финансово-промышленной группы. Положение о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 N 154, а также постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 N 20 "О согласовании наименований юридических лиц" не содержат отдельных норм, определяющих требования к наименованию хозяйственной группы.

Определенные  требования в данной сфере определены постановлением  
№ 264. Указанным нормативным правовым актом установлено, что до представления документов для государственной регистрации хозяйственной группы уполномоченное юридическое лицо должно согласовать с уполномоченным структурным подразделением Министерства экономики Республики Беларусь полное и краткое наименования хозяйственной группы. Полное наименование хозяйственной группы должно содержать указание на сферу деятельности хозяйственной группы. В полное наименование хозяйственной группы допускается включение указания на собственника или форму собственности, территориальную принадлежность и иных данных, присущих участникам хозяйственной группы.

Важным  условием договора о создании ФПГ  является порядок учреждения центральной  компании. Необходимость в согласовании указанного условия возникает в  случае, когда полномочиями головного  предприятия не наделяется один из участников финансово-промышленной группы.

В договоре должен быть определен способ, посредством  которого создается финансово-промышленная группа. По сути, это должны быть условия  учредительного договора о создании акционерного общества.

Цель  создания ФПГ и способы реализации единой хозяйственной задачи также  должны быть определены договором [4, с. 49].

Одним из наиболее важных условий договора о  создании ФПГ является установление правового статуса совета управляющих, а именно:

  • порядка его образования;
  • объема полномочий;
  • других условий его деятельности.

Учитывая  то, что в большинстве случаев  состав участников ФПГ имеет принципиальное значение для каждого из них, в  договоре должен быть определен порядок  внесения изменений в состав участников группы. Полагаем, что с учетом тесной экономической взаимосвязи и  взаимозависимости участников группы целесообразно определить необходимость  получения согласия всех участников на изменение состава ФПГ. Порядок распределения прибыли и уплаты налогов должен определяться с учетом норм налогового законодательства, указывающих, что налоговые обязательства ФПГ выполняет центральная компания.

Определенные  трудности для понимания представляет необходимость определения в  договоре порядка приобретения и  использования центральной компанией (головным предприятием) имущества. Полагаем, что поскольку центральная компания является юридическим лицом, то порядок  приобретения ею имущества должен определяться учредительными документами этого  субъекта. Вместе с тем в договоре и уставе центральной компании могут  содержаться идентичные положения  в этой части.

Объем, порядок  и условия объединения активов  целесообразно определять очень  детально с указанием видов имущества (сумм денежных средств), которые подлежат объединению, отражением информации о  том, будет ли у участников возникать  право общей собственности на данное имущество и т.п.

Полагаем, что при создании ФПГ в большинстве  случаев нецелесообразно построение отношений по принципу простого товарищества, поскольку это значительно затруднит  имущественные взаимоотношения  участников. Более целесообразным представляется объединение участников по холдинговому типу.

В такой  договор могут быть включены другие условия, обязательные или характерные  для данных гражданско-правовых отношений, устанавливаемые участниками исходя из целей и задач создаваемой  финансово-промышленной группы и требований законодательства Республики Беларусь.

Особое  внимание следует обратить на то обстоятельство, что, хотя законодательство устанавливает  требование о регистрации ФПГ, но не договора о создании ФПГ, изменения  и дополнения, вносимые в договор  о создании ФПГ, подлежат государственной  регистрации. Более того, в случае, если вносимые изменения и дополнения приводят к изменению существенных условий договора о создании финансово-промышленной группы или организационного проекта, финансово-промышленная группа подлежит перерегистрации.

Государственная регистрация финансово-промышленной группы - это юридический акт признания  государством факта возникновения  и правомерности существования  такой группы. Одним из наиболее важных документов является организационный проект хозяйственной группы. Хозяйственная группа не является особой организационно-правовой формой юридического лица и представляет собой совокупность юридических лиц, объединенных на основании договора о создании хозяйственной группы в соответствии с законодательными актами о таких группах и осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Объединение юридических лиц приобретает  статус хозяйственной группы со дня  ее регистрации в Министерстве экономики  Республики Беларусь.

При государственной  регистрации межгосударственной хозяйственной  группы в Министерство экономики  Республики Беларусь помимо иных документов представляется копия ратифицированного (утвержденного) соглашения с указанием сведений о его опубликовании.

Запрещается регистрация хозяйственной группы, если создание и регистрация ее на территории Республики Беларусь способствуют монополизации производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ущемлению законных интересов потребителей или противоречат законодательству, наносят ущерб суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь, нарушают права и свободы граждан [11, с. 48].

Решение о регистрации хозяйственной  группы или отказе в ее регистрации  принимается Министерством экономики  Республики Беларусь в течение 15 дней со дня подачи заявления о создании хозяйственной группы и оформляется  приказом этого Министерства.

В случаях, когда хозяйственная группа создается  способом, предусматривающим учреждение уполномоченного юридического лица, документы для государственной  регистрации хозяйственной группы представляются этим уполномоченным юридическим  лицом в Министерство экономики  Республики Беларусь в срок не позднее  трех месяцев с момента государственной  регистрации этого юридического лица.

Следует отметить, что перечень оснований  для отказа в регистрации ФПГ  является исчерпывающим.

2.3. Управление финансово-промышленной группой

Совет управляющих  ФПГ является высшим органом управления группы. Это означает, что его  решения имеют приоритет перед  решениями участников и даже перед  решениями центральной компании.

Как отмечают специалисты, наличие совета управляющих  в ФПГ необходимо, поскольку оно  корреспондирует договорному характеру  образования финансово-промышленной группы [16].

Однако  другие правоведы приходят к выводу о нецелесообразности двухуровневой  системы управления ФПГ и о  целесообразности отказа от создания совета управляющих группы [3].

Применительно к ФПГ, действующим как основное и дочернее общества, данное мнение вполне оправданно, поскольку принимать управленческие решения и определять их реализацию будет основное общество (центральная компания) и наличие дополнительного органа управления группой будет излишним.

Совет управляющих не тождественен общему собранию акционеров центральной компании группы. Разграничение полномочий совета управляющих и органов управления центральной компании должно быть проведено в договоре о создании ФПГ и уставе центральной компании.

Представляется целесообразным определять количество членов совета управляющих равным числу участников ФПГ с распределением голосов пропорционально участию в уставном фонде центральной компании группы, если же такая компания не создается - пропорционально доле участия соответствующего юридического лица в деятельности группы (что является логичным, однако весьма проблематичным, поскольку определить такую долю на стадии заключения договора достаточно сложно).

Центральная компания ФПГ может быть создана только в форме акционерного общества, т.е. хозяйственного общества, уставный фонд которого разделен на определенное число акций.

Законодательство  выделяет два вида акционерных обществ: открытие и закрытые.

Основная  и даже исключительная цель деятельности такого акционерного общества - обеспечение  деятельности финансово-промышленной группы.

С учетом функций центральной компании для  участников ФПГ чрезвычайно важно  иметь четкое представление о  полномочиях органов ее управления, с тем чтобы иметь возможность  реального участия в принятии решений этой компанией.

Любое юридическое  лицо действует вовне через свои органы. В соответствии со ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством.

Информация о работе Формирование и функции ФПГ в современной экономике