Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:53, контрольная работа
Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.
1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература
Здесь, правда, следует заметить, что формирование конкурентной среды на рынке природного газа в Европе только начинается и протекает с систематическими нарушениями договорённостей о либерализации и свободной конкуренции. В частности, возникают многочисленные претензии, предъявляются иски. Например, нефтегазовая компания «Маратон Ойл» из Техаса (США) предъявила иск на сумму в 1,2 млрд. долл. немецкому концерну «Рургаз». Вместе с ним по делу проходит и государственная нефтегазовая компания «Статойл» (Норвегия). Причиной иска, с которым «Маратон Ойл» обратилась в высшую инстанцию американского суда, является, согласно ее заявлению, несправедливая конкурентная политика в отношении цен на норвежский газ, о чем сообщил немецкий еженедельник «Дер Шпигель». Речь идет прежде всего о транспортировке газа от месторождения Трольфельт в Северном море и продаже его на континенте. По заявлению американцев, соглашение по Трольфельту между норвежскими производителями и покупателями газа в Европе привело к снижению цен на него по сравнению с периодом начала 80-х годов. В результате чистая прибыль от добычи газа в Северном море компанией «Маратон Ойл» с последующей его реализацией на континенте стала резко сокращаться. «Маратон Ойл» является крупнейшим иностранным совладельцем (23,8%) месторождения Хенмдал, входящего в первую пятерку эксплуатирующихся залежей газа в Северном море. И вследствие «нечистой игры» конкурентов компания намеревается продать свою долю.
Согласно Шпигелю американцы усматривают в деятельности «Рургаз» и норвежской «Статойл» попытки монополизировать рынок газа в Европе. Журнал далее сообщает, что в своем письме министру экономики Германии Понтеру Рексродту американское правительство выразило озабоченность такой деловой практикой, которая может негативно отразиться на свободе конкуренции в секторе торговли газом. Ранее подобные обвинения в адрес норвежских производителей газа уже высказывала немецкая компания «Вингаз», совладельцем которой является «Газпром».
Подытоживая вышесказанное,
имеет смысл отметить, что несмотря
на провозглашенную либерализацию
рынка природного газа, создание на
нем конкурентной среды весьма проблематично.
Доступ поставщика к потребителю связан
с наличием «трубы», а стать собственником
или совладельцем трубы возможно далеко
не всегда. При всех попытках либерализации
рынка газа и ограничения на нем монополизма
эта проблема остается дискуссионной.
Ее окончательному решению наряду с институционально-
В настоящее время в газовой отрасли России газораспределительные организации (ГРО) занимают положение, очень близкое к монопольному, при отсутствии серьезной межгазовой конкуренции и конкуренции газа с другими видами топлив.
В этих условиях, с одной стороны, несомненно, существуют потенциальные возможности для злоупотребления ГРО своим монопольным положением, следовательно, существует и необходимость в государственном регулировании. С другой стороны, на экономику деятельности самих ГРО может негативно повлиять текущая свобода действий в сфере регулирования, предоставленная региональным энергетическим комиссиям (РЭК) и администрациям субъектов РФ. Соответственно в этом отношении также необходима некоторая форма регулирования для защиты ГРО.
Однако в современной государственной политике регулирования деятельности ГРО существуют серьезные нерешенные проблемы.
Одной из них является отсутствие целостной концепции регулирования газовой отрасли, включая формирование цен, тарифов и вопросы возмещения издержек. Другая проблема - наличие перекрестного субсидирования для потребителей газа. Промышленные и другие регулируемые группы потребителей дотируют разные группы населения, для которых существует большое число ценовых льгот при оплате за газ.
Фиксированный уровень сбытовых надбавок для газоснабжения всех потребителей, кроме населения, анархия в установлении цен для населения приводит в итоге к образованию у ГРО таких доходов (или убытков), которые никоим образом не связаны с их затратами.
Соответственно не обеспечивается баланс интересов всех участников процесса газоснабжения, прежде всего, потребителей, предприятий газовой отрасли и государства.
Судя по научным публикациям, исследований по комплексному анализу политики государственного регулирования в газораспределении проведено недостаточно.
Значение совершенствования государственного регулирования в газораспределении в последние годы усиливается в связи с невыполнением Федеральной программы развития газификации России, а также потому, что тарифы на услуги ГРО для различных категорий потребителей устанавливаются на разных уровнях управления.
Рассмотрим
состояние и проблемы государственного
регулирования в
Постановка и решение
проблем совершенствования
Сложившаяся к настоящему
времени структура системы
• в добыче газа - добывающие предприятия РАО «Газпром» (94% в общероссийской добыче газа) и независимые поставщики, среди которых есть мелкие газодобывающие компании, нефтяные компании, поставляющие осушенный нефтяной газ, и другие;
• в магистральном транспорте газа - региональные компании «Трансгаза», каждая из которых на 51% принадлежит РАО «Газпром»; эти компании занимаются доставкой газа по единой сети магистральных газопроводов и лишены прав и полномочий в области реализации газа;
• в реализации газа -
местные газораспределительные
организации (оптовый рынок) и отдельные
крупнейшие потребители - ООО «Межрегионгаз»
- учрежденная РАО «Газпром»
• в распределении газа конечным потребителям - региональные (республиканские, краевые, областные, районные и городские) газораспределительные организации (ГРО), осуществляющие доставку газа потребителям обслуживаемой ими территории, реализующие газ на розничном рынке.
Рис. 1. Структура газоснабжения Российской Федерации.
Основным доминирующим
хозяйствующим субъектом в
РАО «Газпром» обеспечивает
в стране стабильность поставок энергоносителей
значительному кругу
Предложения по изменению
цен на природный газ для промышленных
потребителей в течение ряда лет
готовились самой компанией без
должного анализа и экспертизы динамики
и структуры издержек (в качестве
механизма пересчета цен
Регулирование режима доступа
потенциальных независимых
В течение ряда лет
разрабатывалась и принималась
программа структурной
1. Отделение непрофильных
видов деятельности (в числе которых
немалое место занимает
2. Переход на оплату
транспорта газа по тарифам,
определяемым исходя из
Ярким примером корпоративной логики в этом вопросе явился разработанный «Газпромом» и утвержденный Федеральной энергетической комиссией тариф на транспортировку газа для независимых поставщиков, по крайней мере, в два раза превышающий внутренний тариф компании и практически закрывающий для независимых производителей газа возможность использования услуг магистральных транспортных сетей.
3. Рационализация финансовых
потоков. Для реализации
В функцию фирмы входит реализация газа и заключение контрактов на его поставку потребителям на внутреннем рынке России. Одним из первых шагов в этом направлении явилась организация тройственных договоров «Межрегионгаз» - «ГРО» - «крупный промышленный потребитель», при реализации которых ГРО предоставляет только услуги по распределению газа по своим сетям, получая за это платежи в размере «сбытовой надбавки».
Фирма «Межрегионгаз» организует свою деятельность по территориальному принципу - посредством более 70 филиалов в субъектах Российской Федерации. При этом компания наделена правом собственности на поставляемый потребителям газ. В качестве штрафной санкции за несвоевременную оплату выступает снижение лимита газа на будущий год. Компания уполномочена в разрешенных государством пределах рассматривать вопросы снижения цены на газ (до 40%), возобновления снабжения газом предприятий, признанных банкротами, но имеющих возможность реализации производимой продукции и улучшения своего финансового положения.
Одновременно наблюдается эскалация «Газпрома» в сферу обслуживания газораспределительных компаний - попытки отъема наиболее благополучных потребителей, близко расположенных к магистральным газопроводам (отводы при этом принадлежат либо самому «Газпрому», либо потребителю), а также строительство новых подводящих газопроводов к потребителям с последующей передачей их в полную собственность РАО. Газораспределительные компании при этом лишаются части рынка сбыта, как правило, наиболее платежеспособной его части, что значительно ухудшает их финансовое положение.
Приватизация ГРО
Главными направлениями деятельности местных ГРО являются:
• предоставление услуг по газоснабжению потребителям, включающих доставку и реализацию природного газа;
• предоставление услуг по распределению газа, включающих доставку газа потребителям в соответствии с трехсторонними договорами;
• содержание, эксплуатация и ремонт газораспределительных сетей, а также деятельность по газификации потребителей (расширение распределительных сетей) на обслуживаемой территории;
• обслуживание газового хозяйства потребителей (мелких и средних потребителей и во всех иных необходимых случаях);
• доставка и реализация сжиженного газа (это направление деятельности, как правило, является убыточным вследствие занижения розничных цен, устанавливаемых местной Администрацией, по существу -социальная нагрузка на ГРО).
В настоящее время в стране насчитывается около 350 местных ГРО. После приватизации они в большинстве своем стали «независимыми» юридическими лицами.
Как правило, в пределах области, края или республики они объединены в структуры типа холдинга, в состав которого входят районные и городские ГРО, а головной является областная (краевая, республиканская) ГРО. Так, Свердловскую область обслуживают 13 районных «дочек», каждая из которых на 15-30% принадлежит Свердловскоблгазу. Некоторые городские ГРО не входят в состав областных организаций и не являются их дочерними или зависимыми от них предприятиями (например, Рязаньгоргаз).
Часть предприятий газораспределения не были приватизированы и остались в собственности государства (Московская городская сеть, Мособлгаз, ГРО Чувашии).