Газовый промышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.

Содержание работы

1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература

Файлы: 1 файл

мировая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

В формировании топливно-энергетического  баланса России на ближайшие 20 лет  природному газу отводится ведущая  роль. Один из прогнозов спроса на газ  внутри России (он достаточно широко цитировался ведущими менеджерами ОАО «Газпром»), основан на предположении о сокращении потребления ориентировочно до 2000 года с последующим восстановлением и ростом уровня потребления газа до 435-440 млрд. м3 к 2012 году. В соответствии с данным прогнозом, в 2014 году потребление газа в стране должно увеличиться еще на 9-11%. Следует отметить, что приведенный прогноз является, на наш взгляд, чересчур оптимистическим. Он во многом основан на физических предпочтениях потенциальных потребителей (то есть на том, сколько природного газа они могли бы потребить) и не принимает во внимание реальный платежеспособный спрос и реальное финансово-экономическое состояние различных групп потребителей. На наш взгляд, относительное (и отчасти абсолютное) увеличение потребления природного газа на внутреннем рынке России в 90-е годы происходило во многом по инерции - за счет быстрого спада производства альтернативных энергоресурсов и, напротив, устойчивого функционирования комплексов по добыче и транспортировке газа (созданных, как мы отметили выше, в 80-е годы) и необходимости обеспечения бесперебойных поставок (независимо от состояния платежной дисциплины).

На ближайшие 10-15 лет  «Новой энергетической политикой России» предусматривается дальнейшее наращивание использования природного газа во всех сферах экономики - прежде всего в коммунально-бытовом секторе. Газ должен обеспечить не только прирост энергопотребления, но и компенсировать снижение добычи угля и нефти. В 2002 году потребителям России было поставлено по системам магистральных газопроводов 350 млрд. м3 газа, а к 2012 году прогнозируемая потребность (по оценкам, которыми оперирует ОАО «Газпром») может возрасти на 15-20% . Столь существенные изменения в структуре производства первичных энергоносителей - значительное повышение удельного веса природного газа в энергобалансе России в целом, а также еще более значительное увеличение доли природного газа в энергобалансах ведущих промышленных регионов (до 70% и более) - не могли не повлиять на резкое ослабление роли и значения межтопливной конкуренции при формировании цен на природный газ. Очевидно, что повышение удельного веса природного газа в энергобалансе оказывает понижающее влияние на общий уровень цен на энергоресурсы.

В то же время данная объективная  тенденция понижения цен на энергоносители оказалась в явном противоречии с государственной политикой в области ценообразования на альтернативные виды энергоресурсов. Суть противоречия состоит в том, что были предприняты (и реализованы) шаги, направленные:

• на либерализацию цен на альтернативные энергоресурсы;

• на жесткое регулирование (сдерживание) цен на природный газ;

• на сохранение (и даже усиление) социальной роли топливно-энергетического  сектора экономики (и прежде всего  ведущей его части - газовой промышленности);

• на сохранение и поддержание  функционирования неэффективных групп производителей и потребителей.

Данные обстоятельства привели, как нам представляется, к резкому уменьшению возможностей реализации схемы ценообразования  на природный газ в рамках межтопливной конкуренции. Проявлению данной тенденции также способствовала ориентация во внутренней энергетической поли гике России на расширение использования природного газа (осуществление так называемой «газовой паузы») без учета и оценки направлений развития добычи и использования альтернативных видов топлива в более широком социально-экономическом контексте (а не только в рамках решения проблемы изменения структуры топливно-энергетического баланса). Не случайно поэтому в конце 90-х годов перед Россией остро встала необходимость пересмотра прежней идеологии баланса добычи, производства и потребления первичных энергоресурсов (прежде всего с позиции усиления внимания к региональным аспектам эффективности использования тех или иных видов первичных энергоресурсов).

Резкое увеличение доли природного газа в структуре энергобаланса - как России в целом, так и отдельных ее регионов - создало предпосылки к снижению цен на энергоресурсы ввиду относительной дешевизны природного газа, получаемого с уникальных месторождений севера Западной Сибири (несмотря на значительную дальность транспортировки до основных районов газопотребления). Однако реализация данных объективных предпосылок снижения цен на энергоресурсы предполагает:

• сокращение производства неэффективных энергоресурсов;

• наличие условий  для обеспечения межтопливной конкуренции (прежде всего - необходимой производственной инфраструктуры, такой как разветвленная  сеть распределительных трубопроводов, хранилищ природного газа и пр.);

• отсутствие социальной нагрузки на топливно-энергетический комплекс в виде дотационных или просто бесплатных поставок энергоресурсов социально-значимым группам потребителей.

Во многом именно в  силу отмеченных выше причин и обстоятельств  в рамках общей политики либерализации  экономики и был peaлизован такой сценарий изменения цен на первичные энергоресурсы, при котором цены на природный газ устанавливаются государством, а цены на альтернативные виды энергоресурсов (прежде всего на уголь и жидкое котельно-печное топливо) устанавливаются под воздействием факторов предложения и спроса.

Одним из основных факторов, препятствующих конкуренции природного газа с альтернативными видами топлива  в экономике России, является высокий  уровень издержек на доставку и распределение  других видов топлива по сравнению с транспортировкой природного газа но системе магистральных и распределительных трубопроводов. Именно из-за отсутствия инфраструктуры распределения альтернативных видов топлива они не поставляются в целый ряд регионов России. В этих случаях использование природного газа не имеет альтернатив. К тому же зачастую в тех районах, где природный газ является безальтернативным энергоресурсом, сосредоточены социально-значимые потребители (населенные пункты, государственные учреждения) или же экономически неэффективные производства.

Отмеченные выше обстоятельства (такие как ведущая роль природного газа в топливно-энергетическом балансе  России, а также значительная социальная направленность поставок природного газа) затрудняют применение в условиях России принципов рыночного ценообразования, основанного на сопоставлении цен на альтернативные конкурентные виды первичных энергоресурсов. Повышение цен на природный газ до уровня цен на альтернативные энергоресурсы должно сопровождаться не только развитием инфраструктуры, но и повышением платежеспособности социально-значимых потребителей.

Таким образом в настоящее время ценообразование на природный газ основано, как отмечалось выше, не на конкуренции альтернативных видов топлива, а на прямом учете издержек по всем звеньям «газовой цепочки» (добыча - магистральный транспорт - газораспределение). При этом если в рамках системы централизованного планирования и управления имело место определенное сочетание формирования цен на основе как издержек, так и «нормативной» рентабельности производства и транспортировки различных видов первичных энергоресурсов, то начиная с 1991 года ценообразование на природный газ стало «изолированным», то есть основанным исключительно на учете издержек в рамках «газовой цепочки».

Основная особенность существующей системы ценообразования заключается не столько в ее «затратном» характере (ориентации на стоимость услуг производителей и поставщиков и «нормативную» рентабельность операций в пределах различных звеньев «газовой цепочки», сколько в ее зависимости от представлений об уровнях издержек, определяемых основным хозяйствующим субъектом - монополистом ОАО «Газпром». Государство в настоящее время не присутствует на таких стадиях ценообразования, как определение издержек на стадии добычи и транспорта природного газа.

Эволюцию, точнее, адаптацию  системы ценообразования к новым  условиям, как нам представляется, будут определять следующие обстоятельства:

• сохранение в обозримой  перспективе монопольного положения  «Газпрома» на рынке производства природного газа;

• сохранение монопольного положения «Газпрома» на рынке предоставления услуг по магистральному транспорту природного газа;

• сохранение и усиление ведущей роли природного газа в балансе  производства и потребления первичных  энергетических ресурсов.

В конце настоящей  главы сделаем выводы по конкурентным возможностям России на основном экспортном рынке поставки газа – европейскому. 

В целом к 2014 году потребление  природного газа в Европе вырастет, как минимум, на 18% по сравнению с 2008 годом, и на рынке будут происходить значительные изменения.

Совокупное потребление  на европейском рынке составит, как  прогнозировалось, 610-640 млрд м3, что как минимум на 76 млрд м3 больше суммы объемов добычи европейскими странами и поставок традиционных экспортеров России и Алжира, чьи совокупные возможности оцениваются на сегодняшний день в 534 млрд м3. Тем не менее, о дефиците газа в Европе говорить не приходится, поскольку дополнительные объемы природного газа, необходимые для ее устойчивого развития, могут быть поставлены на рынок иными производителями, а именно, странами Африки, Персидского залива и некоторыми государствами бывшего СССР. Африканские производители будут активнее расширять свое присутствие на европейском рынке по сравнению со странами Средней Азии или Персидского залива. Для последних более важным представляется формирующийся газовый рынок стран АТР, где спрос на газ растет более быстрыми темпами, нежели в Европе. Тем не менее, переориентировать свои поставки на Европу для них, как показывает практика, не составит никакой трудности. Для государств постсоветского пространства существует три реализуемых на практике варианта поведения на мировом газовом рынке: самостоятельный выход на рынок Европы (Азербайджан), продажа газа России и фактический отказ от экспансии в Европу (Туркменистан), создание совместных с Россией предприятий для работы на европейском рынке (Казахстан).

России удастся выполнить  свои существующие экспортные обязательства, однако стратегию укрепления ее присутствия  на европейском газовом рынке нужно строить исходя из развития внутреннего рынка, возможностей отечественной газовой промышленности по развитию новых проектов добычи и транспорта газа и расширения сотрудничества России со среднеазиатскими производителями. Реализация этих трех положений будет способствовать сохранению и укреплению России в роли ведущего партнера ЕС в сфере энергетики.

 

Список использованной литературы

Нормативные акты.

  1. Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы/ Секретариат КЭХ, 1996.
  2. Доктрина энергетической безопасности России. М. Минтопэнерго России. 1998.
  3. Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  4. Федеральный Закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  6. Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте».
  7. Федеральный Закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
  8. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 539 «О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин».
  9. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром».
  10. Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г. N 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации».
  11. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации».
  12. Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)».
  13. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий».
  14. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 960 «Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации».
  15. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. N 987 «Об утверждении Программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий».
  16. Постановление Правительства России «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и дальнейшего развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 годах» от 21 февраля 1998 г. № 239.
  17. Постановление № 253 от 3 марта 1999 г. «О мерах, исключающих необоснованный рост затрат и цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий в 1999 году».
  18. Постановление от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий».
  19. Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р «О Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы».

Информация о работе Газовый промышленный комплекс России