Газовый промышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.

Содержание работы

1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература

Файлы: 1 файл

мировая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

Проблема в том, что  приватизация отечественных ГРО  осуществлялась практически по административному делению, сложившемуся в период административно-командной системы, без учета профиля деятельности субъектов Федерации и их экономического фактора. И хотя необходимый передел собственности в настоящее время пугает как самих ГРО, так и государственные органы, квалификационный рост управленцев рано или поздно должен привести их к этому решению.

Пятая группа проблем связана с наличием в составе ГРО убыточных подразделений по снабжению населения сжиженным газом. Их убыточность определяется тем фактом, что близлежащие заводы требуют предоплату, нищая ГРО не может ее осуществить, и сжиженный газ приходится привозить из Западной Сибири. Тарифы на транспортировку в этом случае складываются из железнодорожного тарифа, регулируемого государством, и нерегулируемой оплаты услуг специализированного предприятия «СГ-Транс» (специальные транспортные средства, хранение и перевалка на кустовых базах, в некоторых случаях - перепродажа).

В зависимости от состояния  ГРО (осуществляется ли перекрестное субсидирование потребителей сжиженного газа за счет природного, или в других случаях) растет задолженность ГРО за природный газ перед Газпромом и бюджетами разных уровней.

 

3 Зарубежный опыт формирования  конкурентных условий поставки  газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации

 

Нерешенность совокупности экономических и организационных  проблем, связанных с совершенствованием функционирования и развития потребительского рынка газа в России, обусловливает  актуальность изучения зарубежного опыта в этой сфере. Исследованию проблем государственного регулирования и контроля в указанном секторе экономики посвящено большое количество работ.

Среди экономических  проблем регулирования первостепенное методическое значение имеет выбор  модели ценообразования. В качестве основных экономических концепций ценообразования в мировой практике рассматриваются, как правило, две модели. Первая из них - «ценообразование по рыночной стоимости», вторая - «ценообразование на основе издержек газоснабжения». При этом в реальной практике регулирования могут использоваться различные сочетания этих моделей. В частности, при использовании принципов одного из них в качестве основного, второй может применяться с целью контроля над эффективностью ценообразования.

Коротко указанные принципы можно охарактеризовать следующим образом.

Ценообразование по рыночной стоимости. Базовая концепция ценообразования  по рыночной стоимости заключается  в том, что цена на газ устанавливается  на уровне, который более или менее  соответствует его ценности/стоимости на рынке. В свою очередь, эта ценность/стоимость газа определяется на фоне цен на альтернативные конкурирующие ТЭР с использованием сравнительного анализа экономики применения этих альтернативных ТЭР и применения природного газа.

Цены на альтернативные ТЭР могут несколько различаться между собой, а экономика конкуренции между ними и природным газом может существенно различаться от потребителя к потребителю. В основном такие различия зависят от вида использования природного газа потребителем на уже существующих энергопотребляющих объектах и установках, либо на совершенно новых установках. Если предполагается заменить газом другое топливо (как правило, нефтепродукт), уже используемое на существующей установке, то потребуется устанавливать цену на газ на несколько более низком уровне (с учетом паритета по теплотворности), чем цены на конкурирующее топливо. Это объясняется тем, что владельцу установки придется понести некоторые издержки для ее перевода с потребления текущего топлива на природный газ. Если же установка изначально была спроектирована на использование другого топлива, то может также произойти некоторая потеря тепловой эффективности, что характерно для такого перехода на природный газ. По контрасту, при использовании газа как главного топлива в новых проектах (установках) его ценность/стоимость будет выше с учетом теплового паритета с альтернативным топливом. Как правило, установки, спроектированные с самого начала на потребление природного газа, стоят меньше, чем установки, спроектированные на сжигание других видов топлива (при этом также отпадает необходимость в перевалке и хранении твердых или жидких топлив). Газопотребляющие установки также характеризуются в целом несколько более высокой тепловой эффективностью, чем установки, работающие на прочих топливах, и, вероятно, намного более высокой эффективностью при использовании технологии комбинированного цикла (парогазовые турбинные установки). Таким образом, при прочих равных условиях ценность/стоимость газа при использовании в новых проектах обычно выше, чем при переоборудовании уже существующих топливопотребляющих объектов.

В ценообразовании по рыночной стоимости также учитываются  конечные цены реализации газа и конкурирующих  топлив, включая налоги. Во многих случаях  важным фактором при выборе топлива становится именно налоговая составляющая конечной цены. Из этого следует, что государство может эффективно влиять на степень использования природного газа на рынке путем корректировки относительного налогообложения газа и прочих ТЭР.

Теоретически использование  метода ценообразования по рыночной стоимости приводит к получению  наивысших возможных цен на газ. Как указано выше, продавец газа рассчитывает максимальную стоимость  газа, а затем устанавливает свою цену на него близко к этому уровню. В теории этот метод также дает различные цены для каждого потребителя, что отражает различную экономику использования газа таким потребителем. На практике же существует целый ряд ограничений. Как уже указывалось, продавец газа может в определенных случаях реализовывать газ по цене ниже его стоимости - только потому, что иначе получаемая им прибыль будет рассматриваться потребителями, государством или регулирующим органом как сверхприбыль. С учетом же большого числа мелких потребителей представляется непрактичным устанавливать разную цену для каждого из них.

Ценообразование на основе издержек газоснабжения. Ценообразование на основе издержек газоснабжения («затраты плюс») широко используется на тех газовых рынках Запада, где существует фактор естественной монополии. Этот метод в своей простейшей форме предусматривает учет всех издержек газоснабжения и установление цены на газ на уровне, при котором выручка от реализации соответствует совокупным издержкам. При этом, однако, в составе издержек важно учитывать также определенную норму возмещения инвестиционных затрат и стимулы для предприятия по сохранению и развитию своей хозяйственной деятельности. На Западе такие стимулы обычно выражаются в виде нормы возврата на инвестиции, то есть на стоимость производственных фондов, задействованных в хозяйственной деятельности.

Теоретически метод  ценообразования на основе издержек газоснабжения дает минимально возможные  цены на газ. В то же время для  обеспечения включения в состав издержек лишь строго регламентированных видов затрат и исключения возможности завышения этих затрат необходим тщательный контроль и отслеживание использования этого метода на практике со стороны регулирующих органов.

Как и в случае с  применением метода ценообразования  по рыночной стоимости, этот подход теоретически дает разные цены на газ для каждого потребителя. Однако так же, как и для первого метода, на практике обычно рассчитывается средневзвешенное (или репрезентативное) значение цен, которое затем применяется по отношению к мелким потребителям, а в некоторых случаях - и к более крупным потребителям газа.

Метод ценообразования, применяемый в газовой отрасли  конкретной страны, зависит от многих факторов, в том числе исторических условий развития этой отрасли хозяйственной  деятельности. В то же время для обоснования метода ценообразования решающее значение имеют рыночные условия и предпосылки, а также наличие необходимой информации. Ниже анализируются предпосылки и условия для эффективного применения рассматриваемых нами методов ценообразования.

Реализация ценообразования  по рыночной стоимости предъявляет  следующие требования:

• Необходимо наличие  на рынке одного или более альтернативных ТЭР. Как правило, такие условия  существуют на рынках Запада, где хорошо развита инфраструктура нефтепереработки и распределения нефтепродуктов, которые доступны практически повсеместно, а топливопотребляющие приборы переключаются с одного вида топлива на другое.

• Необходима информация о ценах на конкурирующие ТЭР  для проведения сравнительного анализа  и расчета стоимости газа. При этом наличие хорошо развитой инфраструктуры нефтепереработки и распределения нефтепродуктов, как правило, приводит к тому, что ценовая дифференциация в различных районах связана в основном с транспортной логистикой и в целом не слишком велика.

• С учетом вышеизложенного  следующим необходимым шагом  является проведение экономического анализа  межтопливной конкуренции для установления стоимости газа. В нем учитываются  такие факторы, как цены на конкурентные ТЭР, включая налоги, различия в величине инвестиционных затрат, эксплуатационных издержек и тепловой эффективности для газа и альтернативного топлива (топлив). Кроме того, на выбор топлива могут влиять и другие факторы, например, плановые и экологические ограничения, удобство или иные преимущества использования газа как чистого топлива, опасения потребителя, связанные с возможными ограничениями в перспективе на использование «грязных» топлив. Все это в совокупности следует учитывать при определении рыночной стоимости газа в конкретной ситуации.

• Наконец, необходимо также  принять во внимание стратегию маркетинга газовой компании. Ценообразование  на газ на основе его стоимости  относительно стоимости конкурирующих  ТЭР не всегда может обеспечить желаемую долю на рынке или увеличение объема реализации. Как указано выше, метод ценообразования по рыночной стоимости обычно позволяет определить «потолок» цены на газ, но часто фактические цены устанавливаются несколько ниже для того, чтобы обеспечить стимулирование спроса на газ.

С учетом всех вышеизложенных факторов и возможной реакции потребителей, государственных или иных органов, отвечающих за регулирование рынка и антимонопольной практики, продавец газа принимает решение в отношении своей ценовой политики и конкретных цен на газ для потребителей. Для реализации этого метода ценообразования обязательно наличие достаточной информации, аналитических проработок и экспертных оценок.

Как отмечалось выше, ценообразование  на основе издержек газоснабжения обычно применяется при отсутствии достаточных  условий конкуренции для обеспечения цен на газ на таком разумном уровне, который обеспечивает баланс между интересами газовой компании и ее потребителей. Для реализации метода ценообразования на основе издержек газоснабжения возникают следующие требования:

• Необходима достаточная информация об эксплуатационных издержках ГРО как в отношении прошлых периодов, так и в отношении плановых периодов деятельности. Необходима разработка прогнозов эксплуатационных затрат, которые должны соответствовать прошлым уровням и тенденциям изменения издержек.

• Необходима достаточная  информация о капитальных затратах и инвестициях ГРО. При этом можно  разрешить газовой компании заложить в свой бюджет небольшой объем  капитальных затрат, не выделенных по категориям, но любые крупные  инвестиционные расходы, а также те капитальные затраты, которые ГРО желает затем возместить, должны быть обоснованы.

• Для того, чтобы этот метод ценообразования функционировал эффективно и сбалансированно, в  большинстве случаев необходима отлаженная система регулирования. Регулирующий орган обязан обеспечить, чтобы в соответствующих расчетах использовались только разрешенные виды издержек, а размеры этих издержек находились на разумном уровне. Кроме того, необходима разработка и внедрение правил и инструкций, регулирующих осуществление капитальных затрат и инвестиций, а также положений для расчета разрешенной нормы возврата на инвестиции.

• Наконец, при реализации данного метода ценообразования  необходимо учитывать вопросы эффективности. Упрощенный метод реализации не обеспечивает стимула для газовой компании повышать эффективность своей деятельности или снижать издержки. Поэтому желательно иметь определенные рычаги регулирования эффективности - «стимулирующее регулирование».

Необходимость обобщения  опыта с учетом различий в условиях газоснабжения и влияния других разнообразных факторов потребовала проведения анализа по группе стран, являющихся представительными с точки зрения зрелости рыночных отношений, специфики принятой схемы регулирования ценообразования и т.п.

В качестве таких стран, в которых структура и деятельность предприятий газовой отрасли  существенно различаются, были выбраны  приведенные ниже страны.

Франция, в которой газовая отрасль принадлежит в основном государству, осуществляющему достаточно жесткий централизованный контроль и регулирование газоснабжения. Конкуренция на рынке газа практически отсутствует. Все предприятия газораспределения в структуре «Газ де Франс», а также 17 независимых муниципальных ГРО несут по закону обязательства по публичному энергоснабжению, основными из которых являются следующие:

• осуществлять непрерывное (кроме форс-мажорных обстоятельств) газоснабжение любого постоянно  подключенного потребителя в  концессионной зоне (зоне обслуживания);

• осуществлять подключение  любого потенциального потребителя по его просьбе и при условии достаточной рентабельности его обслуживания; при этом критерии рентабельности определяются на национальном уровне государственными органами;

• в соответствии с  принципом бездискриминационного  подхода все потребители, получающие газ в пределах одной и той же географической зоны, а также имеющие одинаковые характеристики потребления (и стоимость их подключения), должны обслуживаться по единому тарифу;

• все тарифы утверждаются государством и подлежат открытому опубликованию.

Информация о работе Газовый промышленный комплекс России