Газовый промышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.

Содержание работы

1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература

Файлы: 1 файл

мировая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

• потенциально возможно понижение цен на нефть, и как  следствие этого, почти полное исчезновение рентной составляющей;

• привязка цен на газ  к ценам на нефтепродукты все  в большей степени ставится под  вопрос. Рост в Северо-Западной Европе потребления природного газа более не определяется заменой нефти, а в основном связан с ростом генерирующих мощностей в электроэнергетике. В этих условиях цены на уголь и цены на электричество предположительно будут играть большую роль в определении цен на природный газ.

В современных условиях на европейском газовом рынке  итоговая цена природного газа для  потребителя не является результатом  балансирования спроса и предложения - она определяется комплексом ценовых  условий, в том числе динамикой  иен на нефть. В то же время характерно сохранение и совершенствование принципа формирования цен на природный газ на основе межтопливной конкуренции, развитие которой является следствием формирования и расширения конкурентной среды. К числу основных последствий появления конкурентной среды в энергетическом секторе относятся:

• определение цен  на энергоресурсы рынком, а не издержками производства;

• определяющая роль соотношения  между рыночной ценой и издержками компании в оценке перспектив бизнеса  и выбора направлений деятельности для местных распределительных компаний;

• отмена закрытых зон  для поставок энергоресурсов на национальном, региональном и местном уровнях.

В конечном счете проведенные  этапы либерализации рынка энергоресурсов показывают, что в газовой промышленности Европы в ближайшее время могут произойти следующие изменения:

• снижение цен на газ;

• потеря рядом компаний традиционных ключевых потребителей;

• исчезновение различных  рыночных барьеров;

• еще большая сегментация  рынка и появление узкоспециализированных групп потребителей и поставщиков;

• усиление дифференциации ценовых механизмов и повышение  их прозрачности;

• расширение рынка за счет как появления новых продуктов, так и еще большей диверсификации;

• устранение барьеров между  различными составляющими энергетического сектора, прежде всего в рамках цепочки «газ - электроэнергия - топливо - торговля».

Европейский энергетический рынок характеризуется все большим  усилением роли потребителя в  определении цен на энергоресурсы  и усилением в этой связи роли и значения межтопливной конкуренции. Основные направления формирования и дальнейшего развития газового рынка определены в соответствующей Газовой Директиве Европейского Союза 1998 года. Основная цель Директивы - обеспечить безопасную, низкозатратную и экологически приемлемую поставку энергии и природного газа в интересах всего общества. С точки зрения ценообразования Директива отражает приверженность реализации принципа межтопливной конкуренции и определяет лишь общие рамки формирования цен.

Согласно отчетности "Газпрома", поставки природного газа в Европу в 2008 году были осуществлены в объеме 129,5 млрд м3, что составило 25% потребления. С вводом месторождения Заполярное, где "Газпром" в будущем намерен добывать 100 млрд м3, стало возможным преодоление негативных тенденций в газодобыче, связанных со вступлением в стадию падающей добычи крупнейших месторождений "Газпрома": Медвежьего, Уренгоя и Ямбурга. Сегодня можно говорить о возможности увеличения экспорта России в Европу. Ведь если в странах ЕС поставкам из России существует альтернатива в виде Норвегии и Алжира, то на перспективном рынке Восточной Европы Россия фактически является монополистом. Расширение присутствия России на европейском рынке требует помимо освоения новой ресурсной базы диверсификации маршрутов транспортировки газа, чему служат новые газотранспортные коридоры, такие как "Голубой поток", ориентированные на различные сегменты европейского рынка. Эти проекты создают основу для устойчивого экспорта газа в будущем.

Экспортные контракты  на поставку природного газа в Европу в 2010 году составляют 180 млрд м3. Сможет ли «Газпром» и другие российские газовые экспортеры  продать больше газа в Европу? Ответить на этот вопрос сегодня достаточно сложно, однако есть три базовых фактора, без учета которых говорить о расширении экспорта российского газа не представляется возможным. Первым фактором является положение на внутреннем рынке газа, которое во многом будет зависеть от того, в каком направлении пойдет реструктуризация газового сектора. Вторым - необходимость ввода новых добывающих и транспортных мощностей в российскую газовую промышленность "Газпромом" и "независимыми" производителями. Третий фактор - это сотрудничество со среднеазиатскими производителями природного газа и интеграция их газа на российский рынок. Совокупность этих факторов окажет существенное влияние на экспортную стратегию России.

Крупнейшим отечественным  мега-проектом в сфере добычи должно стать освоение месторождений полуострова  Ямал, а в газотранспорте планируется  строительство Северо-Европейского газопровода. Согласно прогнозу американских специалистов EIA, ежегодный экспорт российского газа в Европу с 2010 года составляет в среднем 190 млрд м3.

Сегодня российские интересы защищены системой долгосрочных контрактов, от которой единой Европе, по мнению ряда специалистов, в том числе и ведущего экономиста BP П.Дэвиса, будет достаточно сложно отказаться даже к 2012 году. Причину эксперт видит в том, что каждая страна при осуществлении общеевропейских директив о либерализации будет руководствоваться также и национальными интересами. Ряд стран ЕС будут требовать более гибкого подхода и сохранения системы долгосрочных контрактов.

 В реализации Ямальской  программы, как основе газовой  промышленности будущего, заинтересовано  государство. Можно предположить, что проект освоения Ямала будет принят правительством и президентом в качестве приоритетного направления для газовой отрасли России. Такой шаг предусматривается согласно проекту Энергетической стратегии России до 2020 года.

Следует отметить, что  существуют два принципиально возможных направления в ценообразовании на природный газ - на основе межтопливной конкуренции или на основе издержек в рамках «газовой цепочки» с учетом определенного уровня рентабельности каждого из ее звеньев. В обобщенном виде особенности этих двух подходов к ценообразованию представлены в табл. 4:

 

Таблица 4. Особенности подходов к формированию цен на природный газ.

 

Межтопливная конкуренция

На основе издержек

Рамки, в которых формируются  цены па природный газ

Весь топивно-энергетический сектор (или основная его часть)

Только газовый сектор

Направления государственного регулирования

Определение общих законодательных  рамок (прежде всего в области  налогообложения)

Определение правил учета  и определения обоснованных издержек в звеньях «газовой цепочки»

Государственное регулирование  в условиях переходной экономики

Контроль предельных уровней цен на энергоресурсы

Установление и контроль конкретных уровней иен и тарифов

Регулирующий орган

Правительственное агентство

Правительственное агентство, государственная компания


 

Помимо отмеченных выше «крайних» подходов (формирования цен  на основе межтопливной конкуренции  и на основе издержек в рамках «газовой цепочки») возможны также их различные  комбинации – формирование цен на основе издержек производства различных энергоресурсов, как это было при централизованны планировании и управлении. Также к числу комбинаций отмеченных выше подходов относится, и разделение принципов ценообразования на природный газ в зависимости от состояния основных производственных активов сектора - прежде всего с точки зрения сроков ввода в разработку месторождений. Как правило, такой подход применяется в случае необходимости стимулирования ввода в разработку новых месторождений (при наличии регулируемых цен на природный газ). В частности, данный подход был применен в 80-х годах в Канаде, где по новым месторождениям цены были либерализованы, а для находящихся в разработке были установлены предельные уровни цен.

Аналогичный подход в 1993-1994 годах предлагался рядом специалистов и для России. Однако при этом не учитывалось, что введение гибких и комплексных систем ценообразования требует наличия соответствующих систем учета и контроля, а также высококвалифицированных специалистов и соответствующих учреждений (как правило, в статусе государственных агентств), чем Россия тогда не располагала. Правительство в тот период фактически рассматривало и принимало предложения, подготовленные в недрах монопольного производителя природного газа - АО «Газпром». В большинстве стран мира деятельность соответствующих агентств по регулированию естественно-монопольных видов деятельности отделена не только от государственных компаний, но и от соответствующих органов исполнительной власти. Во многом именно в силу данных обстоятельств в России и была сформирована ФЭК. Последнее означает, что, несмотря на объективные преимущества того или иного подхода к регулированию цен на природный газ, существует также группа факторов и условий, связанных с реализуемостью различных подходов в конкретных условиях.

Возможность перехода к  формированию цен на природный газ  на условиях межтопливной конкуренции  зависит от целого ряда обстоятельств - таких как социально-экономическая  роль того или иного вида энергоресурсов (и, следовательно, возможность формирования цен на него под определяющим влиянием экономических факторов), соотношение в топливно-энергетическом балансе различных энергоресурсов (что определяет лидирующую роль того или иного энергоресурса в формировании цен), наличие необходимой производственно-технологической инфраструктуры и пр.

Начиная со второй половины 70-х годов в СССР энергетическая политика была направлена на ускоренное освоение и развитие газовых ресурсов. Особенно значительные изменения произошли  в 80-е годы - с вводом крупнейших месторождений природного газа в Западной Сибири - Уренгойского (мощностью по добыче 290 млрд. м3 в год) и Ямбургского (мощностью 190 млрд. м3). Ускоренный ввод данных месторождений в разработку не мог не вызвать резкого увеличения доли природного газа в производстве первичных энергоресурсов. Увеличение поставок природного газа привело к тому, что уже в начале 80-х годов его доля в производстве первичных энергоресурсов превысила 20%.

Экономический кризис, сопровождавшийся значительным спадом производства энергоресурсов (в частности, почти двухкратным уменьшением добычи нефти и более чем двухкратным спадом добычи угля), привел к еще большему увеличению доли природного газа в производстве первичных энергоресурсов в России - в первой половине 90-х годов она превысила 40%. Данная тенденция сохранилась и во второй половине 90-х годов - доля природного газа в производстве первичных энергоресурсов в 1998 году составила уже 50%. Характерно, что указанный процесс идет ускоренными темпами - быстрее, чем предполагалось.

За последние 20 лет потребление газа в России увеличилось почти в 2 раза. Наиболее высокие приросты газопотребления имели место в Центральном, Уральском и Поволжском экономических районах. Доля газового топлива уже сейчас превышает 70% в энергобалансе многих регионов европейской части страны. В то же время крайне низки показатели газификации Дальнего Востока и Восточной Сибири - около 9% в каждом регионе. Не газифицирован огромный регион на востоке России - Бурятия, Тува, Иркутская, Читинская Амурская, Магаданская и Камчатская области. Приморский край. Крайне низки показатели газификации и основных сырьевых регионов. В некоторые области Западной Сибири газ либо начал подаваться только в последнее время, как, например, на Алтай, либо его доля в суммарном потреблении котельно-печного топлива незначительна - например, в Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях.

Столь парадоксальная, на первый взгляд, география газопотребления  объясняется весьма просто: прежде газифицировались, как правило, крупные  города и области, расположенные вблизи основных экспортных магистралей, протянувшихся от месторождений тюменского Севера на запад. При этом газификация тех или иных регионов определялась зачастую исходя из ведомственных приоритетов, то есть без оценки последствий принимаемых решений с точки зрения развития производства альтернативных видов топлива. Например, расширение поставок природного газа в Кемеровскую область в свое время привело к значительному уменьшению потребления угля, а также к консервации существующих технологий его использования (вследствие более низких цен на природный газ по сравнению с углем). Аналогичная ситуация складывается и с расширением поставок природного газа в Архангельскую область - резко уменьшается потребность области в использовании угля из Республики Коми.

При расширении потребления  природного газа в том или ином регионе и переходе данного вида энергоресурсов в разряд доминирующего  резко снижаются возможности  действия межтопливной конкуренции. Более того, на газовую промышленность в неявной форме налагаются обязательства по поддержанию производства экономически менее эффективных энергоресурсов. Для выполнения данной задачи государство увеличивает налоговое бремя на газовую промышленность, чтобы обеспечить финансирование программ реструктуризации, например, угольной промышленности.

В отраслевом разрезе  крупнейшим потребителем газа в стране является промышленность, в которой  абсолютное потребление газа растет ежегодно. Однако в структуре потребления  ее удельный вес с 1980 года снизился почти на 20%. Доля коммунально-бытовых потребителей остается практически на одном уровне - 11-13%. Потребление газа электростанциями растет высокими темпами и в настоящее время составляет порядка 130-140 млрд. м3 в год. В топливном балансе электростанций природный газ стоит на первом месте (62%), затем - уголь (29%) и мазут (9%).

Информация о работе Газовый промышленный комплекс России