Газовый промышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.

Содержание работы

1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература

Файлы: 1 файл

мировая.doc

— 381.50 Кб (Скачать файл)

При этом фактически действующие  тарифы учитывают стоимость покупки  газа, издержки сооружения, эксплуатации, поддержания и обновления объектов хранения, транспортировки и распределения  газа.

Великобритания, газовый рынок которой в настоящее время характеризуется наивысшей степенью конкуренции среди стран Европы в сфере добычи газа и поставки его в газотранспортную систему, деятельность регулирующих органов сосредоточена на развитии конкурентной среды и защите интересов потребителей.

Структура газовой отрасли  этой страны (см. рис. 26) отличается от соответствующих  структур других стран Запада тем, что  в Великобритании существует одна организация, которая отвечает практически за всю деятельность по транспорту газа, включая и магистральные, и местные распределительные сети.

Добыча газа осуществляется большим числом независимых нефтегазовых компаний, и цены на газ устанавливаются  на договорной основе в конкурентной среде и не регулируются. Газотранспортные операции и тарифы регулируются Генеральным директором газоснабжения Великобритании, который имеет свой секретариат и известен как регулирующий орган «Офгаз» (рис. 3 и 4).

 

 

Рис. 3. Схема  транспортной и газораспределительной  системы Великобритании

 

Рис. 4. Действующая  схема управления газовой отраслью Великобритании.

 

Стоимость газотранспортных услуг  для различных потребителей в  целом учитывает различия в величине издержек, хотя и не в полной мере. Учет социальных факторов приводит к  некоторому субсидированию тарифов  для самых малых потребителей.

Германия представляет собой промежуточный случай, характеризующийся весьма широким и смешанным диапазоном форм собственности в газовой отрасли, ограниченным (в настоящий момент) уровнем конкуренции и «мягким» регулированием отрасли.

Абсолютный уровень цен на газ в Германии специально не регулируется ни федеральными, ни местными властями. Германская система ценообразования исходит из допущения, что конкуренция между полными издержками газоснабжения и нефтеснабжения сама по себе обеспечивает адекватное ценовое регулирование.

Что касается газификации и расширения сетей, принятие инвестиционных решений  основывается на анализе возмещения издержек, который проводится самими ГРО. В связи с тем, что в  последние годы были осуществлены высокие  объемы инвестирования, главной текущей задачей формирования тарифов в Германии является возмещение этих капвложений.

Цены реализации газа корректируются по инициативе ГРО с учетом динамики изменений издержек, главным элементом  которых является цена покупки газа. При этом, однако, тарифы ГРО находятся под наблюдением со стороны Федеральной антикартельной комиссии и ее региональных отделений, которые проводят сравнительный анализ розничных тарифов ГРО и имеют право потребовать их снижения в случае необоснованного завышения. Давление со стороны этой комиссии иногда приводит к такому снижению тарифов, которое может негативно повлиять на объем выручки ГРО.

В таких случаях ГРО не остается ничего другого, как только заняться уменьшением своих расходов, чтобы  получить приемлемую рентабельность.

В Канаде газовый рынок представлен высоким уровнем развития как конкурентных условий, так и регулирования отрасли. Регулирование газовой отрасли в Канаде находится в компетенции Национального Энергетического Комитета (НЭК), а на уровне провинций - соответствующих энергетических комиссий провинций. Сфера обязанностей НЭК включает регулирование межрегиональных магистральных газопроводов, а энергетические комиссии провинций отвечают за регулирование деятельности отдельных газораспределительных компаний.

Добыча газа осуществляется в условиях конкурентной среды, и цены на добываемый газ не регулируются. Газораспределительные  компании покупают газ, заключая контракты  с его производителями, затем  организуют магистральный транспорт  газа, пользуясь услугами регулируемых предприятий дальнего газопроводного транспорта, и, наконец, распределяют его своим потребителям, используя собственные сети и тарифы, с применением традиционного метода возмещения издержек газоснабжения. Хотя главное внимание при регулировании деятельности ГРО уделяется объему ее общей выручки, региональный регулирующий орган также утверждает ее тарифы, предлагаемые потребителям. ГРО представляет в комиссию свои прогнозные расчеты объемов реализации, издержек и необходимой выручки, свои предложения по распределению издержек по направлениям регулируемой деятельности и, конечно, между регулируемой и нерегулируемой деятельностью.

Аргентина и Венгрия - страны, в которых газовые отрасли находятся на переходном этапе от прежде централизованных государственных систем к приватизированным и ориентированным на рынок отраслям.

Несмотря на то, что в газовой  отрасли Аргентины разрешена  вертикальная интеграция, на практике она имеет четкую трехуровневую  структуру с разделением добычи, магистрального транспорта и распределения газа. Цены на добытый газ не подлежат регулированию. В то же время «Энаргаз» отслеживает максимальный уровень цен добычи, заявленных поставщиками по основным добывающим бассейнам. Газораспределительные компании проводят индивидуальные переговоры с производителями газа и обычно покупают у них газ со скидкой против объявленных цен.

Регулирование аргентинских ГРО осуществляется по методу возмещения издержек газоснабжения, но также с  применением механизма обеспечения  эффективности в виде ценового потолка (предельных уровней тарифов).

До 1991 г. в газовой отрасли Венгрии доминировала монопольная интегрированная государственная компания «МОЛ», которая отвечала практически за всю деятельность в области нефтяной и газовой промышленности. В 1991 г. газораспределительное направление деятельности «МОЛ» было передано пяти ГРО, которые позднее (в 1995 г.) были проданы иностранным инвесторам. Сегодня Министерство промышленности и торговли и Министерство финансов Венгрии отвечают за утверждение тарифов на газ для конечных потребителей и передаточной цены на газ от «МОЛ» к ГРО, а генеральный директор Венгерской Энергетической Комиссии (независимый регулирующий орган, отвечающий за регулирование газовой и электроэнергетической отраслей под эгидой Министерства промышленности и торговли) готовит рекомендации по ценообразованию. Цены и тарифы устанавливаются для использования на всей территории страны, и все потребители в границах одного сектора конечного потребления (промышленность, население и «общие потребители») платят одну и ту же цену газоснабжения вне зависимости от их географического положения.

Как потребительские  тарифы, так и передаточные цены между «МОЛ» и ГРО должны обеспечивать погашение обоснованных капитальных  затрат и эксплуатационных издержек эффективно работающих держателей лицензий, а также определенную прибыль для долгосрочной деятельности.

Действующее в Венгрии  регулирование цен и тарифов  в своем практическом воплощении больше всего напоминает метод «ценового  потолка». Его суть заключается в  том, что орган, отвечающий за регулирование  цен и тарифов, устанавливает их на несколько лет вперед. При этом вначале определяются стартовые цены и тарифы (как указано выше), а затем они корректируются с использованием некой формулы, обычно обеспечивающей соблюдение динамики инфляции (с небольшим лагом). В то же время венгерская модель регулирования также содержит элементы регулирования по методу «затраты плюс».

Наиболее важным преимуществом  такого метода является то, что он стимулирует  ГРО повышать эффективность своей  работы и снижать издержки. Поскольку ГРО понимают, что фиксируется не их прибыль, а их тарифы, они могут оставлять себе дополнительную прибыль, полученную от экономии затрат, по крайней мере, до следующего планового периода регулирования. В этой точке регулирующий орган учитывает уже сниженные издержки (себестоимость) основной деятельности при формировании новых тарифов, что обеспечивает потребителям долгосрочную выгоду за счет снижения тарифов (в реальном выражении) и повышения эффективности услуг.

По результатам анализа  схем организации газораспределения в рассматриваемых странах, различий в подходах к ценообразованию и регулированию рынков газа можно выделить следующие особенности и сделать следующие обобщения:

1. В условиях преобладающего  централизованного газоснабжения  (Франция) количество газораспределительных организаций (ГРО), как правило, незначительно. Это существенно упрощает процедуры принятия решения регулирующими органами. В то же время в странах, где развит конкурентный тип газового рынка (Великобритания, Италия и др.), газораспределение осуществляется множеством самостоятельных конкурирующих фирм (ГРО).

2. Существует широкий  диапазон форм собственности  и схем организации отрасли.  Успешно функционирующая газовая  отрасль может быть создана  и развиваться на основе одной  из целого ряда различных структур, при этом главные различия между ними связаны с:

• глубиной вертикальной интеграции;

• степенью горизонтальной (географической) интеграции;

• масштабами государственной  и частной формой собственности  в различных подотраслях.

3. Наблюдается широкий спектр подходов к формированию цен и тарифов на газ. Наряду с ориентацией на рыночную стоимость газа в условиях развитого конкурентного рынка, при поставках газа на рынках с доминирующими монопольными свойствами цены; как правило, устанавливаются по формуле «затраты плюс».

На всех изученных  рынках газа газораспределительные  организации (ГРО) осуществляют возмещение своих затрат за счет реализации газа и оказания услуг своим потребителям. Внешнее субсидирование отсутствует.

4. При установлении уровней тарифов на услуги ГРО для различных потребителей, несмотря на некоторую разницу в издержках на газоснабжение (в зависимости от дальности транспортирования, объема поставок и т. д.), во всех странах используется группирование тарифных ставок по определенным категориям потребителей.

Анализ подходов к  установлению уровней тарифов для  различных категорий потребителей показывает, что степень дифференциации тарифных ставок во многом зависит  от общей зрелости газового рынка  и уровня профессионального развития принятой системы регулирования.

Так, в Великобритании, отличающейся высоким уровнем развития газового рынка, используется несколько  десятков тарифных ставок, учитывающих  детализированные особенности предлагаемых услуг, а также различие в издержках  обслуживания потребителей, которые относятся к разным категориям. В то же время в Венгрии, где рыночные отношения в газоснабжении находятся в стадии становления, приняты различные тарифные ставки лишь для трех - четырех категорий потребителей.

5. Особое значение для обеспечения эффективности функционирования газового рынка имеет подход к определению различий в тарифных ставках для промышленных потребителей газа и населения. В табл. 2. приведено сопоставление средних тарифов на природный газ для различных стран. Как следует из данных таблицы, лишь в Чехии и России тарифы для населения были более низкими по отношению к их уровням для промышленности. Это обстоятельство свидетельствует о наличии в Чехии и России субсидирования населения со стороны промышленных потребителей, так как в реальности удельные затраты на газоснабжение населения являются более высокими (в 4-6 раз) по сравнению с соответствующими издержками в промышленности.

Вместе с тем следует  отметить следующее:

• наряду со снижением  уровня жизни у одной части населения России наблюдается значительное увеличение уровня жизни у другой;

• удорожание промышленной продукции (за счет удорожания стоимости  газа) бумерангом возвращается к населению  за счет удорожания стоимости потребительской  корзины и в наибольшей степени сказывается на той части населения, чей уровень жизни снизился;

 

Таблица 2. Сравнение средних тарифов па природный газ по странам (долл.США/млн.БТЕ, 1977, источник: МЭА)

Страна

Промышленность

Население

Соотношение насел./ пром-сть

Россия

1,7

0,9

0,53

Чехия

3,8

3,3

0,87

Венгрия

2,7

4,0

1,48

Ирландия 

7,6

11,3

1,49

Турция 

4,0

6,0

1,50

Польша 

3,3

5,7

1,73

Канада 

3,0

5,3

1,77

США

3,4

6,7

1,97

Германия 

4,8

10,5

2,19

Австралия

3,4

8,4

2,47

Нидерланды 

3,4

9,1

2,68

Франция

3,9

10,5

2,69

Япония

11,7

32,4

2,77

Бельгия

3,3

10,4

3,15

Великобритания

2,8

9,5

3,39

Испания

3,9

13,8

3,54

Италия

4,8

17,6

3,67


 

• отсутствие измерительной  аппаратуры у населения (газовых  счетчиков) и использование расчетных норм потребления газа, во-первых, практически уравнивают отмеченные категории потребителей и, во-вторых, перерасход газа (не исключено, категорией потребителей с повышенным уровнем жизни) оплачивается из прибыли газораспределительной организации (ГРО). Таким образом, налицо участие и ГРО в перекрестном субсидировании населения.

6. Помимо различий  в установлении тарифных ставок  организация функционирования газового  рынка в различных странах  характеризуется разнообразием  принятых схем расчета ГРО с потребителями. В этом отношении интересен опыт Великобритании в области расчета за газ с населением. Он заключается в следующем. На период 1997-2007 гг. было введено дополнительное деление потолка выручки по четырем группам потребителей с учетом возможного метода оплаты (табл. 3.):

МЭА- международное энергетическое агентство: БТЕ - британские тепловые единицы.

 

Таблица 3.Тарифные ставки по методам оплаты.

Абонентная ставка

Объемная ставка

Всего за год 

фунт ст./год 

пенсов/тепловую

ед.

Фунт ст./год

Прямой платеж

34,17

41,04

300,93

100%

100%

100%

Опционный платеж

28,02

42,62

305,05

82%

104%

101,4%

В кредит

46,45

42,62

323,48

136%

104%

107,5%

Предоплата

45,15

41,06

312,04

136%

100%

104%

Информация о работе Газовый промышленный комплекс России