Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:53, контрольная работа
Естественные монополии - это монополии на рынках, где неизбежное отсутствие конкуренции требует от государства регулирования цен. К таким рынкам относятся, в частности, рынок природного газа, рынок электроэнергии, железнодорожные перевозки.
Что касается рынка газа, то монопольный характер его регулирования не распространяется на его добычу, поскольку конкуренция в области добычи не ведет к росту цен, а, наоборот, способствует их снижению. Монопольный вид деятельности касается только транспортировки газа, передачи его по трубопроводам.
1 Мировой опыт создания конкурентной среды в газовой промышленности
2 Основные вопросы конкуренции на основе ценообразования в мировой торговле газом. Формирование цен на природный газ в России
3 Зарубежный опыт формирования конкурентных условий поставки газа с позиций его применимости в условиях Российской Федерации
4 Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности работы крупных компаний газового комплекса РФ в современных рыночных условиях
Список использованной литературы
Нормативные акты
Литература
• прямая оплата - причитающаяся сумма снимается непосредственно с банковского счета потребителя;
• опционная оплата - потребитель договаривается о ежемесячном снятии определенной суммы с его банковского счета, с корректировкой баланса в конце года;
• стандартный кредит - потребитель оплачивает счет за газ задним числом;
• предоплата - потребитель должен купить жетоны или специальный ключ для включения подачи газа (малообеспеченные граждане). Газовые счетчики при этом предоставляются на условиях аренды.
В последнем случае вследствие экономного расхода газа сумма оплаты газа за год может оказаться значительно ниже расчетных данных и даже ниже, чем в трех первых случаях.
7. Анализ зарубежного
опыта в газоснабжении показал,
В случае «мягких» форм регулирования в качестве основных регуляторов используются лицензирование прав деятельности отдельных газораспределительных фирм, налоговая политика, а также установление предельных уровней тарифов для различных категорий потребителей.
При «жестком» регулировании главным регулятором обычно служит более детальный контроль необходимых затрат и установление уровней цен в соответствии с формулой «затраты плюс» при соблюдении нормативной величины рентабельности деятельности ГРО.
8. Изучение основных параметров газового рынка за ряд лет показало, что газовая отрасль, включая ее структуры, ценообразование и принципы регулирования, находится в процессе постоянной эволюции. Для целого ряда стран преобладающей тенденцией становится рост конкуренции, а также комбинированных форм рыночных отношений. Одновременно с указанной тенденцией в некоторых публикациях отмечаются мнения, обосновывающие целесообразность усиления централизованного регулирования, связанного, в частности, с укрупнением ГРО, организацией газоснабжающих пулов и т. д.
Исходные принципы ценообразования на природный газ (до начала преобразований в 1992 году) были заложены в рамках реформы цен 1967 года. Основным принципом ценообразования на топливо, принятым в рамках данной реформы цен, являлся принцип единых цен для потребителей на взаимозаменяемые виды топлива. С 1 июля 1967 года так называемые оптовые цены промышленности на газ были установлены на уровне замыкающих затрат на единицу условного топлива в районах потребления. Разница между уровнями оптовых цен промышленности и затратами на добычу и транспортировку газа в форме так называемых рентных платежей и налога с оборота (аналога современного акциза) изымалась в государственный бюджет. При этом налог с оборота изымался через систему оптовых цен промышленности и представлял собой разницу между суммой оптовых цен на газ и суммой внутренних расчетных цен на газ управлений магистральных газопроводов. Изъятие экономической ренты в госбюджет осуществлялось в двух формах:
1) рентных платежей, включенных в оптовые цены газодобывающих предприятий;
2) налога с оборота, входившего в оптовые цены промышленности на природный газ.
В целом система оптовых цен на природный газ была двухуровневой (двух прейскурантной):
1-й уровень - оптовые цены предприятий на природный газ (обеспечение в основном всем добывающим предприятиям безубыточной текущей хозяйственной деятельности);
2-й уровень - оптовые цены на сетевой газ (формирование по принципу единых цен на тонну условного топлива в районах потребления).
Построение системы оптовых цен на топливо с ориентацией на худшие условия производства было направлено на то, чтобы компенсировать в угольной промышленности более высокие затраты на добычу и транспортировку угля по сравнению с затратами на добычу и транспортировку газа, мазута и нефти в районы потребления. При этом оптовые цены промышленности на природный газ были дифференцированы для перепродавцов («горгазов») и двух групп потребителей - социально-ориентированных и промышленных объектов. Такие принципы ценообразования на природный газ приводили к весьма значительной дифференциации оптовых цен реализации природного газа в территориальном разрезе - средние цены реализации сетевого газа по стране различались более чем в два раза.
На первом этапе перехода к рыночной экономике (в 1992-1996 годах) в ценообразовании на природный газ имела место не либерализация принципов ценообразования, а, напротив, их значительное ужесточение. Прежде всего, это связано с тем, что в 1992-1993 годах были осуществлены:
• отказ от зональных цен на природный газ и переход на единые цены по всей территории России (независимо от дальности поставок);
• сохранение дифференциации цен только в рамках двух категорий потребителей - коммунально-бытового сектора и промышленности;
• установление базовых оптовых цен промышленности на природный газ исходя из рентабельного функционирования газовой промышленности в целом;
• переход от эпизодического утверждения цен на природный газ к систематической индексации оптовых цен на него;
• усиление фискального
бремени за счет увеличения доли налоговой
составляющей непосредственно в
оптовых ценах промышленности на
природный газ и, как следствие,
- доведение налоговой составляющ
Начиная с 1992 года в основу
формирования цен на природный газ
был положен принцип
Одной из основных причин отхода от принципа межтопливной конкуренции было стремление правительства сдержать инфляционные процессы в экономике за счет усиления контроля за уровнем цен в наиболее управляемых и благополучных (с точки зрения состояния производственных активов) секторах экономики, к числу которых относился и гaзовый сектор. Этому сектору в процессе проведения реформ была oтведена роль не только финансового донора, но и стабилизатора социально-экономической ситуации в стране (прежде всего за счет обеспечения бесперебойных поставок природного газа - независимо от состояния платежной дисциплины получателей).
Переход на единые оптовые цены промышленности на природный газ в значительной степени был также обусловлен особенностями активов газового сектора, в частности, необеспеченностью замерной аппаратурой и устройствами в необходимом количестве, слабой степенью разветвленности системы магистральных газопроводов и др. У АО «Газпром» не было достаточного опыта коммерческой работы по реализации газа - до этого времени его основная задача состояла в том, чтобы добывать природный газ и осуществлять его поставку на дальние расстояния. В определенном смысле «платой» за отход от формирования цен на природный газ на основе сопоставления цен по взаимозаменяемым видам топлива стало повышение степени непрозрачности издержек в рамках «газовой цепочки».
Социальные функции поставок газа, а также отсутствие учета платежеспособного спроса при определении направлений изменения оптовых цен (особенно в период их индексации в 1993-1995 годах) предопределили появление и нарастание неплатежей - феномена российских экономических реформ. Так, в 1993 году потребителями внутреннего рынка было оплачено чуть более половины всего поставленного природного газа, а в 1998 году - только 48% (всеми формами расчетов -денежной, бартерной, взаимозачетами и т.д.).
В итоге в газовом секторе и вокруг него сформировался значительный как по кругу вовлеченных в него участников, гак и по объему операций рынок долговых обязательств. Его конечное назначение — приведение в соответствие предложения природного газа с платежеспособным спросом на внутреннем рынке. Важная особенность данного рынка - множественность цен на природный газ при формальном сохранении принципа единых цен в рамках зон или для отдельных групп потребителей. Множественность цен на газ обусловлена особенностями применения тех или иных форм расчетов, положением тех или иных участвующих в сделке сторон (прежде всего с точки зрения ликвидности товарных групп или иных заменителей платежных средств).
В период 1997-1999 годов ведущими
предприятиями газовой
Следующим шагом к учету спросовых ограничений, обусловленных платежеспособностью различных групп потребителей в различных районах, стал переход к дифференцированным оптовым ценам промышленности на природный газ. С 1 февраля 1997 года решением Федеральной Энергетической Комиссии (ФЭК) была введена дифференциация оптовых цен по трем поясам. А в конце того же года (с 1 декабря) была введена шкала с еще большей дифференциацией цен - по шести поясам - с их разрывом в 25%, что значительно меньше степени дифференциации цен на сетевой газ, которая существовала в СССР. Наряду с дифференциацией цен начиная с 1997 года проводится опережающее повышение цен на бытовой газ по сравнению с ценами на природный газ для промышленных потребителей. В результате к концу 1998 года цены на бытовой газ были лишь на 12% ниже цен на газ для промышленности, тогда как в 1993 году соотношение данных цен составляло 1:5.
Отсюда следует, что ценообразование на природный газ (особенно начиная с 1997 года) все больше и больше учитывает спросовые ограничения, то есть происходит:
• расширение сферы контрактных
взаимоотношений в
• приближение цен на природный газ, отпускаемый населению, к природный газ, отпускаемый промышленности;
• углубление дифференциации цен с учетом особенностей различных групп потребителей и различных районов потребления природного газа.
В целом на начало 2008 года выручка от реализации газа конечным потребителям России составила 75 млрд. руб. Однако доля денежных средств в структуре выручки за газ достигла лишь 21%. Остальные средства были получены в виде ликвидных банковских векселей, федеральных денежных зачетов, товарных зачетов, зачетов ценными бумагами, налоговыми освобождениями и прочими расчетами. Среди крупнейших неплательщиков фигурируют предприятия электроэнергетики -40,5 млрд. руб., металлургии - 3 млрд. руб., агрохимии - 2,9 млрд. руб. Долг предприятий, финансируемых из бюджетов всех уровней, составил 15,2 млрд. руб. Наибольшие долги перед ООО «Межрегионгаз» имеют предприятия, финансируемые из федерального бюджета - 4,6 млрд. руб. По состоянию на конец 2007 года во главе списка должников, финансируемых федеральным правительством, находились предприятия оборонной промышленности, организации системы Минобороны, МВД и учебные заведения Минобразования. В территориальном разрезе основными должниками за газ остаются регионы с высоким уровнем газопотребления: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Пермская, Самарская. Челябинская области и др. Ряд регионов в течение 1999 года не расплатились за газ, поставленный еще в 1995 году. К ним относятся Волгоградская, Калужская, Пермская, Пензенская, Рязанская, Тверская, Ульяновская, Ярославская области, Ставропольский край, республики Кабардино-Балкария, Татарстан, Чувашия .
Проблема неплатежей за поставленный природный газ - это не просто проблема своевременности расчетов. Из-за отсутствия соответствующей законодательной базы, а также вследствие технологической специфики энергообеспечения и завышенных социальных обязательств со стороны государства ОАО «Газпром» не располагает действенным механизмом принуждения потребителей платить по счетам за поставленный газ и поэтому превратился в крупнейшего донора экономики России в целом. Низкий уровень платежей за газ ставит компанию перед выбором: либо мобилизовагь ликвидность для расчетов с бюджетом, либо сократить поставки газа до уровня платежеспособного спроса, что, естественно, может сказаться на функционировании всей российской экономики.
В газовом секторе (и
с этой точки зрения он не исключение
на общероссийском фоне) неплатежи
за поставляемую продукцию, приводя
к множественности цен
Ситуация, сложившаяся
в ценообразовании на природный
газ, и тотальные неплатежи
Чтобы как-то выправить ситуацию, «Газпром» уже с 1 ноября 2008 года повысил оптовые цены на газ на 15%, а с 1 января 2007 года были вдвое увеличены тарифы на транспортировку газа для независимых производителей. В 2009 году ФЭК, проанализировав представленные «Газпромом» расчеты, решила ограничиться повышением цен - в среднем на 21%, что с учетом вступления принятого решения в силу с 1 мая дало рост среднегодовой цены лишь на 12%.
В какой-то степени дифференцированный подход был реализован уже в майском решении ФЭК 2001 г.. Если для промышленности цены повысили на 20%, то для федеральных электростанций - на 40%. Правда, такое решение не является дискриминацией энергетиков, а лишь выполняет законодательное требование о прекращении перекрестного субсидирования одних потребителей за счет других. До сих пор федеральные электростанции получали газ на 15% дешевле, чем остальные промышленные потребители. Теперь всех энергетиков уравняли. Что касается цен на газ, потребляемый населением, то ФЭК решила увеличить их всего на 15%, считая, что и это повышение для некоторых категорий граждан будет довольно существенным.
Возникает вопрос: насколько уникальна российская ситуация? Законы экономики диктуют, что все товары должны быть равны с точки зрения экономических условий их реализации, и поэтому природный газ пойдет туда, где складываются наиболее высокие конкурентные цены на него. Исторически цены на природный газ в европейских странах устанавливались в результате влияния двух составляющих - изменения цен на нефтепродукты (прежде всего котельно-печное топливо) и действия принципа net-back (формирования цен у потребителя с учетом дальности поставки в местах формирования «базисных» цен на энергоресурсы). В целом эта система доказала свою жизнеспособность в различных рыночных условиях. Однако в настоящее время имеется ряд обстоятельств, которые оказывают свое влияние на ценообразование. Среди них следует выделить такие: