Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;

Содержание работы

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

план курсовой.docx

— 175.39 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.

    1. Необходимость и сущность госрегулирования.
    2. Объекты и цели, уровни, модели и средства  государственного регулирования         экономики.
    3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
    4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
    5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
    6. Основные формы государственного регулирования экономики.

ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ   

               РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

    1. Типы экономических систем.
    2. Модели рыночной экономики.
    3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
    4. Понятие и сущность национальной экономики.
    5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
    6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
    7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
    8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
    9. Регулирование инвестиционной деятельности.
    10. Государственное регулирование внешней торговли.

 

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Необходимость и  сущность госрегулирования

 

Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории объясняет  необходимость государственного регулирования  экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых отраслевых и региональных  рынках могут возникать (и возникают)  монополии, которые, если этому  не противодействует государство,  своим ценообразованием наносят  ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных  товаров, жизненно необходимых  обществу, которые либо не предлагаются  рынком, либо, если и могли быть  предложены, то в недостаточном  количестве. Таких товаров (главным  образом в форме услуг) много  в сферах образования, здравоохранения,  науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых —  загрязнение окружающей среды,  нанесение теми или иными хозяйствующими  субъектами экологического ущерба  обществу, физическим и юридическим  лицам.

4. Неполные рынки, одним  из типичных примеров которых  является рынок страховых услуг,  прежде всего медицинских и  пенсионных.

5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который  в более или менее достаточном  количестве при соответствующем  качестве не может быть произведен  без активного участия государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно  резко проявляющееся в периоды  кризисов (рецессий) и депрессий.

7. Излишне неравномерное  распределение доходов, которое,  если государство не принимает  мер для «социальной компенсации»  малоимущим и обездоленным слоям  населения, ставит под угрозу  общественную стабильность.

8. Наличие обязательных  товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество  может заставить только государство,  но никак не рынок.

 

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов) 

 

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

 

Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ:

·  экономический цикл;

·  секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

·  условия накопления капитала;

·  занятость;

·  денежное обращение;

·  платежный баланс;

·  цены;

·  условия конкуренции;

·  социальные отношения, социальное обеспечение;

·  подготовка и переподготовка кадров;

·  окружающая среда;

·  внешнеэкономические связи.

Суть государственной  антициклитической политики, или  регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в стимулировании спроса на товары и услуги, капиталовложения и занятость во время кризисов и депрессий. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные  расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике  страны могут возникнуть опасные  явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую  силу предложением, необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом — поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванных привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства. Важнейшим объектом грэ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. Регулирование занятости — это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия. Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения — это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции. Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни:

 

 
·  уровень фирмы;

 
·  уровень региона;

 
·  уровень отрасли;

 
·  уровень сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги);

 
·  уровень хозяйства в целом;

 
·  глобальный уровень (социальные отношения, экология);

 
·  наднациональный уровень (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

 

Цели  ГРЭ

 

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования. Высшими, центральными целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух.

Во многих научных и  учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели 2го порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и  второго порядка вытекают цели 3го порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.

 

Уровни ГРЭ

 

В системе современного капитализма  хозяйственная жизнь общества регулируется не столько государством, сколько  рынком. Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен 3х уровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно.

Уровень стихийно рыночного регулирования начал формироваться еще в XVI—XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50—60-м гг. XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда. Это вызвало к жизни систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса на товар и его предложения.

Уровень корпоративного регулирования сформировался за 20—25 лет до начала Первой мировой войны. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства того или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также на объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор их производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.

Уровень государственного (макроэкономического) регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929—1933 гг., особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» хозяйственный механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. После Второй мировой войны во всех странах Запада в полной мере сформировались многогранные системы госрегулирования. Причем в организации этих систем преобладает общее (это относится ко всем тем проблемам, о которых речь идет ниже), а не частное, хотя последнее немаловажно.

В современном мире бурно  протекают процессы интернационализации  хозяйственной жизни и ее глобализации, в которые в наибольшей мере вовлечены страны с развитой рыночной экономикой. Внутриэкономическая жизнь и внешнеэкономические аспекты госрегулирования здесь должны рассматриваться в неразрывном единстве и с учетом того, что в Европейском союзе (ЕС) уже сложились формы наднационального госрегулирования. Таким образом, в ЕС складывается четырехуровневый механизм регулирования. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики