Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа
Без четко функционирующего механизма государственного регулирования экономики эффективная реализация национальной и экономической безопасности невозможна.
Чтобы повысить качество системы государственного регулирования, обеспечения экономической безопасности России необходимо:
- способствовать реализации специальной функции государства по обеспечению экономической безопасности;
- использовать весь механизм государственного регулирования экономики, включающий государственные финансы и государственное предпринимательство, денежно-кредитный и внешнеэкономический инструментарий, административно-правовые методы, прогнозирование, планирование, программирование и маневрирование ресурсами;
- радикально пересмотреть методы государственного регулирования, а также нормативную базу, регулирующую экономические отношения и обеспечивающую функционирование экономической системы с точки зрения ее криминологической оценки;
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Необходимость и сущность госрегулирования.
1.2. Объекты и цели, уровни, модели и средства государственного регулирования экономики.
1.3. Эволюция взглядов на роль гос-ва в развитии национальной экономики.
1.4. Функции гос-ва в регулировании национальной экономики.
1.5. Функции государства в рыночном хозяйстве.
1.6. Основные формы государственного регулирования экономики.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.
2.1. Типы экономических систем.
2.2. Модели рыночной экономики.
2.3. Методы прогнозирования и планирования. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне.
2.4. Понятие и сущность национальной экономики.
2.5. Сущность и принципы государственной инновационной политики. Инструменты.
2.6. Технологические уклады. Общехозяйственная структура технологических укладов.
2.7. Понятие и сущность государственной инвестиционной политики.
2.8. Инвестиции, экономическая сущность. Их сущность, характеристика.
2.9. Регулирование инвестиционной деятельности.
2.10. Государственное регулирование внешней торговли.
Заключение.
Список литературы.
ПЛАН
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
ГЛАВА II. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ. ИНВЕСТИЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ
Заключение.
Список литературы.
Необходимость и сущность госрегулирования
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
1. Несостоятельность конкуренции,
2. Наличие многочисленных
товаров, жизненно необходимых
обществу, которые либо не предлагаются
рынком, либо, если и могли быть
предложены, то в недостаточном
количестве. Таких товаров (главным
образом в форме услуг) много
в сферах образования,
3. Внешние эффекты (экстерналии),
типичный пример которых —
загрязнение окружающей среды,
нанесение теми или иными
4. Неполные рынки, одним
из типичных примеров которых
является рынок страховых
5. Несовершенство информации,
во многих отношениях
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.
7. Излишне неравномерное
распределение доходов,
8. Наличие обязательных
товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество
может заставить только
Государственное
регулирование экономики (
Объекты и цели государственного регулирования экономики.
Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ:
· экономический цикл;
· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· платежный баланс;
· цены;
· условия конкуренции;
· социальные отношения, социальное обеспечение;
· подготовка и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Суть государственной
антициклитической политики, или
регулирования хозяйственной
· уровень фирмы;
· уровень региона;
· уровень отрасли;
· уровень сектора экономики (промышленность,
сельское хозяйство, услуги);
· уровень хозяйства в целом;
· глобальный уровень (социальные отношения,
экология);
· наднациональный уровень (экономико-политические
отношения с зарубежными странами, интеграционные
процессы).
Цели ГРЭ
Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования. Высшим
Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.
Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели 2го порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.
Из целей первого и второго порядка вытекают цели 3го порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.
Уровни ГРЭ
В системе современного капитализма хозяйственная жизнь общества регулируется не столько государством, сколько рынком. Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен 3х уровневый («трехслойный») хозяйственный механизм как совокупность форм и методов регулирования хозяйственной жизни. Исторически эти три уровня сформировались не одновременно.
Уровень стихийно рыночного регулирования начал формироваться еще в XVI—XVII вв., т.е. в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (раньше всего в Нидерландах и Великобритании), и вполне сложился там и в США к 50—60-м гг. XIX в., когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого уровня развития достигло общественное разделение труда. Это вызвало к жизни систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса на товар и его предложения.
Уровень корпоративного регулирования сформировался за 20—25 лет до начала Первой мировой войны. Сложившиеся к этому времени мощные корпорации, сосредоточивая в своих руках значительную или даже преобладающую долю производства того или иного товара, получили возможность целенаправленно воздействовать на цены, а также на объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от этого для мелких фирм цена выступает как внешний регулятор их производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.
Уровень государственного (
В современном мире бурно
протекают процессы интернационализации
хозяйственной жизни и ее глоба