Государственное регулирование рынка труда в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….1
Актуальность темы
Степень изученности проблемы
Цели и задачи
Список использованной литературы
Сущность и структура рынка труда……………………………………………………………4
Особенности рынка труда и его механизма
Факторы влияющие на динамику безработных
Рынок труда в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9
Демография
Трудовые ресурсы
Занятость населения
Безработица и государственные услуги безработным
Анализ данных
Заключение…………………………………………………………………………………..….32
Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование рынка труда в  Кыргызстане.

Необходимость, основные направления и проблемы.

План:

Введение………………………………………………………………………………………….1

  • Актуальность темы
  • Степень изученности проблемы
  • Цели и задачи
  • Список использованной литературы

Сущность  и структура рынка труда……………………………………………………………4

  • Особенности рынка труда и его механизма
  • Факторы влияющие на динамику безработных

Рынок труда  в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9

  • Демография
  • Трудовые ресурсы
  • Занятость населения
  • Безработица и государственные услуги безработным
  • Анализ данных

Заключение…………………………………………………………………………………..….32

  • Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы
  •  

Введение

Актуальность  темы исследования. Одной из важнейших составляющих государственного управления рыночной экономикой является регулирование рынка труда. В ходе построения смешанной рыночной системы в Кыргызской Республике нарастание противоречий на рынке труда становится все более ощутимым, проявляясь в устойчиво увеличивающихся диспропорциях между спросом на рабочую силу и ее предложением, вызывая рост безработицы. Во многом, это связано с тем, что методы государственного регулирования, подходы к нему, сыгравшие положительную роль на начальном периоде реформ, отстают от требований развивающейся экономической системы. Становится уже недостаточным лишь «слепое копирование» практических мер, применяемых зарубежными странами.

Государственное воздействие на рынок  труда состоятельно и эффективно в той мере, в какой оно учитывает  действие объективных экономических  законов. Потому в современных условиях возрастает необходимость теоретико-методологического  обоснования принципов государственного воздействия на рынок труда. Отсутствие такого обоснования, к сожалению, все  отчетливее проявляется в Кыргызской Республике.

Глубокое и всестороннее изучение накопленных теоретических знаний и методологических подходов для  решения проблем регулирования  государством рынка труда в условиях республики приобретает особую актуальность. В свою очередь, применение их требует  научного осмысления этапа, пройденного  рынком труда республики, сложившейся  системы его регулирования государством, учета ее особенностей, тенденций  развития, оценки используемых методов. Необходимо применение теоретических  концепций и школ, наиболее адекватно  соответствующих особенностям и  специфике республиканского рынка  труда, а также проходимым им этапам развития.

Степень изученности  проблемы. Различные аспекты проблемы регулирования рынка труда отражены в трудах многих ученых-экономистов, как зарубежных, так и отечественных: Ананьева А.А., Абалкина Л.И., Вишневской Н.А., Загородневой A.M., Котляра А.Э., Кашепова А.В., Масловой И.С., Малевой Т.М., Никифоровой А.А., Чижовой Л.С., Шамхалова Ф.И. В отечественной науке — в работах Алиева К.А., Кумсковой Н.Х., Черновой Е.П., Кубаева Б.Х., Койчуева Т.К., Мусакожоева Ш.М., Бекходжаевой С.Б., Савиной М.М., Кумскова Г.В., Кожомуратовой Ж.А., Орозалиевой А.С., Крыжановой JI.C., Гусевой В.И. и др.

При этом, несмотря на большое число  публикаций, в теории регулирующего  воздействия государства на рынок  труда есть неисследованные аспекты. Представляется, что проблемы регулирования  рынка труда в методологическом плане раскрыты недостаточно. Исследования данной проблемы чаще всего носят описательный характер. Отсутствуют системные исследования государственного регулирования рынка труда. Пока еще не разработана единая обобщающая картина взаимодействия различных факторов, образующих в совокупности динамическую модель труда. Вместе с тем, в зарубежной научной литературе имеются исследования, которые весьма полезно использовать для форсирования продвижений отечественной науки в рамках исследуемой нами проблемы.

Возросшая теоретическая и практическая значимость проблемы, необходимость  поиска действенного механизма государственного регулирования рынка труда в  новых условиях развития экономической  системы республики, важность теоретико-методологического  обоснования выработки новой  стратегии государства на рынке  труда, определили актуальность темы и  выбор общей направленности исследования, а также цель, задачи и структуру  работы.

Цель и  задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.

В соответствии с поставленной целью  в работе решались следующие задачи:

- проанализировать тенденции и  закономерности в развитии государственного  регулирования рынка труда в  свете исторически закономерной  смены господствующих теоретических  концепций;

- исследовать тенденции, закономерности  и особенности развития системы  государственного регулирования  рынка труда в трансформирующейся  экономике Кыргызской Республики;

- проанализировать особенности  методов и подходов государства  в регулировании процессов в  сфере занятости и безработицы на рынке труда в период трансформации экономики республики;

- уточнить содержание категории  «государственное регулирование»  рынка труда применительно к  новому этапу экономического  развития;

- сформулировать показатель эффективности  государственного воздействия на  рынок труда республики;

- проанализировать основы системной  методологии регулирующего воздействия  государства на спрос и предложение рабочей силы на примере германской теоретической модели-схемы, представляющей интерес для рынка труда Кыргызской Республики;

- выработать предложения по  совершенствованию государственного  регулирования рынка труда в  республике.

Объектом исследования является рынок  труда Кыргызской Республики.

Предметом исследования являются социально-экономические  проблемы в сфере государственного регулирования рынка труда.

Информационной базой исследования послужили данные официальной статистики Кыргызской Республики, Министерства труда и социальной защиты, Министерства Финансов, Государственного Департамента занятости населения, результаты обследований населения, проводимых Национальным статистическим комитетом республики, материалы, опубликованные в научной экономической литературе и периодической печати, аналитические материалы международных организаций.

Список использованной литературы:

  1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2011
  2. Мировая экономичеческая мысль: Сквозь призму веков. В 5 т./Сопред.редкол. Г. Г. Фетисов, А. Г. Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма.- М:Мысль, 2004 
  3. Нуреев Р. М. Россия: особенности институционального развития.- М:НОРМА, 2009
  4. Друкер П.Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. — М: ООО «И. Д. Вильямс», 2005
  5. Российская газета.- 1996.- № 84, 06.05.1996
  6. Шохина Е. Работать не хочется.// Эксперт.- 2011.- 01 апр.
  7. Койчуев Т., Койчуев П., Койчуева М. Избрав путь, идти прямо к цели (Экономические размышления). - Бишкек, 2002. - С. 63, 66.
  8. Койчуманов Т.Д. Проблемы стабилизации экономики Кыргызской Республики. - Бишкек, 2000. - С. 154.
  1. Концепция комплексного развития и размещения производительных сил Кыргызской Республики на период до 2020 г. - Бишкек, 2002. - С. 20-21.
  1. Аналитический отчет Министерства труда, занятости и миграции Кыргызской Республики за 2011 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и структура рынка  труда

Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка  труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывает на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

Эти отношения противоречивы в  силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда.

Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда (продукта труда, произведенного последним нанятым работником). Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы.

Рынок труда зачастую является самым  точным детектором социального положения  населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано  со становлением рыночных отношений  и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин в феодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.

В настоящее время мобильность  трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.

Экономическая теория изучает неблагоприятные явления в экономике, в том числе безработицу. Безработица рассматривается как одна из главнейших характеристик рынка труда. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

Одно из первых объяснений безработицы  дано Т.Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышает темпы роста производства. Данная теория признана несостоятельной, так как в современных развитых странах с низкой рождаемостью также имеется безработица.

Факторы, влияющие на динамику безработных

Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие.

  1. Демографические факторы — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
  2. Технико-экономические факторы — темпы и направления НТП, обуславливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.
  3. Экономические факторы — состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы; уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый всплеск безработицы связан со снижением реального объема ВНП.
  4. Организационно-экономические факторы — изменение организационно-правовых форм предприятий, происходящее в ходе приватизации государственной собственности, акционирование предприятий, структурной перестройкой, существенно влияет на безработицу, так как усиливает процессы выталкивания работников из данного предприятия и притяжения в другие производства, в другие местности, то есть колебания рынка труда.

 

Рынок труда в  Кыргызстане и его регулирование.

 (сведения из отчета Министерства труда и занятости)

 

Демография. Численность населения Кыргызской Республики в 2011 году составляла  5 млн.536 тыс. человек. Наиболее высокий прирост населения отмечался в Баткенской и Джалал-Абадской областях, а также в г. Бишкек, самый низкий в г.Ош и Чуйской области. Численность населения в возрасте от 15 лет и старше составляла 3млн. 378 тыс. человек. Население Кыргызстана в демографическом отношении достаточно молодое. На начало 2011 года 32,3% общей численности составляли дети и подростки, 61,1% - лица в трудоспособном возрасте и 6,6% -лица старше трудоспособного возраста.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда в КР