Государственное регулирование рынка труда в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….1
Актуальность темы
Степень изученности проблемы
Цели и задачи
Список использованной литературы
Сущность и структура рынка труда……………………………………………………………4
Особенности рынка труда и его механизма
Факторы влияющие на динамику безработных
Рынок труда в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9
Демография
Трудовые ресурсы
Занятость населения
Безработица и государственные услуги безработным
Анализ данных
Заключение…………………………………………………………………………………..….32
Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

По программе трудоустройства  граждан в Республику Корея с начала 2011 года получено 360 новых трудовых контракта для граждан Кыргызской Республики, из них в Южную Корею выехали 295 человек. На постоянной основе ведется работа по согласованию трудовых контрактов, оказанию визовой поддержки гражданам, выезжающим на работу в Республику Корея. Всего по состоянию на 01.12.2011г. в Республику Корея выехало  1227    человек.

 

  В 2011 году в Министерство  труда, занятости и миграции  Кыргызской Республики через  Министерство иностранных дел  Кыргызской Республики, Аппарат  Омбудсмена Кыргызской Республики  и непосредственно от граждан  поступило 5 заявления по фактам незаконного вывоза юридическими или физическими лицами граждан Кыргызской Республики за рубеж с целью осуществления трудовой деятельностью без заключения каких-либо трудовых контрактов с ними, без выплаты заработных плат и неправомерным удержанием на территории иностранного государства.

По всем фактам были проведены в  рамках законодательства Кыргызской Республики соответствующие мероприятия. В 2011 году Министерством на регулярной основе проводилась  работа по профилактике и предупреждению нелегальной трудовой миграции. В связи с этим, по массовым печатным изданиям и телевизионным каналам направлялись письма о недопустимости размещения рекламы о трудоустройстве за рубежом со стороны юридических или физических лиц, не имеющих разрешения установленного государственного образца.  В газете “Работа”, периодически публикуется список фирм, имеющих разрешение на трудоустройство за рубежом.  В зале приема посетителей Центра трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом (ЦТР) предоставлялись информационные материалы, газеты, брошюры по вопросам легальной трудовой миграции.

Осуществлялись регулярные выезды сотрудников Центра трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубеж по звонкам и информации от частных лиц на места предполагаемого нелегального набора граждан (вокзалы, рынки и т.д.) в целях последующего трудоустройства за рубежом. Проводилась разъяснительная работа как с потенциальными трудовыми мигрантами, так и с гражданами, пытавшимися осуществить их вывоз.

Безработица и  государственные услуги безработным

 

Численность безработных, по итогам статистического  обследования в 2011 году  составляла 212,3 тыс. человек,. Количество безработных мужчин составляет 110 тыс. чел. (52%), безработных женщин 102 тыс. чел. (48%). Уровень общей безработицы составляет 8,6. Давление на рынок труда и возникающая в связи с отсутствием работы напряженность отчасти смягчилась предложением рабочих мест со стороны неформального сектора. При этом, официально, рассчитанный уровень безработицы нельзя считать безупречным. По некоторым оценочным данным, этот показатель колеблется от 9до 12%. Официальная безработица учитывает лишь небольшую часть граждан, находящихся в поисках работы. Основная же часть безработных «выливается» на стихийный рынок, который, как правило, в полном объеме учету не подлежит.  Отсутствие достоверных данных по трудовым ресурсам ставит по сомнение эффективность государственного регулирования в этой сфере, которое должно быть основано на четком знании спроса и предложения на рынке труда.

В соответствии с законодательством  Кыргызской Республики Министерство в 2011 году оказывало бесплатные государственные  услуги по более чем 20 видам, которые  включены в Единый реестр государственных  услуг:

ПЕРВИЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ  МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ  И МИГРАЦИИ КР

Консультирование по вопросам, компетенции  МТЗМКР

Регистрация в качестве безработного и выдача соответствующих справок 

Назначение и выплата пособий  по безработице

Прием, рассмотрение и оценка ходатайств по получению  разрешения на привлечение  и использование иностранной  рабочей силы и разрешение на работу

Выдача направлений на профессиональное обучение

Обучение безработных граждан  востребованным профессиям на рынке  труда

Предоставление финансовой поддержки  и микрокредитование безработных  граждан в целях организации  предпринимательской деятельности

Трудоустройство безработных граждан  на заявленные вакансии

Обеспечение временными рабочими местами  граждан в рамках программ по организации  оплачиваемых общественных работ

Выплата стипендий в процессе обучения на курсах профессиональной подготовки и  переподготовки

Услуги по содействию в подборе  и отправке работников для зарубежных партнеров

Выдача разрешений для частных  агентств по трудоустройству за рубежом

Услуги по содействию в трудоустройстве  в странах дальнего зарубежья  для граждан Кыргызской Республики, ищущих работу

Выдача заключений по несчастным случаям  на производстве

Выдача заключений по проектам строительных норм и правил соблюдения безопасности труда

Прием и соответствующее реагирование на заявления, жалобы, письма и иные обращения граждан:

    • по вопросам нарушения их трудовых прав;
    • обращений соотечественников и переселенцев;
    • о нарушении прав и законных интересов детей

Выплата компенсации расходов, связанных  с транспортировкой на родину тел  граждан Кыргызской Республики, умерших  за рубежом в период осуществления  ими трудовой деятельности

Выдача удостоверений кайрылманов

Выдача, обмен, восстановление свидетельств о регистрации ходатайства о  предоставлении статуса беженца 

Выдача, обмен, восстановление  удостоверений  беженцев


За весь период 2011 года в службы занятости  обратились 146,2 тыс. человек, что на 6 % меньше, чем в 2010 году. 

Содействие занятости.  Уровень официальной безработицы на  конец   2011 года по республике составил 2,5%. При этом самый высокий уровень официальной безработицы отмечен в Нарынской области (6,9%), самый низкий в Чуйской области (1,6%).

Самый высокий уровень общей  безработицы отмечен в г. Ош, самый  низкий в Таласской области.

В службы занятости обращаются не только в целях трудоустройства, но и за   получением  консультации по вопросам законодательства о труде  и занятости, о возможности профобучения и переобучения, по выбору профессии, трудоустройства за рубежом и  пр. Так, за 2011 год в региональные службы занятости обратились и получили соответствующие консультации 73,9 тыс. человек.

Министерство в целях смягчения  социальной напряженности, возникающей  в связи с отсутствием работы, оказывало услуги безработному населению  через активную политику рынка труда.

В целях создания новых рабочих  мест на  рынке труда за счет развития малого и среднего бизнеса, функционирует  мера по выдаче микрокредитов безработным  гражданам.

За  2011 год 1977  безработных граждан получили микрокредиты на сумму  33,8 млн. сом.

 В результате освоения безработными  гражданами микрокредитов организуются  швейные цеха, производство товаров  народно-художественного промысла, мини-мельницы, торговля и общественное  питание, предприятия по ремонту  автомобилей, откорм скота и  др.

За весь период  2011 года в порядке  временного трудоустройства на оплачиваемые общественные работы было направлено 25,8 тыс. чел., что  на 285 человек.

Молодежная занятость. В 2011 году Министерством проводилась определенная работа по занятости молодежи, которая осуществлялась непосредственно через Молодежную биржу труда и ее структур в регионах.

Всего по различным вопросам в Молодежную биржу труда и Молодежные биржи  труда в регионах за 2011 год обратилось 7125 человек, в т.ч. 3317 женщин. Со всеми обратившимися были проведены профориентационные и психологические консультации. Из общего числа обратившихся трудоустроено 3206 человек, в т.ч. 1484 женщины.

В МБТ и МБТ в регионах ежемесячно проводятся «Ярмарки вакансий». За 2011 год были проведены 43 «Ярмарки вакансий», которые посетили 5437человек, из них 2438женщин, 421 подросток. Из них направлено на работу – 3746, женщин - 1692. Экстренно трудоустроено 496человек, из них 257 женщин. Всего «Ярмарки вакансий» посетили 370 работодателей.

Наибольшим спросом пользовались вакансии менеджеров, переводчиков, строителей, офис-менеджеров, операторов, администраторов, продавцов, СБ, официантов, вакансии не требующие квалификации, работы на неполный рабочий день.

На основании Соглашения между  ПРООН и Министерством труда, занятости и миграции КР Молодежная биржа труда координирует работу Ресурсного Центра по трудоустройству  беспризорных детей – выпускников  системы профессионально-технического образования.

          Была  разработана отдельная база данных  для молодежи и детей из  реабилитационных центров, на  основании которой систематически  ведет отслеживание и мониторинг  судьбы детей после их трудоустройства.

Профессионально-техническое  обучение. Основная цель Министерства в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров обеспечить рынок труда квалифицированными   кадрами   в соответствии со  стандартами  начального профессионального образования.

Для повышения конкурентоспособности  на рынке труда, а также для  получения профессии безработным, не имеющим специальности, предоставляется  возможность обучения различным  профессиям. Но, не смотря на то, что ведется достаточно активная работа по реформированию системы начального профессионального образования, остается еще много проблем в этой области. Так, не отлажена системная и целенаправленная подготовка и повышение квалификации педагогических работников учебных заведений, учебные заведения системы недостаточно гибко реагируют на требования рынка труда и запросы граждан в профессиональной подготовке, слабо ведется профориентационная работа в школах и др.

(анализ)

Состояние занятости населения  Кыргызстана в среднесрочной  и долгосрочной перспективах зависит  от изменения динамики и структуры  производства, от финансово-кредитной  и инвестиционной политики, меры участия  государства в регулировании  воспроизводства населения и  трудовых ресурсов, его воздействия  на локальные рынки труда (региональные, отраслевые, профессиональные).

В экономике в целом, в ее секторах и отраслях действует ряд факторов, которые сформировались в прошлые  годы (например, половозрастная структура  кадров, возрастная структура производственных фондов, особенности технологического развития, монополизм отдельных предприятий, психология населения и др.) и влияют сегодня на развитие занятости. В связи с этим темпы и социально-экономические издержки достижения качественно нового состояния занятости населения страны в значительной степени определяются сложившимся на сегодня положением, существующими инерционными, далеко не всегда желательными тенденциями и порой вынужденными путями движения к цели.

Разработка средне- и долгосрочного  прогноза политического и социально-экономического развития страны является одним из первых шагов в достижении управляемости и предсказуемости движения к траекториям экономического роста. При его разработке, помимо концепций и идей, огромное значение приобретают проблемы измерения, количественной оценки масштабов и интенсивностей отдельных процессов и явлений, их взаимосвязи и меры взаимовлияния. Решения, принимаемые в области структурной политики, инвестиционных программ, политики доходов, развития системы образования и другие, должны приниматься с учетом состояния сферы занятости и ожидаемых воздействий на нее.

Разработка программы поддержания  и развития занятости, сдерживания  безработицы, минимизации ее структурной  составляющей предполагает прогнозирование  занятости населения и его  отдельных групп, в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и от демографических, в частности миграционных, процессов.

Обостряется проблема регионализации отечественной экономики. Решение  социально-экономических проблем  в Кыргызстане и его субъектах  в значительной степени зависит  от развития норм, определяющих государственное  устройство в стране. Единая трактовка  центром и регионами геополитической, экономической и иной роли каждого  региона в республике позволит им укрепить свое положение в территориальной  структуре экономики и промышленного  производства и одновременно повысить роль Кыргызстана в международном  разделении труда. Это, в свою очередь, обеспечит финансовые условия для  проведения социально-экономической  политики, направленной на расширенное воспроизводство населения, на обеспечение рациональной занятости и минимизацию безработицы.

Решение проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения  осложнено ослаблением рычагов  государственного регулирования, колебаниями  в выборе приоритетов, определяющих структурный маневр в экономике, что не позволяет выработать активную политику занятости. Акценты государственного участия должны постепенно смещаться  от практики регулирования текущей  социально-экономической ситуации, складывающейся на национальном рынке труда, в сторону принятия превентивных мер и заботы о качестве национальной рабочей силы.

В настоящий момент неопределенность является основной характеристикой  положения всех экономических агентов. Поэтому для выработки конструктивной концепции развития сферы занятости  населения КР, необходимо сформулировать ответы на следующие вопросы:

    • В какой мере приватизационные процессы, происшедшие в нашей стране в последние годы, отвечают задаче поддержания и развития занятости как одной из важнейших социальных задач, на решение которых нацелена деятельность власти?
    • В какой мере страна способна самостоятельно обеспечить основные потребности своего населения?
    • Каковы приоритеты и перспективы вхождения КР и ее товаропроизводителей в международное разделение труда?
    • Какой должна быть структура промышленного производства и обеспечивающая ее государственная политика налогового стимулирования, тарифного регулирования и т.д.?
    • Каково реальное социально-экономическое состояние регионов КР?
    • Каковы перспективные источники развития экономики, их преимущество и недостатки?

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда в КР