Государственное регулирование рынка труда в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….1
Актуальность темы
Степень изученности проблемы
Цели и задачи
Список использованной литературы
Сущность и структура рынка труда……………………………………………………………4
Особенности рынка труда и его механизма
Факторы влияющие на динамику безработных
Рынок труда в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9
Демография
Трудовые ресурсы
Занятость населения
Безработица и государственные услуги безработным
Анализ данных
Заключение…………………………………………………………………………………..….32
Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

Дисбаланс по половому признаку отмечался  после 35 лет и в возрасте старше 80 лет, когда численность женщин более, чем в 2 раза больше, чем мужчин.  Средний возраст населения продолжает увеличиваться, и в начале 2011 года он составил 27,2 лет для обоих полов,(мужчин-26,3 лет, женщин-28,1 лет).

В возрастной группе моложе трудоспособного  возраста отмечается ежегодное сокращение, происходящее из-за относительного снижения рождаемости в 90-х годах. За последние  годы значительными темпами продолжает увеличиваться численность населения  в трудоспособном возрасте, что обусловлено  пополнением этой возрастной группы молодыми людьми 80-х, начало 90-х годов  рождения.

Численность лиц старше трудоспособного  возраста несколько сократилась (359,2 тыс.в начале 2011 года, против 422 тыс. человек в 2006 году). Основную часть  жителей старше трудоспособного  возраста составляют женщины, так как  продолжительность их жизни больше, чем у мужчин, а также пенсионный возраст у женщин наступает на 5 лет раньше мужчин.

Структура населения:

 



 

         


 

Занятое население

 

Безработные граждане

 

Дети

 

Лица пенсионного возраста

 

Лица с ограниченными  возможностями здоровья (инвалиды)


 

Рынок труда  и трудовые ресурсы.  Экономически активное население, то есть население, обеспечивающее в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг   по данным НСК КР составило 2 456,0 тыс. чел., численность занятого населения 2 243,7 тыс. человек. Уровень экономической активности населения составил 64,2%.

Динамика роста  экономически активного населения  за 2003-2011 годы

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010-2011

тыс.чел

2 142,7

2 176,9

2 260,6

2 285,0

2 343,8

2 379,9

2 420,1

2 456,0

прирост

 

34,2

83,7

24,4

58,8

36,1

40,2

35,9


Численность экономически активного населения по сравнению с 2005 годом выросла более чем на 14%.  Доля экономически активных мужчин составляет 58% (1 427,8 тыс.), доля экономически активных женщин 42% (1 028,2 тыс.). Удельный вес городского населения в экономически активном возрасте в текущий период составляет 35% (863,2 тыс.), сельского 65% (1 592,8 тыс.).

Сегодня Кыргызстан столкнулся с масштабным и глубоким социально-экономическим  кризисом. Среди многообразия причин, приведших к этой ситуации, проблема занятости населения, возможность  обеспечить себе приемлемый уровень  качества жизни является наиважнейшей. Для своей небольшой экономики  Кыргызстан обладает весьма значительным по численности потенциалом трудовых ресурсов. Их удельный вес в общей численности населения составляет около 70%. При этом, существует ряд проблем, нерешенность которых усугубляет социально-экономическую ситуацию и требует проведения консолидированной государственной политики для их устранения.

Во- первых, экономика республики не создает достаточного количества рабочих мест, соответствующих растущим потребностям населения. Рынок труда Кыргызстана является  трудоизбыточным. Общий уровень безработицы в последние годы колеблется от 8 до 12%, однако, некоторые эксперты полагают, что уровень безработице в республике значительно выше и достигает 20%. Сегодня, на одно вакантное место претендует в среднем по республике более 11 человек, сильно распространены неформальная и неполная занятость. В то же время, в стране имеет место структурный дефицит рабочей силы и рабочих мест. Не хватает специалистов высокой квалификации из числа инженерно-технического состава, рабочих технических специальностей. В последние годы имеет место отток врачей, учителей. Молодые люди, получив хорошее образование в зарубежных ВУЗах по узким специальностям не имеют возможности трудоустроиться в собственной стране и вынуждены менять специальность, или уезжать в другие страны.

Во –вторых, труд в Кыргызстане не отвечает международно признанным критериям, объединенным в термине «достойный труд». Повсеместно идет нарушение прав работников, как в части оплаты труда, так и в части условий труда. В республике сохраняется высокий уровень травматизма на предприятиях, и как, следствие рост численности инвалидов из-за полученных увечий и травм. Затруднен профессиональный рост работников путем обучения без отрыва от работы. Отсутствие эффективных профессиональных союзов усугубляет незащищенность работников на предприятиях – работодатели зачастую нарушают действующее законодательство или трудовое соглашение. Вопрос о внедрении механизма партнерства работников, работодателей и профсоюза на основе трехстороннего соглашения продвигается с большим трудом.

В – третьих, значительная часть молодого трудоспособного населения находится в трудовой миграции. Их права за рубежом недостаточно защищены. Внешняя трудовая миграция стала устойчивым и долгосрочным фактором рынка труда. Не смотря на предпринимаемые усилия, существуют ряд проблем, связанных с защитой прав трудовых мигрантов, их деятельностью за рубежом, а также после возвращения на родину.

В-четвертых, инфраструктура рынка труда функционирует недостаточно эффективно и не может в полной мере решать задачу сокращения времени для работодателей и работников при взаимном поиске, а также задачи улучшения взаимодействия всех участников рынка труда. Кроме того, на отдельных региональных рынках труда республики  крайне затруднены возможности получения достаточной информации для обоснованного принятия решения о вступлении в трудовые отношения. Существующие частные агентства занятости и информационно-консультационные центры нуждаются в развитии институционально, функционально и технически.

                               Структура рынка труда





 

 

 

Практически все стратегии социально-экономического развития страны и регионов не учитывают  трудовые ресурсы как основной фактор производства. В этих документах не указывается реальная потребность в трудовых ресурсах по численности и по структуре профессий. Это существенно ограничивает возможности государственного регулирования рынка труда.

Трудовые ресурсы. Одним из главных аспектов экономики республики, на сегодня, является обеспечение приоритета социальных целей. Всякая решаемая в ней задача должна оцениваться с точки зрения того, насколько она согласуется с достижением полного удовлетворения нужд и потребностей человека.

Трудовая отдача каждого человека тесно связана с обустройством  его «социального тыла», наличием и  качеством жилья, товаров, услуг, возможностью удовлетворить широкий спектр первостепенных социальных потребностей, таких как  потребность в образовании, разностороннем досуге, медицинском обслуживании.

  Подавляющая часть населения,  чтобы обеспечить себя необходимыми  средствами существования предлагает  свои услуги в форме труда  за определенное вознаграждение  или заработную плату. Люди  предлагают особый вид товара - рабочую силу, т. е совокупность  физических, интеллектуальных и  духовных способностей к трудовой  деятельности.

Спрос на рабочую силу предъявляют  работодатели или предприниматели. Продавцы и покупатели вступают в  определенные экономические отношения  на рынке труда.

Сферой труда признается важнейшая  и многоплановая область экономической  и социальной жизни общества. Она  охватывает как рынок рабочей  силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве.

Рынок труда представляет собой  «живой» механизм осуществления  контактов между покупателями рабочей  силы (работодателями) и продавцами рабочей силы (работоискателями), которые являются основными субъектами рынка труда.

Рынок труда отличается высокой  подвижностью, роль рынка труда в  эволюции экономики непрерывно возрастает. Результаты, полученные по итогам анализа  рынка труда должны учитывать  отраслевую и региональную специфику, кроме того, результаты анализа помогают узнать, какие требования предъявляют  работодатели к образованию, квалификации и опыту работы соискателей. Результаты мониторинга также позволяют  определить, как соотносятся спрос  и предложение по конкретным специальностям.

Будущее Кыргызстана, его устойчивое развитие зависит от повышения качества жизни граждан, создания экономических и правовых условий для достойного труда, развития личности, творческой самореализации.  Каждый гражданин республики имеет конституционное право на свободу труда, выбор профессии и рода занятий, достойные условия труда и соответствующее вознаграждение за труд. Основываясь на этом праве, основной принцип государственной политики занятости должен заключаться в эффективном содействии государства занятости населения,  как с экономической, так и  социальной точки зрения.

Повышение уровня занятости, бесспорно, представляет собой реальную возможность  улучшения благосостояния и, следовательно, снятия социальной напряженности. В  этой связи,  необходимо иметь четкое представление о ситуации на рынке  труда, как на национальном, так и  региональном уровнях.  Для обеспечения  достоверного анализа ситуации на местах не достаточно имеющихся официальных  статистических данных, так как они  затрагивают только часть отрасли. Рекомендуется дополнить их посредством  проведения собственных выборочных исследований.

 

Пилотные исследования на отдельных  региональных рынках труда республики  проводились с целью обеспечения учета спроса и предложения местного рынка труда. Регулярно осуществляемый опрос работодателей может не только способствовать выявлению имеющихся свободных рабочих мест, но и предоставить информацию о пользующихся спросом профессиях и направлениях, которая будет полезна, например, для образовательных учреждений. Посредством проведения регулярных исследований об изменении занятости и безработицы обеспечивается предоставление дополнительной информации и, таким образом, полной картины о ситуации на местных рынках труда. Результаты таких исследований позволят сотрудникам службы занятости эффективнее формировать услуги, предоставляемые гражданам в поисках работы и работодателям при подборе персонала.

Пилотные исследования рынка труда, проведенные в некоторых регионах республики показали, что относительное  большинство участников опроса (41%) составили граждане с высшим и  неоконченным высшим образованием. Треть (30%) имеют среднее образование, каждый пятый (21%) имеет среднее-специальное  образование. 5% опрошенных имеют начальное  профессиональное и 3% неполное среднее  образование. Анализ данных  специальности  показывает, что  безработными являются представители самых различных  специальностей, от агрономов до экологов и юристов. В тоже время  каждый десятый (11%) участник опроса не имеет  никакой специальности.

 Сведения  о специальности,  ищущих работу 

Образование

Специальность ищущих работу

 

высшее образование

бухгалтер, воспитатель, дезинфектор, инженер , детский психолог, математик, менеджер, эксперт по оценке и управлению недвижимости, педагог, социолог, футбольный тренер, филолог, эколог, экономист, юрист 

 

неоконченное высшее образование

журналист, налогообложение, офис-менеджер, портные, делопроизводитель/бухгалтер, строитель, швея

 

средне-специальное образование

агроном, водитель, менеджер, повар, строитель,  технолог, товаровед, техник-технолог ЖБИ, техник- архитектор, художник- аниматор, швея, эколог, бухгалтер

первичное проф.образование

бухгалтер, газоэлектросварщик, оператор связи, плотник, секретарь-реферант

 

среднее образование

водитель, парикмахер, плотник, повар, разнорабочие, секретарь машинист/референт, электромонтажник, швея.

неоконченное среднее  образование

сварщик/водитель


 

Деятельность Министерства в сфере труда была направлена на регулирование прав граждан на труд,  на основе Трудового Кодекса КР, путем разработки нормативных правовых актов, а также совершенствования статей действующего Трудового кодекса Кыргызской Республики.

В условиях новых экономических  отношений задача Министерства заключалась  не в прямом,  непосредственном распределении  и перераспределении трудовых ресурсов, а в косвенном регулировании  движения рабочей силы, управлении не самими объектами (предприятиями, работниками), а социально-экономической средой, в которой они существуют.

Однако до формирования развитых рыночных отношений рынок трудовых ресурсов будет регулироваться системой прямых и косвенных мер, включая и  методы централизованного планирования. Применительно к сегодняшнему дню  его можно трактовать как систему  социально-экономических, организационно-правовых мер и институтов, регулирующих товарно-денежные отношения в сфере распределения, обмена и использования трудовых ресурсов.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда в КР