Государственное регулирование рынка труда в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….1
Актуальность темы
Степень изученности проблемы
Цели и задачи
Список использованной литературы
Сущность и структура рынка труда……………………………………………………………4
Особенности рынка труда и его механизма
Факторы влияющие на динамику безработных
Рынок труда в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9
Демография
Трудовые ресурсы
Занятость населения
Безработица и государственные услуги безработным
Анализ данных
Заключение…………………………………………………………………………………..….32
Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

В сфере трудовых правоотношений велась разработка и совершенствование  нормативной базы, оказывалась консультационная помощь по вопросам трудового законодательства, оплаты труда, трудовых отношений и  соблюдения законодательства по регулированию  трудовых отношений, проводились экспертизы законодательных и нормативных  правовых актов по трудовым вопросам, а также осуществлялась  разработка норм рабочего времени и производственного  календаря для оказания методической помощи предприятиям и организациям.

Принимаются меры по улучшению сотрудничества с работодателями.  Специалистами  предприятий по охране труда и  персоналами проведено 332 мероприятий, в  том числе семинары, показательные  уроки, прямые встречи на рабочем  месте. Создана база данных хозяйствующих  субъектов находящихся на территории Кыргызстана в количестве 24 тыс. единиц. Установлено связи с ассоциациями, объединениями и другими представителями  работников, проводятся совместные проверки с гражданским обществом. Сейчас разрабатывается меры по установлению доверительных отношений с работодателями путем выдачи сертификатов доверия.

В целях регулирования правоотношений на рынке труда большая роль отводится  работе по социальному партнерству, то есть взаимодействию органов государственной власти, работодателей и профессиональных союзов. В данном направлении проводится работа по содействию развития социального партнерства в сфере трудовых отношений, разработке Генерального соглашения, координации деятельности социальных партнеров по разработке и реализации Генерального соглашения, а также координации работы республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Занятые на рынке  труда Кыргызской Республики. Уровень занятости населения за период  2003-2011 годы был достаточно высоким и составлял в среднем от 58 до 60%. В городской местности уровень занятости несколько ниже, чем в сельской местности. На селе предприятия чаще всего носят семейный характер, где, как правило, участие в работах принимают все трудоспособные члены семьи. Уровень занятости мужчин в среднем на 20% выше занятости женщин.

В аграрном секторе наибольшее распространение  получила самостоятельная занятость. Как показали результаты обследования, проведенные в 2012 году доля работающих в крестьянских (фермерских) хозяйствах в общей численности занятого населения составляет более 23%.

Другую значительную группу среди  самостоятельно занятого населения  составляли лица, занятые предпринимательской (индивидуальной) деятельностью. Их численность  за последние годы выросла почти  на 11%. Индивидуальная трудовая деятельность получила распространение в торговле, ремонте и обслуживании автомобилей, строительстве, предоставлении услуг.

Кроме весьма значительного естественного  прироста трудоспособного населения, нельзя не учитывать и трудовую миграцию со стороны Узбекистана, Таджикистана, Китая. Общее давление на рынок труда  в ближайшие годы может возрасти до 300-350 тысяч человек. Уже сейчас экономики республики трудно абсорбировать  такое количество трудовых ресурсов.

За 2012 год в республике было создано 84 581 рабочих мест, из них на действующих предприятиях, организациях и учреждениях (юридические лица) создано 10 214 рабочих мест, что составляет 12% всех вновь созданных рабочих мест. В неформальном секторе (индивидуальное предпринимательство и крестьянские, фермерские хозяйства) создано 74 367 рабочих мест, что составляет 88%. Лидирующей отраслью по созданию рабочих мест остается сельское хозяйство, там создано 24 739 рабочих мест, однако все они созданы в неформальном секторе. На втором месте находится торговля, где создано 18 180 рабочих мест, 96% из которых в неформальном секторе (индивидуальное предпринимательство). Только промышленность и строительство дают рабочие места в формальном секторе, на действующих предприятиях и организациях (около 2,5 тысяч рабочих мест).   Образование, здравоохранение, а также сервис для населения в общей сложности дают более 5,8 тысяч новых рабочих мест.

Наибольшее количество рабочих  мест создано в Чуйской области 22 024, однако, 98% их создано именно в неформальном секторе. В формальном секторе, традиционно, наибольшее количество новых рабочих мест создается в городе Бишкек, что составляет 28%, или более 4,5 тыс., всех созданных рабочих мест за этот период в городе.

Наименьшее количество созданных  новых рабочих мест по республике отмечается в Нарынской   области,  где создано всего 1,7  тыс.  рабочих  мест, что на 27,3%  меньше аналогичного периода 2010 года. Больше всего рабочие  места созданы в Кочкорском районе – 36,6% от общего числа.

В то же время по республике было ликвидировано 21 146 рабочих мест, что составляет четвертую часть вновь созданных. 74% ликвидированных рабочих мест традиционно приходится на неформальный сектор, где ликвидировано 15,5 тысяч рабочих мест, из них 5,2 тыс. в крестьянских, фермерских хозяйствах. Количество полностью закрывшихся предприятий по республике составляет за этот период 929 предприятий. Опять же, наибольшее количество полностью ликвидированных предприятий отмечается в г. Бишкек (507 предприятий) и Чуйской области (151 предприятие). Исходя из этого, наибольшее количество ликвидированных рабочих мест более 18,2 тысяч приходится на эти регионы, 16% из которых ликвидированы в формальном секторе.

Ежегодный прирост экономически активного  населения составляет в среднем 40-45 тысяч человек, в свою очередь прироста количества создаваемых рабочих мест нет, а наоборот наблюдается падение, так как за аналогичный период прошлого года было создано более 97 тысяч рабочих мест, в то время как, в текущем году всего 84,5 тыс. рабочих мест, что на 12,5 тысяч меньше.

По уровню образования трудовые ресурсы: имеющие высшее профессиональное образование -413 тыс. человек, мужчин-210 тыс. чел. (51%), женщин -203 тыс. чел. (49%); незаконченное высшее образование имеют 70 тыс. человек, из них мужчин 40 тыс. (67%), женщин 30 тыс. чел (33%). Среднее профессиональное образование (колледжи) имеют 305 тыс. чел., из  них мужчины -128 тыс. чел (42%), женщины 177 тыс. человек (58%). Начальное профессиональное образование (лицеи) имеют 239 тыс. человек, из них мужчины -173 тыс. (72%), женщины 66 тыс. (28%), то есть начальное профессиональное образование непопулярно среди женщин, они получить среднее и высшее профессиональное образование. Грамотность выше у женщин, поскольку неграмотных мужчин в республике 39 тыс. (67%), неграмотных женщин 19 тыс. (33%). 

 

Итак, конъюнктура рынка труда  Кыргызской Республики остается  под  влиянием двух противоречивых тенденций. С одной стороны все сокращающийся  спрос на рабочую силу, а с другой стороны, постоянно растущее число  лиц, ищущих работу, что характеризует  внутренний рынок труда,  как весьма трудоизбыточный.

Занятые на внешнем  рынке труда (трудовая миграция). Основными причинами выезда трудовых мигрантов за границу являются более высокий уровень оплаты труда за рубежом, сложное материальное положение в семье.

Самым крупным рынком труда для  трудовых мигрантов из Кыргызстана  стала Российская Федерация. Так, по официальным данным ФМС России за 2010 и 2011 гг. в России получили разрешение на трудовую деятельность 75 501  кыргызстанцев, получили патент 44 235 человек, вставших на миграционный учет по данным является 340 974 человек. Однако, следует отметить, что речь идет о лицах, официально зарегистрированных и получивших разрешение на работу. Число выехавших и осуществляющих нелегальную трудовую деятельность во много раз больше.  Мигрируют в основном молодые кыргызстанцы, как правило, имеющие среднее образование, в настоящее время отмечается рост профессионально подготовленных работников, желающих работать в России. Основными регионами трудовой деятельности  кыргызстанцев являются Центральный Федеральный округ, Южный, Сибирский, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа.

Что делается государством, чтобы процесс трудовой миграции стал регулируемым, предсказуемым, социально  безопасным и имеющим позитивные стороны для всех участников этого  процесса?

Во-первых,   активизация миграционных процессов в последние годы, обозначила новые вызовы, связанные с вопросами защиты прав и интересов граждан Кыргызской Республики в период их работы за рубежом. Увеличение численности граждан Кыргызской Республики участвующих в трудовой миграции и трудности, с которыми они сталкиваются в период трудоустройства, диктуют необходимость выработки новых подходов и механизмов для управления зарубежной занятостью. Государство должно принимать соответствующие меры, направленные на обеспечение безопасного труда и защиту  прав и интересов своих граждан на международном рынке труда.  В этом направлении Министерством совместно с ФМС РФ был разработан проект Соглашения  о порядке организованного набора граждан для осуществления трудовой деятельности. В настоящее время этот проект Соглашения проходит процедуру внутригосударственного согласования.

Во-вторых, есть договоренность с российскими коллегами об оказании помощи в подготовке рабочих кадров по соответствующим направлениям, и особенно, это касается обучения русскому языку в южных регионах республики желающих работать в России.

Центр по трудоустройству  граждан Кыргызской Республики за рубежом, созданный в структуре Министерства осуществляет  деятельность, которая направлена на  оптимизацию процессов организованного, легального трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом, защиту интересов трудовых мигрантов, а также осуществляет мониторинг и оценку  деятельности частных агентств занятости по трудоустройству за рубежом.

Министерством труда, занятости миграции КР подписан Меморандум с Фондом развития международных связей «Добрососедство» (РФ) о сотрудничестве по разработке и реализации программ и проектов, направленных на решение задач в  области трудовой миграции. В настоящее  время открыто 3 пункта в Джалалабадской, Ошской  областях и г.Ош представительства  данного фонда, которые оказывают  бесплатные консультации по всем вопросам осуществления трудовой деятельности в РФ.

Кроме того, на базе профлицея № 25 в г. Кант открыт  филиал Казанского технологического университета, где  организована ступенчатая подготовка специалистов, начиная с начального профессионально-технического образования  до высшего профессионального образования  по образовательным стандартам России.

Совместно с Россотрудничеством с  целью создания механизмов организованного  набора была достигнута договоренность по развитию системы профессионально-технического и школьного образования и  подготовки рабочих кадров из числа  потенциальных мигрантов в Кыргызской Республике. В настоящее время  определены 7 пилотных профессиональных лицеев в семи областях Кыргызстана  и ведутся совместные с Российской Федерацией подготовительные работы по запуску данного проекта.

Кыргызская Республика была включена Россотрудничеством   в проект Первой Национальной Программы содействия международному развитию на 2012-2014гг., оказываемому Российской Федерацией странам СНГ. В рамках данной программы планируется в 2012 году выделение Кыргызстану на проект «Развитие системы профессионально-технической подготовки трудовых кадров по профессиям, востребованным на рынке труда стран СНГ» порядка 5,3 млн.долл. для развития профессиональной подготовки в Кыргызстане русскоязычных кадров (в соответствии с российскими стандартами), направляющихся в дальнейшем на работу в Российскую Федерацию в качестве трудовых мигрантов.

На территории Кыргызской Республики будет находиться Представительство Федеральной миграционной службы Российской Федерации.

Защитой прав трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в России занимается Представительство Министерства в  РФ, а также общественные представители  из числа лидеров общественных объединений (диаспор) в регионах Российской Федерации. Ежегодно в Представительство Министерства в России с просьбой о помощи обращаются десятки тысяч наших граждан, работающих в России. Наиболее сложными при этом являлись случаи обращения  граждан, не имеющих разрешительных документов, и попавших в кабальную  зависимость от работодателя. Только в 2011 году,  при содействии Представительства Министерства  заявителям было возвращено более 9 млн. рублей от российских работодателей.  Представительство Министерства в России заключило Меморандум с Международным агентством содействия сотрудничеству малого и среднего бизнеса «Опора Дружбы», созданным Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». В рамках данного Меморандума, планируется начать совместную с ФМС РФ работу по тестированию системы организованного набора. Продолжается работа по поиску вакансий, в настоящее время Представительство сотрудничает с рядом российских организаций, принимающих на постоянной основе граждан Кыргызстана. Трудоустройство осуществляется преимущественно в организациях специализирующихся на выполнении уборочных работ, в строительстве и общепите. Всего информационные центры Представительства располагают более 1000 вакансий, которые заполнялись трудовыми мигрантами – гражданами КР уже находящимися в России.

Казахстан. В настоящее время Министерством проводится достаточно активная  работа по упрощению и улучшению положения трудовых мигрантов и индивидуальных предпринимателей из Кыргызстана на торговых точках в Казахстане.

В сентябре 2012г в г.Бишкек проведено третье заседание Межправсовета между КР и РК, где Министерством в Протокол внесены пункты  по возобновлению деятельности рабочей группы  по решению взаимных вопросов сфере миграции, а также другие проблемные вопросы в сфере трудовой миграции (индивидуальные предприниматели, допуск детей к образованию и создание системы организованного набора).  Подготовлен проект Соглашения о порядке пребывания граждан КР в РК и граждан РК в КР, который предусматривает возможность нормативного закрепления казахстанской стороной права пребывания граждан КР на территории РК на срок до 90 дней без регистрации, где предлагается применить дифференциальный порядок предоставления без регистрационного пребывания в зависимости от цели пребывания и категорий граждан. Планируется в г. Алматы открытие юридическо-консультационного центра при Генконсульстве КР.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда в КР