Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:41, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.
Введение………………………………………………………………………………………….1
Актуальность темы
Степень изученности проблемы
Цели и задачи
Список использованной литературы
Сущность и структура рынка труда……………………………………………………………4
Особенности рынка труда и его механизма
Факторы влияющие на динамику безработных
Рынок труда в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9
Демография
Трудовые ресурсы
Занятость населения
Безработица и государственные услуги безработным
Анализ данных
Заключение…………………………………………………………………………………..….32
Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы
В сфере трудовых правоотношений велась разработка и совершенствование нормативной базы, оказывалась консультационная помощь по вопросам трудового законодательства, оплаты труда, трудовых отношений и соблюдения законодательства по регулированию трудовых отношений, проводились экспертизы законодательных и нормативных правовых актов по трудовым вопросам, а также осуществлялась разработка норм рабочего времени и производственного календаря для оказания методической помощи предприятиям и организациям.
Принимаются меры по улучшению сотрудничества
с работодателями. Специалистами
предприятий по охране труда и
персоналами проведено 332 мероприятий,
в том числе семинары, показательные
уроки, прямые встречи на рабочем
месте. Создана база данных хозяйствующих
субъектов находящихся на территории
Кыргызстана в количестве 24 тыс.
единиц. Установлено связи с
В целях регулирования
Занятые на рынке труда Кыргызской Республики. Уровень занятости населения за период 2003-2011 годы был достаточно высоким и составлял в среднем от 58 до 60%. В городской местности уровень занятости несколько ниже, чем в сельской местности. На селе предприятия чаще всего носят семейный характер, где, как правило, участие в работах принимают все трудоспособные члены семьи. Уровень занятости мужчин в среднем на 20% выше занятости женщин.
В аграрном секторе наибольшее распространение получила самостоятельная занятость. Как показали результаты обследования, проведенные в 2012 году доля работающих в крестьянских (фермерских) хозяйствах в общей численности занятого населения составляет более 23%.
Другую значительную группу среди самостоятельно занятого населения составляли лица, занятые предпринимательской (индивидуальной) деятельностью. Их численность за последние годы выросла почти на 11%. Индивидуальная трудовая деятельность получила распространение в торговле, ремонте и обслуживании автомобилей, строительстве, предоставлении услуг.
Кроме весьма значительного естественного прироста трудоспособного населения, нельзя не учитывать и трудовую миграцию со стороны Узбекистана, Таджикистана, Китая. Общее давление на рынок труда в ближайшие годы может возрасти до 300-350 тысяч человек. Уже сейчас экономики республики трудно абсорбировать такое количество трудовых ресурсов.
За 2012 год в республике было создано 84 581 рабочих мест, из них на действующих предприятиях, организациях и учреждениях (юридические лица) создано 10 214 рабочих мест, что составляет 12% всех вновь созданных рабочих мест. В неформальном секторе (индивидуальное предпринимательство и крестьянские, фермерские хозяйства) создано 74 367 рабочих мест, что составляет 88%. Лидирующей отраслью по созданию рабочих мест остается сельское хозяйство, там создано 24 739 рабочих мест, однако все они созданы в неформальном секторе. На втором месте находится торговля, где создано 18 180 рабочих мест, 96% из которых в неформальном секторе (индивидуальное предпринимательство). Только промышленность и строительство дают рабочие места в формальном секторе, на действующих предприятиях и организациях (около 2,5 тысяч рабочих мест). Образование, здравоохранение, а также сервис для населения в общей сложности дают более 5,8 тысяч новых рабочих мест.
Наибольшее количество рабочих мест создано в Чуйской области 22 024, однако, 98% их создано именно в неформальном секторе. В формальном секторе, традиционно, наибольшее количество новых рабочих мест создается в городе Бишкек, что составляет 28%, или более 4,5 тыс., всех созданных рабочих мест за этот период в городе.
Наименьшее количество созданных новых рабочих мест по республике отмечается в Нарынской области, где создано всего 1,7 тыс. рабочих мест, что на 27,3% меньше аналогичного периода 2010 года. Больше всего рабочие места созданы в Кочкорском районе – 36,6% от общего числа.
В то же время по республике было ликвидировано 21 146 рабочих мест, что составляет четвертую часть вновь созданных. 74% ликвидированных рабочих мест традиционно приходится на неформальный сектор, где ликвидировано 15,5 тысяч рабочих мест, из них 5,2 тыс. в крестьянских, фермерских хозяйствах. Количество полностью закрывшихся предприятий по республике составляет за этот период 929 предприятий. Опять же, наибольшее количество полностью ликвидированных предприятий отмечается в г. Бишкек (507 предприятий) и Чуйской области (151 предприятие). Исходя из этого, наибольшее количество ликвидированных рабочих мест более 18,2 тысяч приходится на эти регионы, 16% из которых ликвидированы в формальном секторе.
Ежегодный прирост экономически активного населения составляет в среднем 40-45 тысяч человек, в свою очередь прироста количества создаваемых рабочих мест нет, а наоборот наблюдается падение, так как за аналогичный период прошлого года было создано более 97 тысяч рабочих мест, в то время как, в текущем году всего 84,5 тыс. рабочих мест, что на 12,5 тысяч меньше.
По уровню образования трудовые ресурсы: имеющие высшее профессиональное образование -413 тыс. человек, мужчин-210 тыс. чел. (51%), женщин -203 тыс. чел. (49%); незаконченное высшее образование имеют 70 тыс. человек, из них мужчин 40 тыс. (67%), женщин 30 тыс. чел (33%). Среднее профессиональное образование (колледжи) имеют 305 тыс. чел., из них мужчины -128 тыс. чел (42%), женщины 177 тыс. человек (58%). Начальное профессиональное образование (лицеи) имеют 239 тыс. человек, из них мужчины -173 тыс. (72%), женщины 66 тыс. (28%), то есть начальное профессиональное образование непопулярно среди женщин, они получить среднее и высшее профессиональное образование. Грамотность выше у женщин, поскольку неграмотных мужчин в республике 39 тыс. (67%), неграмотных женщин 19 тыс. (33%).
Итак, конъюнктура рынка труда
Кыргызской Республики остается под
влиянием двух противоречивых тенденций.
С одной стороны все
Занятые на внешнем рынке труда (трудовая миграция). Основными причинами выезда трудовых мигрантов за границу являются более высокий уровень оплаты труда за рубежом, сложное материальное положение в семье.
Самым крупным рынком труда для трудовых мигрантов из Кыргызстана стала Российская Федерация. Так, по официальным данным ФМС России за 2010 и 2011 гг. в России получили разрешение на трудовую деятельность 75 501 кыргызстанцев, получили патент 44 235 человек, вставших на миграционный учет по данным является 340 974 человек. Однако, следует отметить, что речь идет о лицах, официально зарегистрированных и получивших разрешение на работу. Число выехавших и осуществляющих нелегальную трудовую деятельность во много раз больше. Мигрируют в основном молодые кыргызстанцы, как правило, имеющие среднее образование, в настоящее время отмечается рост профессионально подготовленных работников, желающих работать в России. Основными регионами трудовой деятельности кыргызстанцев являются Центральный Федеральный округ, Южный, Сибирский, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа.
Что делается государством, чтобы процесс трудовой миграции стал регулируемым, предсказуемым, социально безопасным и имеющим позитивные стороны для всех участников этого процесса?
Во-первых, активизация миграционных процессов в последние годы, обозначила новые вызовы, связанные с вопросами защиты прав и интересов граждан Кыргызской Республики в период их работы за рубежом. Увеличение численности граждан Кыргызской Республики участвующих в трудовой миграции и трудности, с которыми они сталкиваются в период трудоустройства, диктуют необходимость выработки новых подходов и механизмов для управления зарубежной занятостью. Государство должно принимать соответствующие меры, направленные на обеспечение безопасного труда и защиту прав и интересов своих граждан на международном рынке труда. В этом направлении Министерством совместно с ФМС РФ был разработан проект Соглашения о порядке организованного набора граждан для осуществления трудовой деятельности. В настоящее время этот проект Соглашения проходит процедуру внутригосударственного согласования.
Во-вторых, есть договоренность с российскими коллегами об оказании помощи в подготовке рабочих кадров по соответствующим направлениям, и особенно, это касается обучения русскому языку в южных регионах республики желающих работать в России.
Центр по трудоустройству граждан Кыргызской Республики за рубежом, созданный в структуре Министерства осуществляет деятельность, которая направлена на оптимизацию процессов организованного, легального трудоустройства граждан Кыргызской Республики за рубежом, защиту интересов трудовых мигрантов, а также осуществляет мониторинг и оценку деятельности частных агентств занятости по трудоустройству за рубежом.
Министерством труда, занятости миграции КР подписан Меморандум с Фондом развития международных связей «Добрососедство» (РФ) о сотрудничестве по разработке и реализации программ и проектов, направленных на решение задач в области трудовой миграции. В настоящее время открыто 3 пункта в Джалалабадской, Ошской областях и г.Ош представительства данного фонда, которые оказывают бесплатные консультации по всем вопросам осуществления трудовой деятельности в РФ.
Кроме того, на базе профлицея № 25
в г. Кант открыт филиал Казанского
технологического университета, где
организована ступенчатая подготовка
специалистов, начиная с начального
профессионально-технического образования
до высшего профессионального
Совместно с Россотрудничеством с
целью создания механизмов организованного
набора была достигнута договоренность
по развитию системы профессионально-
Кыргызская Республика была включена Россотрудничеством в проект Первой Национальной Программы содействия международному развитию на 2012-2014гг., оказываемому Российской Федерацией странам СНГ. В рамках данной программы планируется в 2012 году выделение Кыргызстану на проект «Развитие системы профессионально-технической подготовки трудовых кадров по профессиям, востребованным на рынке труда стран СНГ» порядка 5,3 млн.долл. для развития профессиональной подготовки в Кыргызстане русскоязычных кадров (в соответствии с российскими стандартами), направляющихся в дальнейшем на работу в Российскую Федерацию в качестве трудовых мигрантов.
На территории Кыргызской Республики будет находиться Представительство Федеральной миграционной службы Российской Федерации.
Защитой прав трудовых мигрантов, осуществляющих
трудовую деятельность в России занимается
Представительство Министерства в
РФ, а также общественные представители
из числа лидеров общественных объединений
(диаспор) в регионах Российской Федерации.
Ежегодно в Представительство
Казахстан. В настоящее время Министерством проводится достаточно активная работа по упрощению и улучшению положения трудовых мигрантов и индивидуальных предпринимателей из Кыргызстана на торговых точках в Казахстане.
В сентябре 2012г в г.Бишкек проведено третье заседание Межправсовета между КР и РК, где Министерством в Протокол внесены пункты по возобновлению деятельности рабочей группы по решению взаимных вопросов сфере миграции, а также другие проблемные вопросы в сфере трудовой миграции (индивидуальные предприниматели, допуск детей к образованию и создание системы организованного набора). Подготовлен проект Соглашения о порядке пребывания граждан КР в РК и граждан РК в КР, который предусматривает возможность нормативного закрепления казахстанской стороной права пребывания граждан КР на территории РК на срок до 90 дней без регистрации, где предлагается применить дифференциальный порядок предоставления без регистрационного пребывания в зависимости от цели пребывания и категорий граждан. Планируется в г. Алматы открытие юридическо-консультационного центра при Генконсульстве КР.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда в КР