Остроту проблеме занятости и вообще
рынка труда в Кыргызстане
придают следующие моменты:
- Высокая зависимость экономической сферы от политических установок и догм; отсутствие четких согласованных ориентиров развития, его приоритетов; непоследовательность в проведении интеграции со странами ближнего зарубежья. Все это увеличивает неопределенность экономической среды и осложняет разработку и реализацию целостной политики занятости.
- Ослабление роли государства, падение доверия населения к нему и его социально-экономической политике; снижение трудовой мотивации, установка на выживание, а не на развитие, что является базой для повсеместного расцвета теневой экономики.
- Высокая налоговая нагрузка на производителя, неплатежеспособность предприятий, оказывающие негативное влияние на экономические взаимоотношения и на динамику доходов населения. Высокие банковские процентные ставки на кредиты (30 - 33%). На кого они рассчитаны?
- Несоответствие минимальной заработной платы, пенсий, пособий по безработице, социальных выплат прожиточному минимуму.
- Практическое отсутствие четкой миграционной политики, нацеленной как на внутренние, прежде всего экономические, миграционные потоки, так и на внешние миграции.
К числу проблем, накопившихся в
сфере занятости и имеющих, на
наш взгляд, существенное значение
при разработке стратегии развития,
относятся проблемы, связанные, прежде
всего с изменением спроса на труд.
Длительный спад производства в
целом ряде отраслей (прежде всего
в традиционных) определил падение
совокупного спроса на труд, что
находит отражение в одновременном
снижении численности занятых и
количестве вакантных рабочих мест.
Отставание темпов сокращения занятости
от темпов падения производства свидетельствует
о накоплении потенциала скрытой безработицы,
по разным оценкам составляющего 55-60 тыс.
человек, что выступает одним из главных
ограничений при попытке применить для
поддержания занятости инструменты либерального
характера.
Инвестиционный кризис в отраслях
материального производства и бюджетном
секторе непроизводственной сферы
не позволяет в должной мере расширять
и модернизировать систему рабочих
мест. При этом в условиях нехватки
инвестиций отток работников не компенсируется
и не может компенсироваться, особенно
в госсекторе, техническими или организационными
инновациями.
В условиях недостаточного бюджетного
финансирования отраслей науки и
научного обслуживания, образования, культуры
и искусства сохраняется тенденция
к снижению численности занятых
в этом секторе. Одна часть увольняющихся
переходит в частный сектор, преимущественно
в сферу обращения, другая - пополняет
ряды безработных.
В условиях финансовой неустойчивости
возможные банкротства коммерческих
предприятий грозят существенным увеличением
безработицы в стране. И это
происходит в условиях ухудшающейся
ситуации в области охраны труда
и защиты трудовых прав граждан.
На выработку стратегии развития
занятости влияют и проблемы, возникающие
в связи с предложением труда.
Основными причинами формирования
значительной структурной безработицы
являются сдвиги в спросе на рабочую
силу и в ее предложении, а также
снижение масштабов ее движения. Для
минимизации структурной безработицы
необходимо принять меры, нацеленные
на повышение уровня подвижности
рабочей силы (он особенно низок
в бюджетном секторе экономики),
создание адекватной изменениям конъюнктуры
спроса на рабочую силу системы подготовки
и переподготовки кадров, обеспечение
информационной прозрачности рынка
труда. В противном случае долгосрочные
изменения в структуре спроса
на продукцию отраслей могут привести
при высокой безработице к
нехватке квалифицированных кадров
для перспективных производств,
что явится препятствием на пути к
возможному экономическому росту.
В результате дифференциации региональных
рынков труда сформировалась группа
регионов с критическим уровнем реальной
безработицы. Самые высокие показатели
безработицы отмечены в Нарынской и Баткенской
областях и г. Бишкек. Ситуация на отдельных
региональных рынках труда складывалась
таким образом, что при росте продолжительности
безработицы несоответствие состава вакансий
структуре безработных стало проблемой,
разрешение которой невозможно без скоординированной
региональной социально-экономической,
финансовой и демографической (прежде
всего миграционной) политики.
Основными клиентами органов государственной
службы занятости являются лица, которым
трудно самостоятельно найти работу,
т.е. те, у кого низкая квалификация,
малый трудовой стаж, кто не способен
справиться с жизненными переменами
и профессиональными трудностями.
Среди них свыше половины - лица,
особо нуждающиеся в социальной
защите. Доминирующее положение в
структуре регистрируемой безработицы
продолжает сохраняться за гражданами
(в основном женщинами), добровольно
уволившимися с постоянного места
работы или потерявшими работу более
года назад.
Мобильность рабочей силы (в различных
ее формах) в современном Кыргызстане
невысока. Причинами этого являются
главным образом сложности в
трудоустройстве, проблемы с жильем
при перемене места работы (высокая
его стоимость и неразвитость
рынка жилья в целом), отсутствие
развитой системы профессиональной
подготовки и переподготовки. Все
это препятствует активному перераспределению
рабочей силы между секторами
экономики и регионами страны.
Определенная часть состоявших
на учете в службе занятости и
трудоустроенных ею людей возобновляет
поиски работы. Это свидетельствует
об образовании нестабильного рынка
краткосрочной занятости. Сильна разнородность
качественной структуры рабочей
силы, проявляющаяся, с одной стороны,
в существовании "островов" высокой
квалификации, а с другой - в наличии
настолько отсталых производств, что
возникает вопрос о "социально
деградировавших" секторах занятости.
На предложении труда сказывается
большая притягательность Кыргызстана
для регистрируемых и нерегистрируемых
мигрантов из ряда стран ближнего
и дальнего зарубежья.
Таким образом, при разработке средне-
и долгосрочных прогнозно-аналитических
и программных материалов в области
занятости населения и рынка
труда необходимо обратить внимание
на решение следующих задач:
- оценка спроса отраслей экономики республики на рабочую силу (в первую очередь квалифицированную) с учетом основных макроэкономических параметров развития (динамика производства, инвестиций, доходов и др.);
- выявление взаимосвязи динамики спроса на рабочую силу (вакантных рабочих мест) и ее предложения для Кыргызстана в целом, в региональном и отраслевом разрезах;
- анализ тенденций формирования общей и структурной безработицы республики в целях их минимизации.
Приоритеты политики занятости. Анализ
мирового опыта проведения политики
занятости и регулирования рынка
труда наряду с анализом особенностей
функционирования национального рынка
труда позволяют выделить преимущества
и недостатки конкретного подхода
и перспективы его применения
в условиях нашей страны.
Кейнсианский подход обеспечивает
оперативное воздействие на объемы
совокупного спроса. При этом существует
необходимость значительных финансовых
затрат, а это выражается в дополнительной
нагрузке на бюджет, негативном влиянии
на уровень цен и т.д. Ограниченная
применимость кейнсианских рецептов обусловлена
фактической неспособностью государства
финансировать соответствующие
мероприятия за счет бюджетных источников.
Вероятно, для правительства исчерпаны
возможности для привлечения
на эти цели значительных объемов
заемных средств.
Либеральный подход исходит из опоры
на потенциал и инициативу частного
сектора, а также на низкий объем
прямых государственных затрат. Его
недостатки - зависимость от конъюнктуры
рынка и от уровня развития частного
сектора. Реализации полноценной либеральной
модели препятствуют низкая производительность
труда, ограниченные инвестиционные ресурсы
и как следствие этого недостаток
незанятых рабочих мест в частном
секторе, низкие доходы населения.
Институциональный подход предполагает
создание, внедрение н развитие рыночных
институтов как на частной, так и
на государственной основах, регулирующее
воздействие которых сосредоточивается
на обеспечении более эффективных
с различных точек зрения взаимодействий
между рыночными агентами, абстрагируясь
при этом от действия целой группы
неблагоприятных факторов, таких, как
скрытая безработица, занятость
в теневых секторах экономики, низкая
производительность труда и др. Невозможность
применения институциональных мер
к национальному рынку труда
обусловлена крайне низким уровнем
доверия (как некой общей категории)
в обществе, поэтому попытки государственного
регулирования процессов на рынке
труда натолкнутся, скорее всего, на
непонимание или даже противодействие
со стороны экономических агентов.
Для плановой экономики характерны
поддержание высоких гарантий занятости,
низкая трудовая мобильность и структурная
несбалансированность "рынка труда",
характерной чертой которого является
дефицит трудовых ресурсов.
Для снижения социальной напряженности
необходим разумный компромисс в
применении мер регулирования рынка
труда, декларированных в рассмотренных
концепциях. Реализация принципа регулирования
рынка труда отнюдь не означает возврата
к административной системе, диктату
ведомств, огосударствлению экономики.
Регулирование осуществляется в
рамках рыночных механизмов и наряду
с чисто экономическими задачами
позволяет решать социальные задачи
(см. схему).
Политика занятости, подчиненная
интересам структурной перестройки
экономики, направленной на сохранение
потенциала сырьевого сектора и
модернизацию отраслей обрабатывающей
промышленности, интенсивное развитие
сферы услуг и поддержку малого
и среднего бизнеса, должна быть ориентирована
на следующие цели:
- смягчить и компенсировать краткосрочные и среднесрочные колебания в уровне занятости;
- создать условия для обеспечения предприятий рабочей силой;
- содействовать переобучению работников, чтобы впоследствии способствовать их стабильной занятости;
- обеспечить наличие рабочих мест для молодежи с учетом ее образования.
Цель политики занятости в отношении
убыточных производств (при беспристрастной
оценке их финансового состояния) можно
определить как "управление упадком".
Необходимость для правительства
их поддерживать диктуется рядом
причин. Во-первых, продукция целого
ряда производств может стать
конкурентоспособной, по крайней мере,
на внутреннем рынке. Во-вторых, здесь
все еще заняты многие тысячи людей и отказ
от субсидирования таких предприятий
означал бы новое значительное увеличение
безработицы, нарастание недовольства
работников деятельностью правительства
(постепенная модернизация, растянутая
на несколько лет, позволит обеспечить
переподготовку работников и их перераспределение
в растущие отрасли). В-третьих, исследуя
причины сокращения занятости, следует
учитывать, что свертывание производства
лишь одна из них. Работники могут оказаться
за воротами в результате как банкротства
фирмы, так и предотвращения банкротства,
как сокращения производства, так и расширения
его масштабов, как из-за нехватки капиталовложений,
что делает фирму неконкурентоспособной,
так и в случае активной инвестиционной
деятельности и технического перевооружения
или вследствие различных видов реорганизации
производства с целью повышения конкурентоспособности.
Поддержание текущей занятости
зачастую осуществляется не за счет создания
новых рабочих мест, а путем
увеличения скрытой безработицы, перемещения
ее в старшие возрастные группы (досрочный
выход на пенсию). Свою роль может
сыграть и широкое использование
профессионального образования
для того, чтобы отсрочить вступление
на рынок труда молодых людей,
впервые приступающих к поискам
работы. Социальное использование этих
каналов оправдано хотя бы численностью
молодежи, нуждающейся в подготовке,
и пожилых людей, готовых покинуть
рынок труда, примиряясь с некоторым
сокращением доходов.
Непродуманное расширение сферы профессионального
обучения, нечеткость или отсутствие
государственных приоритетов в
ней, снижение качества подготовки специалистов,
слабая привязка программ подготовки
к потребностям производства, падение
престижа профессий научно-технического
направления, чрезмерное расширение платного
образования и т.п. в условиях
кризиса отечественного производства
закладывают серьезную проблему
структурного несоответствия будущего
спроса и предложения рабочей
силы в профессионально-квалификационном
разрезе. Это, в свою очередь, приведет
к увеличению потенциала внешней
миграции. По данным Министерства внутренних
дел Кыргызстана, не менее 350 тысяч (!)
кыргызстанцев работают на территории
России, и каждая третья-четвертая
семья республики зависит от заработков
своих родственников, проживающих в России.
Иными словами, решая в какой-то мере сегодня
конъюнктурную задачу снижения общей
(в частности, молодежной) безработицы
в Кыргызстане, система профессиональной
подготовки кадров (особенно вузовская)
объективно нацеливается на внешний рынок
труда, что, возможно, неплохо с точки зрения
отдельного выпускника, но, безусловно,
нанесет ущерб качественному потенциалу
рабочей силы страны.
В условиях дефицита квалифицированных
работников, ранее характерного для
республики, специалист с высоким
уровнем подготовки мог быть уверен,
что найдет работу в той или
иной области. Сейчас особое значение
приобретает направление узкой
профессиональной подготовки. Возросшая
специализация труда усложняет
межотраслевой перелив рабочей
силы, что также повышает структурную
компоненту безработицы. Проблема квалифицированных
рабочих кадров может стать серьезным
ограничением в движении по траектории
экономического роста.
В долгосрочной перспективе при
благоприятном стечении обстоятельств
конкурентоспособность экономики
страны будет в значительной степени
определяться высокотехнологичными секторами
экономики. Тенденцию к снижению
спроса на рабочую силу подкрепит
стремление и коммерческих структур,
и государства перейти на новый
технологический уровень производства,
прежде всего в приоритетных отраслях
экономики. К сложившейся структурной
безработице добавится технологическая,
что еще более повысит требования
к инфраструктуре рынка труда, горизонтальной
и вертикальной мобильности рабочей
силы, системе подготовки кадров.