Государственное регулирование рынка труда в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является выявление тенденций, особенностей и закономерностей государственного регулирования рынка труда, как единой научно-исследовательской проблемы. В работе сделана попытка обосновать необходимость применения системно-комплексной методологии к решению проблем воздействия государства на рынок труда, дать анализ современного состояния государственного регулирования рынка труда в Кыргызской Республике, привлечь внимание к малоизученным в отечественной науке методологическим аспектам регулирования рынка труда, разработанным в зарубежной науке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….1
Актуальность темы
Степень изученности проблемы
Цели и задачи
Список использованной литературы
Сущность и структура рынка труда……………………………………………………………4
Особенности рынка труда и его механизма
Факторы влияющие на динамику безработных
Рынок труда в Кыргызстане и его регулирование……………………………………………..9
Демография
Трудовые ресурсы
Занятость населения
Безработица и государственные услуги безработным
Анализ данных
Заключение…………………………………………………………………………………..….32
Пути совершенствования государственного регулирования спроса и предложения рабочей силы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

Итак, в настоящее время среди  задач, возникающих в сфере занятости  населения и рынка труда, приоритетными, на наш взгляд, являются следующие:

  • поддержание и расширение занятости через согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы;
  • повышение стимулов к активному поиску работы безработными;
  • согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду;
  • согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и развитие системы профессиональной подготовки кадров.

В рамках более отдаленного временного периода целями развития занятости  населения должны выступать:

  • обеспечение и закрепление прогрессивных сдвигов в региональной и отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  • создание современных наукоемких рабочих мест, повышение эффективности существующих рабочих мест, существенное улучшение условий труда и повышение его оплаты;
  • рост горизонтальной и вертикальной мобильности трудовых ресурсов в условиях непрерывного профессионального образования.

Создание условий для развития реального сектора национальной экономики, и прежде всего отраслей, нацеленных на удовлетворение потребностей населения, расширение капитальных  вложений, сопровождающееся необходимой  профессиональной подготовкой и  переподготовкой рабочей силы, дающей гарантированную работу и современную  профессию, - таковы основные приоритеты социально ориентированной экономической  политики, актуальной для Кыргызстана. Конечными целями такой экономической политики являются смягчение проблемы безработицы и смежных социальных проблем (падения доходов и уровня жизни, социального неравенства, психологических последствий пребывания в состоянии неопределенности).

 

Заключение

Государственное регулирование рынка  труда тесно связано с развитием  мировой экономической системы  и взглядов на регулирование экономики  в целом.

В научной литературе многогранные отношения государства и рынка  труда характеризуются различными категориями, каждая из которых оттеняет, на свой лад, его особенности: это - "государственное  управление", "вмешательство государства  в рынок труда", "регулирующее воздействие", часто встречаются  и категория "государственное  регулирование".

Такое множество категорий связано с исторически меняющимися представлениями о взаимоотношениях государства и рынка труда, обосновываемых различными теоретическими концепциями, возникающими по мере развития и становления экономической системы.

Термин "государственное регулирование" больше подходит для сравнительно жесткой кейнсианской концепции госрегулирования экономики, отрицавшей наличие механизма рыночного саморегулирования. Современный же рынок труда, как саморазвивающаяся, открытая система, вызывает необходимость нового подхода к регулированию рынка труда. Это -скорее мягкая корректировка, косвенное воздействие на основе комплексного рассмотрения проблемы, чем прямое вмешательство и дирижирование. При этом, следует использовать более корректные термины, например, "регулирующее воздействие" (позволяющее предвидеть возникающие дисбалансы, предупреждать их возникновение), хотя в литературе устоялся и термин "государственное регулирование".

Предлагается следующее определение категории «государственное регулирование рынка труда» - совокупность мер комплексного, целенаправленного, планомерного воздействия государства на сбалансирование факторов спроса и предложения рабочей силы для достижения равновесия в системе рынок труда, конечной целью которого является достижение полной, продуктивной, эффективной занятости.

В экономической теории отношение  к государственному вмешательству  в рынок труда было неоднозначным  на протяжении всей ее истории развития. Анализ позволил нам выделить несколько важнейших этапов:

Отличительной чертой первого этапа (конец XVIII - начало XIX вв.), связанного с  эпохой свободной конкуренции, зарождением и становлением рыночной системы явилось преобладание неоклассического подхода, в основе которого были доктрины невмешательства государства, наличия «невидимой» руки, обеспечивающей равновесие на рынке, разработанные А. Смитом и его предшественниками.

Второй этап (1929 - 1933 гг. до 70-х гг.) связан с переходом к кейнсианской модели государственного регулирования  экономики. На смену классической теории, в основе которой лежал микроэкономический подход с автоматической самонастройкой приходит альтернативнаямакроэкономическая теория Дж. Кейнса, основой которой явился принцип эффективного спроса.

Особенностями третьего этапа, начавшегося  в 1970-е гг. прошлого столетия, явилось  «дерегулирование», теоретическим  обоснованием которого послужили неолиберализм, школа предложения. Это этап «гибкого» рынка труда. В 60 — 70 - гг. с усилением системных разработок происходит переход к системно-комплексному подходу в регулировании государством современного рынка труда, являющегося частью открытой саморазвивающейся экономической системы, выходящим за рамки национальных границ в связи с глобализацией экономики и интернационализацией мирового рынка труда.

В ходе исследования международного опыта, на основе докуменов МТ, выявлены следующие основные тенденции в развитии систем государственного регулирования: в организационном аспекте - движение от разрозненных служб помощи безработным к централизованной системе институтов, к созданию национальных систем управления трудом; в институциональном аспекте — эволюция от организаций, находящихся в ведении одной социальной группы (рабочих и их профсоюзов), к системному государственному управлению при тесном сотрудничестве с другими социальными партнерами; в социальноэкономическом аспекте — переход от адресной помощи отдельным социальным группам к решению задач регулирования рынка труда в целом; в методологическом аспекте — движение от одностороннего рассмотрения проблем регулирования рынка труда к системно-комплексному подходу.

Проведенный в ходе исследования анализ теоретических концепций и международного развития, позволил формулировать следующие закономерности государственного регулирования рынка труда:

- вмешательство государства в  регулирование рынка труда является  объективно-небходимым процессом,  так как в силу своей беспристрастности  рыночный механизм оставляет  сферы, в которых необходима деятельность государства, а на рынке труда действует «специфический товар»;

- представления о государственном  вмешательстве в рынок труда  меняются в зависимости от  стадии развития экономической  системы;

- формы, методы государственного  регулирования рынка труда зависят  от исторических, национальных, экономических  и других факторов, выливаясь  в модели - американскую, японскую  и корпоративную;

Итак, указывает на несостоятельность  попыток бессистемного вмешательства  в рынок труда только с одной  стороны — спроса, либо предложения. Объективно-необходимым становится применение системно-комплексного подхода.

При этом, регулирование рынка труда, являющегося частью экономической  системы, требует особого понимания  и рассмотрения всей системы в  целом. Упрощенный подход и изолированное  рассмотрение неравновесий между спросом и предложением в системе недопустимы. Определяющим признаком современной политики государства по регулированию рынка труда, особенно когда речь идет о выходящих за рамки системы взаимосвязях, является активное манипулирование с дисбалансами, рассматриваемыми в системной взаимосвязи.

Анализ государственного регулирующего  воздействия на рынок труда Кыргызстана, позволяет определить следующие  его особенности и тенденции:

- в Кыргызстане внедрялась «готовая»  модель регулирования рынка труда  по опыту развитых стран с  социально-ориентированной рыночной  экономикой на основе нормативно-правовой  базы;

-отсутствие теоретико-методологического  обоснования проводимой на рынке  труда политики;

- идеологическая несовместимость  социально-ориентированной модели  рынка труда и либеральных  реформ, начавшихся в Кыргызстане  в 1992 году;

-несоответствие поставленных целей  внедряемой модели финансовым  возможностям государства вызвали  обострения с финансированием политики занятости;

-несоответствие нормативно-правовой  базы и реализуемой государством  стратегии по регулированию рынка  труда;

- государственное регулирование  рынка труда дополняется общественным. профсоюзы, союзы работодателей, неправительственные организации);

-до 1997 года государство регулирует, по существу, часть предложения  рабочей силы, находящуюся на  регистрируемом сегменте внешнего  рынка труда прямыми мерами;

-начиная с 1997 года, государство,  наряду с мерами прямого характера,  косвенно воздействует на спрос  на рабочую силу, причем нескоординированно с регулированием предложения рабочей силы, бессистемно;

-акцент в государственном регулировании  рынка труда делается на ликвидации  последствий безработицы;

- изменение «курса» правительства  от регулирования занятости населения,  правовое оформление которого  закреплено 1991 году Закону «О  занятости населения», на «содействие  занятости» (Закон «О содействии  занятости населения» 1998 года);

- единственной организацией, на  которую законодательно возложено осуществление политики занятости в республике является ГСЗН;

- постепенное смещение государственных  ориентиров на рынке труда  с позиций социально-ориентированной  экономики в сторону либерализации отношений на рынке труда (ужесточение условий получения пособий, либерализация в трудовых отношениях, снижение доступа к образованию и т.д.);

- отсутствие планомерной общегосударственной  финансово обоснованной политики  занятости, на основе скоординированного  осуществления социальной и экономической  политики государства;

- вплоть до 90-х гг. государственное  регулирование рынка труда в  республике представляло собой  попытки установления равновесия  на рынке труда только в  одной из частей целого (системы  рынок труда), то есть на регистрируемом  государством сегменте внешнего  рынка труда, что теоретически  неверно. Причем, установление равновесия  на внешнем регистрируемом сегменте  основывалось на бессистемном, изолированном  подходе без увязки с проблемами внутреннего функционирующего рынка труда, проблемы на котором также решались без оглядки на последствия принимаемых решений в других сферах экономической системы, и наоборот.

В отсутствии должного государственного регулирования в республике проявляет  свое действие механизм рыночного саморегулирования  на рынке труда, выравнивая неравновесия в системе путем «перемещения» их в другие сферы, перераспределения «недозанятую часть рабочей силы в «теневую» экономику, «скрытую» безработицу, миграцию.

Предложения для решения проблем  связанных с рынком труда:

- необходимо открытие при Министерстве  труда проекта по эконометрическому моделированию рынка труда, для чего, мы полагаем, целесообразно обратиться за финансовой и технической поддержкой в международные организации;

- необходимо внедрение единой  терминологии рынка труда, используемой  при его регулировании, поскольку  нет единства в этом вопросе.  С этой целью Минтруду издать толковый словарь терминов и понятий для служебного пользования.

- разработать методические рекомендации  по применению системно-комплексной  методологии в регулировании  рынка труда республики;

- внедрить в программы учебных  курсов для сотрудников Минтруда изучение принципов системно-комплексной методологии регулирования рынка труда;

-.необходимо проведение государственной  политики в области труда, которая  позволит решать вопросы занятости,  миграции, демографии, социального  обеспечения. С этой целью требуется  создание государственной системы  регулирования вопросов труда,  предусматривающей регулирование трудовых норм, трудовых отношений и занятости на основе системно-комплексного подхода;

- необходимо проведение единой  стратегии в области образования,  для чего считаем целесообразным слияние Министерства образования и Управления профессионально-технического образования в единое министерство;

Основной проблемой трудоустройства  в нашей  республике  по-прежнему  остается нехватка вакантных рабочих  мест, это связано, в первую очередь  с  состоянием экономики.  Тем  не  менее,  службы  занятости  в   регионах   совместно   с государственными администрациями  проводят  ряд  мероприятий,  нацеленных  на увеличение   численности   трудоустроенных   путем   совместной   работы   с работодателями,  создание   банка   данных   о   специалистах   определенной профессии, проведение ярмарок  вакансий  и  многое  другое.  На  эффективное  регулирование  рынка  труда  будут  направлены  подписанные   соглашения   с обладминистрациями.

С  целью повышения уровня жизни, преодоления  бедности,  снижения  безработицы  путем проведения   активных   мер   регулирования   рынка    труда.    Эффективное  использование  подобных   мер   позволит   увеличить   количество   занятого населения, организовав  дополнительные  рабочие  места  в  малом  и  среднем бизнесе, развить не только предпринимательскую деятельность,  но  и  обучить безработных  новым  специальностям,  организовать  общественные  оплачиваемые работы. В соответствии  с  данными  соглашениями,  Министерство  через  систему органов служб занятости  населения обязуется не  только  осуществлять  подбор работников  необходимой  квалификации,  не  имеющиеся  на   предприятиях   и организациях вакансии, но и оплачивать  выполнение  общественной  работы  из средств Фонда  содействия  занятости.  Кроме  того,  оказывается  финансовая поддержка   безработным,   желающим   заняться   предпринимательством.    По необходимости   они   обеспечиваются   учредительными   взносами,   получают микрокредиты из средств Фонда  содействия занятости.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда в КР