Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Содержание………………………………………………………………….2
  2. Введение……………………………………………………………………..3
  3. Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
  4. Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9

  1. Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20

  1. Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22

  1. Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36

  1. Заключение……………………………………………………………….…43
  2. Список литературы…………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступ­ления ресурсов, необходимых для экономического развития, по­ставили перед регионами проблему самоопределения в общей си­стеме воспроизводственных отношений. Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, ис­точники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассмат­риваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов.

Необходимость управления экономическим развитием в реги­оне обусловлена в первую очередь общими недостатками функ­ционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на полу­чение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общие недостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами» рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы насе­ления. Вместе с тем необходимость управления экономическим развитием в регионе связана также со спецификой экономичес­кой системы в той или иной стране, наличием особенностей в развитии и размещении производства, ее природно-климатичес­ких и этнографических особенностей.

Эффективность государственного управления экономическим развитием в регионе предполагает исследование проблем взаимо­связи региональной экономики и региональной политики. При этом речь идет как о теоретическом осмыслении вопросов регио­нального развития в историческом аспекте, так и о четком опре­делении объекта управления - регионального хозяйственного комплекса, включая место региональной экономики в воспроиз­водственном процессе страны, характеристику межрегиональных связей страны, а также особенности экономики отдельных реги­онов страны.

Государственное воздействие на развитие экономики региона носит двойственный характер. С одной стороны, речь идет о воз­действии государства на ход воспроизводственного процесса, ко­торое реализуется путем составления документов, ориентирующих участников воспроизводственного процесса в регионе относитель­но возможных макроэкономических перспектив развития, что позволяет последним выбирать верную стратегию и тактику сво­их действий. С другой стороны, речь идет о наборе активных ме­тодов воздействия государства на ход воспроизводственного про­цесса, что связано с использованием таких инструментов, как система налогообложения, государственный бюджет, прямые ин­вестиции государства в развитие экономики региона, действия государственных органов по регулированию занятости в стране и ее регионах, действия государства по регулированию денежного обращения и кредита.

Рассмотрение проблем управления региональной экономикой требует ответа на вопрос о системе инструментов регулирования регионального развития. Речь идет о взаимосвязанной совокупно­сти документов, которые необходимо разрабатывать в целях эф­фективного воздействия федеральных, региональных и муници­пальных органов на процесс производства, распределения и ис­пользования продукции и ресурсов в регионе. При этом в качестве таковых необходимо рассматривать не только разрабатываемые в настоящее время инструменты (прогноз, концепция и стратегия развития), но и те, которые было бы целесообразно использовать (генеральная схема развития и размещения производительных сил, индикативный план развития экономики региона).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗОНИРОВАНИЯ

 

Государственная политика зонирования — это комплекс мер социального, экономического и правового характера, направлен­ных на создание и эффективное функционирование особых обра­зований (зон) на территории данной страны. Смысл государственной политики зонирования состоит в четком понимании роли и значения различных типов СЭЗ для национальной хозяйственной системы страны.

Анализ мирового опыта территориального зонирования сви­детельствует о том, что основными назначениями СЭЗ являются:

1)  служить мощным фактором социально-экономического научно-технического, военно-политического развития националь­ной экономики;

2)  быть связующим звеном между передовым опытом миро­вого хозяйствования и фактическим уровнем развития отраслей народного хозяйства данной страны, служить своеобразным эта­лоном прогрессивных форм организации производства, труда и управления, развития и внедрения современной, соответствующих мировому уровню техники и технологии;

3)  на определенном этапе своего развития выступать фактором насыщения внутреннего спроса высококачественными товарами и услугами;

4)  стимулировать деловую активность и предпринимательство в стране, выступая как важный канал поступления иностранных инвестиций в национальную экономику и вместе с тем стимули­руя более эффективное использование местных ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, природных;

5)  служить местом проверки действенности нового экономи­ческого мышления, формирования новых черт социальной пси­хологии и других нововведений, характерных для условий функ­ционирования рыночной экономики.

СЭЗ выступают как полигон постановки и реализации новых перспективных задач социально-экономической политики госу­дарства.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые реша­ет государственная полшпика зонирования в целях стимулирования эффективного развития национальной экономики.

Основные цели и задачи отечественной политики зонирова­ния сводятся к тому, что СЭЗ, создаваемые на территории РФ, должны:

1)  рассматриваться не только как полюса роста, но и как важ­ный фактор и мощный стимул ускоренного развития производи­тельных сил самого региона зоны;

2)  служить эталоном прогрессивных форм организации про­изводства, труда, управления, развития и внедрения современной, соответствующей мировому уровню техники и технологии;

3)              быть стандартом решения социально-культурного и комму­нально-бытового обслуживания работающих и живущих на их территории;

4)  иметь подразделения производственной и социальной инфраструктуры, выполняющие функции окон в мир конкурен­ции, создавая условия для насыщения внутреннего рынка това­рами и услугами, опираясь при этом на передовые технологии, привлекаемый иностранный и отечественный капитал и местные возможности, включая материальные, трудовые и природные ре­сурсы, деловую активность, предпринимательство, конкуренцию и т. д.;

5)  быть территорией развития нового экономического мыш­ления, формирования новых черт социальной психологии, других новшеств, характерных для условий функционирования рыночной экономики.

Определяя круг экономических и социальных проблем, которые предполагается решать с помощью государственной политики зо­нирования, необходимо указать, что СЭЗ создаются, прежде все­го, в целях развития и более рационального использования производственного потенциала страны, ее отдельных регионов и от­раслей.

Содержание и особенность государственной политики зонирования применительно к тому или иному периоду развития страны тесно связаны с целями и задачами создания того или иного типа СЭЗ.

Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благо­приятных условий для привлечения иностранного и отечествен­ного капитала на сравнительно ограниченную территорию стра­ны. Поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в даль­нейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли. Если это золотое правило неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в процессе зонирования не возникает экономических коллизий между СЭЗ и общегосударственными интересами принимающей стороны.

Содержание и задачи государственной политики зонирования сводятся к следующему:

 обеспечение благоприятных условий для активизации со­вместной с зарубежными партнерами деятельности по уве­личению экспортно-импортных возможностей данного ре­гиона и страны в целом;

 расширение торгово-экономического сотрудничества с зарубежными государствами данного региона и РФ;

 увеличение трансконтинентального транзита;

 формирование благоприятных условий для привлечения иностранного капитала (инвестиций), современной и высо­коэффективной технологии и новых видов техники;

 создание нового научно-промышленного парка с целью на­копления и тиражирования опыта в области производства высококачественной наукоемкой продукции, привлечения высоких технологий;

 более рациональное и эффективное использование земель­ных ресурсов региона, развитие инфраструктуры на терри­тории зоны и сопредельных территориях;

 привлечение зарубежного управленческого опыта с целью распространения его на отечественные организации и пред­приятия;

 отработка на локальном уровне новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике;

 практическое обучение отечественных специалистов при­емам и методам бизнеса; переподготовка кадров для удов­летворения потребностей предприятий и организаций, размещенных на территории зоны и сопредельных террито­риях;

 развитие индустрии туризма, привлечение значительного количества туристов из других стран, особенно из тех, в которых имеются большие общины соотечественников, и др.

В соответствии с этими задачами и с учетом имеющихся условий, ресурсов и ограничений определяются внутрихозяйствен­ная специализация СЭЗ, приоритетные отрасли хозяйства и на­правления деятельности, место СЭЗ в системе создающихся и раз­вивающихся рыночных структур, а в конечном итоге – форми­руется государственная политика зонирования.

Многообразие целей зонирования в отечественной и зарубеж­ной практике определяет совокупность задач, решаемых в рамках государственной политики зонирования в национальной эконо­мике различных стран.

Основные цели государственной политики зонирования в развивающихся странах – это:

 стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;

 насыщение внутреннего рынка продовольствием и промыш­ленными товарами;

 развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;

 подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;

 стимулирование создания наукоемких, высокотехнологич­ных производств и т.д.

В промышленно развитых странах цели государственной поли­тики зонирования иные:

 преодоление экономического отставания отдельных райо­нов;

 решение проблемы занятости населения;

 стимулирование инноваций на основе научно-производ­ственных территориальных образований высокотехнологич­ных и наукоемких производств и использование кадрового потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон