Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение
свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон
и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных
экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов
государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44
Функциональные зоны (ФЗ) – наиболее многочисленная и многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационно-туристические, историко-культурные, экологические и т. д.). В этих и подобных административно-
Свободно-экономические зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (пограничного) режима, а может быть жестко регламентирован. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми, во втором случае – закрытыми, или специальными.
Создание, функционирование и развитие СЭЗ всех типов является перспективной и развивающейся формой международного экономического, социального, политического и иного сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе, участия в международном разделении труда и характерной чертой развития международных экономических связей. Необходимость, условия создания, цели и задачи, стоящие перед СЭЗ в рамках национальных экономик различных стран, весьма своеобразны.
В этой связи ответы на вопросы о необходимости, роли и значении СЭЗ для национальной экономики каждой конкретной страны следует искать, прежде всего, в типе национальной хозяйственной системы страны, присущем тому или иному периоду ее развития.
Опыт зонирования в национальных хозяйственных системах зарубежных стран позволил выявить характерную тенденцию: решение государства по созданию СЭЗ, как правило, проводится в рамках государственной социально-экономической политики и единой экономической стратегии с целью эффективного развития национальной хозяйственной системы и решения социальных проблем, стоящих перед страной.
Индустриально развитые страны с государственно-корпоративным типом национальной хозяйственной системы широко используют преимущества СЭЗ разных типов. Крупные национальные и транснациональные корпорации значительно разнообразят свою производственную деятельность, вкладывая капитал в различных странах мира. В результате конкуренция между транснациональными монополиями переносится с национального на мировой масштаб хозяйствования. Крупные и крупнейшие объединения промышленных предприятий индустриально развитых государств скоординировали собственное производство таким образом, что внутри своей страны осуществляют только наиболее сложную производственную деятельность, дающую наибольший прирост добавленной стоимости на единицу инвестиций, ведущуюся в странах, где издержки производства значительно ниже, чем в собственной стране.
Транснациональные корпорации размещают свои подразделения, занимающиеся инновационной и научно-исследовательской деятельностью, в СЭЗ типа «технополис» и «технопарк», которые играют роль полигона для разработки и внедрения новых технологий в развивающихся странах, вставших на путь модернизации. В то же время СЭЗ дают возможность получения сырьевых ресурсов, овладения новыми рынками сбыта продукции, использования интеллектуального и кадрового потенциала развивающихся стран.
Общепризнанно, что наибольшее развитие (по масштабам, значимости и качеству) практика зонирования получила в странах транзитивных экономик. В этом случае зонирование способствует переходу к моделям национального хозяйствования, основанным на интенсивном типе воспроизводства, с соблюдением государственного суверенитета и экономической самостоятельности.
Создание СЭЗ – не только эффективный стимул к ускорению и качественному совершенствованию различных сторон жизнедеятельности экономики и общества, но и весьма дорогой процесс. Так, по расчетам, 1 кв. км обустройства территории СЭЗ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в среднем обходится в 30-50 млн долл. США, а в Китае достигал даже 70 млн долл.
Наибольших затрат на обустройство территории требуют зоны-гиганты, которые принято относить к зонам комплексного типа. Так, например, в КНР за 10 лет на развитие специальной экономической зоны «Шэньчжэнь» было израсходовано 20 млрд юаней, что равняется примерно 5,4 млрд долл. Если учесть, что занимаемая этой зоной территория составляет примерно 320 кв. км, то понятно, что освоение каждого квадратного километра в ней потребовало примерно 62,5 млн юаней, или 16,9 млн долл.
Естественно, что такие масштабные потребности в валютных средствах требуют консолидации всех возможных источников поступления финансовых ресурсов, координации усилий по их мобилизации, эффективному использованию с соблюдением общепризнанных в мире для зон конкретного типа сроков окупаемости затрат на их создание и развитие.
Источниками финансирования зонирования являются:
1) централизованные государственные капиталовложения;
2) целевые банковские кредиты;
3) средства предприятий и организаций, расположенных вне зоны, но имеющих возможности и желания по тем или иным (чаще всего экономическим, хотя есть и другие) причинам осуществлять вложения своих свободных средств в экономику СЭЗ;
4) доходы от экономики самих зон.
Срок окупаемости инвестиций в хозяйство зоны оценивают периодом в 4-5 лет после начала вложений.
К положительным результатам зонирования следует отнести:
решение проблемы занятости местного населения. В условиях, когда ресурсы труда избыточны по отношению к ресурсам капитала, СЭЗ стали одним из эффективных средств создания новых рабочих мест;
повышение экономической эффективности производства, а также рост поступлений в бюджет страны и регионов.
Создание и функционирование зон в РФ способствует защите геополитических интересов Российского государства. Современная геополитическая обстановка требует сохранения и расширения существовавших прежде прочных связей Федерации с республиками бывшего СССР. Вся эта группа государств была и надолго останется важным торгово-экономическим партнером России, связанным с ним традициями, опытом и прочими взаимными интересами, которые все больше подталкивают к развитию интеграционных процессов, прежде всего в экономической области. Это стало особенно очевидно после явного увядания эйфории от обладания суверенитетом. Всеми ныне осознается масштаб ущерба, нанесенного экономике разрывом прежних связей, и необходимость далеко идущих мер по их восстановлению и устранению, созданных за последнее время препон на пути взаимного товарооборота. Для России в этом плане особенно важно компенсировать в возможной степени потерю половины выходных портов во внешний мир, получить право свободного использования связанных с ними наземных путей сообщения, нефте- и газопроводов, соблюсти в новых условиях и на новых основах свои геополитические интересы, сохранить влияние, как экономическое, так и политическое, в обширном евроазиатском пространстве.
Создание совместных с другими странами свободных экономических зон на территории России и на территории других государств (прежде всего, в странах СНГ и странах бывшего СЭВ) будет способствовать:
интенсификации внешнеэкономической деятельности национальной экономики России и других стран;
упрочению экономических и политических отношений России с другими странами и ликвидации геополитического вакуума в этих отношениях, возникшего в результате распада СССР и мирового социалистического лагеря;
сохранению традиционных и созданию новых сфер влияния России.
Созданные на территории различных регионов России зоны будут выступать в качестве «витрины» показа нашей страны для внешнего мира. Успехи хозяйствования в СЭЗ продемонстрируют очевидные выгоды вовлечения страны в мирохозяйственную систему, интеграции в мировое экономическое пространство и участия в международном разделении труда.
СЭЗ различных типов, действующие на территории страны, все чаще рассматриваются как объекты существенного расширения экспериментального пространства экономических и иных реформ. В условиях транзитивных национальных экономик необходимо использование масштабного и многоаспектного экспериментального пространства. Относительно малая (по сравнению с территорией страны) территория зоны позволяет резко уменьшить степень риска экономических и других потерь (в случае негативных результатов эксперимента), а также существенно ускорить и всесторонне обосновать процесс тиражирования передового опыта форм и методов хозяйствования.
Зоны могут стать полигоном для внедрения передовых технологий и управленческого опыта с перспективой дальнейшего распространения в масштабах всей страны. СЭЗ представляют собой чрезвычайно удобное поле для проведения экспериментов по совершенствованию системы органов управления национальной экономики в процессе ее перехода к рыночным условиям хозяйствования.
Следовательно, СЭЗ любого типа – это, прежде всего, модель формирования качественно новых отношений, которые отрабатываются в конкретных (чаше всего в специально создаваемых, локальных) социально-экономических условиях, законодательно оформленных, координируемых и контролируемых со стороны центральных органов государственной власти и хозяйственного управления.
Есть и еще один аспект проблемы значимости зон в современной мирохозяйственной практике, связанный с заметным «потеплением» международной политической обстановки, развитием новых форм и методов международного экономического сотрудничества, а также с ростом потребностей в интеграции международных экономических связей отдельных государств различных регионов мира. Речь идет о зарождении так называемых региональных «полюсов роста». Такие «полюса» создаются и находятся на различной стадии своей «зрелости» в Северной Америке (объединяя зональные национальные интересы США, Канады, Мексики и ряда мелких стран Карибского региона), в Западной Европе (объединяя интересы Франции, Германии, Италии и еще почти десятка мелких западноевропейских государств, число которых постоянно растет), в Юго-Восточной Азии (здесь объединяются геополитические интересы Китая и некоторых малых стран этого региона, среди населения которых значительное место (от 50% и выше) занимает китайская национальность — хуацяо).
ГЛАВА 3.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЭЗ И ОСОБЕННОСТИ ЗОНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Попытки создания СЭЗ предпринимались в нашей стране еще в конце 80-х годов XX в. Этот процесс проходил в несколько этапов.
На первом этапе происходило зарождение самой идеи зонирования, была разработана единая государственная концепция СЭЗ. Одним из направлений реформирования отечественной экономики была либерализация внешнеэкономической деятельности, которая дала мощный импульс поиску и использованию в отечественных условиях новых для СССР форм организации экономических связей, направленных на международное сотрудничество и интеграцию в мировое экономическое сообщество. Таким образом, первые отечественные СЭЗ как элемент государственной внешнеэкономической политики начали активно создавать уже в годы перестройки. Появились обстоятельные публикации, в которых доказывалась необходимость создания в СССР открытых территорий, благодаря чему в страну пошел бы иностранный капитал. При Госплане СССР были созданы рабочие группы для изучения и реализации этих идей. СЭЗ должны были стать способом стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме СЭЗ должны были быть зонами совместного предпринимательства, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что наиболее целесообразно было бы создание экспериментальных зон в регионах с развитым научно-техническим потенциалом (прежде всего на территории Белоруссии и прибалтийских республик СССР, а также на Дальнем Востоке) с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Первый проект создания зоны совместного предпринимательства был разработан в Выборге как некий прототип американского технопарка, внедренного в советскую плановую систему. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
В 1988 г. было принято правительственное решение о создании двух СЭЗ – в Находке (Приморский край) и Выборге (Ленинградская обл.). Одновременно посыпались предложения из разных регионов России о создании новых СЭЗ. Последнее обстоятельство явилось следствием оценки зарубежного опыта зонирования. Дело в том, что за рубежом СЭЗ показали высокую эффективность функционирования, обеспечили рост иностранных инвестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры хозяйства. И многие руководители республик, областей и краев нашей страны посчитали, что с помощью СЭЗ они сумеют за несколько лет поднять экономику своих регионов. Например, выдвигалась идея создания вдоль трассы БАМ на базе местных сырьевых ресурсов нескольких десятков (примерно 40) СЭЗ. Большую часть зон предполагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов.
Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон