Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Функциональные зоны (ФЗ) – наиболее многочисленная и многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банков­ские, страховые, рекреационно-туристические, историко-культур­ные, экологические и т. д.). В этих и подобных административ­но-территориальных образованиях устанавливается специальный режим предпринимательской задолженности, что заставило США принять меры в виде новых валютных вливаний в эту страну в весьма существенных размерах.

Свободно-экономические зоны любого типа могут иметь ста­тус требующих или не требующих жесткой организации их гра­ниц. При этом доступ на территорию зоны может быть свобод­ным с точки зрения пропускного (пограничного) режима, а мо­жет быть жестко регламентирован. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми, во втором случае – закрыты­ми, или специальными.

Создание, функционирование и развитие СЭЗ всех типов яв­ляется перспективной и развивающейся формой международного экономического, социального, политического и иного сотрудни­чества, осуществляемого на взаимовыгодной основе, участия в международном разделении труда и характерной чертой развития международных экономических связей. Необходимость, условия создания, цели и задачи, стоящие перед СЭЗ в рамках нацио­нальных экономик различных стран, весьма своеобразны.

В этой связи ответы на вопросы о необходимости, роли и зна­чении СЭЗ для национальной экономики каждой конкретной страны следует искать, прежде всего, в типе национальной хозяй­ственной системы страны, присущем тому или иному периоду ее развития.

Опыт зонирования в национальных хозяйственных системах зарубежных стран позволил выявить характерную тенденцию: ре­шение государства по созданию СЭЗ, как правило, проводится в рамках государственной социально-экономической политики и единой экономической стратегии с целью эффективного развития национальной хозяйственной системы и решения социальных проблем, стоящих перед страной.

Индустриально развитые страны с государственно-корпора­тивным типом национальной хозяйственной системы широко используют преимущества СЭЗ разных типов. Крупные нацио­нальные и транснациональные корпорации значительно разнообразят свою производственную деятельность, вкладывая капитал в различных странах мира. В результате конкуренция между транс­национальными монополиями переносится с национального на мировой масштаб хозяйствования. Крупные и крупнейшие объе­динения промышленных предприятий индустриально развитых государств скоординировали собственное производство таким об­разом, что внутри своей страны осуществляют только наиболее сложную производственную деятельность, дающую наибольший прирост добавленной стоимости на единицу инвестиций, ведущуюся в странах, где издержки производства значительно ниже, чем в собственной стране.

Транснациональные корпорации размещают свои подразделе­ния, занимающиеся инновационной и научно-исследовательской деятельностью, в СЭЗ типа «технополис» и «технопарк», которые играют роль полигона для разработки и внедрения новых технологий в развивающихся странах, вставших на путь модернизации. В то же время СЭЗ дают возможность получения сырьевых ресур­сов, овладения новыми рынками сбыта продукции, использова­ния интеллектуального и кадрового потенциала развивающихся стран.

Общепризнанно, что наибольшее развитие (по масштабам, значимости и качеству) практика зонирования получила в стра­нах транзитивных экономик. В этом случае зонирование способ­ствует переходу к моделям национального хозяйствования, основанным на интенсивном типе воспроизводства, с соблюдени­ем государственного суверенитета и экономической самосто­ятельности.

Создание СЭЗ – не только эффективный стимул к ускорению и качественному совершенствованию различных сторон жизнеде­ятельности экономики и общества, но и весьма дорогой процесс. Так, по расчетам, 1 кв. км обустройства территории СЭЗ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в среднем обходится в 30-50 млн долл. США, а в Китае достигал даже 70 млн долл.

Наибольших затрат на обустройство территории требуют зоны-гиганты, которые принято относить к зонам комплексного типа. Так, например, в КНР за 10 лет на развитие специальной эконо­мической зоны «Шэньчжэнь» было израсходовано 20 млрд юаней, что равняется примерно 5,4 млрд долл. Если учесть, что занимае­мая этой зоной территория составляет примерно 320 кв. км, то понятно, что освоение каждого квадратного километра в ней по­требовало примерно 62,5 млн юаней, или 16,9 млн долл.

Естественно, что такие масштабные потребности в валютных средствах требуют консолидации всех возможных источников поступления финансовых ресурсов, координации усилий по их мобилизации, эффективному использованию с соблюдением об­щепризнанных в мире для зон конкретного типа сроков окупае­мости затрат на их создание и развитие.

Источниками финансирования зонирования являются:

1)  централизованные государственные капиталовложения;

2)  целевые банковские кредиты;

3)  средства предприятий и организаций, расположенных вне зоны, но имеющих возможности и желания по тем или иным (чаще всего экономическим, хотя есть и другие) причинам осу­ществлять вложения своих свободных средств в экономику СЭЗ;

4)  доходы от экономики самих зон.

Срок окупаемости инвестиций в хозяйство зоны оценивают периодом в 4-5 лет после начала вложений.

К положительным результатам зонирования следует отнести:

 решение проблемы занятости местного населения. В усло­виях, когда ресурсы труда избыточны по отношению к ре­сурсам капитала, СЭЗ стали одним из эффективных средств создания новых рабочих мест;

 повышение экономической эффективности производства, а также рост поступлений в бюджет страны и регионов.

Создание и функционирование зон в РФ способствует защите геополитических интересов Российского государства. Современ­ная геополитическая обстановка требует сохранения и расширения существовавших прежде прочных связей Федерации с республи­ками бывшего СССР. Вся эта группа государств была и надолго останется важным торгово-экономическим партнером России, связанным с ним традициями, опытом и прочими взаимными ин­тересами, которые все больше подталкивают к развитию интегра­ционных процессов, прежде всего в экономической области. Это стало особенно очевидно после явного увядания эйфории от об­ладания суверенитетом. Всеми ныне осознается масштаб ущерба, нанесенного экономике разрывом прежних связей, и необходи­мость далеко идущих мер по их восстановлению и устранению, созданных за последнее время препон на пути взаимного товаро­оборота. Для России в этом плане особенно важно компенсиро­вать в возможной степени потерю половины выходных портов во внешний мир, получить право свободного использования связанных с ними наземных путей сообщения, нефте- и газопрово­дов, соблюсти в новых условиях и на новых основах свои геопо­литические интересы, сохранить влияние, как экономическое, так и политическое, в обширном евроазиатском пространстве.

Создание совместных с другими странами свободных эконо­мических зон на территории России и на территории других госу­дарств (прежде всего, в странах СНГ и странах бывшего СЭВ) будет способствовать:

 интенсификации внешнеэкономической деятельности наци­ональной экономики России и других стран;

 упрочению экономических и политических отношений Рос­сии с другими странами и ликвидации геополитического вакуума в этих отношениях, возникшего в результате рас­пада СССР и мирового социалистического лагеря;

 сохранению традиционных и созданию новых сфер влияния России.

Созданные на территории различных регионов России зоны будут выступать в качестве «витрины» показа нашей страны для внешнего мира. Успехи хозяйствования в СЭЗ продемонстриру­ют очевидные выгоды вовлечения страны в мирохозяйственную систему, интеграции в мировое экономическое пространство и участия в международном разделении труда.

СЭЗ различных типов, действующие на территории страны, все чаще рассматриваются как объекты существенного расширения экспериментального пространства экономических и иных реформ. В условиях транзитивных национальных экономик необходимо использование масштабного и многоаспектного экспериментального пространства. Относительно малая (по сравнению с терри­торией страны) территория зоны позволяет резко уменьшить сте­пень риска экономических и других потерь (в случае негативных результатов эксперимента), а также существенно ускорить и все­сторонне обосновать процесс тиражирования передового опыта форм и методов хозяйствования.

Зоны могут стать полигоном для внедрения передовых техно­логий и управленческого опыта с перспективой дальнейшего рас­пространения в масштабах всей страны. СЭЗ представляют собой чрезвычайно удобное поле для проведения экспериментов по со­вершенствованию системы органов управления национальной экономики в процессе ее перехода к рыночным условиям хозяй­ствования.

Следовательно, СЭЗ любого типа – это, прежде всего, модель формирования качественно новых отношений, которые отраба­тываются в конкретных (чаше всего в специально создаваемых, ло­кальных) социально-экономических условиях, законодательно оформленных, координируемых и контролируемых со стороны центральных органов государственной власти и хозяйственного управления.

Есть и еще один аспект проблемы значимости зон в современ­ной мирохозяйственной практике, связанный с заметным «потеп­лением» международной политической обстановки, развитием новых форм и методов международного экономического сотруд­ничества, а также с ростом потребностей в интеграции международных экономических связей отдельных государств различных регионов мира. Речь идет о зарождении так называемых регио­нальных «полюсов роста». Такие «полюса» создаются и находятся на различной стадии своей «зрелости» в Северной Америке (объединяя зональные национальные интересы США, Канады, Мекси­ки и ряда мелких стран Карибского региона), в Западной Европе (объединяя интересы Франции, Германии, Италии и еще почти десятка мелких западноевропейских государств, число которых постоянно растет), в Юго-Восточной Азии (здесь объединяются геополитические интересы Китая и некоторых малых стран этого региона, среди населения которых значительное место (от 50% и выше) занимает китайская национальность — хуацяо).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЭЗ И ОСОБЕННОСТИ ЗОНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Попытки создания СЭЗ предпринимались в нашей стране еще в конце 80-х годов XX в. Этот процесс проходил в несколько эта­пов.

На первом этапе происходило зарождение самой идеи зони­рования, была разработана единая государственная концепция СЭЗ. Одним из направлений реформирования отечественной эко­номики была либерализация внешнеэкономической деятельнос­ти, которая дала мощный импульс поиску и использованию в отечественных условиях новых для СССР форм организации эко­номических связей, направленных на международное сотрудни­чество и интеграцию в мировое экономическое сообщество. Таким образом, первые отечественные СЭЗ как элемент государ­ственной внешнеэкономической политики начали активно созда­вать уже в годы перестройки. Появились обстоятельные публика­ции, в которых доказывалась необходимость создания в СССР открытых территорий, благодаря чему в страну пошел бы иност­ранный капитал. При Госплане СССР были созданы рабочие груп­пы для изучения и реализации этих идей. СЭЗ должны были стать способом стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме СЭЗ должны были быть зонами совместного предпринимательства, компактными терри­ториями с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием. Предполагалось, что наиболее целесообразно было бы создание экспериментальных зон в регионах с развитым научно-техническим потенциалом (прежде всего на территории Белорус­сии и прибалтийских республик СССР, а также на Дальнем Вос­токе) с целью производства наукоемкой продукции на базе соединения советских технологий и иностранного капитала. Первый проект создания зоны совместного предпринимательства был раз­работан в Выборге как некий прототип американского технопар­ка, внедренного в советскую плановую систему. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

В 1988 г. было принято правительственное решение о созда­нии двух СЭЗ – в Находке (Приморский край) и Выборге (Ле­нинградская обл.). Одновременно посыпались предложения из разных регионов России о создании новых СЭЗ. Последнее обстоятельство явилось следствием оценки зарубежного опыта зониро­вания. Дело в том, что за рубежом СЭЗ показали высокую эффек­тивность функционирования, обеспечили рост иностранных ин­вестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры хозяйства. И многие руководители республик, областей и краев нашей страны посчитали, что с помощью СЭЗ они сумеют за несколько лет поднять экономику своих регионов. Например, выдвигалась идея создания вдоль трассы БАМ на базе местных сырьевых ресурсов нескольких десятков (примерно 40) СЭЗ. Большую часть зон предполагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобре­ний, других продуктов.

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон