Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЭЗ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ

Понятие СЭЗ весьма многоаспектно. Это связано с тем, что в основе его толкования лежат самые разнообразные критерии. Множественность этих критериев способствует созданию класси­фикации мирового семейства СЭЗ. Набор критериев этой класси­фикации весьма широк, а его использование тяготеет к конкрет­ным регионам мира и конкретным странам региона, где располо­жены зоны. Обычно учитываются исторические, национальные, геополитические, экономические, социальные и другие факторы, включая факторы, лежащие в границах ментальных особенностей отдельных стран и регионов мира.

Разнообразие критериев классификации зон и факторов, определяющих возникновение и развитие СЭЗ, привело к тому, что появилось множество понятий СЭЗ. Только основных его раз­новидностей можно насчитать свыше 20. Иногда практикуемое расширительное толкование сущности СЭЗ приводит к утрате специфики самого термина и к разного рода юридическим, эко­номическим, организационным и другим негативным последствиям.

Свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмеша­тельства в экономические процессы. Такая формулировка охваты­вает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствова­ния.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он под­разумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочета­ются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, фи­нансово-кредитные и др.

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), дан­ное в VIII Приложении к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной-франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаю­щиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Таким образом, свободных экономических зон – это не только и не столько обособлен­ная географическая территория, но, скорее, часть экономическо­го пространства, где введена и применяется определенная систе­ма льгот и стимулов, не используемая в других его частях.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой тамо­женной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режи­мом. Поэтому следует признать нелогичным рассмотрение СЭЗ как проявление своего рода политической автономии.

В мировой и отечественной практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ принято считать законодательно закрепленные и юридически оформленные внешние географические линии, ограничивающие площадь территории, занимаемой СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются законо­дательные акты правительства и нормативные акты органов хо­зяйственного управления страны пребывания, регулирующие фи­нансово-кредитную, ценовую и налоговую политику в зоне. Вне­шняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны, на территории которой создается и функциони­рует зона. Пространство между внешней и внутренней граница­ми СЭЗ служит точкой отсчета при введении разного рода преференциальных режимов для субъектов хозяйствования СЭЗ.

Хотя СЭЗ любого типа является особым территориально-хо­зяйственным или административно-территориальным образовани­ем и характеризуется набором признаков и условий своего суще­ствования, в различных странах мира используются самые разные названия зон. Так, в России и других странах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «специаль­ная экономическая зона», «зона наибольшего благоприятствова­ния в торговле», «свободная таможенная зона» и т. д. В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торгов­ли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, использу­ются понятия «специальные экономические зоны» и «специаль­ные (свободные) экономические зоны». Опыт Южной Кореи обо­гатил мировую практику зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона». Турция ввела в оборот понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего применяет­ся термин «технопарк», в Японии – «технополис». Большой прак­тический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных промышленных зон», а в странах За­падной Европы – с деятельностью такого типа зон, как «порто­вые города» или «города-порты». В свою очередь, развитие нашей отечественной науки и, прежде всего, тех ее отраслей, которые связаны с обеспечением обороноспособности, технической и тех­нологической безопасности, привело к созданию зон типа «нау­коград», «город-завод» и др. Название, а также тип зоны в той или иной стране во многом зависят от содержания национальной политики зонирования, проводимой в отношении конкретной тер­риториально-хозяйственной или административно-территориаль­ной единицы, входящей в состав территории страны.

Создание СЭЗ – весьма действенное и перспективное направ­ление развития экономики отдельных территорий и районов, глав­ным образом ориентированных на формирование производ­ственного потенциала и сферы услуг, способных свободно экспортировать продукцию. Однако, несмотря на то, что основным универсальным регулятором функционирования любого рыночно­го хозяйства является прибыль, привлекательность помещения иностранными инвесторами своего капитала в экономику зон, расположенных на территории других стран, объясняется не толь­ко фактором высокого прибыльного экспорта. Ведущую роль играет и фактор получения дополнительных источников природного сырья, расширения рынков сбыта продукции, уже не пользующей­ся спросом на традиционных рынках других стран. Однако оче­видно, что практика зонирования с каждым годом приобретает все большие масштабы, и по оценке специалистов в настоящее время в мире создано и функционирует более 500 зон различных типов, расположенных на территории 82 стран, а мировое семейство СЭЗ превышает 5 тыс. зон.

Существует целый ряд причин и факторов появления зон раз­личных типов в мировой практике зонирования:

1) экономические: получение дополнительной прибыли за счет более выгодного вложения капитала на территории других стран, а не в собственную экономику;

2) внеэкономические:

 технико-технологические (проблемы НТР и НТП в совре­менной мирохозяйственной системе);

 необходимость ускоренного создания и внедрения совре­менной технологии, а также тиражирования лучших миро­вых достижений;

 природно-географические;

 организационные;

3)              политические либо геополитические (экономико-географические): расширение сфер и областей мирового сотрудничества различных стран; социально-культурные и др.

 

Одной из основных причин многообразия типов зон в миро­вой практике зонирования является их четкая ориентация в каж­дом конкретном случае на определенный вид или группу видов специализированной деятельности с обязательным обеспечением соответствующих организационно-правовых, социально-экономи­ческих, политических и других условий и гарантий, обеспечива­ющих эффективное и взаимовыгодное (с точки зрения нацио­нальных, межгосударственных и частных интересов) функциони­рование экономики зоны, отдельных субъектов хозяйствования, действующих на ее территории.

Свободная экономическая зона – это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соот­ветствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.

До сих пор отсутствует достаточно четкая классификация ти­пов мирового семейства зон, хотя имеются достаточно многочис­ленные попытки ее разработки. В частности, в отечественной ли­тературе встречаются такие классификации, отличие которых со­стоит в степени детализации подхода и к самим критериям классификации, и к требуемой глубине оценки социально-эконо­мической, организационно-управленческой и правовой сущности зон того или иного типа.

Выделяют следующие основные критерии классификации сво­бодных зон:

 признак хозяйственной специализации, т.е. в соответствии с профилем деятельности хозяйствующих на территории той или иной зоны;

 размер территории зоны;

 степень открытости;

 число стран-участников;

 порядок организации границ зоны и режим доступа на ее территорию;

 территориальный или функциональный подход к организа­ции зоны.

На основе этого комплекса критериев выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зони­рования.

1. Зоны свободной торговли.

2. Промышленно-производственные или предпринимательс­кие зоны.

3. Торгово-промышленные зоны.

4. Технико-разрабатывающие и технико-внедренческие зоны (специализированные).

5. Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономическме).

6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития тер­ритории.

7. Совместные с другими странами СЭЗ. В рамках отдельных типов зон, входящих в эту классификацию, можно выделить от дельные специфические группы и подгруппы. Так, зоны могут быть:

1) мононациональными и интернациональными;

2) закрытыми и открытыми;

3) территориальными (макрозонами) и точечными (микрозо­нами). Каждая из зон, независимо от типовой принадлежности, является социально-экономическим территориальным образова­нием, уникальным по своему содержанию, условиям развития, задачам и целям.

Рассмотрим более подробно характеристики отдельных типов зон, входящих в данную классификацию.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой компакт­ные территориальные образования, выведенные за пределы наци­ональной таможенной территории. В таких зонах осуществляют­ся разнообразные торговые и связанные с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий, ввозимых в страну и вывозимых из нее продоволь­ственных и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются и другие торговые и посреднические услуги. Боль­шое распространение в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских портах тех стран, где морское и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Фран­ции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, име­ющих статус ЗСТ. Например, только в Германии их 6: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Нунсфахен, Этден.

Для обозначения этого типа зон в мировой практике встреча­ются понятия «свободные торговые порты», «свободные портовые города», «свободные портовые зоны», «таможенные зоны» и др. Причем практика деятельности многих городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон есть и в других странах мира, хотя их назва­ния имеют везде свою национальную специфику. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых «открытых прибреж­ных городов» (ОПГ). Принято считать, что преимущества всех типов ЗСТ заключается в том, что для них характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ и т. п.).

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплекту­ющих изделий и других компонентов либо выпускающие на тех же основах так называемую импортозаменяющую продукцию для целей внутреннего рынка страны. Первоначально предприятия зоны осуществляют обработку импортируемых полуфабрикатов и компонентов, а также сборку и изготовление какой-либо продук­ции с обязательным ее экспортом. В дальнейшем они производят товары, используя уже местное сырье с применением импортной техники и технологии для нужд внутреннего рынка. Эти зоны со­здаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяю­щую продукцию, пользуясь при этом определенными налоговы­ми, финансовыми и другими льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР и Южной Корее.

Торгово-промышленные зоны (ТПЗ) являются своеобразной комбинацией двух первых типов зон, т. е. ЗСТ и ППЗ. На их тер­ритории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбыто­вой деятельности предприятий – резидентов зоны. Они получи­ли широкое распространение в США.

Технико-разрабатывающие зоны (ТРЗ) представляют собой тер­риториальные образования, использующие национальные и зару­бежные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, производственно-технологические и научно-производственные организации, объединенные единством целей и задач, поль­зующиеся при этом единой системой фискальных и финансовых льгот. Обычно такие типы зон называют в США технопарками, в Японии — технополисами, в России и других странах СНГ — на­укоградами.

Технопарки в США, технополисы в Японии, научные парки в новых индустриальных странах получают широкую и всесторон­нюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из го­сударственного бюджета на развитие инфраструктуры этих зон, налоговые льготы и льготные кредиты, особенно для мелких ин­новационных фирм. Главная цель создания и функционированиязон этого типа — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно).

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон