Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение
свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон
и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных
экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов
государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44
4) валютный режим;
5) таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Основные принципы хозяйственной деятельности в СЭЗ – это:
создание, функционирование и развитие зоны как автономной хозяйственной единицы;
собственный бюджет СЭЗ;
опосредованность администрацией и собственным бюджетом всех финансовых отношений юридических лиц, расположенных на территории СЭЗ, с государственным бюджетом;
территориальная ограниченность действия экономического режима СЭЗ;
функционирование предприятий СЭЗ в рамках бюджетных ограничений, без централизованного вмешательства и без субсидий со стороны государства.
Инвестиционный режим, формируемый в СЭЗ, призван обеспечить привлекательные условия для притока иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологии, управленческого опыта. Чем шире набор инвестиционных стимулов, тем более значительных успехов добивается зона в привлечении иностранного капитала.
Основные мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного режима СЭЗ можно разделить на две группы.
1. Права и гарантии иностранным инвесторам:
равноправный с национальными производителями режим хозяйствования;
защита иностранной собственности и капиталовложений от национализации или экспроприации;
гарантии конверсии рублевой части прибыли, не покрываемой валютной самоокупаемостью, в иностранную валюту;
право свободы выбора источников финансирования своих операций в зоне, включая возможность привлечения средств мирового рынка капиталов.
2. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам:
упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранным капиталом;
пониженные ставки платы за пользование землей, предоставление права долгосрочной аренды и субаренды;
льготный налоговый и таможенный режимы.
Иногда в СЭЗ разрешается свободная продажа земли, что воспринимается иностранными партнерами как естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимающей стороны.
Что касается капитала, то, как известно, существуют две основные экономические формы его ввоза:
а) предпринимательский капитал, связанный с производственным инвестированием;
б) ссудный капитал, представляющий собой внешнее кредитование. Одна из наиболее распространенных форм использования предпринимательского капитала – создание совместных предприятий. С этой точки зрения, любая СЭЗ представляет широкое поле деятельности. Важно учитывать позитивные и негативные стороны создания и деятельности совместных предприятий в СЭЗ, а так же оценивать преимущества и недостатки при выборе принимающей страны для вложения средств и организации совместного предпринимательства. В этом случае налоговые льготы как одна из форм государственного регулирования СЭЗ играют важную роль и способствуют либерализации как прямых, так и портфельных иностранных инвестиций.
Налоговая политика в СЭЗ также направлена на создание льготных условий для инвестирования и хозяйствования зарубежных партнеров с тем, чтобы условия приложения капитала были не только выгоднее, чем в капиталоэкспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в ближайших странах и зонах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций. Главная особенность налоговой политики заключается в обеспечении льготного режима на стадии создания и частично на стадии развития зоны.
В качестве наиболее популярных экономических методов управления деятельностью СЭЗ в мировой практике применяются три основных рычага реализации налоговой политики:
налоговые кредиты;
«налоговые каникулы»;
льготное налогообложение.
Налоговые кредиты как часть финансового метода государственного регулирования СЭЗ представляют собой сумму денежных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории СЭЗ, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной.
Средства, образуемые от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно на цели развития производства, вспомогательной и социальной инфраструктуры СЭЗ.
Широко распространенная за рубежом практика налоговых кредитов является, с одной стороны, еще одной формой государственного воздействия на политику зонирования, а с другой – источником финансирования СЭЗ. Эта практика предусматривает, что в течение определенного срока (например, 5 лет) все налоги и бюджетные платежи, собираемые на территории зоны, остаются в распоряжении зональных органов управления. Дополнительные средства могут быть получены от предприятий, расположенных на территории зоны и других регионов страны, если они будут иметь возможность вкладывать свои средства в капитал акционерных обществ, действующих в СЭЗ, и в уставный фонд расположенных там СП.
«Налоговые каникулы» - это финансовый метод регулирования СЭЗ, который состоит в том, что в течение определенного периода времени хозяйственные субъекты освобождаются от уплаты налогов. «Налоговые каникулы» - наиболее распространенная форма стимулирования всех видов предпринимательской деятельности СЭЗ. Для хозяйственных субъектов, действующих на территории российских СЭЗ и связанных с ними территориях, «налоговые каникулы» могут быть введены на пять, десять, 20 (обычно от десяти до 20) лет.
Льготы в форме «налоговых каникул» для хозяйственных субъектов, действующих на территории СЭЗ, могут распространяться на следующие показатели деятельности, подлежащие налогообложению: прибыль от предпринимательской деятельности; дивиденды; налог на индивидуальные доходы физических лиц; имущественный налог; налог на землю, арендную плату за землю и другое имущество, без которого невозможно начинать предпринимательскую деятельность в зоне.
Преференции – еще один из экономических рычагов государственного регулирования СЭЗ, представляющий собой систему налоговых льгот. С помощью преференций федеральные органы управления, расположенные на территории субъектов Федерации, самой СЭЗ, воздействуют на экономическую деятельность на территории зоны. Однако преференции как метод централизованного государственного воздействия на экономику СЭЗ должны быть ограничены, с одной стороны, нормативами налоговых и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты зоны, а с другой – установленными ставками таможенных тарифов на внешней и внутренней границах СЭЗ. При этом порядок налогообложения в СЭЗ, уровень ставок налогов и платежей в государственный (республиканский) и местный бюджеты определяются в каждом конкретном случае, исходя из специфики СЭЗ, специализации ее хозяйственного комплекса.
Для принятия решения о целесообразности преференций и в отношении того или иного вида деятельности в СЭЗ необходимо выявить приоритетные с точки зрения инвестиций отрасли и субъекты хозяйствования. Ими чаще всего становятся либо отрасли специализации района СЭЗ, уже сложившиеся до момента ее официального юридического признания, либо те производства, продукция которых является дефицитной для РФ, ее субъектов, районов самой зоны.
Под влиянием межзональной конкуренции важнейшие элементы в механизме функционирования СЭЗ имеют тенденции к унификации, а их количественные параметры – к выравниванию. В полной мере это относится и к системе преференций и льгот, предоставляемых иностранным инвесторам.
Множество конкурирующих между собой СЭЗ предлагают иностранным инвесторам примерно одинаковый набор стимулов и налоговых льгот. Наиболее распространены следующие виды преференций:
снижение ставок налогов по сравнению с установленным законодательством;
установление минимамльного размера доходов, облагаемых налогом;
свободный перевод за рубеж части прибыли;
вывоз товаров, произведенных в зоне без квотирования и лицензирования.
В отечественной практике зонирования наибольшее распространение получили несколько видов льгот:
предприятия приоритетных направлений деятельности с
долей иностранных инвестиций более 30% в первые 5 лет освобождаются от налога, а в последующие 5 лет выплачивают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;
предприятия приоритетных направлений с долей иностранных инвестиций менее 30% выплачивают налог на прибыль на 50% ниже установленной нормы;
вновь создаваемые предприятия приоритетных направлений с долей иностранных инвестиций более 10% полностью освобождаются от выплаты налогов на прибыль и на вывозимую за рубеж часть прибыли сроком на 5 лет;
участники СЭЗ освобождаются от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры, используемой на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направляемой на подготовку и переподготовку кадров;
участники СЭЗ освобождаются от налога на экспорт и импорт продукции, произведенной и потребляемой СЭЗ.
Как показывает опыт индустриально развитых стран, налоговая политика, как и вся экономическая деятельность зоны, должна основываться на собственном бюджете, формирующемся в части доходов от налоговых поступлений с предприятий, организаций и частных лиц, находящихся или проживающих на ее территории, частично – от таможенных сборов, а также от собственной предпринимательской деятельности администрации зоны. Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры СЭЗ и других целей, могут быть предоставлены ей, как правило, на условиях долгосрочного кредита, а не безвозмездно. Все финансовые отношения расположенных на территории СЭЗ предприятий с государственным бюджетом опосредуются администрацией и собственным бюджетом зоны, что является важным фактором ее экономической самостоятельности и условием эффективного управления хозяйственной деятельностью. Такой порядок создает прочную основу для последовательного соблюдения принципа исключительной ответственности по своим финансовым обязательствам. Однако, как свидетельствует мировой опыт, даже при отсутствии дефицита бюджета зоны ее финансирование только за счет собственных средств невозможно.
При разработке налоговой политики в СЭЗ необходимо учитывать ряд условий.
1) Система установленных льгот должна зависеть от приоритетности сферы деятельности и степени ее соответствия основным целям и задачам СЭЗ.
2) Размер льгот должен определяться на основе расчетов в диапазоне между возможными минимальными народно-хозяйственными потерями (например, от недополучения средств в бюджет, снижения процентных ставок за кредит) и максимальным эффектом от привлечения иностранных инвестиций в соответствующей форме.
3) Льготные налоги и режимы освобождения от них, устанавливаемые в СЭЗ, должны действовать в течение определенного периода и, как правило, не пересматриваться.
Налоги составляют часть финансовых и бюджетных отношений, поэтому при построении государственной налоговой политики в СЭЗ необходимо исходить из общих принципов зонирования, отражающих отношения зон всех типов с государством. Но при этом порядок налогообложения СЭЗ и уровень ставок налогов и платежей в государственный бюджет может определяться в каждом конкретном случае с учетом специализации зоны и ее особенностей (наличие на ее территории производственных мощностей, инфраструктуры и других факторов материально-технического обеспечения).
Несмотря на специфические особенности каждой конкретной СЭЗ, в мировой практике зонирования действуют определенные международные стандарты построения налоговой системы, использование которых обязательно для обеспечения конкурентоспособности российских СЭЗ на мировом рынке зон.
Система финансово-кредитных отношений СЭЗ предусматривает:
принципы и порядок формирования бюджета зоны;
создание внебюджетных фондов, связанных с развитием экономических отношений в СЭЗ, и организацию управления ими;
определение порядка расходования средств, использование муниципальных кредитов, организацию финансовых взаимоотношений с вышестоящими бюджетами.
Бюджет СЭЗ по своей форме может совпадать с бюджетом административно-
Выделяют несколько форм осуществления денежного обращения в зоне.
1) Денежное обращение в СЭЗ, обеспечиваемое национальной валютой. При этом все расчетные операции, вывоз прибылей и т.п. осуществляются через обмен на твердую валюту по плавающему рыночному курсу.
2) Постепенный переход к вводу в обращение внутри зоны твердой валюты наряду с национальной. По мере роста конкурентоспособности товаров и увеличения экспорта происходит постепенное вытеснение национальной валюты из обращения.
3) Эмиссия «параллельной валюты».
4) Переход на кредитные карточки и чеки с целью защиты потребительского рынка СЭЗ от вторжения денежной массы из-за ее пределов.
Валютный режим в российских СЭЗ, так же как и налоговое регулирование, жестко ограничен рамками отечественного законодательства.
Валютное регулирование и контроль сводятся к следующему:
право собственности и иные права физических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ;
валютные операции регулируются Центральным банком РФ и Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
на экспорт товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории СЭЗ, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон