Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

4)      валютный режим;

5)      таможенное регулирование внешнеэкономической деятель­ности.

Основные принципы хозяйственной деятельности в СЭЗ – это:

 создание, функционирование и развитие зоны как автоном­ной хозяйственной единицы;

 собственный бюджет СЭЗ;

 опосредованность администрацией и собственным бюдже­том всех финансовых отношений юридических лиц, распо­ложенных на территории СЭЗ, с государственным бюдже­том;

 территориальная ограниченность действия экономического режима СЭЗ;

 функционирование предприятий СЭЗ в рамках бюджетных ограничений, без централизованного вмешательства и без субсидий со стороны государства.

Инвестиционный режим, формируемый в СЭЗ, призван обес­печить привлекательные условия для притока иностранных мате­риальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техни­ки и технологии, управленческого опыта. Чем шире набор инвес­тиционных стимулов, тем более значительных успехов добивается зона в привлечении иностранного капитала.

Основные мероприятия по созданию благоприятного инве­стиционного режима СЭЗ можно разделить на две группы.

1. Права и гарантии иностранным инвесторам:

 равноправный с национальными производителями режим хозяйствования;

 защита иностранной собственности и капиталовложений от национализации или экспроприации;

 гарантии конверсии рублевой части прибыли, не покрыва­емой валютной самоокупаемостью, в иностранную валюту;

 право свободы выбора источников финансирования своих операций в зоне, включая возможность привлечения средств мирового рынка капиталов.

2. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам:

 упрощенный порядок регистрации предприятий с иностран­ным капиталом;

 пониженные ставки платы за пользование землей, предос­тавление права долгосрочной аренды и субаренды;

 льготный налоговый и таможенный режимы.

Иногда в СЭЗ разрешается свободная продажа земли, что воспринимается иностранными партнерами как естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимаю­щей стороны.

Что касается капитала, то, как известно, существуют две ос­новные экономические формы его ввоза:

а)              предпринимательский капитал, связанный с производствен­ным инвестированием;

б)              ссудный капитал, представляющий собой внешнее кредитование. Одна из наиболее распространенных форм использования предпринимательского капитала – создание совместных предприятий. С этой точки зрения, любая СЭЗ представляет широкое поле деятельности. Важно учитывать позитивные и негативные сторо­ны создания и деятельности совместных предприятий в СЭЗ, а так­ же оценивать преимущества и недостатки при выборе принимающей страны для вложения средств и организации совместного предпринимательства. В этом случае налоговые льготы как одна из форм государственного регулирования СЭЗ играют важную роль и способствуют либерализации как прямых, так и портфельных иностранных инвестиций.

Налоговая политика в СЭЗ также направлена на создание льготных условий для инвестирования и хозяйствования зарубеж­ных партнеров с тем, чтобы условия приложения капитала были не только выгоднее, чем в капиталоэкспортирующей стране, но и по возможности благоприятнее, чем в ближайших странах и зо­нах, способных составить конкуренцию в качестве реципиентов иностранных инвестиций. Главная особенность налоговой поли­тики заключается в обеспечении льготного режима на стадии со­здания и частично на стадии развития зоны.

В качестве наиболее популярных экономических методов управ­ления деятельностью СЭЗ в мировой практике применяются три основных рычага реализации налоговой политики:

 налоговые кредиты;

 «налоговые каникулы»;

 льготное налогообложение.

Налоговые кредиты как часть финансового метода государ­ственного регулирования СЭЗ представляют собой сумму денеж­ных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории СЭЗ, которые остаются в течение определенного сро­ка, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной.

Средства, образуемые от введения практики налоговых креди­тов, должны использоваться исключительно на цели развития производства, вспомогательной и социальной инфраструктуры СЭЗ.

Широко распространенная за рубежом практика налоговых кредитов является, с одной стороны, еще одной формой государ­ственного воздействия на политику зонирования, а с другой – источником финансирования СЭЗ. Эта практика предусматривает, что в течение определенного срока (например, 5 лет) все на­логи и бюджетные платежи, собираемые на территории зоны, ос­таются в распоряжении зональных органов управления. До­полнительные средства могут быть получены от предприятий, расположенных на территории зоны и других регионов страны, если они будут иметь возможность вкладывать свои средства в капитал акционерных обществ, действующих в СЭЗ, и в уставный фонд расположенных там СП.

«Налоговые каникулы» - это финансовый метод регулирова­ния СЭЗ, который состоит в том, что в течение определенного периода времени хозяйственные субъекты освобождаются от уп­латы налогов. «Налоговые каникулы» - наиболее распространен­ная форма стимулирования всех видов предпринимательской де­ятельности СЭЗ. Для хозяйственных субъектов, действующих на территории российских СЭЗ и связанных с ними территориях, «налоговые каникулы» могут быть введены на пять, десять, 20 (обычно от десяти до 20) лет.

Льготы в форме «налоговых каникул» для хозяйственных субъектов, действующих на территории СЭЗ, могут распростра­няться на следующие показатели деятельности, подлежащие на­логообложению: прибыль от предпринимательской деятельности; дивиденды; налог на индивидуальные доходы физических лиц; имущественный налог; налог на землю, арендную плату за землю и другое имущество, без которого невозможно начинать предпри­нимательскую деятельность в зоне.

Преференции –  еще один из экономических рычагов государ­ственного регулирования СЭЗ, представляющий собой систему налоговых льгот. С помощью преференций федеральные органы управления, расположенные на территории субъектов Федерации, самой СЭЗ, воздействуют на экономическую деятельность на тер­ритории зоны. Однако преференции как метод централизованно­го государственного воздействия на экономику СЭЗ должны быть ограничены, с одной стороны, нормативами налоговых и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты зоны, а с другой – установленными ставками таможенных тари­фов на внешней и внутренней границах СЭЗ. При этом порядок налогообложения в СЭЗ, уровень ставок налогов и платежей в государственный (республиканский) и местный бюджеты определя­ются в каждом конкретном случае, исходя из специфики СЭЗ, спе­циализации ее хозяйственного комплекса.

Для принятия решения о целесообразности преференций и в отношении того или иного вида деятельности в СЭЗ необходимо выявить приоритетные с точки зрения инвестиций отрасли и субъекты хозяйствования. Ими чаще всего становятся либо отрас­ли специализации района СЭЗ, уже сложившиеся до момента ее официального юридического признания, либо те производства, продукция которых является дефицитной для РФ, ее субъектов, районов самой зоны.

Под влиянием межзональной конкуренции важнейшие эле­менты в механизме функционирования СЭЗ имеют тенденции к унификации, а их количественные параметры – к выравниванию. В полной мере это относится и к системе преференций и льгот, предоставляемых иностранным инвесторам.

Множество конкурирующих между собой СЭЗ предлагают иностранным инвесторам примерно одинаковый набор стимулов и налоговых льгот. Наиболее распространены следующие виды преференций:

 снижение ставок налогов по сравнению с установленным законодательством;

 установление минимамльного размера доходов, облагаемых налогом;

 свободный перевод за рубеж части прибыли;

 вывоз товаров, произведенных в зоне без квотирования и лицензирования.

В отечественной практике зонирования наибольшее распрос­транение получили несколько видов льгот:

 предприятия приоритетных направлений деятельности с
долей иностранных инвестиций более 30% в первые 5 лет освобождаются от налога, а в последующие 5 лет выплачи­вают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;

 предприятия приоритетных направлений с долей иностран­ных инвестиций менее 30% выплачивают налог на прибыль на 50% ниже установленной нормы;

 вновь создаваемые предприятия приоритетных направлений с долей иностранных инвестиций более 10% полностью ос­вобождаются от выплаты налогов на прибыль и на вывози­мую за рубеж часть прибыли сроком на 5 лет;

 участники СЭЗ освобождаются от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории СЭЗ в раз­витие производства, социальной сферы и инфраструктуры, используемой на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направляемой на подготов­ку и переподготовку кадров;

 участники СЭЗ освобождаются от налога на экспорт и им­порт продукции, произведенной и потребляемой СЭЗ.

Как показывает опыт индустриально развитых стран, налого­вая политика, как и вся экономическая деятельность зоны, дол­жна основываться на собственном бюджете, формирующемся в части доходов от налоговых поступлений с предприятий, органи­заций и частных лиц, находящихся или проживающих на ее тер­ритории, частично – от таможенных сборов, а также от собствен­ной предпринимательской деятельности администрации зоны. Средства государственного бюджета, необходимые для развития инфраструктуры СЭЗ и других целей, могут быть предоставлены ей, как правило, на условиях долгосрочного кредита, а не безвоз­мездно. Все финансовые отношения расположенных на террито­рии СЭЗ предприятий с государственным бюджетом опосредуются администрацией и собственным бюджетом зоны, что является важным фактором ее экономической самостоятельности и усло­вием эффективного управления хозяйственной деятельностью. Такой порядок создает прочную основу для последовательного соблюдения принципа исключительной ответственности по сво­им финансовым обязательствам. Однако, как свидетельствует мировой опыт, даже при отсутствии дефицита бюджета зоны ее финансирование только за счет собственных средств невозможно.

При разработке налоговой политики в СЭЗ необходимо учи­тывать ряд условий.

1)      Система установленных льгот должна зависеть от приори­тетности сферы деятельности и степени ее соответствия основным целям и задачам СЭЗ.

2)      Размер льгот должен определяться на основе расчетов в диа­пазоне между возможными минимальными народно-хозяйственны­ми потерями (например, от недополучения средств в бюджет, сни­жения процентных ставок за кредит) и максимальным эффектом от привлечения иностранных инвестиций в соответствующей форме.

3)      Льготные налоги и режимы освобождения от них, устанав­ливаемые в СЭЗ, должны действовать в течение определенного периода и, как правило, не пересматриваться.

Налоги составляют часть финансовых и бюджетных отноше­ний, поэтому при построении государственной налоговой поли­тики в СЭЗ необходимо исходить из общих принципов зониро­вания, отражающих отношения зон всех типов с государством. Но при этом порядок налогообложения СЭЗ и уровень ставок нало­гов и платежей в государственный бюджет может определяться в каждом конкретном случае с учетом специализации зоны и ее особенностей (наличие на ее территории производственных мощ­ностей, инфраструктуры и других факторов материально-техни­ческого обеспечения).

Несмотря на специфические особенности каждой конкретной СЭЗ, в мировой практике зонирования действуют определенные международные стандарты построения налоговой системы, ис­пользование которых обязательно для обеспечения конкуренто­способности российских СЭЗ на мировом рынке зон.

Система финансово-кредитных отношений СЭЗ предусма­тривает:

 принципы и порядок формирования бюджета зоны;

 создание внебюджетных фондов, связанных с развитием экономических отношений в СЭЗ, и организацию управле­ния ими;

 определение порядка расходования средств, использование муниципальных кредитов, организацию финансовых взаи­моотношений с вышестоящими бюджетами.

Бюджет СЭЗ по своей форме может совпадать с бюджетом административно-территориального образования, если режим СЭЗ распространяется на всю данную территорию. Если режим СЭЗ охватывает только определенную часть административно-терри­ториального образования, то бюджет составляется отдельно и имеет форму финансового плана юридического лица, осуществ­ляющего функции управления СЭЗ.

Выделяют несколько форм осуществления денежного обращения в зоне.

1)      Денежное обращение в СЭЗ, обеспечиваемое национальной валютой. При этом все расчетные операции, вывоз прибылей и т.п. осуществляются через обмен на твердую валюту по плавающему рыночному курсу.

2)      Постепенный переход к вводу в обращение внутри зоны твердой валюты наряду с национальной. По мере роста конкурен­тоспособности товаров и увеличения экспорта происходит посте­пенное вытеснение национальной валюты из обращения.

3)      Эмиссия «параллельной валюты».

4)      Переход на кредитные карточки и чеки с целью защиты потребительского рынка СЭЗ от вторжения денежной массы из-за ее пределов.

Валютный режим в российских СЭЗ, так же как и налоговое регулирование, жестко ограничен рамками отечественного зако­нодательства.

Валютное регулирование и контроль сводятся к следующему:

 право собственности и иные права физических и юридичес­ких лиц на валютные ценности осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ;

 валютные операции регулируются Центральным банком РФ и Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

 на экспорт товаров (работ, услуг) и результатов интеллек­туальной деятельности, созданных на территории СЭЗ, не распространяется порядок обязательной продажи резиден­тами иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон