Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение
свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон
и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных
экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов
государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44
перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории СЭЗ осуществляются беспрепятственно;
российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские и иностранные страховые компании для всех видов страховых сделок в российской и иностранной валюте.
На специфику экономического механизма управления деятельностью СЭЗ влияет ее тип. Например, СЭЗ, ориентированные на развитие внешнеэкономических связей, не требуют крупных капиталовложений и длительных сроков создания, поэтому отсутствует необходимость формирования сложного механизма хозяйствования и взаимодействия с национальной экономикой. Главное место в экономическом механизме технопарков и технополи сов отводится элементам, обеспечивающим выход их основной продукции в виде фундаментальных и прикладных исследований и разработок на внешний рынок и привлечение зарубежного опыта управления инновационными процессами, финансовых ресурсов. СЭЗ с развитием преимущественно банковского и страхового дела предоставляют прежде всего налоговые льготы и преимущества валютного анклава.
В мировой практике зонирования к настоящему времени накоплен и активно используется большой опыт формирования экономических механизмов управления деятельностью СЭЗ. Создание эффективного экономического механизма управления СЭЗ в РФ – процесс длительный и сложный, в ходе которого большинство российских СЭЗ не избежало общих проблем и ошибок. Во многом это связано с тем, что местные органы власти воспринимают СЭЗ как средство обособления от центра с помощью получения существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.
Основные проблемы формирования экономического механизма управления СЭЗ в РФ:
жесткая ограниченность содержания некоторых элементов рамками законодательства (налоговая, валютная политика);
унифицированный подход к разработке направлений налоговой и инвестиционной политики в разных СЭЗ;
ориентация зон в основном на привлечение иностранных инвестиций;
недостаточное использование возможностей таможенного законодательства для установления в зонах таможенных льгот;
слабость развития системы финансовых взаимоотношений в СЭЗ;
необходимость значительного финансирования из федерального бюджета.
принципы создания СЭЗ;
статус СЭЗ и их типы;
основные стандартные (унифицированные для всех регионов страны) цели и задачи создания и функционирования СЭЗ конкретных типов;
права и обязанности федеральных, краевых, муниципальных и других властей и органов хозяйственного управления на местах по отношению к территории СЭЗ в целом, резидентам и населению регионов зон, а также права и обязанности, которые делегируются свыше органами центральной власти и управления местным властям и администрации СЭЗ;
перечень типовых (универсальных) экономических и других обязательств, которые призваны обеспечивать зоны в процессе функционирования их экономики, перед вышестоящими органами государственной власти и управления (например, по вопросам роста объемов производства экспортной продукции, платежей в бюджеты всех уровней, валютных поступлений и т.д.);
ставки федеральных и региональных налогов;
виды преференций;
условия ведения внешнеэкономических операций;
валютный режим;
визовый режим и т.п.
Общие принципиальные положения Федерального закона о СЭЗ должны дополняться более конкретными законодательными и нормативными актами, регулирующими деятельность соответствующих организаций и служб.
На практике Федеральный закон о СЭЗ в РФ не всегда корреспондирует с нормативно-правовыми актами внутризонального характера. Следствием этого становятся такие негативные явления, как несогласованность действий местных органов власти и администраций зон; невозможность обеспечить государственный контроль за применением федеральных законов на территории зоны; сложность привлечения в экономику СЭЗ иностранных и отечественных инвестиций и др. Ситуация осложняется отсутствием указов президента и постановлений правительства страны, оперативно вносящих в законы РФ требуемые изменения и дополнения.
Организационно-правовая база государственного регулирования СЭЗ призвана:
решать вопросы стыковки разных ветвей государственной власти разных уровней в процессе реализации государственной политики зонирования;
обеспечивать достаточный уровень контроля со стороны федеральных властей и центральных экономических служб при реализации национальной политики зонирования.
ГЛАВА 5.
ПУТИ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ
Деятельность СЭЗ на всех этапах ее жизненного цикла связана с принципиально новой финансово-кредитной и налоговой политикой, с новыми условиями организации и контроля со стороны федеральных и местных органов власти экономической деятельности подразделений зоны, включая отечественных и иностранных юридических и физических лиц. Специфика функционирования зон как сложных территориально-
Ориентация СЭЗ на открытость экономики, расширение мирохозяйственных связей, привлечение иностранных и отечественных инвесторов требуют изменения существующих форм и методов государственного регулирования СЭЗ по сравнению с применяемыми на уровне национальной экономики.
Развитие и совершенствование форм и методов государственного регулирования СЭЗ – наиболее важные и масштабные направления работы в рамках создания экономического механизма управления СЭЗ. Оттого, насколько эффективны, привлекательны и детально проработаны «правила игры», установленные для резидентов и нерезидентов СЭЗ, зависит эффективность развития экономики СЭЗ, а в конечном счете – перспективность каждой конкретной зоны.
При формировании и совершенствовании механизма государственного регулирования зонирования важен вопрос о принципах и содержании хозяйственной деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории СЭЗ (субъектов хозяйствования СЭЗ). Они должны руководствоваться в своей хозяйственной деятельности законодательством РФ, специально принятым Положением о СЭЗ, а также принимаемыми на местном и внутризональном уровнях управления регулирующими правилами.
Проблемы государственного регулирования СЭЗ рассматривают на общенациональном (федеральном), местном и внутризональном уровнях.
Любая СЭЗ развивается в рамках национальной экономики как самостоятельная автономная хозрасчетная единица. Поэтому важнейшее и принципиальное условие ее экономической самостоятельности и эффективного функционирования – недопустимость прямого вмешательства государства в ее дела. Следовательно, государственное регулирование СЭЗ может осуществляться центральными органами хозяйственного управления исключительно через систему экономических методов – прямых и косвенных. Они должны применяться с учетом особенностей экономического пространства зоны.
В СЭЗ должен быть создан благоприятный климат для притока иностранных и отечественных инвестиций в ее хозяйство. С этой целью в нормативных актах Правительства РФ, субъектов Федерации и местных органов власти, регулирующих деятельность субъектов СЭЗ, устанавливается комплекс льгот финансово-кредитного, инвестиционного и налогового, экспортно-импортного и имущественного характера.
Выделяются следующие основные направления совершенствования форм и методов государственного регулирования СЭЗ.
1) Совершенствование системы налогообложения.
2) Совершенствование таможенного регулирования СЭЗ.
3) Совершенствование механизма финансовых взаимоотношений в СЭЗ.
4) Разработка приоритетов инвестиционной политики с учетом целевой направленности зоны.
5) Формирование и развитие системы информационного обеспечения деятельности СЭЗ.
Налоговое регулирование в большинстве типов СЭЗ (за исключением свободных таможенных зон и свободных складов) является базовым, активно применяемым методом государственного регулирования экономической деятельности на территории СЭЗ. В России совершенствование налогообложения должно проходить на федеральном и местном уровнях, а также по двум направлениям – в области прямых и косвенных методов государственного регулирования СЭЗ. Важным направлением совершенствования прямого налогового регулирования предпринимательской деятельности в СЭЗ является широкое использование практики налоговых кредитов. Средства, полученные от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться на развитие производства, вспомогательной и социальной инфраструктур СЭЗ.
Налоговое регулирование СЭЗ необходимо рассматривать не только как метод государственного регулирования зонирования и механизм привлечения инвестиций, но и как средство защиты интересов национальных товаропроизводителей. Созданные в России СЭЗ пока не стали полюсами экономического роста и не оправдали возложенных на них ожиданий. Чаще всего они выполняют функции центров перепродажи импортных товаров. В этой ситуации органы управления СЭЗ вынуждены самостоятельно разрабатывать механизмы защиты интересов национальных товаропроизводителей, используя средства и методы таможенного регулирования и таможенного контроля. Однако защита национального товаропроизводителя в российских СЭЗ должна осуществляться в определенных пределах, с сохранением конкурентной среды и использованием всех возможных средств, а не только за счет ограничения таможенного режима. Такой механизм защиты должен иметь конкретные временные рамки и носить комплексный характер. В качестве возможных мер в этом направлении могут применяться:
государственная дотационная поддержка предприятий определенных, жизненно важных отраслей;
дифференцированное предоставление льгот резидентам СЭЗ в зависимости от их участия в процессе развития местной промышленности;
допущение разумной конкуренции в СЭЗ с целью изменения тактики поведения местных товаропроизводителей на рынке, стимулирования поиска резервов снижения себестоимости продукции, модернизации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции с учетом требований рынка, повышения качества продукции и т.п.;
целевое финансирование развития местных предприятий;
оптимизация налогового режима с учетом интересов отечественных товаропроизводителей в СЭЗ.
Эффективным косвенным методом государственного регулирования экономической деятельности субъектов СЭЗ являются преференции. В России преференции должны использоваться вместе с некоторыми прямыми тарифными методами государственного регулирования с целью ограничения сферы применения особых преференциальных режимов на территории СЭЗ. К таким методам можно отнести:
нормативы налоговых и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты;
ставки таможенных тарифов на внешней и внутренней границах СЭЗ.
Один из эффективных видов преференций – предельная сумма дохода субъектов хозяйствования зоны. Она должна определяться администрацией СЭЗ на основе специального экспертного анализа условий и особенностей конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Средства, превышающие размеры установленных предельных доходов, облагаемых налогами, должны направляться на развитие предпринимательской деятельности в зоне. Основаниями для определения размеров доходов, облагаемых налогом, могут быть:
спонсорские взносы на решение социальных задач и развитие подразделений социальной инфраструктуры хозяйства зоны;
расходы на подготовку и переподготовку рабочей силы;
затраты на освоение новой прогрессивной техники и технологии, других приоритетов для потребностей СЭЗ, РФ и ее субъектов.
Другой вид преференций в СЭЗ – это свободный перевод за рубеж части прибыли или вывоз товаров (при наличии лицензий и квот).
Таможенное регулирование. Таможня как государственная организация с жесткой централизованной структурой и проводник государственной внешнеэкономической политики непосредственно на местах может оказывать стимулирующее воздействие на экономику СЭЗ. В этой связи важно совершенствовать таможенное регулирование в СЭЗ в направлениях:
оптимизации процесса таможенного контроля и оформления;
внедрения передовых информационных технологий;
развития системы таможенной инфраструктуры;
повышения в зоне роли таможни как регулятора внешнеэкономической деятельности.
Таможенное регулирование играет чрезвычайно важную роль в обеспечении экономической безопасности страны и, в частности, региона СЭЗ. Однако попытки местных органов власти защитить отечественного товаропроизводителя только через механизм таможенного оформления и контроля обостряют отношения на всех уровнях: между таможней и органом управления СЭЗ, между таможней и участниками ВЭД. Целесообразнее было бы в российских СЭЗ не применять беспошлинный режим ввоза товаров, а устанавливать сниженные ставки пошлин на отдельные группы товаров (хотя это и не предусмотрено Законом РФ «О таможенном тарифе»). При этом следует определить критерий предоставления такой льготы. Например, все товары могут ввозиться на территорию СЭЗ на общих основаниях (т. е. при условии оплаты пошлин), за исключением тех, ввоз которых необходим для развития производственных отношений в СЭЗ. Для последних либо устанавливаются сниженные ставки пошлин, либо применяется беспошлинный режим.
Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон