Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 перевод дивидендов и репатриация капитала иностранны­ми инвесторами с территории СЭЗ осуществляются беспре­пятственно;

 российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские и иностранные страхо­вые компании для всех видов страховых сделок в российс­кой и иностранной валюте.

На специфику экономического механизма управления деятель­ностью СЭЗ влияет ее тип. Например, СЭЗ, ориентированные на развитие внешнеэкономических связей, не требуют крупных капиталовложений и длительных сроков создания, поэтому отсут­ствует необходимость формирования сложного механизма хозяй­ствования и взаимодействия с национальной экономикой. Глав­ное место в экономическом механизме технопарков и технополи сов отводится элементам, обеспечивающим выход их основной продукции в виде фундаментальных и прикладных исследований и разработок на внешний рынок и привлечение зарубежного опыта управления инновационными процессами, финансовых ресурсов. СЭЗ с развитием преимущественно банковского и страхового дела предоставляют прежде всего налоговые льготы и преимущества валютного анклава.

В мировой практике зонирования к настоящему времени на­коплен и активно используется большой опыт формирования эко­номических механизмов управления деятельностью СЭЗ. Созда­ние эффективного экономического механизма управления СЭЗ в РФ – процесс длительный и сложный, в ходе которого большин­ство российских СЭЗ не избежало общих проблем и ошибок. Во многом это связано с тем, что местные органы власти восприни­мают СЭЗ как средство обособления от центра с помощью полу­чения существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.

Основные проблемы формирования экономического механизма управления СЭЗ в РФ:

 жесткая ограниченность содержания некоторых элементов рамками законодательства (налоговая, валютная политика);

 унифицированный подход к разработке направлений нало­говой и инвестиционной политики в разных СЭЗ;

 ориентация зон в основном на привлечение иностранных инвестиций;

 недостаточное использование возможностей таможенного законодательства для установления в зонах таможенных льгот;

 слабость развития системы финансовых взаимоотношений в СЭЗ;

 необходимость значительного финансирования из федераль­ного бюджета.

 принципы создания СЭЗ;

 статус СЭЗ и их типы;

 основные стандартные (унифицированные для всех регио­нов страны) цели и задачи создания и функционирования СЭЗ конкретных типов;

 права и обязанности федеральных, краевых, муниципальных и других властей и органов хозяйственного управления на ме­стах по отношению к территории СЭЗ в целом, резидентам и населению регионов зон, а также права и обязанности, кото­рые делегируются свыше органами центральной власти и уп­равления местным властям и администрации СЭЗ;

 перечень типовых (универсальных) экономических и других обязательств, которые призваны обеспечивать зоны в про­цессе функционирования их экономики, перед вышестоя­щими органами государственной власти и управления (например, по вопросам роста объемов производства экспор­тной продукции, платежей в бюджеты всех уровней, валют­ных поступлений и т.д.);

 ставки федеральных и региональных налогов;

 виды преференций;

 условия ведения внешнеэкономических операций;

 валютный режим;

 визовый режим и т.п.

Общие принципиальные положения Федерального закона о СЭЗ должны дополняться более конкретными законодательными и нормативными актами, регулирующими деятельность соответ­ствующих организаций и служб.

На практике Федеральный закон о СЭЗ в РФ не всегда корреспондирует с нормативно-правовыми актами внутризонального характера. Следствием этого становятся такие негативные явления, как несогласованность действий местных органов власти и админис­траций зон; невозможность обеспечить государственный контроль за применением федеральных законов на территории зоны; сложность привлечения в экономику СЭЗ иностранных и отечественных инвес­тиций и др. Ситуация осложняется отсутствием указов президента и постановлений правительства страны, оперативно вносящих в зако­ны РФ требуемые изменения и дополнения.

Организационно-правовая база государственного регулирова­ния СЭЗ призвана:

 решать вопросы стыковки разных ветвей государственной власти разных уровней в процессе реализации государствен­ной политики зонирования;

 обеспечивать достаточный уровень контроля со стороны федеральных властей и центральных экономических служб при реализации национальной политики зонирования.

 

 

 

 


ГЛАВА 5.

ПУТИ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ

Деятельность СЭЗ на всех этапах ее жизненного цикла связа­на с принципиально новой финансово-кредитной и налоговой политикой, с новыми условиями организации и контроля со сто­роны федеральных и местных органов власти экономической де­ятельности подразделений зоны, включая отечественных и инос­транных юридических и физических лиц. Специфика функцио­нирования зон как сложных территориально-административных образований диктует необходимость разработки и реализации принципиально новых форм и методов государственного регули­рования. С одной стороны, СЭЗ содержит в себе особые, значи­тельно отличающиеся от элементов общенациональной экономи­ки, черты: свои характер и подходы к производственной инфра­структуре, специфика в способах производства и использовании технологий, иная организация финансовой работы и производ­ственно-сбытовой деятельности. С другой стороны, СЭЗ остает­ся неотъемлемым звеном национального хозяйственного механиз­ма и сохраняет все присущие ему черты.

Ориентация СЭЗ на открытость экономики, расширение мирохозяйственных связей, привлечение иностранных и отече­ственных инвесторов требуют изменения существующих форм и методов государственного регулирования СЭЗ по сравнению с применяемыми на уровне национальной экономики.

Развитие и совершенствование форм и методов государствен­ного регулирования СЭЗ – наиболее важные и масштабные на­правления работы в рамках создания экономического механизма управления СЭЗ. Оттого, насколько эффективны, привлекатель­ны и детально проработаны «правила игры», установленные для резидентов и нерезидентов СЭЗ, зависит эффективность развития экономики СЭЗ, а в конечном счете – перспективность каждой конкретной зоны.

При формировании и совершенствовании механизма государственного регулирования зонирования важен вопрос о принципах и содержании хозяйственной деятельности предприя­тий и организаций, расположенных на территории СЭЗ (субъек­тов хозяйствования СЭЗ). Они должны руководствоваться в сво­ей хозяйственной деятельности законодательством РФ, специаль­но принятым Положением о СЭЗ, а также принимаемыми на местном и внутризональном уровнях управления регулирующи­ми правилами.

Проблемы государственного регулирования СЭЗ рассматрива­ют на общенациональном (федеральном), местном и внутризо­нальном уровнях.

Любая СЭЗ развивается в рамках национальной экономики как самостоятельная автономная хозрасчетная единица. Поэтому важнейшее и принципиальное условие ее экономической самостоя­тельности и эффективного функционирования – недопустимость прямого вмешательства государства в ее дела. Следовательно, го­сударственное регулирование СЭЗ может осуществляться цент­ральными органами хозяйственного управления исключительно через систему экономических методов – прямых и косвенных. Они должны применяться с учетом особенностей экономического про­странства зоны.

В СЭЗ должен быть создан благоприятный климат для прито­ка иностранных и отечественных инвестиций в ее хозяйство. С этой целью в нормативных актах Правительства РФ, субъектов Федерации и местных органов власти, регулирующих деятельность субъектов СЭЗ, устанавливается комплекс льгот финансово-кре­дитного, инвестиционного и налогового, экспортно-импортного и имущественного характера.

Выделяются следующие основные направления совершенство­вания форм и методов государственного регулирования СЭЗ.

1)      Совершенствование системы налогообложения.

2)      Совершенствование таможенного регулирования СЭЗ.

3)      Совершенствование механизма финансовых взаимоотноше­ний в СЭЗ.

4)      Разработка приоритетов инвестиционной политики с уче­том целевой направленности зоны.

5)      Формирование и развитие системы информационного обес­печения деятельности СЭЗ.

Налоговое регулирование в большинстве типов СЭЗ (за исклю­чением свободных таможенных зон и свободных складов) явля­ется базовым, активно применяемым методом государственного регулирования экономической деятельности на территории СЭЗ. В России совершенствование налогообложения должно проходить на федеральном и местном уровнях, а также по двум направлени­ям – в области прямых и косвенных методов государственного регулирования СЭЗ. Важным направлением совершенствования прямого налогового регулирования предпринимательской деятель­ности в СЭЗ является широкое использование практики налого­вых кредитов. Средства, полученные от введения практики нало­говых кредитов, должны использоваться на развитие производства, вспомогательной и социальной инфраструктур СЭЗ.

Налоговое регулирование СЭЗ необходимо рассматривать не только как метод государственного регулирования зонирования и механизм привлечения инвестиций, но и как средство защиты интересов национальных товаропроизводителей. Созданные в России СЭЗ пока не стали полюсами экономического роста и не оправдали возложенных на них ожиданий. Чаще всего они выпол­няют функции центров перепродажи импортных товаров. В этой ситуации органы управления СЭЗ вынуждены самостоятельно разрабатывать механизмы защиты интересов национальных товаропроизводителей, используя средства и методы таможенно­го регулирования и таможенного контроля. Однако защита наци­онального товаропроизводителя в российских СЭЗ должна осуществляться в определенных пределах, с сохранением конкурентной среды и использованием всех возможных средств, а не только за счет ограничения таможенного режима. Такой механизм защиты должен иметь конкретные временные рамки и носить ком­плексный характер. В качестве возможных мер в этом направле­нии могут применяться:

 государственная дотационная поддержка предприятий определенных, жизненно важных отраслей;

 дифференцированное предоставление льгот резидентам СЭЗ в зависимости от их участия в процессе развития местной промышленности;

 допущение разумной конкуренции в СЭЗ с целью измене­ния тактики поведения местных товаропроизводителей на рынке, стимулирования поиска резервов снижения себесто­имости продукции, модернизации производства, расшире­ния номенклатуры выпускаемой продукции с учетом требо­ваний рынка, повышения качества продукции и т.п.;

 целевое финансирование развития местных предприятий;

 оптимизация налогового режима с учетом интересов отече­ственных товаропроизводителей в СЭЗ.

Эффективным косвенным методом государственного регули­рования экономической деятельности субъектов СЭЗ являются преференции. В России преференции должны использоваться вме­сте с некоторыми прямыми тарифными методами государствен­ного регулирования с целью ограничения сферы применения особых преференциальных режимов на территории СЭЗ. К таким методам можно отнести:

 нормативы налоговых и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты;

 ставки таможенных тарифов на внешней и внутренней гра­ницах СЭЗ.

Один из эффективных видов преференций – предельная сум­ма дохода субъектов хозяйствования зоны. Она должна определяться администрацией СЭЗ на основе специального экспертно­го анализа условий и особенностей конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Средства, превышающие размеры установ­ленных предельных доходов, облагаемых налогами, должны на­правляться на развитие предпринимательской деятельности в зоне. Основаниями для определения размеров доходов, облагаемых налогом, могут быть:

 спонсорские взносы на решение социальных задач и разви­тие подразделений социальной инфраструктуры хозяйства зоны;

 расходы на подготовку и переподготовку рабочей силы;

 затраты на освоение новой прогрессивной техники и техно­логии, других приоритетов для потребностей СЭЗ, РФ и ее субъектов.

Другой вид преференций в СЭЗ – это свободный перевод за ру­беж части прибыли или вывоз товаров (при наличии лицензий и квот).

Таможенное регулирование. Таможня как государственная организация с жесткой централизованной структурой и провод­ник государственной внешнеэкономической политики непосред­ственно на местах может оказывать стимулирующее воздействие на экономику СЭЗ. В этой связи важно совершенствовать тамо­женное регулирование в СЭЗ в направлениях:

 оптимизации процесса таможенного контроля и оформления;

 внедрения передовых информационных технологий;

 развития системы таможенной инфраструктуры;

 повышения в зоне роли таможни как регулятора внешнеэко­номической деятельности.

Таможенное регулирование играет чрезвычайно важную роль в обеспечении экономической безопасности страны и, в частно­сти, региона СЭЗ. Однако попытки местных органов власти за­щитить отечественного товаропроизводителя только через меха­низм таможенного оформления и контроля обостряют отношения на всех уровнях: между таможней и органом управления СЭЗ, между таможней и участниками ВЭД. Целесообразнее было бы в российских СЭЗ не применять беспошлинный режим ввоза товаров, а устанавливать сниженные ставки пошлин на отдельные группы товаров (хотя это и не предусмотрено Законом РФ «О та­моженном тарифе»). При этом следует определить критерий пре­доставления такой льготы. Например, все товары могут ввозиться на территорию СЭЗ на общих основаниях (т. е. при условии оплаты пошлин), за исключением тех, ввоз которых необходим для развития производственных отношений в СЭЗ. Для последних либо устанавливаются сниженные ставки пошлин, либо применя­ется беспошлинный режим.

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон