Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЭЗ

Объективная необходимость государственного регулирования процессов зонирования обусловлена тем, что СЭЗ – это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач; наличием ресурсов для достижения поставленных целей и задач (кадров, капитала, материалов, технологии и инфор­мации); зависимостью от внешней среды (экономических условий, потребителей, профсоюзов, законодательства, конкурентов, сис­темы ценностей в обществе, техники, технологии и т.п.); гори­зонтальным и вертикальным разделением труда.

Государственное регулирование СЭЗ – это система скоординированных действий государства, направленных на до­стижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования нацио­нальной экономики страны в целом и ее составляющих.

Объектами государственного регулирования зонирования явля­ются непосредственно СЭЗ различных типов.

Субъектами государственного регулирования выступают субъек­ты хозяйствования в СЭЗ – ее резиденты (промышленные пред­приятия, организации, предприятия сферы услуг и т. п.).

В целях повышения эффективности государственного регули­рования СЭЗ формируется специальный организационно-экономи­ческий механизм зонирования, который включает в себя правовой, социально-экономический, теоретико-методологический и мето­дологический аспекты. Его суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы функционирования СЭЗ в стра­не, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на по­вышение эффективности функционирования зон любого типа.

Инструментами государственного регулирования СЭЗ являют­ся структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налого­вая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.

Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организа­ции работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе реги­онов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.

Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-право­вые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хо­зяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организа­ционно-экономических, нормативно-правовых и др.

Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассмат­ривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государ­ственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкрет­ного типа).

На каждом из этих уровней регулирование практики зониро­вания имеет свою специфику.

На межгосударственном уровне – это определенные правила «экономической игры», которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участни­ков СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламен­тации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В пос­ледние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы госу­дарств и действующие по общим для них правилам.

На федеральном уровне – это выработка государственными орга­нами законодательной власти свода соответствующих законов и создание нормативно-правовой базы для формирования и эффек­тивного функционирования СЭЗ, а также обеспечения целого комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социаль­ной ситуации в стране. Иными словами, создание в СЭЗ макроэко­номической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике.

Исходя из содержания государственного регулирования практи­ки зонирования определяются и формулируются его цели и задачи.

К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с по­мощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:

 выбор приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в раз­витии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического раз­вития;

 формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования;

 адаптацию всех элементов хозяйственного механизма СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производ­стве и распределении;

 обоснование и установление всех видов льгот, требующих­ся для реализации каждой из принятых к реализации про­грамм в СЭЗ;

 обеспечение экономической безопасности принимающей страны.

На внутризональном уровне государственное регулирование сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны оп­ределенных условий, без которых невозможно ее нормальное фун­кционирование:

 организация крупных акционерных обществ, располагаю­щих солидным капиталом и берущих на себя полную мате­риальную ответственность за выполнение программы созда­ния зон;

 создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование ее бюджета, контролировал бы использова­ние бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения с федеральным бюджетом;

 развитие специального залогового и страхового инвестици­онного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в необ­ходимых объемах;

 разграничение функций между руководством зоны (напри­мер, Советом зоны) и местными (региональными) органа­ми власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различ­ных льгот;

 утверждение программ развития конкретных СЭЗ; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые зоной с позиции республиканского интереса, определяются разме­ры государственных капиталовложений и субсидий, уста­навливаются льготы и сроки их получения;

 делегирование властным структурам регионального и мес­тного уровней органами управления СЭЗ, а также отдель­ными производствами, предприятиями, фирмами, располо­женными в зонах, определенных прав, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.

Для достижения целей и выполнения задач национальной по­литики зонирования применяется целый комплекс методов госу­дарственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь арсеналспособов прямого и косвенного регулирования социально-экономического развития зоны. Сюда входят:

 государственные инвестиции в государственные предприя­тия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;

 контроль государственного сектора, находящегося в грани­цах СЭЗ;

 государственные закупки и заказы на продукцию, произво­димую в зоне;

 расходы по социальному страхованию;

 валютный контроль и ограничения экспорта капитала;

 контроль над доходами, ценами и потребительским креди­том;

 лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;

 национализация отдельных отраслей и объектов, находя­щихся в «зоне»;

 проведение НИОКР в государственных центрах;

 налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны»;

 введение импортных депозитов;

 госкредиты;

 регулирование учетной ставки процента и объемов банков­ского кредита и др.

Одна из важнейших задач, подтверждающих необходимость и значение государственного регулирования СЭЗ, - привлечение капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отече­ственный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в зоны типичен. Большую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с зоной, что вполне объяс­нимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные свя­зи, а с другой — оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны. Из-за недоверия зарубеж­ных партнеров российским банкам возникает необходимость от­крытия в зонах представительств национальных банков госу­дарств, инвесторы которых активно действуют в созданной СЭЗ. Чаще всего при разработке механизма создания и функцио­нирования СЭЗ ориентируются в основном на привлечение ино­странных инвестиций, забывая о возможности получения финан­совых средств от отечественных инвесторов.

Вопрос поиска источников финансирования отечественных СЭЗ остается весьма болезненным, ни один регион не может обойтись без помощи со стороны федерального бюджета. К сожалению, российское налоговое законодательство пока не позволяет устанавливать особые условия налогообложения для СЭЗ на федеральном уровне, поэтому льготы предоставляются лишь по налогам, зачис­ляемым в местный бюджет.

Создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенной спецификой: географическое положение террито­рии, уровень развития внешнеэкономических связей, промышлен­ный, социальный, научный потенциал, развитие инфраструктуры и т. д. В этих условиях государственное регулирование весьма важ­но для координации отечественной и международной практики зонирования. Оно позволит:

 создать четкую правовую и организационную регламента­цию деятельности всех субъектов СЭЗ;

 обеспечить комплексное экономически эффективное само­развитие СЭЗ;

 сделать СЭЗ регионом экономического роста и с ее помо­щью способствовать решению актуальных проблем развития страны;

 выявить недостатки в ходе проведения сравнительного ана­лиза мировых и отечественных стандартов, принятых в этой области, и т. п.

В комплексе проблем государственного регулирования процес­сов зонирования особое место занимают вопросы выбора органи­зационно-правовых форм субъектов СЭЗ. Международный опыт показывает, что это связано с выбором адекватных форм собственности или их оптимального сочетания. Преобладание в конкрет­ной стране той или иной формы собственности определяется ис­торическими и национальными факторами, а также принятой моделью экономического и социального регулирования. Это во многом и определяет структуру субъектов хозяйствования в СЭЗ: кооперативов, частных предприятий в форме акционерных об­ществ (АО), товариществ, малых и крупных предприятий и их объединений, которые могут быть представлены как чисто наци­ональными или иностранными, так и совместными предприяти­ями, включающими собственников капитала двух или более стран.

Кроме того, государственное регулирование зонирования дол­жно заниматься созданием органов управления СЭЗ, делегируя им соответствующие права и полномочия, а также ответственность за осуществляемую в СЭЗ хозяйственную деятельность,

Обобщая отечественный и иностранный опыт, можно утвер­ждать, что государственное регулирование процессов зонирования должно осуществляться с учетом приоритетов национального раз­вития и пакета общенациональных программ создания и разви­тия СЭЗ в рамках реализации государственной политики зониро­вания.

Сложившаяся в России ситуация требует выработки как общих для всех типов зон подходов, так и индивидуальных, учитываю­щих уникальность каждой российской СЭЗ (их размеры, профиль и т. п.), подходов в области государственного регулирования зонирования, исходя из конкретных задач развития национальной хозяйственной системы страны.

Экономический механизм управления СЭЗ

Для управления деятельностью СЭЗ формируется специальный механизм, который представляет собой совокупность экономичес­кой, правовой, социальной, организационной, теоретико-методо-логиической и методической составляющих.

Организационно-экономический механизм управления деятель­ностью СЭЗ должен:

 соответствовать применяемым в стране условиям хозяйство­вания;

 удовлетворять требованиям экономической политики госу­дарства;

 обеспечивать соответствующие условия регулирования хозяйственной деятельности всех подразделений СЭЗ как составной части национальной экономики с учетом специ­фики и задач зонирования;

 регулироваться общими и специальными законодательными актами;

 включать две взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: организационную (субъектную) и экономи­ческую.

Практическая реализация этого механизма проходит через его экономическую составляющую.

Экономический механизм управления СЭЗ – это интегрирован­ная система организационно-экономических форм, методов и инструментов управления хозяйственной деятельностью зоны. От­личительными признаками экономического механизма управле­ния являются: наличие цели, заданность начальных условий, кон­кретная направленность протекания, цикличносъ, сознательное воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Экономический механизм управления СЭЗ как составная часть организационно-экономического механизма охватывает:

1)      инвестиционный режим;

2)      политику налогообложения;

3)      финансово-кредитную систему;

Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон