Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение
свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон
и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных
экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов
государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44
ГЛАВА 4.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЭЗ
Объективная необходимость государственного регулирования процессов зонирования обусловлена тем, что СЭЗ – это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач; наличием ресурсов для достижения поставленных целей и задач (кадров, капитала, материалов, технологии и информации); зависимостью от внешней среды (экономических условий, потребителей, профсоюзов, законодательства, конкурентов, системы ценностей в обществе, техники, технологии и т.п.); горизонтальным и вертикальным разделением труда.
Государственное регулирование СЭЗ – это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и ее составляющих.
Объектами государственного регулирования зонирования являются непосредственно СЭЗ различных типов.
Субъектами государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ – ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т. п.).
В целях повышения эффективности государственного регулирования СЭЗ формируется специальный организационно-экономический механизм зонирования, который включает в себя правовой, социально-экономический, теоретико-методологический и методологический аспекты. Его суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы функционирования СЭЗ в стране, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования зон любого типа.
Инструментами государственного регулирования СЭЗ являются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.
Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.
Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др.
Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа).
На каждом из этих уровней регулирование практики зонирования имеет свою специфику.
На межгосударственном уровне – это определенные правила «экономической игры», которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участников СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламентации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В последние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.
На федеральном уровне – это выработка государственными органами законодательной власти свода соответствующих законов и создание нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, а также обеспечения целого комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране. Иными словами, создание в СЭЗ макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике.
Исходя из содержания государственного регулирования практики зонирования определяются и формулируются его цели и задачи.
К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с помощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:
выбор приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в развитии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического развития;
формирование необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы для осуществления зонирования;
адаптацию всех элементов хозяйственного механизма СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении;
обоснование и установление всех видов льгот, требующихся для реализации каждой из принятых к реализации программ в СЭЗ;
обеспечение экономической безопасности принимающей страны.
На внутризональном уровне государственное регулирование сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны определенных условий, без которых невозможно ее нормальное функционирование:
организация крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом и берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон;
создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование ее бюджета, контролировал бы использование бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения с федеральным бюджетом;
развитие специального залогового и страхового инвестиционного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в необходимых объемах;
разграничение функций между руководством зоны (например, Советом зоны) и местными (региональными) органами власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;
утверждение программ развития конкретных СЭЗ; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые зоной с позиции республиканского интереса, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются льготы и сроки их получения;
делегирование властным структурам регионального и местного уровней органами управления СЭЗ, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.
Для достижения целей и выполнения задач национальной политики зонирования применяется целый комплекс методов государственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь арсеналспособов прямого и косвенного регулирования социально-экономического развития зоны. Сюда входят:
государственные инвестиции в государственные предприятия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;
контроль государственного сектора, находящегося в границах СЭЗ;
государственные закупки и заказы на продукцию, производимую в зоне;
расходы по социальному страхованию;
валютный контроль и ограничения экспорта капитала;
контроль над доходами, ценами и потребительским кредитом;
лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;
национализация отдельных отраслей и объектов, находящихся в «зоне»;
проведение НИОКР в государственных центрах;
налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны»;
введение импортных депозитов;
госкредиты;
регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита и др.
Одна из важнейших задач, подтверждающих необходимость и значение государственного регулирования СЭЗ, - привлечение капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в зоны типичен. Большую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с зоной, что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой — оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны. Из-за недоверия зарубежных партнеров российским банкам возникает необходимость открытия в зонах представительств национальных банков государств, инвесторы которых активно действуют в созданной СЭЗ. Чаще всего при разработке механизма создания и функционирования СЭЗ ориентируются в основном на привлечение иностранных инвестиций, забывая о возможности получения финансовых средств от отечественных инвесторов.
Вопрос поиска источников финансирования отечественных СЭЗ остается весьма болезненным, ни один регион не может обойтись без помощи со стороны федерального бюджета. К сожалению, российское налоговое законодательство пока не позволяет устанавливать особые условия налогообложения для СЭЗ на федеральном уровне, поэтому льготы предоставляются лишь по налогам, зачисляемым в местный бюджет.
Создание СЭЗ в каждом конкретном случае сопряжено с определенной спецификой: географическое положение территории, уровень развития внешнеэкономических связей, промышленный, социальный, научный потенциал, развитие инфраструктуры и т. д. В этих условиях государственное регулирование весьма важно для координации отечественной и международной практики зонирования. Оно позволит:
создать четкую правовую и организационную регламентацию деятельности всех субъектов СЭЗ;
обеспечить комплексное экономически эффективное саморазвитие СЭЗ;
сделать СЭЗ регионом экономического роста и с ее помощью способствовать решению актуальных проблем развития страны;
выявить недостатки в ходе проведения сравнительного анализа мировых и отечественных стандартов, принятых в этой области, и т. п.
В комплексе проблем государственного регулирования процессов зонирования особое место занимают вопросы выбора организационно-правовых форм субъектов СЭЗ. Международный опыт показывает, что это связано с выбором адекватных форм собственности или их оптимального сочетания. Преобладание в конкретной стране той или иной формы собственности определяется историческими и национальными факторами, а также принятой моделью экономического и социального регулирования. Это во многом и определяет структуру субъектов хозяйствования в СЭЗ: кооперативов, частных предприятий в форме акционерных обществ (АО), товариществ, малых и крупных предприятий и их объединений, которые могут быть представлены как чисто национальными или иностранными, так и совместными предприятиями, включающими собственников капитала двух или более стран.
Кроме того, государственное регулирование зонирования должно заниматься созданием органов управления СЭЗ, делегируя им соответствующие права и полномочия, а также ответственность за осуществляемую в СЭЗ хозяйственную деятельность,
Обобщая отечественный и иностранный опыт, можно утверждать, что государственное регулирование процессов зонирования должно осуществляться с учетом приоритетов национального развития и пакета общенациональных программ создания и развития СЭЗ в рамках реализации государственной политики зонирования.
Сложившаяся в России ситуация требует выработки как общих для всех типов зон подходов, так и индивидуальных, учитывающих уникальность каждой российской СЭЗ (их размеры, профиль и т. п.), подходов в области государственного регулирования зонирования, исходя из конкретных задач развития национальной хозяйственной системы страны.
Экономический механизм управления СЭЗ
Для управления деятельностью СЭЗ формируется специальный механизм, который представляет собой совокупность экономической, правовой, социальной, организационной, теоретико-методо-логиической и методической составляющих.
Организационно-экономический механизм управления деятельностью СЭЗ должен:
соответствовать применяемым в стране условиям хозяйствования;
удовлетворять требованиям экономической политики государства;
обеспечивать соответствующие условия регулирования хозяйственной деятельности всех подразделений СЭЗ как составной части национальной экономики с учетом специфики и задач зонирования;
регулироваться общими и специальными законодательными актами;
включать две взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: организационную (субъектную) и экономическую.
Практическая реализация этого механизма проходит через его экономическую составляющую.
Экономический механизм управления СЭЗ – это интегрированная система организационно-экономических форм, методов и инструментов управления хозяйственной деятельностью зоны. Отличительными признаками экономического механизма управления являются: наличие цели, заданность начальных условий, конкретная направленность протекания, цикличносъ, сознательное воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Экономический механизм управления СЭЗ как составная часть организационно-экономического механизма охватывает:
1) инвестиционный режим;
2) политику налогообложения;
3) финансово-кредитную систему;
Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон