Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.
Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение
свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон
и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных
экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов
государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44
Механизм финансовых отношений в отечественных СЭЗ в настоящее время находится в стадии становления. Для его формирования предусматривается комплексное использование различных источников финансирования деятельности СЭЗ. При этом следует ориентироваться на всемерное ограничение использования средств государства за счет максимально возможного привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, местных ресурсов, средств самих регионов СЭЗ и проживающего там населения. Соотношение между этими источниками должно изменяться по мере развития экономических отношений в зоне с учетом стадий ее жизненного цикла. На начальных этапах помощь государства может быть более весомой, а на последующих – снижаться, уступая место иным источникам финансирования. Следует также предусмотреть гарантии со стороны государства частным инвесторам.
Формирование и развитие финансового механизма в СЭЗ в рамках совершенствования государственного регулирования зонирования предполагает не только привлечение капиталов, но и организацию эффективного финансового взаимодействия внутри СЭЗ. Бюджет СЭЗ отражает особенности экономического режима каждой конкретной зоны, что проявляется как в структуре источников, формирующих доходную часть бюджета, так и в статьях его расходной части. Расходная часть бюджета СЭЗ, как правило, менее регламентирована по сравнению с его доходной частью, поэтому она имеет больший потенциал для совершенствования. Помимо общих для всех административно-
Важным направлением в совершенствовании финансовых взаимоотношений в СЭЗ является формирование внебюджетных специализированных фондов, связанных с развитием экономических отношений в СЭЗ. Мероприятия по образованию таких специализированных фондов можно проводить по двум направлениям: создание в СЭЗ комплекса фондов различной направленности либо развитие в рамках единого фонда дочерних предприятий-фондов по разным сферам хозяйствования.
Выбор той или иной формы зависит от масштаба деятельности СЭЗ и ее вида. Например, в технопарках и технополисах целесообразно предусматривать фонды стимулирования научно-технических и опытно-конструкторских работ. Желательно иметь резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, а также возмещения ущерба в связи с ликвидацией СЭЗ. Возможна и организация внебюджетного местного фонда для стимулирования развития силовых структур, связанных с обеспечением экономической безопасности СЭЗ. Средства из этого фонда могут расходоваться не только на оказание материальной помощи работникам этих структур, но и на укрепление материально-технической базы.
Для решения подобных задач обычно выпускаются ценные бумаги в виде облигаций, для финансирования текущих расходов бюджета – краткосрочные долговые обязательства. Возможна также эмиссия ценных бумаг в бездокументарной (безналичной) форме. Гарантами по таким займам обычно выступают сами эмитенты. Система гарантий выполнения долговых обязательств может включать различные виды активов и имущественных прав (недвижимость, земельные участки, пакет акций), а также поручительства исполнительной власти вышестоящего уровня. Стоимость конкретного имущества, используемого в качестве обеспечения займа, должна существенно превышать размеры эмиссии займа.
Инвестиционная политика должна проводиться в СЭЗ на основе единой инвестиционной программы, включающей в себя отобранные на конкурсной основе проекты. Эти проекты целесообразно группировать по сферам вложения капитала (производственная, непроизводственная), по срокам окупаемости и степени риска инвестирования. Координатором инвестиционной программы должен выступать специально создаваемый единый орган – фонд развития СЭЗ, на который возлагаются функции разработки, организации и контроля входящих в инвестиционную программу проектов.
Главная задача инвестиционной политики в СЭЗ – привлечение как иностранного, так и отечественного капитала. К сожалению, в РФ основной акцент сделан на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, в то время как капиталы российского происхождения либо «утекают» за границу, либо целенаправленно вкладываются в развитие экономики зарубежных стран, в том числе бывших союзных республик.
Принимая во внимание более либеральный режим хозяйственной деятельности в СЭЗ по сравнению с общенациональным, возможно проведение эксперимента по легализации, амнистии капиталов российского происхождения, находящихся за рубежом. Налоговая амнистия может стать серьезным стимулом для привлечения российского капитала в отечественные СЭЗ на том условии, что этот капитал будет вкладываться в отрасли, приоритетность которых определена еще на стадии создания зоны.
Формирование и развитие системы информационного обеспечения деятельности СЭЗ. Это направление можно разделить на две составные части – информационное обеспечение:
на внешнем уровне, направленное на информирование потенциальных инвесторов о возможностях вложения финансовых средств, организации сотрудничества, использования преимуществ режима СЭЗ;
на внутреннем уровне, оперативно предоставляющее органам управления, резидентам СЭЗ полную и достоверную информации о воздействии внутренних и внешних факторов среды на режим СЭЗ и возможностях корректировки действий.
Оба направления в российской практике зонирования находятся на стадии формирования и вызывают многочисленные справедливые нарекания со стороны потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Информационное обеспечение на внешнем уровне должно быть нацелено на создание благоприятного имиджа СЭЗ, что может восприниматься потенциальными партнерами как фактор, снижающий степень инвестиционного риска. Недооценка органами управления отечественных зон значимости проведения рекламном работы снижает эффективность деятельности СЭЗ. Другой важный элемент информационного обеспечения – наличие у юридических лиц, претендующих на привлечение инвестиций, бизнес-планов, соответствующих мировым стандартам. Вся эта информация должна иметь комплексный характер, формироваться в виде регионального банка данных. Такой банк данных должен содержать информацию по всем созданным в России СЭЗ. В качестве обратной связи можно предусмотреть создание в СЭЗ представительств и филиалов экономических структур стран, с которыми осуществляются тесные внешнеэкономические контакты: торговых палат, торгового совета, фондов взаимодействия и т. д.
Вторая составная часть – создание информационного обеспечения на внутреннем уровне – связана с совершенствованием взаимодействия органов управления СЭЗ с ведомствами и организациями, обладающими оперативной информацией о состоянии экономики конкретной территории и РФ в целом (органы государственной налоговой службы, статистики и Минэкономразвития завершили разработку проекта Закона «Об особых экономических зонах». Этот закон предусматривает создание в РФ СЭЗ двух типов из 25 типов существующих в мировой практике:
промышленно-производственных;
технико-внедренческих.
В рамках СЭЗ первого типа предполагается реализация инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичной промышленной продукции. СЭЗ второго типа призваны содействовать коммерциализации и скорейшему внедрению научно-исследовательских разработок.
Мировая экономика в настоящее время представляет собой целостную систему взаимосвязанных национальных хозяйств. Развитие этой системы помимо встроенных рыночных инструментов регулируется международными экономическими организациями, наднациональными организациями, транснациональными компаниями.
Углубление разделения труда в международном масштабе ведет к необходимости интеграции и взаимопроникновения национальных хозяйственных систем, к развитию новых форм интернационального экономического сотрудничества, осуществляемого на взаимовыгодной основе. Одной из таких форм стали свободные экономические зоны (СЭЗ), которые в последние десятилетия получили широкое распространение в мире.
Свободные экономические зоны — одна из форм рациональной организации территориальной экономического пространства в целях реализации определенных социально-экономических задач, которые ставят государственные органы власти.
Изучение практического опыта деятельности СЭЗ в различных странах мира свидетельствует об исключительно важной их роли в ускорении социально-экономического развития как отдельных регионов, так и целых национальных хозяйственных систем.
2
Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон