Государственное регулирование свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Содержание работы

Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия государственной политики зонирования…..5
Глава 2. Объективная необходимость, роль и значение

свободных экономических зон в национальных хозяйствах………………………....9
Глава 3. История создания свободных экономических зон

и особенности зонирования в Российской Федерации………………………………20
Глава 4. Государственное регулирование свободных

экономических зон……………………………………………………………………...22
Глава 5. Пути возможного развития форм и методов

государственного регулирования свободных экономических зон в России………36
Заключение……………………………………………………………….…43
Список литературы…………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая (Региональная экономика) - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

Механизм финансовых отношений в отечественных СЭЗ в настоя­щее время находится в стадии становления. Для его формирования предусматривается комплексное использование различных источни­ков финансирования деятельности СЭЗ. При этом следует ориенти­роваться на всемерное ограничение использования средств государ­ства за счет максимально возможного привлечения частных отече­ственных и иностранных инвестиций, местных ресурсов, средств самих регионов СЭЗ и проживающего там населения. Соотношение между этими источниками должно изменяться по мере развития экономических отношений в зоне с учетом стадий ее жизненного цикла. На начальных этапах помощь государства может быть более весомой, а на последующих – снижаться, уступая место иным ис­точникам финансирования. Следует также предусмотреть гарантии со стороны государства частным инвесторам.

Формирование и развитие финансового механизма в СЭЗ в рам­ках совершенствования государственного регулирования зонирова­ния предполагает не только привлечение капиталов, но и органи­зацию эффективного финансового взаимодействия внутри СЭЗ. Бюджет СЭЗ отражает особенности экономического режима каж­дой конкретной зоны, что проявляется как в структуре источников, формирующих доходную часть бюджета, так и в статьях его расход­ной части. Расходная часть бюджета СЭЗ, как правило, менее рег­ламентирована по сравнению с его доходной частью, поэтому она имеет больший потенциал для совершенствования. Помимо общих для всех административно-территориальных образований статей расхода, связанных с решением вопросов местного значения, с осу­ществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, необходимо предусматривать наличие таких специфических статей, как: затраты на обеспечение режима безопасности СЭЗ; расходы, связанные с предоставлением финансовых гарантий отечественным и иностранным инвесторам; инфраструктурное развитие территории; средства на формирование внебюджетных фондов.

Важным направлением в совершенствовании финансовых взаимоотношений в СЭЗ является формирование внебюджетных специализированных фондов, связанных с развитием экономичес­ких отношений в СЭЗ. Мероприятия по образованию таких специализированных фондов можно проводить по двум направ­лениям: создание в СЭЗ комплекса фондов различной направлен­ности либо развитие в рамках единого фонда дочерних предпри­ятий-фондов по разным сферам хозяйствования.

Выбор той или иной формы зависит от масштаба деятельности СЭЗ и ее вида. Например, в технопарках и технополисах целесооб­разно предусматривать фонды стимулирования научно-техничес­ких и опытно-конструкторских работ. Желательно иметь резервный фонд для финансирования непредвиденных расходов, а также воз­мещения ущерба в связи с ликвидацией СЭЗ. Возможна и органи­зация внебюджетного местного фонда для стимулирования разви­тия силовых структур, связанных с обеспечением экономической безопасности СЭЗ. Средства из этого фонда могут расходоваться не только на оказание материальной помощи работникам этих струк­тур, но и на укрепление материально-технической базы.

Для решения подобных задач обычно выпускаются ценные бу­маги в виде облигаций, для финансирования текущих расходов бюджета – краткосрочные долговые обязательства. Возможна так­же эмиссия ценных бумаг в бездокументарной (безналичной) фор­ме. Гарантами по таким займам обычно выступают сами эмитен­ты. Система гарантий выполнения долговых обязательств может включать различные виды активов и имущественных прав (недви­жимость, земельные участки, пакет акций), а также поручительства исполнительной власти вышестоящего уровня. Стоимость кон­кретного имущества, используемого в качестве обеспечения займа, должна существенно превышать размеры эмиссии займа.

Инвестиционная политика должна проводиться в СЭЗ на ос­нове единой инвестиционной программы, включающей в себя отобранные на конкурсной основе проекты. Эти проекты целесо­образно группировать по сферам вложения капитала (производ­ственная, непроизводственная), по срокам окупаемости и степе­ни риска инвестирования. Координатором инвестиционной про­граммы должен выступать специально создаваемый единый орган – фонд развития СЭЗ, на который возлагаются функции разработки, организации и контроля входящих в инвестиционную программу проектов.

Главная задача инвестиционной политики в СЭЗ – привлече­ние как иностранного, так и отечественного капитала. К сожале­нию, в РФ основной акцент сделан на создание благоприятных условий для иностранных инвесторов, в то время как капиталы российского происхождения либо «утекают» за границу, либо це­ленаправленно вкладываются в развитие экономики зарубежных стран, в том числе бывших союзных республик.

Принимая во внимание более либеральный режим хозяйствен­ной деятельности в СЭЗ по сравнению с общенациональным, воз­можно проведение эксперимента по легализации, амнистии капи­талов российского происхождения, находящихся за рубежом. Налоговая амнистия может стать серьезным стимулом для при­влечения российского капитала в отечественные СЭЗ на том ус­ловии, что этот капитал будет вкладываться в отрасли, приори­тетность которых определена еще на стадии создания зоны.

Формирование и развитие системы информационного обеспе­чения деятельности СЭЗ. Это направление можно разделить на две составные части – информационное обеспечение:

 на внешнем уровне, направленное на информирование потенциальных инвесторов о возможностях вложения фи­нансовых средств, организации сотрудничества, использо­вания преимуществ режима СЭЗ;

 на внутреннем уровне, оперативно предоставляющее органам управления, резидентам СЭЗ полную и достоверную инфор­мации о воздействии внутренних и внешних факторов среды на режим СЭЗ и возможностях корректировки действий.

Оба направления в российской практике зонирования находят­ся на стадии формирования и вызывают многочисленные справед­ливые нарекания со стороны потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Информационное обеспечение на внешнем уровне должно быть нацелено на создание благоприятного имиджа СЭЗ, что может восприниматься потенциальными партнерами как фактор, снижающий степень инвестиционного риска. Недооценка органами управления отечественных зон значимости проведения рекламном работы снижает эффективность деятельности СЭЗ. Другой важный элемент информационного обеспечения – наличие у юридических лиц, претендующих на привлечение инвестиций, бизнес-планов, соответствующих мировым стандартам. Вся эта информация долж­на иметь комплексный характер, формироваться в виде региональ­ного банка данных. Такой банк данных должен содержать инфор­мацию по всем созданным в России СЭЗ. В качестве обратной связи можно предусмотреть создание в СЭЗ представительств и филиа­лов экономических структур стран, с которыми осуществляются тесные внешнеэкономические контакты: торговых палат, торгово­го совета, фондов взаимодействия и т. д.

Вторая составная часть – создание информационного обеспе­чения на внутреннем уровне – связана с совершенствованием вза­имодействия органов управления СЭЗ с ведомствами и организа­циями, обладающими оперативной информацией о состоянии экономики конкретной территории и РФ в целом (органы госу­дарственной налоговой службы, статистики и Минэкономразви­тия завершили разработку проекта Закона «Об особых экономи­ческих зонах». Этот закон предусматривает создание в РФ СЭЗ двух типов из 25 типов существующих в мировой практике:

 промышленно-производственных;

 технико-внедренческих.

В рамках СЭЗ первого типа предполагается реализация инве­стиционных проектов по созданию высокотехнологичной про­мышленной продукции. СЭЗ второго типа призваны содейство­вать коммерциализации и скорейшему внедрению научно-исследовательских разработок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мировая экономика в настоящее время представляет собой целостную систему взаимосвязанных национальных хозяйств. Раз­витие этой системы помимо встроенных рыночных инструментов регулируется международными экономическими организациями, наднациональными организациями, транснациональными компа­ниями.

Углубление разделения труда в международном масштабе ве­дет к необходимости интеграции и взаимопроникновения нацио­нальных хозяйственных систем, к развитию новых форм интер­национального экономического сотрудничества, осуществляемо­го на взаимовыгодной основе. Одной из таких форм стали свободные экономические зоны (СЭЗ), которые в последние де­сятилетия получили широкое распространение в мире.

Свободные экономические зоны — одна из форм рациональ­ной организации территориальной экономического пространства в целях реализации определенных социально-экономических за­дач, которые ставят государственные органы власти.

Изучение практического опыта деятельности СЭЗ в различных странах мира свидетельствует об исключительно важной их роли в ускорении социально-экономического развития как отдельных регионов, так и целых национальных хозяйственных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фетисов, Орешин / Региональная экономика и управление;
  2. Гранберг /Основы региональной экономики;
  3. Колосовский / Теория экономического районирования;
  4. Орешин / Государственное регулирование национальной экономики;
  5. Морозова / Региональная экономика.

2

 



Информация о работе Государственное регулирование свободных экономических зон