Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:28, реферат
Целью данной курсовой работы является исследование государственного бюджета РФ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и структуру государственного бюджета;
2) определить, что такое профицит и дефицит государственного бюджета, и выявить методы его преодоления;
3) проанализировать государственный РФ и способы его балансирования.
Введение………………………………………………………………………….… 3
1. Понятие и структура государственного бюджета
в рыночных экономиках…………………………………………………………... 4
2. Профицит и дефицит. Экономические причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
2.1. Профицит государственного бюджета……………………………………….5
2.2. Дефицит государственного бюджета и методы его преодоления………….6
3. Три концепции балансирования государственного бюджета
3.1. Концепции балансирования государственного бюджета…………………...7
3.2. Анализ государственного бюджета России 2010-2012г., его цели и задачи ………………………………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………... .9
Список используемой литературы……………………………………………... ..10
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Экономика.
Тема: «Государственный бюджет».
Выполнил:
Проверил:
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и структура государственного бюджета
в рыночных экономиках……………………………………………………
2. Профицит и дефицит.
Экономические причины
2.1. Профицит государственного бюджета……………………………………….5
2.2. Дефицит государственного
бюджета и методы его
3. Три концепции балансирования государственного бюджета
3.1. Концепции балансирования
государственного бюджета………………
3.2. Анализ государственного
бюджета России 2010-2012г., его цели
и задачи ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………... ..10
2
Введение
Государственный бюджет –
важнейший финансовый документ страны,
определяющий многие параметры ее развития
на предстоящий год и
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким образом, государственный
бюджет, являясь для государства
средством аккумулирования
Актуальность данной темы очевидна, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Бюджет напрямую влияет на повышение экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Целью данной курсовой работы является исследование государственного бюджета РФ.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и структуру государственного бюджета;
2) определить, что такое
профицит и дефицит
3) проанализировать
3
1. Понятие и
структура государственного
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
1.Федеральный бюджет.
2.Бюджеты субъектов
3.Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
Основу контрольной функции
составляет движение бюджетных ресурсов,
отражаемое в соответствующих показателях
бюджетных поступлений и
1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны, в котором определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
4
2. Профицит и
дефицит. Экономические
2.1. Профицит государственного бюджета.
1. Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.
2. Дефицит бюджета - это
превышение расходов
3. Профицит бюджета - превышение
бюджетных доходов над
Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.
Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.
Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.
Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).
Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).
Вторичный профицит бюджета- это когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая плату внутренних и внешних долгов.
Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.
Таким образом, профицит бюджета
представляет собой превышение доходов
над расходами. Такое состояние
бюджета показывает, что государство
не разработало финансовую политику,
которая бы позволила эффективно
решать задачи по определению направлений
развитий страны, направлений, требующих
дополнительного
5
2.2.Дефицит государственного
бюджета и методы его
В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.
В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
1. Рост государственных
расходов в связи со
2. Сокращение доходов
государственного бюджета в
3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия).
4. Неэффективность финансовой системы государства.
5. Политический популизм,
выражающийся в росте
6. Коррупция в государственном секторе.
7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом:
1. Эмиссионное покрытие
бюджетного дефицита. Бюджетный
дефицит может быть уменьшен
или даже полностью покрыт
за счёт выпуска
2. Налоговое покрытие
бюджетного дефицита. Введение дополнительных
налогов и увеличение ставок
существующих налогов в
3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю.
6
3. Три концепции
балансирования
3.1. Концепции балансирования государственного бюджета
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция - среднесрочное бюджетирование. Бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Вторая концепция- бюджет балансируется ни циклической основе. Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада
Третья концепция- концепция функциональных финансов. Целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность.
Балансирование бюджета
при этой концепции является второстепенной
задачей, допускается как наличие
дефицитов бюджета и
Таким образом, первая концепция балансирования государственного бюджета предполагает то, что ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим. Вторая концепция основана на том, что бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла. Целью государственных финансов при третьей концепции является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики.
7
3.2. Анализ государственного бюджета России 2010-2012г., его цели и задачи.
Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории.
В проекте федерального бюджета на 2010-2012гг. обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, основными из которых являются:
1. Использование бюджета
в качестве одного из
2. Обеспечение средне- и
долгосрочной
3. Повышение эффективности
расходов бюджета и
4. Повышение эффективности налоговой системы.
5. Создание пенсионной
системы, обеспечивающей
6. Разработка и реализация
совместно с Банком России
мер по поддержанию
В 2010-2012 годах одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему оставалось поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России уделял повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и объема дефицита федерального бюджета с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы .
.8
Заключение
Бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму
Построение бюджета основано на соблюдении принципов единства, полноты, реальности, гласности.
Условно функции государственного
бюджета можно разделить на 3 категории:
общественные функции; функции государственного
бюджета как экономической