Государство как организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать влияние формальных и неформальных институтов на изменения в государстве.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить основные подходы к понятию государства и его роли в общественной системе;
- описать виды государства и дать характеристику современному российскому государству;
- проанализировать теоретические аспекты государственных институтов;
-исследовать фактическую реализацию формальных и неформальных институтов в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
Теоретические основы………………………………………………………..7
1.1 Экономическая сущность государства…………………………………..7
1.2 Виды государства………………………………………………………..13
1.3 Институты государства………………………………………………….20
2.Анализ институтов…………………………………………………………….27
2.1 Анализ формальных институтов………………………………………27
2.2 Анализ неформальных институтов…………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 414.43 Кб (Скачать файл)

Кроме того, оседлому бандиту  необходимо пресекать конкуренцию  со стороны других бандитов, как гастролеров, так и оседлых на других территориях. При этом он еще должен препятствовать обиранию одних членов общества, живущего на контролируемой им территории, другими членами этого общества. На языке неоинституциональной теории это называется защитой прав собственности. Таким образом, бандит-гастролер, когда он превращается в оседлого бандита, фактически, заключает с данным обществом некий контракт, а именно, в обмен на налоги обеспечивает защиту прав собственности. Последнее предполагает, во-первых, создание системы формальных правил, в рамках которой будет происходить спецификация прав собственности, во-вторых, формирование системы донесения этих правил до людей и, в-третьих, обеспечение контроля за выполнением этих правил посредством создания структур, выявляющих нарушителей и применяющих к ним соответствующие санкции. [14]

По мнению авторов, современное  российское государство можно отнести к эксплуататорскому типу государства, во главе которого находится оседлый бандит. Весь капитал сосредоточен в руках небольшой группы лиц, использующих свое положения для перераспределения дохода в свою пользу.  “Дело Магнитского” является ярким доказательством этого факта.

 

1.3. Институты государства

 

   Институты – это  «правила игры» в обществе, или,  выражаясь более формально, созданные  человеком ограничительные рамки,  которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия – будь то в политике, социальной сфере или экономике. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен.

Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь. Институты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям. Они бывают формальными и неформальными. [20]

Многие исследователи  проводят аналогию между институтами  и правилами в командных спортивных играх. Иными словами, они состоят из формальных писаных правил и обычно неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных правил и дополняют их. И как следует из этой аналогии, правила и неформальные кодексы иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию. Поэтому важный элемент механизма функционирования институтов состоит в том, что установление факта нарушения не требует специальных усилий и что нарушитель подвергается суровому наказанию.

Важно отметить, что существует принципиальное различие между институтами и организациями. То есть надо отличать правила от игроков.

В понятие «организация»  входят политические органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской  совет, контрольное ведомство), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фермы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры профессионального обучения). Организация – это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Чтобы смоделировать организацию, необходимо проанализировать ее руководящие органы, умения и навыки членов, а также влияние обучения в процессе деятельности на достижение организацией успеха к определенному времени. Институциональные рамки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок... Организации создаются для достижения определенных целей благодаря тому, что существующий набор ограничений (как институциональных, так и тех, которые традиционно рассматриваются экономической теорией) создает возможности для соответствующей деятельности; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений.

Из наблюдений за экономической  жизнью легко убедиться, что принимаемые государственной властью законы, определяющие те или иные правила осуществления различных хозяйственных операций, — заключения договоров, ведения бухгалтерского учета, проведения рекламных кампаний и т. п., — самым непосредственным образом сказываются как на структуре и уровнях издержек, так и эффективности и результатах хозяйственной деятельности предприятий. [2]

В основе формальных институтов лежат формальные правила, санкции за их нарушение являются организованными.

Формальные правила включают:

политические правила;

экономические правила;

контракты.

Совокупность этих правил организована в виде иерархии. На самом верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.

Политические правила  определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами.

 Экономические правила  определяют права собственности,  ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.

Преимущества формальных институтов:

-  Формализация делает  правила и санкции за их  нарушение понятнее, устраняет   противоречия и разночтения.

- Формальные правила позволяют  решать «проблему безбилетника»

- Формальные институты  противодействуют дискриминации. 

Формальные институты  связаны с государством. Сильное  государство имеет:

  1. монополию в организации санкций;
  2. преимущества в распространении информации;
  3. преимущества в инвестировании в технологии мониторинга и принуждения;
  4. ресурс доверия граждан;
  5. подтверждения достоверности санкций.

Если государство слабое, то могут возникать альтернативные институты («крыши», «черные» арбитражные  суды).

В основе неформальных институтов лежат неформальные правила, санкции за их нарушение носят неорганизованный характер и реализуется спонтанно

Согласно идее Ганса-Иоахима Лаута, различают четыре типа неформальных институтов: дополняющие, аккомодационные, конкурентные и замещающие.

Данная типология основывается на двух измерениях. Первое из них - это та степень, в которой совпадают последствия работы формальных и неформальных институтов. Различие здесь основывается на том, приводит ли следование неформальным правилам к практически одинаковым или же к иным результатам, нежели те, которые ожидаются в результате жесткого соблюдения исключительно формальных правил.

Второе измерение  связано с эффективностью соответствующих  формальных институтов, то есть с той степенью, в которой существующие на бумаге правила и процедуры выполняются и соблюдаются на практике.

Наличие двух измерений  создает типологию из четырех  пунктов, приведенную в таблице 1.

 

Таблица 1. Типология неформальных институтов

Последствия

Эффективны формальные институты

Неэффективные формальные институты

Совпадающие

Дополняющие

Заменяющие

Несовпадающие

Аккомодационные

Конкурентные


 

Дополняющие неформальные институты. Они сосуществуют с формальными и последствия от их работы совпадают. Иными словами неформальные институты в данном случае «заполняют пробелы», либо занимаются теми моментами, которые не учтены в формальных правилах. Такие неформальные институты нередко повышают эффективность формальных. В качестве примера можно назвать бесчисленные нормы, шаблоны и рабочие процедуры, которые облегчают принятие решений и координацию с бюрократическими учреждениями.

Аккомодационные неформальные институты. Нижний левый угол таблицы 1, соответствующий эффективным формальным институтам и несовпадающим последствиям, занимают аккомодационные неформальные институты. Они создают мотивы для такого поведения, которое существенно изменяет последствия соблюдения формальных правил без их прямого нарушения; они противоречат духу, но не букве формальных правил. Аккомодационные неформальные институты нередко создаются акторами, которые не одобряют последствий, создаваемых формальными правилами, но не имеют возможности изменить или открыто нарушить эти правила. Подобные неформальные институты нередко помогают примирить интересы этих акторов с существующими формальными институциональными структурами. Поэтому, хотя аккомодационные неформальные институты не в состоянии повысить эффективность формальных институтов, они могут укрепить их стабильность, заглушая призывы к переменам.

Одним из ярких примеров таких институтов является советский  «блат», — дававший гражданам возможность достигать различных целей посредством личных связей. Блат, в строгом смысле не являясь противозаконным, позволял руководителям предприятий, трудящимся и чиновникам «обходить формальные процедуры». Помогая предприятиям выполнять государственные заказы, а гражданам — получать необходимые товары и услуги, эта неформальная система обмена способствовала выживанию Советского Союза.

Конкурентные  неформальные институты. Ячейка в нижнем правом углу соответствует неэффективным формальным правилам и несовпадающим последствиям. В подобных обстоятельствах неформальные институты можно назвать конкурентными. Они структурируют мотивы поведения так, что те становятся несовместимы с формальными правилами: чтобы выполнять одни правила, акторы вынуждены нарушать другие.  Наиболее известный пример - коррупция. Так, послевоенная итальянская коррупция опиралась на «альтернативные нормы», согласно которым акторы могли нарушать определенные государственные законы «безнаказанно», в то время как приверженцы закона подвергались «тем или иным наказаниям».

Заменяющие  неформальные институты. В данном случае неэффективные формальные институты сочетаются с совпадающими последствиями, неформальных. Как и дополняющие институты, замещающие неформальные институты используются теми акторами, которые стремятся к результатам, совместимым с формальными правилами и процедурами. Однако, как и конкурирующие институты, эти институты существуют в окружении, в котором формальные правила выполняются не систематически. Поэтому замещающие неформальные институты помогают добиться того, что теоретически должны выполнять формальные институты, если бы не их неэффективность. В сельском Китае некоторые местные чиновники компенсируют неспособность государства собирать налоги и отправлять общественные функции тем, что мобилизируют ресурсы по линии храмовых и родственных общин, «замещая этими неформальными институтами… формальные политические институционализированные каналы отправления общественных функций». [16]

Преимущества неформальных институтов:

  • быстрая адаптации к меняющимся условиям;
  • гибкость применения санкций в каждом конкретном случае.

Недостатки неформальных институтов:

  • неоднозначностью трактовки правил;
  • возможность возникновения дискриминации отдельных участников;

          -снижение доверия и эффективности.

Итак, в любом  государстве на фоне формальных правил поведения, законов, нормативов, положений могут существовать неформальные организации, взгляды и явления, которые могут как, стимулировать развитие соответствующих формальных институтов, так и действовать вопреки их существованию. И такая борьба институтов является неотъемлемой частью развития общества и государства.

 

Глава 2. Анализ институтов государства

2.1. Анализ формальных  институтов

 

   Одним из ярких  примеров формальных институтов  является  Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ

Закон определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В экономике конкуренция  – это соперничество, состязательность между юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели; между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.

В широком смысле понятие  «Конкуренция» употребляется как  элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рынка в процессе производства, купли и продажи товаров.

В более узком смысле понятие  «Конкуренция» употребляется как  соперничество внутри отраслей, отдельных фирм или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, получение максимальной прибыли. [15]

Честная и здоровая конкуренция  необходима экономике по следующим причинам:

- препятствует необоснованному росту цен;

- стимулирует повышение качества товаров, работ и услуг для граждан;

- расширяет ассортимент товаров, работ и услуг;

- влечет за собой снижение стоимости товаров, работ и услуг для потребителей;

- предоставляет равные возможности для развития бизнеса для профессиональных участников рынка;

Информация о работе Государство как организация