Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа
Цель работы: проанализировать влияние формальных и неформальных институтов на изменения в государстве.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить основные подходы к понятию государства и его роли в общественной системе;
- описать виды государства и дать характеристику современному российскому государству;
- проанализировать теоретические аспекты государственных институтов;
-исследовать фактическую реализацию формальных и неформальных институтов в России.
Введение…………………………………………………………………………..5
Теоретические основы………………………………………………………..7
1.1 Экономическая сущность государства…………………………………..7
1.2 Виды государства………………………………………………………..13
1.3 Институты государства………………………………………………….20
2.Анализ институтов…………………………………………………………….27
2.1 Анализ формальных институтов………………………………………27
2.2 Анализ неформальных институтов…………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………
По данным ФАС России на 2009 г. в структуре зафиксированных нарушений антимонопольного законодательства преимущественную долю занимаю антиконкурентные действия со стороны органов власти (Рис. 2.3)
Рис. 2.3. Структура выявленных в 2009 г. нарушений антимонопольного законодательства.
В 2011 г. ФАС России отметила небольшое снижение случаев правонарушений со стороны органов власти, хотя уровень данных нарушений по-прежнему достаточно высок. (Рис. 2.4)
Рис. 2.4. Статистика по количеству дел о нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти
Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
С 2009 г. за нарушение антимонопольного законодательства можно попасть в тюрьму на срок до 7 лет (статья 178-я Уголовного Кодекса РФ). Тюремный срок грозит за:
- установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
- необоснованных отказе или уклонении от заключения договора;
- ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.
Неоднократное нарушение: 2 и более раз за 3 года – лишение свободы до 3-х лет
Срок до 6 лет предусмотрен за эти нарушения:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.
Санкции в виде “оборотного штрафа” налагаются за:
- заключение антиконкурентных
соглашений и согласованных
-злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 закона «О защите конкуренции»);
- координацию экономической деятельности, запрещенную антимонопольным законодательством (ст. 11 закона «О защите конкуренции»);
- введение в оборот
товара с незаконным
“Оборотный штраф” - это штраф за нарушение антимонопольного законодательства от 1 до 15% от оборота компании на том рынке, на котором было совершено нарушение за год, предшествующий году совершения нарушения.
За действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции или к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности:
- участие компаний в картельном сговоре;
- злоупотребление доминирующим положением;
- координацию экономической деятельности, недопустимой в соответствии с антимонопольным законодательством;
- заключение органом власти соглашения или совершения согласованных действий, ограничивающих конкуренцию;
- введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг предусмотрена административная ответственность в виде дисквалификации.
Дисквалификация – это лишение физического лица права:
- замещать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;
-входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей по представлению ФАС на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Помимо вышеуказанных санкций, предусмотрены денежные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. (Приложение А,Б)
В заключении хотелось бы отметить что институт антимонопольного законодательства призван помочь правительству страны на пути следования к таким глобальным целям как: расширение масштабов экономического роста, его распространение на все большее число отраслей экономики и географических районов страны; подъем уровня жизни; создание новых возможностей для инвестирования и для бизнеса в целом. Поэтому, по мнению авторов, общество должно быть заинтересованно в поддержании и соблюдении данного закона.
2.2. Анализ неформальных институтов.
Среди множества примеров неформальных институтов особое внимание заслуживает такое явление как коррупция.
Существует большое разнообразие форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам – товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и другое.
В современном обществе, включая российское, коррупция – социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами – политическими, экономическими, культурологическими. Социальный институт характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных практик, поддерживаемых с помощью социальных норм, имеющих важное значение в структуре общества, наличием множества ролей.
Об институционализации коррупции свидетельствуют:
- выполнение ею ряда социальных функций – упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;
- наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон – клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);
- наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности;
- сложившийся сленг и символика (например, хорошо известный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;
- установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг. [6]
Коррупцию в России сегодня принято разделять на две большие ветви – бытовую и государственную. К первому виду относятся мелкие взятки, которые население вынуждено давать инспекторам ГИБДД, врачам, работникам жилищно-эксплуатационных организаций и т.д. К государственной коррупции относятся более крупные взятки, имеющие место при госзакупках, в судах и правоохранительной системе. Государственное мздоимство распространено в России гораздо меньше, чем бытовое, но оно по праву признается более опасным, так как суммы там больше, и принципы нарушаются куда более серьезные.
По результатам исследования СМИ в третьем квартале 2010 года чиновники стоят на первом месте в коррумпированной системе (Рис 2.5).
Так по некоторым данным, стоимость кресла в ГосДуме определяется статусом неприкосновенности и возможностью беспрепятственно ездить куда угодно (например, решать свои бизнес-вопросы). Так вот, чтобы купить кресло депутата Государственной Думы, необходимо заплатить сумму от 2 до 10 млн. долларов.
Рис 2.5 Профессиональная коррумпированность
Практически такая же сумма, от 2 до 10 миллионов, но уже рублей — это стоимость прохождения в Законодательное собрание региона (за исключением Москвы).
Место в городскую думу, или в поселковую, в среднем обходится в районе 500 тысяч рублей.[8]
Вообще в сфере российской коррупции наблюдается устойчивая тенденция: размеры российских взяток, несмотря на все принимаемые антикоррупционные законы, не только не уменьшаются, но и стремительно возрастают. По данным Главного управления экономической безопасности и пртиводействия коррупции МВД РФ, средняя сумма взятки в России к апрелю 2012 года достигла отметки - 300 тысяч рублей.
Постоянный рост среднего размера взятки фиксируется, начиная с января 2010 года. И если в 2010 году размер средней взятки увеличился в 1,7 раза: с 27 тысяч до 47 тысяч рублей, то в 2011 году, по информации ГУЭБиПК МВД РФ, отмечается стремительный скачок – в период с февраля по октябрь 2011 года средняя сумма взятки, увеличилась почти 3,8 раза с 61 тысячи рублей до 236 тысяч.
По данным Transparency International в Индексе Восприятия Коррупции в 2012 году (ИВК) Россия набрала 28 баллов и заняла 133 место из 174 возможных.
Несмотря на все многолетние усилия, победить сложившуюся коррупционную систему пока не удается, что подтверждают и данные Всемирного банка, по расчетам которого более 48 % ВВП России по-прежнему находится в тени коррупции. И одна из причин в общей «заточенности» системы в стране на взятки. Так например, процедура оформления некоторых документов такова, что, ознакомившись с ней, граждане сами ищут, кому бы предложить деньги.
Проблема коррупции усугубляется еще тем, что даже создание институтов антикоррупционного воздействия не являются преградой для ее распространения.
К слову, в конце декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который провозгласил борьбу с мздоимством первоочередной задачей государства. Ответственность за антикоррупционную работу была возложена на Генеральную Прокуратуру РФ. Казалось, что проблема будет решена. Но в феврале 2011 года было обнаружено, что работники прокуратуры Московской области содействовали организации запрещенных игорных точек в подмосковных городах.
Как показал анализ, институт коррупции имеет безграничные рамки влияния на жизнь в нашей стране. Практически не осталось ни одной не коррумпированной отрасли в экономике и социальной системе. Надо сказать, что в конкурентной борьбе формальных и неформальных институтов, формализованные правила и санкции оказались малоэффективными.
Заключение
В ходе решения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
Познать природу государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как экономической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.
В работе были проанализированы различные подходы к определению государства: классический, кейнсианский, неоклассический и институциональный. Выделяется главный принцип: государство – это сознательная организация общества, призванная создавать условия для экономической деятельности, защищищать предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивть потребности общества в общественных товарах.
Так же, необходимость правительства связана с необходимостью исправления «провалов рынка» (неэффективности «невидимой руки» рынка), однако не всегда «видимая рука» правительства будет лучше справляться с этой проблемой, так как собственно исправления направлены на нерыночные «продукты».
Для более точного понимания сущности государства, немаловажно также определить его тип: контрактный или эксплуатационный. Так, проанализировав теоретическую основу данного вопроса, авторы пришли к выводу, что современное российское государство является эксплуататорским и так как основная доля ресурсов сосредоточена в руках небольшой группы лиц, управляющих страной или имеющих влияние на власть, можно говорить о том, что государство находится под управлением “оседлого бандита”.
Одним из главных факторов, влияющих на формирования государства, являются институты, которые в свою очередь могут быть как формальными, так и неформальными, но в равной степени влекущие изменения в обществе.
Формальные институты закреплены в официальных документах в виде законов, постановлений, указов и имеют фиксированные санкции за их нарушение, неформальные – нигде не отражены, но могут оказывать сильное влияние на общество и иногда замещать слабые формальные институты.