Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.
Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан.

Файлы: 1 файл

bestref-213608.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы исследования. В Казахстане развита система рыночных отношений. Это преобразование связано в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям т.е. осуществлении новой кредитной политики. В административно-командной экономике банковская политика реализовывалась, главным образом, через директивы и распоряжения. В условиях цивилизованного рынка определяющим фактором развития является свободное, в рамках закона, взаимодействие субъектов экономики.

Вопросы совершенствования  банковской деятельности и определения  приоритетных направлений развития банков находятся сегодня в центре экономической, политической и социальной жизни республики. Вступление казахстанской  экономики на путь рыночных преобразований предопределяет ее развитие в русле общемировых тенденций. Поэтому, формируя современное банковское кредитное дело, коммерческие банки должны опираться на опыт и знания, существующие в мире. Однако, в нынешних условиях достижение западной экономической теории не могут полностью удовлетворить потребности казахстанского коммерческого банка, как субъекта переходной экономики, они применимы лишь в той в той части, которая отвечает специфике нашей экономики.

В сложившейся двухуровневой  банковской системе Казахстана характерной особенностью является концентрация в финансово-кредитных институтах значительной доли банковских активов. Проблема уровневости банковской системы связана не с видами деятельности отдельных групп банков, а с проблемами коммуникаций денег в системе корреспондентских отношений. Так, например, та банковская система, при которой все банки страны фиксируют свои корреспондентские счета только в одном центральном банке, может квалифицироваться как двухуровневая банковская система. Имеется общее что объединяет банковские системы различных стран, однако у них есть различия и свои особенности обусловленные национальным, историческим прошлым, традициями, территориальными размерами страны.

Кредитно-банковская система  играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Через нее проходит гигантский объем денежных расчетов и платежей предприятий, организаций и населения, она мобилизует и превращает в активно действующий капитал временно свободные денежные средства, сбережения и доходы населения, выполняет множество разнообразных кредитных, страховых, посреднических, инвестиционных, доверительных, консультационных и иных операций.

Будучи вторичной по отношению к производству, кредитная  система оказывает на него постоянное и значительное влияние. Она многократно расширяет масштабы денежного накопления, обеспечивает перелив денежных средств из одной отрасли в другую, способствуя тем самым росту эффективности производства.

Таким образом, роль и  значение кредитной системы характеризуются  рядом показателей: общий объем кредитных вложений, доля банковских ссуд в формировании основного и оборотного капитала предприятий и организаций, совокупный платежный оборот и др. с другой уровнем экономического развития, степенью их регулируемости в мировую экономику и т.д. В этой же связи в условиях кризиса недооцененные риски могут обернуться невосполнимыми финансовыми потерями для кредитных организаций, кризис ликвидности увеличивает вероятность дефолта отдельных корпоративных заемщиков, снижает качество портфелей потребительских ссуд, что, влечет за собой проблемы невозврата полученных кредитов. Поэтому важной составляющей стратегии развития коммерческих банков является диверсификация портфелей и инструментов, позволяющая минимизировать потери при развитии кризиса. Для обеспечения эффективности финансового регулирования необходимо разработать институциональный механизм управления банковскими рисками, нацеленный на развитие устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов. Главными задачами для банков в условиях глобального кризиса выступает проблема поиска инструментов и методов привлечения капитала, обеспечивающих их устойчивость.

Значительный приток капитала в РК в докризисный период имел форму кредитов и займов, что, в отличие от прямых инвестиций, предполагало его возвратность. Иностранный капитал носил спекулятивный характер и был нацелен на обеспечение доходности благодаря росту финансового рынка и укреплению курса тенге, поэтому быстро покинул рынок РК.

Формируя антикризисную управленческую стратегию развития отечественных банков необходимо отойти от спекулятивной модели развития финансовых институтов, основанной на низкой монетизации, сверхвысокой доходности и спекулятивных инструментах иностранных инвесторов. Стратегия развития банков должна основываться на взвешенных решениях и основывается на выявлении новых подходов к исследованию особенностей развития банков на основе формирования новой системы управления. Повышение надежности отечественной банковской системы должно стать одним из основных направлений развития посткризисной экономики. Поэтому проблемы развития и эволюции банковской системы Казахстана актуально и практически значимо в рамках научной разработки данной темы.

Степень научной разработанности  проблемы определяется развитием фундаментальных теоретических положений концепций управления ликвидностью, финансовой устойчивости, организации внутренних структурных связей финансово-кредитных институтов.

Различным аспектам развития теории банковского дела, банковского менеджмента и финансов посвящены труды отечественных ученых – экономистов: Г.С. Сейткасимова, Н.К. Кучуковой, А.А. Мусиной, Ж.М. Елубаевой, З.Д. Искаковой, Г.Т. Калиевой, Н.Н. Хамитова, Ш.Р. Абдильмановой, Н.М. Исатаевой, С.Т. Миржакыповой, Н.А. Адилхан, Б.З. Зиябекова, Р.А. Искаковой, А.А. Абдрахманова, Г.Н. Шалгимбаевой, Б.И. Лисака и пр.

Вместе с тем, проблемы выявления особенностей стратегии  развития коммерческих банков в условиях кризиса финансовой системы в  контексте обеспечения устойчивости и конкурентоспособности банков рассмотрены в научной литературе фрагментарно, а новым направлениям развития рынка финансово-кредитных услуг, как и рекомендациям по формированию инструментов, моделей, технологий и механизмов снижения неопределенности, управления рисками в целях поддержания конкурентоспособности банков в условиях глобализации экономики уделяется недостаточно внимания. В рамках сказанного вопросы эволюции развития банковской системы и требуют систематизации, теоретического обобщения и выделения новых перспективных направлений исследования. Особое внимание вопросам реанимации банковской системы РК уделено в Послании Президента РК на 2010 год [1] и в последних изменениях, внесенных в Закон «О банках и банковской деятельности» [2].

Объектом исследования являются финансово-экономические основы развития коммерческих банков в условиях банковской системе Казахстана.

Предметом исследования являются теория формирования и практика развития банковской системы, изучение и анализ существующей системы экономических и правовых взаимоотношений в банковской системе в условиях кризиса.

Цель работы: рассмотреть особенности развития банковской системы Казахстана в условиях достижения финансовой стабильности в банковской системе Республики Казахстан. В рамках поставленной цели стоит решить следующие задачи:

1. Рассмотреть этапы  развития банковской системы  Казахстана;

2. Изучить особенности  формирования банков Казахстана  в рамках развитиях банковских  услуг;

3. Исследовать основные факторы работы банковского сектора в предкризисный период в РК;

4. Рассмотреть угрозы финансово-экономической безопасности в системе управления банковскими системами мира в условия мирового финансового кризиса;

5. Рассмотреть формирование  внешних и внутренних проблем в РК в 2007-2009 г.г. и их влияние на банковский сектор;

6. Рассмотреть факторы и условия развития стабильности работы банков по прогнозам АФН и НБ РК в 2011 – 2013 годах.

Методологической основой  исследования послужил системный подход. В процессе работы применялись общенаучные  методы и приемы: научная абстракция, моделирование, классификация, группировки, сравнения.

Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.

банковская система казахстан

 

1. Развитие банковской системы Республики Казахстан

 

1.1 Понятие и сущность банков в банковской системе

 

Слово "банк" происходит от итальянского "banco", означающее "стол". Такие столы – banco устанавливались на многолюдных, шумных площадях, где происходила оживленная торговля товарами. В Древнем Риме, особенно в период империи, рынок-торжище представлял собой просторную площадь (как правило, часть сложно комплекса – форума, или главной городской площади), специально предназначенную для рынка и являющуюся одновременно центром политической жизни города [3, стр. 11].

В торговле использовались разнообразные монеты, которые чеканились как государствами, так и городами и даже отдельными лицами, - единообразной  денежной системы не существовало. Имели хождение монеты различной  формы, достоинства, причем нередко  ниже нарицательной цены, указанной на них. В этом бесконечном денежном многообразии, естественно, требовались специалисты, которые бы разбирались во множестве обращающихся монет, могли бы оценить их, или, по крайней мере, дать дельный совет по их обмену. Таковыми являлись менялы. Они-то обычно и располагались со своими особыми столами на рыночной площади, где происходила торговля.

Некоторые экономисты утверждают, что буквальное толкование банка  приводит к выводу о том, что происхождение  его следует относить лишь к такому периоду развития хозяйства, когда деньги стали выполнять функцию мировых денег. Однако известно, что сохранная операция, ориентирующая на внутреннее обращение, является более древней и именно она в большей степени приближает нас к пониманию сути кредитных учреждений.

Уже в те далекие времена  на ряду с кредитными операциями древних  банков постепенно получали развитие и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Они производились с помощью  так называемого "трансферита", то есть переноса денежных средств с одной таблицы (счета) на другую. Каждый вкладчик в древнем банке имел свой личный документ – таблицу с обозначением его имени. Если вкладчик сдавал свои свободные деньги в банк на хранение, то ему уже не нужно было лично платить в том или ином случае, все платежи за него выполнял опытный банкир, у которого находились вклад и таблица с именем вкладчика.

Преимущества банков были на столько очевидны, что они  не могли привлечь внимания деловых  людей, количество которых, надо полагать, тоже было немалым. Постепенно банки стали выполнять работу доверителей по составлению договоров между клиентами, а также выступать посредниками в торговых сделках.

Прогресс в банковском деле привел к тому, что для облегчения расчетов стали выпускаться даже банковские билеты (hudu – "гуду"), которые обращались наравне с полноценными деньгами. По некоторым оценкам, вполне достоверным считается, что хотя вексельными операциями древние банкиры не занимались, тем не менее, существовали кредитные письма с обращением за платежом к банкиру.

Во все времена нужда  заставляла обращаться к богатому соседу. Понимая безвыходность положения бедняка и свою незаменимость, богач спасал разоряющееся хозяйство, оказывая помощь в виде ссуды, условия последней были разные, но всегда тяжелые. Нередко ссуда давалась скотом с условием, что берущий ее должен за пользование рабочей силой скота сам отработать на земле заимодавца.

Бедняк, не имевший рабочего скота для обработки своих  полей, получал быка от богатого соседа-скотовода  с условием отдачи ему половины урожая за временное пользование быком: Этот вид задолженности назывался там утрачеством, а потом – половничеством. У землевладельцев ссуда часто выдавалась зерном. При возврате ссуды всегда требовалось значительно больше зерна, чем было дано, т.е. взимался процент, о величине которого участники сделки обычно договаривались заранее. Дальнейшее развитие банков и банковской деятельности за рубежом рассмотрим на примере Европы.

Примерно в XII веке развитие ярмарочной торговли привело к росту денежного оборота в городах, к переходу от местного простого товарного хозяйства к широкому денежному.

По мере того как развивалось  местное ремесленное производство, торговая прибыль стала уменьшаться. Тогда то и начал у купцов падать интерес к заморским торговым операциям: оказалось, что торговать можно ближе и безопаснее.

Постепенно образовался  круг основных клиентов ростовщиков. Это  были феодалы, которые рассчитывали погасить ссуду удачной войной или  повышением налогов.

Ростовщичество –  предоставление денежных ссуд из очень высокого процента. Его истоки относятся к периоду разложения первобытнообщинного строя. К. Маркс относил ростовщический капитал к “старинным допотопным формам капитала, которые задолго предшествуют капиталистическому способу производства и наблюдаются в самых различных общественно-экономических формациях”.

Информация о работе Характеристика развития банковской системы Республики Казахстан