Инновационные технологии и их влияния на экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования изучение влияния научно-технического потенциала на развитие экономики.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. Дать определение НТП и рассмотреть критерии оценки его эффективности.
2. Определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
3. Исследование содержания и развития форм финансовых отношений и системы финансирования в сфере инновационной деятельности
Рассмотреть влияние инноваций на экономический рост в России

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

Инновационная деятельность – это «сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно – экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг»10

Можно сказать, что  инновационная деятельность – это  деятельность по созданию, доведению  научно – технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования  и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а  также проектно – конструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию.

Цель  управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы генерировать, контролировать новые идеи, создавать условия для скорейшего вывода инновационной продукции на рынок.

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Стадии  инновационной деятельности

Инновационная деятельность как бизнес-процесс состоит из следующих основных стадий (рис. 5.1.)11:


 

 

 

 

 

Важнейшей составляющей управления инновационной деятельностью  является проект.

Инновационный проект — это проект, включающий комплекс работ по осуществлению инновационного процесса согласно его жизненному циклу с целью создания конкретной инновации.12 Одной из форм инновационного проекта являются исследовательские проекты. При создании системы управления такими проектами предстоит решение круга сложных специфических вопросов, например решение задач управления инновационными проектами и функциональными подразделениями.

 

Важным моментом инновационной деятельности является отбор инновационных проектов, которые  характеризуются:

  • высокой неопределенностью получаемых результатов;
  • большой динамичностью инновационного процесса;
  • длительностью периода от исследований до получения инновационного товара и доведения его до потребителя;
  • высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;
  • большими объемами инвестиций;
  • высокой доходностью при достижении успеха;
  • цикличностью развития инновационных процессов.

 

Понятие инновационного процесса

Инновационный процесс  в теории инноватики определяется совокупностью  работ инновационной деятельности, которые регламентированы этапами  их организации, ресурсного обеспечения  от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг  или техники, их коммерциализации в  условиях конкуренции.13

       Инновационный процесс — это, по существу, процесс преобразования научных знаний в инновацию. Он связан с созданием, освоением, распространением инноваций; имеет циклический характер и включает следующие составляющие:

    • фундаментальные (теоретические исследования);
    • прикладные исследования;
    • проектирование;
    • строительство, опытное производство;
    • освоение;
    • промышленное производство;
    • маркетинг;
    • сбыт.

 

. Инновационный процесс,  обобщает результаты инновационной  деятельности, и содержит четыре  основных этапа, объединенных  в цикл «исследования — разработки — производство».


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.1. Жизненный цикл инноваций14

 

Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, которые реализуют результаты фундаментальных теоретических исследований (ФТИ). Все поисковые НИР проводятся в академических учреждениях и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Основными источниками финансирования поисковых НИР являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе.

На втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.

 

На третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР. Из анализа тенденций в распределении затрат по укрупненным стадиям ОКР можно сделать вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весь цикл работ по этапу, а раздельно по наиболее существенным результатам.

 На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения-продукта от запуска в производство до выхода на рынок в качестве товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции в реконструкцию производственных мощностей, затраты на подготовку персонала, рекламную деятельность и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.

В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства». Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз.

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Жизненный цикл нового продукта (операции)15

На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Жизненный цикл инновационной технологии производства также складывается из четырех фаз.

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

Рис 8.1. Жизненные циклы спроса (С), продукции (П) и технологии (Т):

а –  стабильная технология; б – плодотворная технология; в – изменчивая технология16

Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

 

1.3 Классификация  новаций, инновационных процессов  и нововведений

Классификация новаций (новшеств)

Классификацией  предусмотрено группирование типологических понятий как в целом по новациям (новшествам), так и по подгруппам их базовых признаков. При этом каждое типологическое понятие по новациям углубляется типологическими понятиями из соответствующих подгрупп. Например, научно-технологические новации уточняются степенью новизны (абсолютная, относительная, условная, частная) или инновационным потенциалом (радикальный, комбинированный, модифицированный). Тот же самый принцип используется при оценке технологических, экономических, организационных, управленческих новаций.

 

Классификация нововведений  (инноваций)

Базовые признаки классификации нововведений дополняются типологическими понятиями об их фундаментальной сущности, отличительном свойстве (простой продукт, сложный инновационный продукт, модификация продукта, технологический процесс, услуга). Каждое из нововведений может в процессе инновационной деятельности разрабатываться на государственном, отраслевом, фирменном и других уровнях иерархии общественного производства и отношений. Следовательно, многообразие нововведений (как и инновационных процессов) сопровождается различными видами и формами их разработки и распространения. Сфера разработки и распространения нововведений раскрывается такими типологическими понятиями, как промышленная, научно-педагогическая, финансовая и правовая.

Классификация инноваций  может быть построена на основе различных классификационных признаков17 (рис. 9.1.).

Так, в зависимости  от технологических параметров инновации  разделяются на продуктовые и процессорные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов, комплектующих, получение принципиально новых продуктов. Процессорные инновации означают разработку новых методов организации производства (новых технологий), создание новых организационных структур в составе предприятия.

По признаку «место в системе предприятия» можно выделить:

  • инновации на «входе» предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, информации и др.);
  • инновации на «выходе» предприятия (изделия, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

По признаку «тип новизны» для предприятия особо выделяют товары мировой новизны. Установлено, что мировой новизной обладает лишь малая часть инноваций (10%)

 

Классификация инновационных процессов

Типологические  понятия по базовым признакам  инновационных процессов раскрывают их основные характеристики. Цели инновационных процессов, длительность времени их проведения и стоимость существенно влияют на решения, связанные с организацией этих процессов. Сама по себе инновационная деятельность может быть организована как с использованием проектно-программных методов, так и на конкурсной основе (на межорганизационном уровне).

 

Проектно-программный  метод применяется на этапе инновационного процесса по технологическому освоению масштабного производства новой  продукции. Он связан с крупными инвестициями, наличием коммерческого риска на внутриорганизационном уровне. Помимо технологических новшеств здесь  находят применение многие организационно-экономические  новации. Обоснованию целесообразности инвестиций в инновационные процессы окажет существенную помощь классификация базовых и других признаков ожидаемых нововведений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9.1. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений 18

2. Влияние  инноваций на экономику

2.1. Ценностный  аспект нововведений и развитие  конкуренции

Осознание ценности новых продуктов, технологий и услуг  происходит на практике. Она определяется их вовлеченностью в сферы человеческой деятельности, товарно-денежных отношений, перспективами социально-экономического развития общества в целом.

Новые методы удовлетворения насущных потребностей появляются в результате поисковых НИР, проводимых с целью практического освоения научного потенциала теоретических знаний и открытий. Однако они, как известно, не имеют рыночной стоимости и несопоставимы с денежным эквивалентом. На это обращал внимание основатель кибернетики Н. Винер: «Современное общество оценивает стоимость идей в долларах и центах, хотя их ценность гораздо долговечнее ценности денег. Открытие, которое, быть может, только через пятьдесят лет даст что-нибудь практике, почти не имеет шансов оказаться выгодным для тех, кто оплачивал всю работу, проделанную ради того, чтобы оно совершилось».19

Учитывая, что  наука стала теоретической основой  материального производства, а конкурентоспособность товаров в значительной мере определяется их наукоемкостью, государственная поддержка науки как особого звена в общественном производстве является одним из главных факторов регулирования рыночных отношений. В то же время повышаются требования к прикладным НИОКР. Здесь оценивают вещественные проявления результатов через конкурентоспособность образцов новой продукции на основе     радикальных изобретений. При этом возрастает значение интеллектуальной собственности, своевременное закрепление которой патентами стимулирует достижение высоких конечных результатов, на что направлена, в частности, организация конкурсного выполнения работ.

Хорошо известно, что рынки растут благодаря снижению цен на единицу товара: именно так компьютер стал необходимостью для домохозяйств, продажи мобильных телефонов стремительно возросли и т. д.

 

В настоящее время  задача полностью сформировавшихся рынков заключается не в том, чтобы  увеличить свой объем, а в том, чтобы повысить ценность рынка. У  большинства товаров есть ограничения  в плане их использования: никто  не хочет мыть волосы четыре раза в  день. Главный вопрос в том, как  заставить потребителя захотеть платить больше. Эта добавленная  стоимость в дальнейшем может  быть поделена между дистрибьютором и производителем.

Информация о работе Инновационные технологии и их влияния на экономический рост