Инновационные технологии и их влияния на экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования изучение влияния научно-технического потенциала на развитие экономики.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. Дать определение НТП и рассмотреть критерии оценки его эффективности.
2. Определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
3. Исследование содержания и развития форм финансовых отношений и системы финансирования в сфере инновационной деятельности
Рассмотреть влияние инноваций на экономический рост в России

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

Все мы знаем, что главной  проблемой в настоящее время  в российской экономике является то, что значительный физический и  моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать  конкуренцию с западными производителями  даже на внутреннем рынке.

Отсюда и появляется необходимость  в разработке и реализации инновационной  политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой  эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический  потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью  которого государство в состоянии  преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и  насытить рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается  инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая  представляет собой комплекс инновационных  проектов и мероприятий, согласованный  по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых  видов продукции и технологий (рис. 2.3)34.

В чем заключаются цели и каковы направления инновационной  политики государства?

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3. «СТАРТ»: принципы организации программы

 

Цели и направления  инновационной политики государства  определяются, прежде всего, характерной  особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим  потенциалом и уровнем конкурентоспособности  основной продукции. Все отрасли  народнохозяйственного комплекса  страны в зависимости от уровня конкурентоспособности  своей продукции можно разделить  на три группы.

 

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.

Инновационная политика в  отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:

    • разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
    • создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
    • развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;
    • развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
    • совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;
    • реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;
    • использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

 Государственная инновационная  политика в базовых отраслях  направлена на ускоренное промышленное  освоение отечественных и зарубежных  научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов. Особое значение  имеют экологические приоритеты  инновационной деятельности во  всех без исключения отраслях.

Для реализации инновационной  политики правительством разработаны  конкретные методы, целью которых  является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

    • формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;
    • государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
    • совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
    • создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
    • обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;
    • консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
    • развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
    • участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

 

Весомое значение наряду с  крупными фирмами, консорциумами и  объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда  США, количество нововведений в малых  фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных  фирмах. Кроме того, малые фирмы  почти на треть опережают крупные  в скорости освоения новшеств.

На конец 90-х в России насчитывалось около 900 тыс. малых  организаций с числом занятых  около 7 млн. человек. Удельный вес малых  организаций, осуществляющих инновационную  деятельность, составляет около 6%. Тем  не менее, малые инновационные организации  — это уже не только объективная  реальность, но и важный фактор государственной  инновационной политики.

Поэтому наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных  организациях появилась необходимость  создать условия для привлечения  к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе  и за счет выделения малых организаций  из крупных фирм. Кроме того, учитывая сокращение научно-исследовательских организаций, правительство считает необходимым создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.3. Динамика доли малых инновационных предприятий  в общей численности предприятий  отрасли «Наука и научное обслуживание», в %


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.3 Отраслевая структура малых предприятий  в 2010 году в %35

 

Таким образом, инновационная  политика государства учитывает  возможности и интересы всех субъектов  инновационной деятельности, как  крупных, так и малых, что способствует переустройству и подъему экономики  России.

 


 

 

 

 

 

Рис. 5.3. Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций (2009)36

 

 По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ вклад малого бизнеса в ВВП к 2012 году достигнет 29%, в занятость 24%.

 

 

 

  

 

 

 

Рис. 6.3. Вклад  малого бизнеса в экономику России, %37

 

 

 

3.2. Проблемы развития  инновационной инфраструктуры

 

Структура и проблемы национальной инновационной системы  России

Национальная инновационная  система (НИС) представляет собой совокупность

хозяйствующих субъектов, взаимодействующих  в процессе создания и реализации инновационной продукции и услуг и осуществляющих инновационную деятельность на

основе соответствующей  нормативной правовой базы в рамках проводимой государством

политики.

Учитывая особенности  структуры экономики России, сложившейся  к настоящему

времени в ходе экономических реформ последнего десятилетия, формирование эффективной национальной инновационной системы требует особого внимания государства. В связи с этим необходимо рассмотреть важнейшие составные части (блоки) этого комплекса.

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.3. Структура  национальной инновационной системы  России

 

Система управления включает министерства и ведомства на федеральном и региональном уровнях, курирующие отрасли, которые производят или призваны производить свыше 50% наукоемкой продукции от общего объема производства. Кроме того, к системе управления национальной инновационной системой относятся также управленческие структуры на федеральном и региональном уровнях, основное содержание работы которых напрямую связано с его функционированием и развитием.

 

Образовательный блок включает, прежде всего, его высшие учебные заведения, т.е. систему высшего образования. Кроме того, в этот блок входят некоторые средние специальные учебные заведения (колледжи), осуществляющие подготовку кадров для  высокотехнологического комплекса с учетом его специфики. В данный блок следует также включить около 160 научно-образовательных центров, действующих в 39 субъектах

Российской Федерации, и  различные центры по подготовке кадров для инновационного менеджмента.

Блок фундаментальных  и прикладных исследований состоит из организаций всех

форм собственности, выполняющих  исследования и разработки. К таким  организациям относятся научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, высшие учебные заведения, научные подразделения промышленных предприятий, проектные организации, опытные заводы и прочие научные учреждения. К данному блоку относятся также государственные научные центры, научные организации, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования и разработки для нужд производственных структур высокотехнологического комплекса.

 

Высокотехнологичный комплекс экономики (ВТК) включает в себя корпорации и предприятия высокотехнологичных отраслей экономики. В мировой практике отрасль считается наукоемкой, если показатель наукоемкости (удельный вес затрат на НИОКР в годовой добавленной стоимости) превышает средний или некоторый специально выбранный для промышленности в целом или только для обрабатывающей промышленности уровень. К наукоемкой продукции в настоящее время принято относить продукцию, при производстве которой доля затрат на науку в общей сумме издержек составляет не менее 3,5 – 4,5 процентов. В соответствии со стандартной международной торговой классификацией (SITC) к высокотехнологичным, наукоемким отраслям относят аэрокосмическую индустрию, электронную промышленность, производство вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникации, тонкую химию и фармацевтику, выпуск медицинского оборудования, высокотехнологичные услуги (телекоммуникационные, финансовые, банковские, образовательные и медицинские услуги).

 

К ВТК России относятся отрасли оборонного комплекса, такие как авиационная, ракетно-космическая и электронная, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружений, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение, а также атомный комплекс, химико-фармацевтическая отрасль, производство химических волокон и нитей, выпуск композитов, научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования.

 

По сходству конечных видов  продукции и технологических  процессов наукоемкие,

высокотехнологичные производства объединены в следующие агрегированные комплексы (сегменты наукоемкого рынка): авиаракетно-космический комплекс (АРКК); радиоэлектронный комплекс (РЭК); специализированные военно-ориентированные отрасли промышленности (СВООП); наукоемкий сектор химической промышленности (НСХП); атомная промышленность (АТП).

 

Рассмотрим структуру  ВТК России по данным на 2002 год (рис.8.3.).


 

 

 

 

 

Рис. 8.3. Структура  ВТК России в 2002 году.38

 

К инфраструктурному  блоку в настоящее время можно отнести 38 инновационно- технологических центров, более 79 технологических парков, 90 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР, венчурные инновационные фонды, лизинговые фирмы, национальную сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и 11 высшей школы, компьютерные центры коллективного пользования, фонды содействия развитию малых форм предпринимательства в высокотехнологичном комплексе. Отдельной частью данного блока должны стать российские наукограды, в состав которых входят организации, осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную

деятельность, экспериментальные  разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

 

К социальному  блоку относятся структуры, которые призваны обеспечивать сохранение и пополнение кадрового потенциала национальной инновационной системы. В его состав входят школы и другие учебные заведения общего и специального образования, больницы, санаторно-курортные учреждения, организации культуры, спорта и т.п., находящиеся на балансе хозяйствующих субъектов, относящихся к национальной инновационной системе.

Характеризуя современное  состояние национальной инновационной  системы России, можно сделать вывод о слабой инновационной активности отраслей экономики, низкой конкурентоспособности их продукции по сравнению с зарубежными товарами, для которых российский рынок наукоемких товаров открыт.

Информация о работе Инновационные технологии и их влияния на экономический рост