Инновационные технологии и их влияния на экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования изучение влияния научно-технического потенциала на развитие экономики.
В ходе работы поставлены следующие задачи:
1. Дать определение НТП и рассмотреть критерии оценки его эффективности.
2. Определить взаимосвязь НТП и инновационного процесса.
3. Исследование содержания и развития форм финансовых отношений и системы финансирования в сфере инновационной деятельности
Рассмотреть влияние инноваций на экономический рост в России

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.docx

— 3.50 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.2.  Этапы достижения успеха в глобальной конкуренции26 

Таким образом, роль инноваций в  глобальной конкуренции заключается  в том, что они предоставляют  возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством  их реализации обеспечить технологическое  доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии  правильно сформированной стратегии.

С начала реформирования экономики России прошло почти двадцать лет. Наиболее предприимчивые производственные субъекты относительно быстро сориентировались в рыночных условиях. Практически  на всех адаптировавшихся к рынку  предприятиях созданы отделы коммерции  и маркетинга, которые осуществляют связь с потребителями; введены  новые системы управленческого  учета, направленные на выявление реальной картины финансово - экономического состояния предприятия. Вместе с тем, как показывает практика, для создания долгосрочной конкурентоспособности этого оказывается недостаточно. Одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия может стать его инновационная активность.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.2. Анализ конкурентоспособности27

2.3 Особенности  принятия решений в управлении  инновациями

Невозможно отрицать тот факт, что постоянное улучшение (в любом виде) — это жизненная  философия любой организации  сегодня, если она хочет выжить и  успешно функционировать в среднем, не говоря уже о долгосрочном, периоде. Это общеизвестная истина. Важно  отметить, что эту ситуацию породила изменяющаяся природа мира, и что  изменения происходят не как-то линейно  с  одной скоростью, а нарастают  по экспоненте. Стоять на месте в  меняющемся мире на самом деле означает отставать. В этих обстоятельствах  не всегда возможно удержаться на плаву, проводя незначительные улучшения в происходящих сегодня процессах.

 

Выделяют две  группы перемен: макро- и микроперемены.

Макроперемены — это факторы внешних воздействий, оказывающие влияние на все рынки сразу. К ним относятся экономические, политические, демографические, технологические и культурные изменения.

Наиболее значимыми  являются изменения экономического характера в целом, как изменения  в эпохе. Так, П. Дойль отмечает наличие  трех волн экономических изменений28:


 

 

Новая информационная эра способствовала возникновению  факторов изменений внешней среды рис. 7.2.

Кроме внешних  факторов макроперемен внешней среды  существуют и факторы микроперемен.

Микроперемены — это факторы внешних воздействий, действующие внутри отраслевого рынка. Остроту внутриотраслевой конкуренции усиливают влияние поставщиков, покупателей, наличие, угроза появления новых конкурентов, изменение доступа в отрасль, которые стали классическими и описаны М. Портером. Они приведены на рис. 8.2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.2.  Факторы макроизменений внешней среды29

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.2. Факторы микроизмененмй внешней среды (Портеру)30

 

Наличие изменений  во внешней среде (факторов макро- и  микроперемен) привело к возникновению  новых реалий управления.

 

Макро- и микрофакторы влияют на  организацию  следующим образом:

 

■ Внешнее окружение, факторы макро- и микроперемен, оказывают  прямое и косвенное воздействие  на управление организацией.

■ Воздействие  внешней среды имеет следующие  характеристики: сложность; разнообразие; многообразие; подвижность; определенная скорость; неопределенность информации о состоянии внешней среды.

■ Изменения  в среде столь значительны, что  они требуют радикального переосмысления системы взглядов на управление организацией.

■ Испытанные временем формы и правила управления не могут уже обеспечивать рост и  процветание организации.

■ Старая система  взглядов на управление должна быть заменена новой концепцией управления.

 

Новые реалии внешней  среды предполагают рассматривать  инновационную восприимчивость  организации как объект управления и требуют пересмотра концепции  управления организацией, как того требует объективная реальность.

К середине 1950-х  гг. ориентация только на внутренние факторы  производства уже не обеспечивает в  должной мере требуемого роста производительности труда и повышения уровня конкурентоспособности  организации. Развитие производительных сил, усиление концентрации производства, рост специализации и кооперации приводят к необходимости расширить  список факторов, обеспечивающих успех  фирмы.

Формирование  новой совокупности внешних и  внутренних факторов успеха фирмы является основой создания новой концепции  управления. Суть этой концепции сводится к следующему: не только рост производительности труда, рациональная организация производства, снижение издержек производства определяют успех фирмы и ее конкурентоспособность. В условиях агрессивной и изменяющейся внешней среды на первый план выходит  требование адаптивности, восприимчивости  к внешней среде, учет внешних  факторов.

Новая концепция  управления может иметь разные названия, и зависимости от того, какие внешние  факторы более значимы для  интересов организации. Например, «информационная», если придается значимость имеющимся средствам коммуникаций и информационным процессам в системе управления. Если же организация является конкурентоспособной в результате наличия творческого потенциала трудовых ресурсов, то концепцию управления можно  назвать индивидуалистической, т.е. во главе организации стоят интересы личности, а основной внешний фактор воздействия — конкуренция.

Маркетинговой концепцией управления можно назвать концепцию  организации, в которой внешние  связи с покупателями по сбыту  товара считаются наиважнейшими.

Вместе с тем, наличие новых реалий свидетельствует, что начало нового века знаменуется  усилением влияния фактора конкурентоспособности  «инновация», что позволяет дополнить  внутренние факторы конкурентоспособности  организации. Следовательно, современную  концепцию управления в инновационной  сфере более правильно назвать инновационной (рис. 9.2.).

В рамках инновационной  концепции управления возникает  термин инновационная организация.

На рис. 9.3 представлена схема управления инновационной деятельностью ОАО  «РЖД»31. В ОАО "РЖД" сформирована система инновационного менеджмента, обеспечивающая полный цикл внедрения инновационных проектов – от определения стратегических направлений и целевых параметров развития до получения новых продуктов и оценки их результативности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9.2. Содержание концепции управления в инновационной сфере32

 

Инновационной организацией чаще всего называют организацию, осуществляющую деятельность на одной или нескольких стадиях инновационного процесса, например занимающуюся фундаментальными исследованиями, научно-исследовательскими или опытно-конструкторскими разработками, а объектом управления принято считать инновационный процесс.

Это организация, которая имеет следующие особенности:

 

■ функционирует  на новой стадии конкуренции —  стадии инноваций;

■ обладает необходимым  инновационным потенциалом;

■ использует критерий эффективности — изменение окружающей среды к своей выгоде посредством  воздействия на свое окружение;

■ формирует  политику, направленную на инициирование  перемен, т.е. на проведение систематической  инновационной деятельности, как  для каждого подразделения организации, так и на каждом уровне управления.

 

Для уточнения  объекта управления и определения  понятия инновационной организации  следует рассмотреть стадии цикла  инновационной деятельности и выделить объект управления на каждой стадии (фазе).

На рис. 10.2. указаны фазы цикла инновационной деятельности и соответствующие им объекты управления.

В соответствии с выделенными фазами и с существующей специализацией управление в инновационной  сфере должно включать управление наукой (фаза 1), управление НИОКР (фаза 2, 3), управление инновациями (фаза 4, 5), управление инновационной восприимчивостью организаций (фаза 6), управление модификацией, совершенствованием инноваций или их плановой ликвидацией (фаза 7). Причем указанные фазы могут быть в рамках одной организации, но чаще всего организация имеет лишь некоторые фазы инновационной деятельности.

Рис.10.2. Объекты управления по фазам инновационной деятельности

 

Объектом управления на первой фазе будет процесс теоретических разработок, результатом — инновационная идея. Объектом управления второй фазы является процесс управления НИОКР, результатом — новшество. На третьей фазе объект управления — процесс разработки технического проекта, результат — опытный образец новшества. На четвертой и пятой фазах объектом управления является процесс внедрения новшества, коммерциализация инновации, результат — повышение конкурентоспособности организации. На шестой фазе объектом управления является процесс инновационной восприимчивости, результат аналогичен четвертой и пятой фазам. На седьмой фазе объект управления — процесс плановой ликвидации устаревшего нововведения, результат — сохранение конкурентоспособности организации.

 

Вместе с тем  использование инноваций (фаза 6) является непременным условием усиления конкурентоспособности  организации.

Если трактовать инновации за пределами технического детерминизма, т.е. как инновации  на основе знаний, информационные, социальные, организационно-управленческие, то очевидна необходимость выделения в качестве объекта управления организации  именно инновационной восприимчивости  организации к тем новшествам, которые являются результатом интеллектуального  капитала самой организации, или  инновациям, существующим во внешней  среде организации.

Таким образом, можно  сформулировать концепцию управления организацией в инновационной сфере следующим образом. В условиях агрессивной и меняющейся внешней среды успех и конкурентоспособность организации определяются, в первую очередь, приспособляемостью к внешней среде посредством учета факторов макро- и микроперемен через управление, направленное на восприимчивость к инновациям, а лишь затем внутренними факторами производства, такими, как труд, земля, капитал.

 

 

3. Инновационная  деятельность в РФ

3.1 Содержание  и направление инновационной  политики РФ

Инновационная политика государства представляет собой совокупность методов воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.

В настоящее время инновационная  деятельность в России переживает трудные  времена. Это связано с тем, что  до начала реформ крупномасштабные инновации  осуществлялись государством. Поэтому  специфика сложившейся на сегодняшний  день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные  кадры, но в то же время в связи  с общим экономическим упадком  существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.

Основные трудности в  реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью  бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой  собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций  не оставляют ресурсов для инновационной  деятельности. В связи с этим в  последние годы в стране резко  упала инновационная активность промышленных предприятий и в  ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Структура  внутренних затрат на научные исследования и разработки по источникам финансирования33

 

Однако дефицит средств  является не единственным фактором спада  инновационной активности. Особого  внимания и совершенствования также  требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды  и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная  политика государства, главной задачей  которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых  видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта  отечественных товаров.

Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

Информация о работе Инновационные технологии и их влияния на экономический рост